Файл: Матлин Г.М. Проектирование оптимальных систем производственной связи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вероятность рг0 того, что все обслуживающие аппараты в сис­ темах с ожиданием в момент поступления очередного вызова заня­ ты, может быть определена по формуле:

»+'•»

 

Pr0 = Y Pk-

(2-12>

k—V

 

Все обслуживающие аппараты могут быть заняты, когда оче­ редь отсутствует совсем (число вызовов не превышает числа аппа­ ратов), когда ,в очереди находится один вызов, два вызова и т. д. Следовательно, возможно г0+1 состояний, когда вновь поступив­ ший вызов застанет .віое обслуживающие аппараты занятыми. Так как каждое из этих состояний является несовместным событием, то по теореме сложений вероятностей получаем (2.12). Например, для системы с неограниченным ожиданием г0 = оо. Выбирая выра­ жения для pk из табл. 2.2, получим

yk

 

£Р‘=Е vk~vv\

Po-

k = v k = u

 

После простейших преобразований окончательно имеем:

Рг. =

~ Т -

<2-12'>

'

І—У/Ѵ

 

Для сетей с ожиданием и потерями при указанных выше усло­ виях аналогичным образом найдем

 

Рѵ 1

у \г»~и

 

 

V

(2.12")

Pr„ =

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

От длины очереди зависит время t п ожидания начала обслужи­ вания поступившего вызова, заставшего все обслуживатели заня­ тыми. Это время является случайной величиной и может быть опи­ сано соответствующим законом распределения. Вероятность того,, что время начала обслуживания вызова t r, меньше t для системы с неограниченным числом требований, равна

p ^tra< t ) = \ ~ proe

(2.13)

где t — среднее время обслуживания вызова.

Математическое ожидание времени начала обслуживания мо­ жет быть определено исходя из очевидного равенства, справедли­

вого для всех систем с ожиданием:

 

 

г = и Га.

(2.14)

Отсюда tr, —г/К.

 

 

— 57

 


Таким образом, аппарат теории массового обслуживания поз­ воляет определить все временные и вероятностные характеристики в задачах, где входящий поток вызовов пуассоновский, а время обслуживания •— показательное. Если эти условия не выполняют­ ся, то расчетные формулы значительно усложняются и вычисле­ ния по ним без применения ЭВМ практически невозможны.

2.2. ТЕОРИЯ НАДЕЖНОСТИ

Теория надежности является общей научной дисциплиной, изу­ чающей общие методы и приемы, которых следует придерживать­ ся при проектировании, изготовлении, приемке и эксплуатации из­ делий для обеспечения максимальной их эффективности в процессе использования, а также разрабатывающей общие методы расчета качества устройств по известным качествам составляющих их ча­ стей [3,35]. В это определение входит ряд понятий, нуждающихся в уточнениях:

и з д е л и е — элемент, система или ее часть; э к с п л у а т а ц и я — совокупность всех фаз существования из­

делия: транспортировка, хранение, подготовка к использованию по назначению, обслуживание, ремонт;

к а ч е с т в о — совокупность свойств, определяющих степень пригодности изделия для использования по назначению. При таком определении [35] понятие о качестве изделия зависит от способа использования изделия.

Теория надежности возникла в последние годы вследствие бур­ ного развития техники, резко усложнившей функции отдельных устройств, и повысившей их ответственность за выполнение этих функций. Все увеличивающаяся сложность технических устройств приводит к снижению их надежности. Разрешение указанного про­ тиворечия требует научного подхода, базирующегося на примене­ нии методов теории вероятностей, математической статистики, тео­ рии информации, теории массового обслуживания и т. іп. Теория надежности в основном имеет дело со случайными процессами, поскольку как не стремятся к сохранению постоянства условий в процессе производства, однородности исходных материалов и неизменности технологии изготовления, неизбежные колебания всех этих компонентов приводят к существенному разбросу свойств го­ товых изделий. Кроме того, эти изделия в процессе эксплуатации находятся иод воздействием случайных внешних факторов.

Многие задачи теории массового обслуживания приводят к мо­ делям, тождественным моделям теории надежности. В ряде слу­ чаев для использования результатов более «старой» теории мас­ сового обслуживания в теории надежности достаточно слова «тре­ бование», «вызов» заменить словом «отказ», а длительность разго­ вора, обслуживания— временем ремонта и т. п.

Понятие надежности изделия раскрывается совокупностью трех понятий — безотказности, долговечности, ремонтопригодности.

— 58 —


Б е з о т к а з н о с т ь — способность изделия сохранять работо­ способность в течение определенного интервала времени в опре­ деленных условиях эксплуатации.

Д о л г о в е ч н о с т ь — способность изделия к длительной эк­ сплуатации при необходимом техническом обслуживании; она ха­ рактеризуется либо временем, либо числом циклов, либо объемом произведенной работы.

Р е м о н т о п р и г о д н о с т ь — приспособленность изделия к. предупреждению, обнаруживанию и устранению отказов; она ха­ рактеризуется затратами труда, времени и средств на ремонтные

работы.

При этом

о т к а з о м называется частичная или полная

утрата

(или видоизменение) таких свойств изделий, которые суще­

ственным образом

снижают работоспособность или приводят к ее-

полной потере.

Под н а д е ж н о с т ь ю системы или ее элемента подразумева­ ется свойство сохранять свои параметры в заданных пределах и в заданных условиях эксплуатации. Системы (элементы) подразде­

ляются на в о с с т а н а в л и в а е м ы е (возвращающие

свои свой­

ства после отказа в работе) и н е в о с с т а н а в л и в а е м ы е

(ра­

ботающие до первого отказа).

 

 

Может рассматриваться надежность как отдельных технических

устройств (например, аппаратуры связи), так и всего

тракта

до­

ставки информации, состоящего из целого комплекса устройств, соединенных особым образом для осуществления этой передачи. Тракт доставки информации, рассматриваемый в целом, и элемен­ ты этой системы (аппаратура связи) относятся к восстанавливае­ мым системам и элементам. Основными количественными харак­ теристиками надежности последних являются наработка на отказ, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы, время вос­ становления и время профилактики.

Н а р а б о т к о й на о т к а з называется

промежуток времени от

момента окончания восстановления после

отказа до

момента по­

явления следующего отказа. При этом следует иметь

в виду, что

всю «жизнь»

системы (элемента) можно разбить на

три периода.

В первом

периоде — п е р и о д е п р и р а б о т к и

— количество

отказов, происшедших в единицу времени, резко уменьшается с те­ чением времени за счет устранения скрытых дефектов изготовления, проявляющихся в начале работы системы (элемента). Отказы, появляющиеся в этот период, носят название п р и р а б о т о ч н ы х .

Второй период — п е р и о д н о р м а л ь н о й р а б о т ы — ха­ рактеризуется тем, что количество отказов, возникающих в единицу времени, практически является постоянной величиной. Эти отказы называются в н е з а п н ы м и и не могут быть предупреждены для увеличения надежности заменой элементов, так как новые элемен­ ты внесут в систему дополнительные приработочные отказы.

В третьем периоде — п е р и о д е и з н о с а — количество отка­ зов в единицу времени резко увеличивается со временем за счет старения элементов. Отказы, возникающие в этот период, получи­

— 59 —


ли название п о с т е п е н н ы х , или и з н о с о в ы х, и могут быть предупреждены путем замены изношенных элементов новыми.

Наработка на отказ Т0 является математическим ожиданием случайной величины т — времени «жизни» (работы) элементов. В тех случаях, когда износ систематически предотвращается путем замены элементов до окончания периода нормальной работы или когда заменяются только отказавшие элементы, отказы системы образуют пуассоновский поток и вероятность появления ровно п отказов за время t можег быть определена по формуле, приведен­ ной в табл. 2.1:

где п — число замен отказавших элементов за время t; X— и н т е н ­ с и в н о с т ь о т к а з о в — среднее число отказов за единицу вре­ мени. Как было показано в разд. 2.1 при пуассоновском входя­ щем потоке длительность интервалов между соседними вызовами подчиняется экспоненциальному закону (2.4), но в данном случае вероятность того, что за время і отказов не произойдет, есть веро­ ятность безотказной работы qo(l)- Вероятность появления отказов за время t

P = l — q0(t) = l - e ' w,

(2.15)

т. е. эта вероятность подчинена показательному

распределению.

В период нормальной работы интенсивность отказов, как указыва­

лось выше, является постоянной

величиной. В этот период

 

%=

1/7V

(2.16)

Для периода износа обычно используется нормальный закон распределения.

У реальных элементов может произойти внезапный отказ, но параллельно идет и «старение» элемента, которое приводит к по­ степенному отказу. Такие элементы можно рассматривать состоя­ щими из двух частей, в каждой из которых может произойти отказ только одного вида — внезапный или постепенный. Элемент рабо­ тает до первого из этих отказов. Среднее время наработки на от­ каз тогда будет равно [35]

(2.17)

Некоторые задачи надежности представляются моделями, опи­ сываемые законами распределения Вейбулла, Гамма, логарифми- чески-нормальным и др. (см. табл. 2.1).

В р е м е н е м в о с с т а н о в л е н и я называется промежуток вре­ мени от момента появления отказа до момента окончания восста­ новления, а в р е м е н е м п р о ф и л а к т и к и — средняя продол­ жительность профилактических работ, отнесенная к одному отка­

60 —


зу. Время восстановления и время профилактики имеют важное значение для оценки деятельности службы эксплуатации (см.

гл. 9).

Основной характеристикой надежности восстанавливаемого эле­ мента является к о э ф ф и ц и е н т г о т о в н о с т и кг, который ра­ вен вероятности того, что в момент t этот элемент находится в ис­ правленном состоянии. Из простых вероятностных соображений можно получить

«г

Т0

(2.18)

То + Тг

 

где То — среднее время наработки на

отказ; Т\ — среднее время

восстановления.

 

 

Из ф-лы (2.18) следует, что коэффициент готовности есть сред­ няя доля времени, которое элемент пребывает в исправленном со­ стоянии. При экспоненциальных законах распределения длительно­ сти «жизни» элемента и времени восстановления

кг

у

 

_

То

(2.19)

 

А +

у

 

Тл + Т1

'

где V— интенсивность восстановления.

Надежность системы связи определенным образом связана с надежностью составляющих ее элементов. Элементы могут соеди­

няться в систему либо последовательно,

либо параллельно. П о -

с л е д о в а т е л ь н ы м называется

такое

соединение, при

котором

отказ любого элемента вызывает

отказ

всей системы.

П а р а л ­

л е л ь н ы м называется такое соединение, при котором отказ систе­ мы наступит тогда, когда откажут все входящие в систему эле­ менты. При рассмотрении надежности системы до первого отказа для случая последовательного соединения элементов, отказываю­ щих независимо друг от друга, имеем

С опосл(0 =

П

(2.20)

 

/=1

 

а для случая параллельного соединения

 

 

п

 

Л > „ар(0 =

П р »(9,

( 2 .2 1 )

 

І=1

 

где QoпоелГО — вероятность безотказной работы системы при по­

следовательном

соединении элементов; qt(t) — вероятность

безот­

казной работы

і-го элемента в течение времени t; п — число эле­

ментов,

образующих

систему;

ЯопарГО — вероятность

отка­

за системы при параллельном соединении элементов;

Pi(t) — ве­

роятность

отказа t-го

элемента

в

течение времени

t:

p%(t) =

= 1 —qi(t). Очевидно,

что Р0 парГО=

1—1<ЗопаРГО> гДе Qoпар — ве-

роятность безотказной работы системы при параллельном соеди­ нении.

— 61 —