ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
валы пуска не соблюдают. В этом случае сплав пучков организуют подобно молевому сплаву.
Для транспортировки лесоматериалов используется не весь реч ной поток, а только его часть. Эксплуатируемую часть потока можно характеризовать площадью соэ его поперечного сечения, которая равна произведению эксплуатируемой ширины Ьа реки на эксплуати руемую глубину h3 в данном створе.
При плотовом сплаве эффективность использования сплавоспособности потока зависит от осадки сплоточных единиц, при этом чем больше их осадка, тем меньше эксплуатируемая ширина реки.
Оптимальные эксплуатируемые глубину Аэ.0 , ширину &э. „ и осадку t0 сплавных единиц, соответствующих максимальной эксплуа
тируемой площади живого сечения потока |
при параболическом |
||
русле, можно определить по зависимостям |
|
|
|
Ко = ^гНо> |
b3.0 = byh0—h3.0; |
t0 |
= h3.0—z, |
О |
|
|
|
где h0 — максимальная |
бытовая глубина |
в |
данном сечении по |
тока, м; |
|
|
|
b — ширина реки в данном створе, м; z — донный запас, м.
Максимально возможную сплавоспособность реки в данном створе при сплаве сплоточных единиц можно определить по формуле
(13), в |
которой |
ЬС = ЬЭ.0; иэ = иэ .0 ; <7 = ^о; |
Р = РпРеД, |
здесь |
q=0,63to, |
v9 — средняя скорость в эксплуатируемой |
площади |
живого |
сечения |
||
потока; |
va.0 = vK, |
v— средняя скорость по всему |
сечению |
потока; |
К — переходный коэффициент от средней скорости в сечении к сред ней скорости в эксплуатируемой части сечения, равный 1,12; (Зпред — предельный коэффициент заполнения эксплуатируемой части потока сплавными единицами в пунктах пуска их в сплав, принимаемый равным 0,7—0,8.
Д е ф и ц и т о м лесопропускной способности реки называют не достаточную лесопропускную способность створа при существую щих транспортных условиях. Для определения дефицита лесопро пускной способности реки строят совмещенный график изменения сезонной лесопропускной способности по длине реки и ее загрузки (рис. 3).
Для увеличения лесопропускной способности реки и, следова
тельно, для ликвидации ее дефицита на реках проводят |
мелиоратив |
ные работы. Виды мелиоративных работ и их объемы |
определяют |
величиной дефицита. |
|
Все мелиоративные работы делятся на простейшие |
и сложные. |
В комплекс работ по простейшей мелиорации входят:
очистка берегов от зарослей кустарников, деревьев, от навалов лесного хлама, препятствующих сплаву;
расчистка русла реки от карчей, топляков, крупных камней, за рослей травы, остатков искусственных сооружений;
уширение сплавного хода реки путем срезки мысов, обочин, островов;
21
установка |
лесонаправляющих |
сооружений — бонов для огражде |
|||||||||||||
ния неудобных для сплава участков. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
В комплекс работ по сложной мелиорации |
входят: |
|
|
|
|||||||||||
регулирование русла в целях его спрямления или углубления |
|||||||||||||||
гидротехническими сооружениями |
(дамбами, запрудами); |
|
|
||||||||||||
|
|
|
N. тыс |
И* |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
||
|
|
|
|
300 |
|
Дефицит |
|
сплабопролускнои |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
слосооности |
|
/Ч |
|
|
1 |
|||
|
|
|
|
200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
л1 |
||
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
j |
У/,Л |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
I ~*. |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
i |
|
\ |
|
Сплавопропускная |
||||
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
ут*- способность |
||||
|
|
|
|
100 - |
|
|
'Ж |
||||||||
|
|
|
|
II |
|
|
к |
|
А |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
•*- Загрузка |
реки. |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расстояние |
от устья, |
км |
110 100 90 |
80 |
70 60 |
SO <+0 30 |
|
20 |
10 0 |
||||||
N расчетных |
|
стбороб |
|
|
i |
l |
l |
|
|
1 |
i |
1 |
1 |
||
грузопоток |
молевого |
сплава |
1 |
2 |
|
3 |
160 |
4 |
S |
6 |
2W |
7 |
|||
нарастающим |
цтогом/ысн* |
|
kO |
|
|
|
200 |
|
280 |
||||||
Естественная |
сплавопропуск- |
80 |
160 |
то |
100 |
160 220 |
|
320 |
|||||||
ная способность , тыс. м3 |
|
|
|||||||||||||
Десрицит, |
тысм3 |
|
|
— |
|
100 |
140- |
20 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Рис. 3. Совмещенный график |
грузопотока и сезонной сплавопропускной способ |
||||||||||||||
|
|
|
|
ности реки при молевом сплаве |
|
|
|
|
|||||||
регулирование стока |
плотинами; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
строительство лотков и каналов в обход участков, неблагоприят |
|||||||||||||||
ных для |
сплава. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
§ 6. |
СУДОХОДНАЯ |
ОБСТАНОВКА |
|
|
|
|
|
|
|
Для обозначения направления, границ, глубины и ширины судо вого хода, для ограждения подводных и надводных препятствий для судоходства на внутренних водных путях применяют специальные знаки. Совокупность этих знаков носит название с у д о х о д н о й о б с т а н о в к и .
Все знаки судоходной обстановки по своей форме и размерам, окраске и освещению соответствуют установленным ГОСТ. Исправ ное содержание знаков возглагается на органы бассейновых управ лений пути.
Все знаки судоходной обстановки можно разделить на несколько
групп. П о н а з н а ч е н и ю : указательные, |
показывающие направ |
ление судового хода (створные, перевальные, |
ходовые и знаки судо- |
22
ходных пролетов мостов); оградительные, обозначающие границы
судового хода (буи, бакены, вехи, |
весенние знаки, маяки и путевые |
огни в каналах); разрешительные |
и запретительные (семафорные |
и сигнальные мачты); предупредительные и оповестительные (знаки «Сигнал», штормовые мачты, рейдовые столбы, опознавательные знаки). П о м е с т у у с т а н о в к и : береговые и плавучие.
Рис. 4. Знаки судоходной обстановки:
а — створный знак; б — перевальный столб; в — ходовой |
знак; г — сигнальная мачта; д — |
семафорная мачта; е —паводковый знак; |
ж — буй; з—бакен |
Ниже приводится описание некоторых знаков судоходной обста новки, встречающихся на путях водного лесотранспорта.
Береговые знаки. На берегах устанавливают створные, переваль
ные, ходовые, сигнальные, семафорные и весенние знаки. |
|
||
С т в о р н ы е з н а к и |
указывают |
точное направление |
судового |
хода. Их устанавливают |
парами друг |
за другом, при этом |
передний |
знак устанавливается ниже заднего на 1—2 м. Знак выполняется в виде: квадратного щита, укрепленного на столбе; трехгранной или четырехгранной пирамиды с трапецеидальным щитом (рис. 4, а). Створные знаки окрашивают: на светлом фоне местности — в крас ный цвет, на темном фоне местности — в белый цвет. Створные по лосы на трапецеидальных щитах окрашивают в первом случае в бе лый цвет, во втором случае — в черный.
23
П е р е в а л ь н ы е |
с т о л б ы |
показывают |
направление |
судового |
||
хода с |
одного берега |
на другой |
через перевал (перекат), |
а |
также |
|
начало |
и конец перевала. Знак |
выполнен в |
виде столба |
с |
двумя |
вертикальными прямоугольными щитами (рис. 4, б). Щиты установ лены так, чтобы один из них был виден с судов, идущих снизу, вто рой — с судов, идущих сверху. Перевальные столбы окрашиваются чередующимися горизонтальными полосами. На темном фоне ме стности черные полосы чередуются с белыми; на светлом фоне — белые с красными. В ночное время над щитами зажигаются огни:
зеленый — для |
левого |
берега, красный — для правого берега. |
Х о д о в ы е |
з н а к и |
устанавливают на реках и водохранилищах |
в местах, где невозможно установить створные или перевальные знаки. Ходовые знаки указывают, что судовой ход проходит в непо средственной близости от берега. Знак выполнен в виде столба со сплошным щитом ромбовидной формы на верхней части (рис. 4, в). На правом берегу столб окрашивается полосами белого и красного цвета, щит — в красный цвет. На левом берегу столб окрашивается полосами белого и черного цветов, щит •— в белый цвет. Ходовые знаки в ночное время освещаются на правом берегу красными, на
левом берегу — белыми |
огнями. |
С и г н а л ь н ы е м а |
ч т ы устанавливают выше и ниже переката |
для указания наименьшей ширины и глубины судового хода на пере кате. Мачта состоит из столба и горизонтальной реи (рис. 4, г). На конце реи, обращенном против течения, подвешивают знаки глу
бины, |
на противоположном |
конце — знаки |
ширины судового хода. |
||
Мачта |
окрашивается |
чередующимися |
полосами красного, черного |
||
и белого цветов. |
|
|
|
|
|
С е м а ф о р н а я |
м а ч т а |
служит |
для |
регулирования движения |
судов и плотов на участках с односторонним движением. Мачта со стоит из столба с горизонтальной реей, на которую подвешиваются
регулировочные |
знаки: разрешающие движение — черный |
цилиндр |
||
и зеленый |
огонь, запрещающие движение — красный конус |
и |
крас |
|
ный огонь |
(рис. 4, д). Столб и рея окрашиваются в сплошной |
белый |
||
или красный цвет. |
|
|
||
В е с е н н и е |
( п а в о д к о в ы е ) з н а к и устанавливают |
на пой |
менных берегах и островах в период весеннего половодья для ограж дения затопленных препятствий. Знак представляет собой: для пра вого берега — столб с круглым решетчатым щитом в верхней части, окрашенный в красный цвет; для левого берега—столб с трапецеи
дальным решетчатым щитом, окрашенным в белый цвет |
(рис. 4, е). |
|||
Ночью знаки освещаются |
на правом берегу — красным, |
на левом |
||
берегу — белым огнями. |
|
|
|
|
Б е р е г о в ы е м а я к и |
сооружаются |
в |
виде башен |
и устанав |
ливаются на озерах и водохранилищах |
для |
указания направления |
курса судна, а также для ограждения опасных для плавания пре пятствий или целых районов.
Плавучие знаки. На воде устнавливаются бакены, буи, вехи для указания границ судового хода и для ограждения подводных пре пятствий.
24
Б а к е н ы устанавливают на границах судового хода. На правой границе устанавливается бакен шарообразной формы, окрашенный в красный цвет (рис. 4, з). На левой границе устанавливается бакен формы трехгранной пирамиды белого цвета. Ночью бакены осве щаются: правый — красным, левый— белым огнями.
С в а л ь н ы й б а к е н указывает наличие свального течения. Он устанавливается вне судового хода, за той его границей, в сторону которой направлено свальное течение. Бакен выполнен в виде ци
линдра на |
правом берегу — красного цвета, |
на левом берегу—бе |
лого цвета. |
|
|
В е х а |
ограждает подводные препятствия |
или границы судового |
хода. Вехи устанавливают на участках, где движение осуществ ляется только в светлое время суток. Веха правого берега окраши вается в красный цвет, левого берега — в белый цвет.
На реках с плотовым сплавом на затруднительных участках на ряду с обычными знаками плавучей обстановки, указывающей основ ной судовой ход, выставляют вторую линию бакенов и вех для обо значения плотового хода. Знаки плотового хода окрашиваются в зе леный цвет, а ночью освещаются синими огнями.
Б у и |
устанавливают |
на водохранилищах, озерах и речных уча |
||
стках с |
круглосуточным |
движением. Буи — это надежные, хорошо |
||
видимые знаки |
(рис. 4, ж). На реках буи правого берега — красные, |
|||
левого берега — белые. |
На водохранилищах |
буи левого берега — |
||
черные. |
|
|
|
|
П е с т р ы е |
б а к е н ы |
устанавливаются |
в местах раздвоения |
|
судового |
хода. |
Пестрые |
бакены — это два бакена — белый и крас |
ный — поставленные на один плот.
Вся судовая обстановка обычно показывается на так называе мых л о ц м а н с к и х к а р т а х , которыми судоводители руковод ствуются при плавании. На карте показаны также фарватер, глу бины, порты, пристани и др. В дополнение к лоцманской карте составляются специальные лоции, т. е. описания нужных для судоводителей данных, не отраженных на карте.
Глава II
ТАКЕЛАЖ И ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИЯ
§1. ВИДЫ И КОНСТРУКЦИЯ СПЛАВНОГО ТАКЕЛАЖА
Такелаж — это |
один из |
основных видов материально-техниче |
ского оснащения |
лесосплава, решающий успех его проведения. |
|
К сплавному такелажу |
относятся: стальные и растительные ка |
наты, цепи, проволока, обвязочные комплекты, якоря, лоты, раз личные соединительные элементы (соединительные скобы, верт люги, талрепы, сжимы и т. д.), металлические поковки, используе мые для крепления наплавных сооружений, при формировании плотов и т. д.
25
Стальные канаты (тросы). Стальные канаты для лесосплавных
работ изготовляются из стальной светлой или оцинкованной |
про |
||
волоки толщиной 0,4—3,0 мм с временным |
сопротивлением |
раз |
|
рыву а — 130ч-180 |
kzcjmmz. |
|
|
Проволоки, образующие стальной канат, |
скручиваются вокруг |
органического или металлического сердечника. Для органического сердечника применяют пеньку, тщательно пропитанную антикор розийной, противогнилостной смазкой, не содержащей ни щелочей, ни кислот. В качестве смазки применяют подогретую смолу. Ме таллические сердечники изготавливают из мягкой проволоки.
Органические сердечники имеют следующие преимущества по сравнению с металлическими: гибкость, эластичность, способность впитывать и сохранять смазку, уменьшать вредное влияние на трос
динамических нагрузок, меньший вес. Металлические |
сердечники |
||
Рис. 5. Поперечные |
сечения |
сталь |
|
ных |
канатов: |
|
|
а — одинарной; |
б — двойной; |
в — ка |
|
бельной свивок |
|
применяют в канатах, подверженных при работе сильному сдав ливанию.
По конструкции стальные канаты могут быть (рис. 5) |
одинар |
ной, двойной и тройной свивки. При одинарной (спиральной) |
свивке |
проволоки свивают в прядь и в таком виде используют в качестве
стального |
каната. Прядь может состоять из одного, двух, трех и |
т. д. слоев |
проволоки. |
При двойной (тросовой) свивке из отдельных проволочек вна чале свивают пряди, после чего пять-шесть прядей скручивают вокруг сердечника в канат.
При тройной (кабельной) свивке вначале из семи прядей скру чивают стреньги, а из шести стреньг — канат.
По направлению свивки проволок в пряди и прядей в канате различают тросы односторонней (параллельной), крестовой и ком
бинированной свивки. |
В канатах |
о д н о с т о р о н н |
е й с в и в к и |
проволочки уложены |
параллельно |
друг другу. Эти |
канаты обла |
дают большей гибкостью и лучше сопротивляются износу, чем
канаты |
|
крестовой |
свивки. |
Недостатком канатов |
параллельной |
||||
свивки |
является их самораскручивание, а обрыв одной проволоки |
||||||||
приводит |
к |
самороспуску |
троса. Этих недостатков лишены |
тросы |
|||||
к р е с т о в о й |
с в и в к и . |
В канатах |
комбинированной |
свивки |
про |
||||
волоки |
в |
соседних |
прядях |
имеют |
противоположное |
направление |
|||
свивки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На лесосплаве преимущественное распространение получили тросы крестовой свивки.
Общим недостатком стальных канатов является относительно малая их эластичность и гибкость, быстрая порча от образования колышек и скользкость.
26