ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
Для определения усилий, возникающих в различных элементах такелажных креплений конкретных конструкций плотов, поль зуются эмпирическими формулами, полученными по итогам лабо раторных и натурных испытаний плотов.
§ 3. БУКСИРОВКА ПЛОТОВ |
|
|
|
|
Буксировочные средства. Для буксировки |
плотов |
применяют |
||
суда с колесными и винтовыми движителями |
мощностью 200— |
|||
500 л. с. в речных условиях, 300—600 л. с. — по озерам |
и водохра |
|||
нилищам, 600—1200 л. с. — по морям. |
|
|
|
|
Суда с колесными движителями |
применяют |
для |
буксировки |
|
плотов по рекам, так как движители |
такого |
типа создают возму |
щенный поток с меньшей скоростью оттекания струи и с меньшей зоной его распространения. Это дает возможность буксировать плоты на более коротком тросе, что очень важно при проводке плотов по извилистым речным участкам. В то же время примене ние таких судов нецелесообразно для буксировки плотов по водо хранилищам и озерам с тяжелым ветро-волновым режимом, так как суда с колесными движителями обладают недостаточной остойчивостью.
Для буксировки плотов по озерам и водохранилищам приме няют винтовые теплоходы.
В зависимости от условий транспортировки и мощности при меняемых для этой цели судов объемы формируемых плотов ко
леблются от 2 до 30 тыс. м3— при буксировке по рекам |
по тече |
||||
нию; |
1,5—4,0 тыс. м3 |
— при буксировке по рекам |
против |
течения; |
|
2—10 |
тыс. м3 |
— при |
буксировке по озерам и |
водохранилищам; |
|
1,5—5 тыс. м3 |
— при буксировке по морям. |
|
|
Технические скорости транспортировки плотов в речных усло виях по течению колеблются в пределах 80—140 км в сутки; про тив течения — 38—48 км в сутки; по озерам и водохранилищам — 70—105 км в сутки; по морям— 105—175 км в сутки.
Управление плотами на речных участках. Наличие свальных течений, перекатов, поворотов русла и т. д. вызывает необходи мость применения при буксировке плотов средств управления их движением. Управление плотом сводится к созданию и поддер
жанию необходимого |
натяжения в продольных креплениях |
плота. |
||
П р и у п р а в л е н и и |
п л о т а м и |
т о р м о з н ы м и |
с р е д |
|
с т в а м и натяжение |
в |
продольных |
креплениях плота и |
преду |
преждение выхода его за пределы судового хода достигается тор можением движения хвостовой части плота при одновременном его перемещении впереди идущим буксировщиком. Для этого при
меняют тормозной |
такелаж (лоты, цепи), |
который |
сбрасывается |
|
на дно водоема с так называемых |
ведущих |
единиц, |
установленных |
|
в хвостовой части |
плота. Между |
такелажем и грунтом возникает |
сила торможения, препятствующая выходу плота за пределы судо вого хода. В качестве ведущих единиц применяют специальные плитки или деревянные и металлические понтоны.
232
Плитки представляют собой многорядные наплавные сооруже ния, по середине которых сделаны сквозные отверстия для опуска ния якоря или лота. Для управления одним плотом требуется 4_8 плиток-поплавков и столько же плиток-подъемников. Плиткипоплавки изготовляют трехрядными размерами 13x17 и 13хП м
ч1
Рис. 95. Схемы установки средств управления в кормовой части плота:
а — плиток |
Зайцева; б— понтона; |
/ — плот; 2 — понтон; 3 — лебедка; |
4 — плитка-поплавок; |
|||||||||
5 — плитка-подъемник; |
6 — лежни; |
7 — л о т ; |
в — я к о р ь ; 9 — шейма лота; |
10 — шейма |
якоря; |
|||||||
|
|
|
|
И — дрект; |
12 — цепь-волокуша |
|
|
|
|
|||
для транзитного |
транспорта и 6,5X6,5 м — для |
местного |
транс |
|||||||||
порта. |
Плитки-поплавки |
прикрепляют к |
хвостовой |
части |
плота, |
|||||||
а к плиткам |
крепят |
концы |
шейм |
якорей и лотов |
(рис. 95, а). |
|||||||
Плитки-подъемники |
изготовляют |
трех- |
двухрядными |
размером |
||||||||
6,5x6,5 м. Они служат для подъема лотов и якорей, |
поэтому их |
|||||||||||
оборудуют лебедками, на барабан которых наматывается |
дрект |
|||||||||||
якоря или лота. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Понтоны |
(рис. 95, б) |
могут быть самоходными |
и |
несамоход |
||||||||
ными. Для подъема |
такелажа |
на понтоне устанавливают |
много- |
233
барабанную лебедку. К одному понтону подсоединяют до 20 тыс. ж3 леса.
Управление плотами при помощи тормозных средств дости гается сброской с ведущих единиц тех лотов, которые укреплены на стороне, противоположной действию свального течения или ветра.
Способ управления при помощи тормозных средств является несовершенным и неэкономичным из-за снижения скорости дви
жения |
плотов на |
участках |
торможения, |
из-за |
большого |
расхода |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
такелажа, |
необходимости |
содержания |
на |
||||||
7 < 1 |
|
, |
|
^ |
|
каждом |
плоту большой |
плотовой |
команды. |
|||||||
|
|
2 |
П р и у п р а в л е н и и п л о т о в в с п о |
|||||||||||||
3 |
|
|
1 |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
м о г а т е л ь н ы м и |
с у д а м и вспомогатель |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ное судно пришвартовывается к хвостовой |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
части плота и сопровождает плот на всем |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
участке, где требуется управление. Швар |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
товка вспомогательного судна к плоту осу |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ществляется четырьмя способами (рис. 96): |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
лагом к корме плота, форштевнем в борт |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
плота, в «растяжку» и форштевнем к корме |
|||||||||
Рис. 96. |
Способы |
швар |
плота. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
При |
сопровождении |
плота |
лагом |
|||||||||||||
товки |
вспомогательного |
(рис. 96, |
а) |
судно |
швартуется к хвосту |
пло |
||||||||||
теплохода |
к |
плоту: |
||||||||||||||
а —. лагом |
к |
корме |
плота; |
та бортом. При проводке плота по криву |
||||||||||||
б ф о р ш т е в н е м |
в |
борт; |
лям |
вспомогательное |
судно перемещает хво |
|||||||||||
— «врастяжку»; |
г |
— фор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
в — |
|
|
|
|
|
|
стовую часть плота |
в сторону, противопо |
||||||||
штевнем |
к |
корме |
плота; |
|||||||||||||
/ — плот; |
2 — теплоход; |
3 — |
ложную действию свального течения, рабо |
|||||||||||||
|
буксировщик |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
тая |
задним |
или |
передним |
ходом. Когда |
|||||
вспомогательное |
судно |
швартуется |
к плоту |
форштевнем |
(рис. 96, |
б), оно толкает хвостовую часть плота в сторону, противополож ную свальному течению.
При креплении врастяжку (рис. 96, в) буксирный трос вспомо гательного судна при помощи усов закрепляют в хвостовой части плота. При действии на плот свальных течений судно противодей ствует смещению хвостовой части плота с фарватера.
При креплении форштевнем к хвосту плота (рис. 96, г) вспо могательное судно толкает плот сзади в сторону, противополож ную действию свального течения.
При первых двух способах крепления вспомогательного судна к плоту от сноса удерживается только его хвостовая часть. По этому у гибких конструкций плотов под действием свальных тече
ний средняя часть прогибается и выходит за пределы |
судового |
|
хода. В связи с этим |
приведенные способы управления применяют |
|
к плотам, у которых |
радиус жесткости р ж равен радиусу |
кривизны |
судового хода. |
|
|
Третий способ крепления вспомогательного судна к плоту при меняют для гибких конструкций. В этом случае вспомогательное судно создает как поперечные, так и продольные усилия, удержи вая плот от недопустимых прогибов.
234
Четвертый способ крепления вспомогательного судна приме няют для жестких конструкций плотов.
Управление плотами при помощи вспомогательного судна яв ляется более эффективным, чем с применением тормозного таке лажа, благодаря маневренности судов, полной механизации этой
трудоемкой операции, сокращению расхода такелажа и |
числен |
ного состава сопровождающей плот команды рабочих. |
Кроме |
того, этот способ управления позволяет увеличить скорость дви жения плотов на 20—30% по сравнению со скоростью при при менении тормозного такелажа.
Буксировка плотов в озерных условиях. По озерам и водохрани лищам плоты буксируют без тормозных средств. Плот сопровож дает команда рабочих из расчета один человек на шлюзуемую единицу. Буксировка плотов допускается при действии ветра си лой до 6 баллов. При большем ветре плот укрывают в плотоубежище. Для предсказания погоды на водохранилищах и озерах ор ганизуют службы прогнозов, станции которой имеют радиосвязь с буксирным судном.
Переформировочные и ремонтные работы в пути транспорта.
Необходимость в переформировочных работах возникает в связи с изменением условий плавания на пути транспорта плотов до потребителя. Плоты переформировывают на специальных перефор мировочных рейдах, которые сооружают:
на г р а н и ц е п е р е х о д а р е ч н ы х у с л о в и й п л а в а н и я в о з е р н ы е — на этих рейдах переформировочные работы вклю чают изменение габаритов плотов, наложение дополнительных креплений на плот и смену буксирной тяги;
в в е р х н е м б ь е ф е п л о т и н ы п е р е д ш л ю з а м и — пере формировочные работы на этих рейдах состоят в ремонте плотов, расчалке их на шлюзуемые единицы для проводки через камеры шлюзов;
в н и ж н е м |
б ь е ф е |
п л о т и н ы — п е р е ф о р м и р о в о ч н ы е |
работы |
на этих рейдах |
состоят |
в соединении шлюзуемых единиц |
в плот |
с габаритами, соответствующими правилам сплава на нижележа
щем речном участке, в |
оснащении плота тормозным такелажем, |
а также в ремонте плота. |
|
Переформировочные |
рейды располагают на удобных аквато |
риях, где судовые ходы и подходы к причальным точкам имеют до статочную глубину и ширину. Рейды оснащают необходимыми на плавными сооружениями, механизмами и оборудованием для ре монта плотов и утягивания их креплений, запасным такелажем, рейдовым флотом, средствами связи и энергетическими установ ками.
Каждый плот, поступающий на переформировочный рейд, пе реформировывают и ремонтируют ло специальному графику — тех нологической карте. Состав операций технологического процесса переформировочных рейдов определяется конкретными условиями.
Проводка плотов через гидроузлы. Через шлюзы плоты прово дят при помощи специального буксировщика или электровозов.
235
При проводке при помощи буксировщика его буксирный трос сое диняют с продольными лежнями шлюзуемой секции. Технологиче ский процесс проводки плота через шлюз включает следующие операции: подход и швартовку буксировщика к плоту; закрепление буксирного троса, осмотр и приемку шлюзуемой единицы капита ном, оформление документов, выход на трассу и ход до шлюза, шлюзование, ход до места постановки плота на рейд формирования речных плотов, остановку плота, отдачу и выборку буксирного троса, установку плота к причальной точке.
При использовании электротяги проводку плота через шлюз
осуществляют четыре электровоза — два ведущих |
и два тормоз |
ных. В некоторых случаях используют только три |
электровоза — |
два ведущих и один тормозной. Однако при этом возможны де формации плота и разрушение отдельных его креплений. Проводку плота осуществляют на тросах длиной 50 м. Один конец каждого троса закрепляют на лебедке соответствующего электровоза, вто рой— за швартовые тросы шлюзуемой единицы. Электровозы пе ремещают плот со скоростью до 0,7 м/сек.
Оснащение буксируемых плотов. Каждый буксируемый плот нумеруют. Номер плота, его объем, габарит, наибольшая осадка, пункты отправления и назначения наносят на доску (на обе ее стороны), которую устанавливают на видном месте. На каждую шлюзуемую единицу также устанавливают доску с указанием но мера плота (в числителе) и номера шлюзуемой единицы (в знаме нателе). Транзитные плоты снабжают тормозным и становым такелажем, а также запасным такелажем для производства ре монтных и переформировочных работ. Количество и вид такелажа устанавливают в соответствии с правилами сплава по данному бассейну.
Все буксируемые плоты снабжают световыми сигналами в со ответствии с правилами плавания по внутренним водным путям
СССР.
В качестве светосигнального оборудования применяют электро фонари с источником питания в виде двух щелочных элементов МЦ-100.
Команду, сопровождающую плот, буксируемый по реке, обес печивают жильем, сооружаемым на плоту.
§ 4. СДАЧА ПЛОТОВ НА БУКСИРОВКУ
Порядок приемо-сдачи плотов на буксировку определяется ус тавом водного транспорта Министерства речного флота.
Приемо-сдача плота производится представителями пристани, лесосплавной организации и судоходной инспекции, которые про веряют качество сплотки и формирования плота, соответствие его действующим техническим условиям и «Бассейновым правилам сплава». О. готовности плота к сдаче сплавное предприятия свое временно извещает пароходство.
На принятый плот составляют акт, устанавливающий его при-
236