Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для определения усилий, возникающих в различных элементах такелажных креплений конкретных конструкций плотов, поль­ зуются эмпирическими формулами, полученными по итогам лабо­ раторных и натурных испытаний плотов.

§ 3. БУКСИРОВКА ПЛОТОВ

 

 

 

 

Буксировочные средства. Для буксировки

плотов

применяют

суда с колесными и винтовыми движителями

мощностью 200—

500 л. с. в речных условиях, 300—600 л. с. — по озерам

и водохра­

нилищам, 600—1200 л. с. — по морям.

 

 

 

 

Суда с колесными движителями

применяют

для

буксировки

плотов по рекам, так как движители

такого

типа создают возму­

щенный поток с меньшей скоростью оттекания струи и с меньшей зоной его распространения. Это дает возможность буксировать плоты на более коротком тросе, что очень важно при проводке плотов по извилистым речным участкам. В то же время примене­ ние таких судов нецелесообразно для буксировки плотов по водо­ хранилищам и озерам с тяжелым ветро-волновым режимом, так как суда с колесными движителями обладают недостаточной остойчивостью.

Для буксировки плотов по озерам и водохранилищам приме­ няют винтовые теплоходы.

В зависимости от условий транспортировки и мощности при­ меняемых для этой цели судов объемы формируемых плотов ко­

леблются от 2 до 30 тыс. м3— при буксировке по рекам

по тече­

нию;

1,5—4,0 тыс. м3

— при буксировке по рекам

против

течения;

2—10

тыс. м3

— при

буксировке по озерам и

водохранилищам;

1,5—5 тыс. м3

— при буксировке по морям.

 

 

Технические скорости транспортировки плотов в речных усло­ виях по течению колеблются в пределах 80—140 км в сутки; про­ тив течения — 38—48 км в сутки; по озерам и водохранилищам — 70—105 км в сутки; по морям— 105—175 км в сутки.

Управление плотами на речных участках. Наличие свальных течений, перекатов, поворотов русла и т. д. вызывает необходи­ мость применения при буксировке плотов средств управления их движением. Управление плотом сводится к созданию и поддер­

жанию необходимого

натяжения в продольных креплениях

плота.

П р и у п р а в л е н и и

п л о т а м и

т о р м о з н ы м и

с р е д ­

с т в а м и натяжение

в

продольных

креплениях плота и

преду­

преждение выхода его за пределы судового хода достигается тор­ можением движения хвостовой части плота при одновременном его перемещении впереди идущим буксировщиком. Для этого при­

меняют тормозной

такелаж (лоты, цепи),

который

сбрасывается

на дно водоема с так называемых

ведущих

единиц,

установленных

в хвостовой части

плота. Между

такелажем и грунтом возникает

сила торможения, препятствующая выходу плота за пределы судо­ вого хода. В качестве ведущих единиц применяют специальные плитки или деревянные и металлические понтоны.

232


Плитки представляют собой многорядные наплавные сооруже­ ния, по середине которых сделаны сквозные отверстия для опуска­ ния якоря или лота. Для управления одним плотом требуется 4_8 плиток-поплавков и столько же плиток-подъемников. Плиткипоплавки изготовляют трехрядными размерами 13x17 и 13хП м

ч1

Рис. 95. Схемы установки средств управления в кормовой части плота:

а — плиток

Зайцева; б— понтона;

/ — плот; 2 — понтон; 3 — лебедка;

4 — плитка-поплавок;

5 — плитка-подъемник;

6 — лежни;

7 — л о т ;

в — я к о р ь ; 9 — шейма лота;

10 — шейма

якоря;

 

 

 

 

И — дрект;

12 — цепь-волокуша

 

 

 

 

для транзитного

транспорта и 6,5X6,5 м — для

местного

транс­

порта.

Плитки-поплавки

прикрепляют к

хвостовой

части

плота,

а к плиткам

крепят

концы

шейм

якорей и лотов

(рис. 95, а).

Плитки-подъемники

изготовляют

трех-

двухрядными

размером

6,5x6,5 м. Они служат для подъема лотов и якорей,

поэтому их

оборудуют лебедками, на барабан которых наматывается

дрект

якоря или лота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понтоны

(рис. 95, б)

могут быть самоходными

и

несамоход­

ными. Для подъема

такелажа

на понтоне устанавливают

много-

233


барабанную лебедку. К одному понтону подсоединяют до 20 тыс. ж3 леса.

Управление плотами при помощи тормозных средств дости­ гается сброской с ведущих единиц тех лотов, которые укреплены на стороне, противоположной действию свального течения или ветра.

Способ управления при помощи тормозных средств является несовершенным и неэкономичным из-за снижения скорости дви­

жения

плотов на

участках

торможения,

из-за

большого

расхода

 

 

 

 

 

 

 

такелажа,

необходимости

содержания

на

7 < 1

 

,

 

^

 

каждом

плоту большой

плотовой

команды.

 

 

2

П р и у п р а в л е н и и п л о т о в в с п о ­

3

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м о г а т е л ь н ы м и

с у д а м и вспомогатель­

 

 

 

 

 

 

 

ное судно пришвартовывается к хвостовой

 

 

 

 

 

 

 

части плота и сопровождает плот на всем

 

 

 

 

 

 

 

участке, где требуется управление. Швар­

 

 

 

 

 

 

 

товка вспомогательного судна к плоту осу­

 

 

 

 

 

 

 

ществляется четырьмя способами (рис. 96):

 

 

 

 

 

 

 

лагом к корме плота, форштевнем в борт

 

 

 

 

 

 

 

плота, в «растяжку» и форштевнем к корме

Рис. 96.

Способы

швар­

плота.

 

 

 

 

 

 

 

 

При

сопровождении

плота

лагом

товки

вспомогательного

(рис. 96,

а)

судно

швартуется к хвосту

пло­

теплохода

к

плоту:

а —. лагом

к

корме

плота;

та бортом. При проводке плота по криву­

б ф о р ш т е в н е м

в

борт;

лям

вспомогательное

судно перемещает хво­

— «врастяжку»;

г

— фор­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

стовую часть плота

в сторону, противопо­

штевнем

к

корме

плота;

/ — плот;

2 — теплоход;

3 —

ложную действию свального течения, рабо­

 

буксировщик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тая

задним

или

передним

ходом. Когда

вспомогательное

судно

швартуется

к плоту

форштевнем

(рис. 96,

б), оно толкает хвостовую часть плота в сторону, противополож­ ную свальному течению.

При креплении врастяжку (рис. 96, в) буксирный трос вспомо­ гательного судна при помощи усов закрепляют в хвостовой части плота. При действии на плот свальных течений судно противодей­ ствует смещению хвостовой части плота с фарватера.

При креплении форштевнем к хвосту плота (рис. 96, г) вспо­ могательное судно толкает плот сзади в сторону, противополож­ ную действию свального течения.

При первых двух способах крепления вспомогательного судна к плоту от сноса удерживается только его хвостовая часть. По­ этому у гибких конструкций плотов под действием свальных тече­

ний средняя часть прогибается и выходит за пределы

судового

хода. В связи с этим

приведенные способы управления применяют

к плотам, у которых

радиус жесткости р ж равен радиусу

кривизны

судового хода.

 

 

Третий способ крепления вспомогательного судна к плоту при­ меняют для гибких конструкций. В этом случае вспомогательное судно создает как поперечные, так и продольные усилия, удержи­ вая плот от недопустимых прогибов.

234


Четвертый способ крепления вспомогательного судна приме­ няют для жестких конструкций плотов.

Управление плотами при помощи вспомогательного судна яв­ ляется более эффективным, чем с применением тормозного таке­ лажа, благодаря маневренности судов, полной механизации этой

трудоемкой операции, сокращению расхода такелажа и

числен­

ного состава сопровождающей плот команды рабочих.

Кроме

того, этот способ управления позволяет увеличить скорость дви­ жения плотов на 20—30% по сравнению со скоростью при при­ менении тормозного такелажа.

Буксировка плотов в озерных условиях. По озерам и водохрани­ лищам плоты буксируют без тормозных средств. Плот сопровож­ дает команда рабочих из расчета один человек на шлюзуемую единицу. Буксировка плотов допускается при действии ветра си­ лой до 6 баллов. При большем ветре плот укрывают в плотоубежище. Для предсказания погоды на водохранилищах и озерах ор­ ганизуют службы прогнозов, станции которой имеют радиосвязь с буксирным судном.

Переформировочные и ремонтные работы в пути транспорта.

Необходимость в переформировочных работах возникает в связи с изменением условий плавания на пути транспорта плотов до потребителя. Плоты переформировывают на специальных перефор­ мировочных рейдах, которые сооружают:

на г р а н и ц е п е р е х о д а р е ч н ы х у с л о в и й п л а в а н и я в о з е р н ы е — на этих рейдах переформировочные работы вклю­ чают изменение габаритов плотов, наложение дополнительных креплений на плот и смену буксирной тяги;

в в е р х н е м б ь е ф е п л о т и н ы п е р е д ш л ю з а м и — пере­ формировочные работы на этих рейдах состоят в ремонте плотов, расчалке их на шлюзуемые единицы для проводки через камеры шлюзов;

в н и ж н е м

б ь е ф е

п л о т и н ы — п е р е ф о р м и р о в о ч н ы е

работы

на этих рейдах

состоят

в соединении шлюзуемых единиц

в плот

с габаритами, соответствующими правилам сплава на нижележа­

щем речном участке, в

оснащении плота тормозным такелажем,

а также в ремонте плота.

 

Переформировочные

рейды располагают на удобных аквато­

риях, где судовые ходы и подходы к причальным точкам имеют до­ статочную глубину и ширину. Рейды оснащают необходимыми на­ плавными сооружениями, механизмами и оборудованием для ре­ монта плотов и утягивания их креплений, запасным такелажем, рейдовым флотом, средствами связи и энергетическими установ­ ками.

Каждый плот, поступающий на переформировочный рейд, пе­ реформировывают и ремонтируют ло специальному графику — тех­ нологической карте. Состав операций технологического процесса переформировочных рейдов определяется конкретными условиями.

Проводка плотов через гидроузлы. Через шлюзы плоты прово­ дят при помощи специального буксировщика или электровозов.

235


При проводке при помощи буксировщика его буксирный трос сое­ диняют с продольными лежнями шлюзуемой секции. Технологиче­ ский процесс проводки плота через шлюз включает следующие операции: подход и швартовку буксировщика к плоту; закрепление буксирного троса, осмотр и приемку шлюзуемой единицы капита­ ном, оформление документов, выход на трассу и ход до шлюза, шлюзование, ход до места постановки плота на рейд формирования речных плотов, остановку плота, отдачу и выборку буксирного троса, установку плота к причальной точке.

При использовании электротяги проводку плота через шлюз

осуществляют четыре электровоза — два ведущих

и два тормоз­

ных. В некоторых случаях используют только три

электровоза —

два ведущих и один тормозной. Однако при этом возможны де­ формации плота и разрушение отдельных его креплений. Проводку плота осуществляют на тросах длиной 50 м. Один конец каждого троса закрепляют на лебедке соответствующего электровоза, вто­ рой— за швартовые тросы шлюзуемой единицы. Электровозы пе­ ремещают плот со скоростью до 0,7 м/сек.

Оснащение буксируемых плотов. Каждый буксируемый плот нумеруют. Номер плота, его объем, габарит, наибольшая осадка, пункты отправления и назначения наносят на доску (на обе ее стороны), которую устанавливают на видном месте. На каждую шлюзуемую единицу также устанавливают доску с указанием но­ мера плота (в числителе) и номера шлюзуемой единицы (в знаме­ нателе). Транзитные плоты снабжают тормозным и становым такелажем, а также запасным такелажем для производства ре­ монтных и переформировочных работ. Количество и вид такелажа устанавливают в соответствии с правилами сплава по данному бассейну.

Все буксируемые плоты снабжают световыми сигналами в со­ ответствии с правилами плавания по внутренним водным путям

СССР.

В качестве светосигнального оборудования применяют электро­ фонари с источником питания в виде двух щелочных элементов МЦ-100.

Команду, сопровождающую плот, буксируемый по реке, обес­ печивают жильем, сооружаемым на плоту.

§ 4. СДАЧА ПЛОТОВ НА БУКСИРОВКУ

Порядок приемо-сдачи плотов на буксировку определяется ус­ тавом водного транспорта Министерства речного флота.

Приемо-сдача плота производится представителями пристани, лесосплавной организации и судоходной инспекции, которые про­ веряют качество сплотки и формирования плота, соответствие его действующим техническим условиям и «Бассейновым правилам сплава». О. готовности плота к сдаче сплавное предприятия свое­ временно извещает пароходство.

На принятый плот составляют акт, устанавливающий его при-

236