Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

двух боковых несущих тяг 2 из стали круглого сечения, верхней замыкающей части 3 из цепи или прута с кольцом и средней стяжки 4 из круглозвенной цепи или проволоки. Верхние концы боковых тяг имеют проушины, за которые закрепляют цепные наставки замыкающей части. Проушины служат также в качестве грузовых колец при зацепке пакета. Стропы замыкают путем про­ девания конца цепной наставки замыкающей части в проушины тяг. Стропы ПС выпускаются серийно Пермским заводом «Ком­ мунар». Вес пакета в стропах ПС-02, ПС-03, ПС-04 не должен превышать 6 г, в стропах ПС-05 12 т.

Строп-контейнер конструкции ВКНИИВОЛТ состоит из несу­ щей 1 и замыкающей 3 частей. Несущая часть состоит из звеньев полосовой стали, шарнирно соединенных между собою пальцами или прямоугольными рамками.

Замыкающей частью является или металлическая лента или цепная наставка. К одному концу несущей части шарнирно присо­ единены грузовое кольцо 5 и замыкающая часть, к другой — грузо­ вое кольцо и запорное устройство 6. Вес пакета в стропах ВКНИИВОЛТ не должен превышать 12 т.

При упаковке лесоматериалов строп-контейнеры должны нахо­ диться на одинаковом расстоянии от центра тяжести пачки. На пакеты из бревен длиной 4,5—6,5 м строп-контейнеры наклады­ ваются на расстоянии 1 —1,5 м от торцов.

Формирование пакетов в строп-контейнерах целесообразно про­ изводить на приречных складах — в карманах-накопителях сорти­ ровочных транспортеров, на погрузочных рейдах при поступлении леса молевым сплавом — в сплоточных машинах, при поступлении леса на рейд в плотах — в пакетоформирующей машине ПМ-ВКФ.

При смешанных водно-железнодорожных перевозках габарит­

ные размеры пакетов должны

быть

кратными размерам вагонов.

§ 5. ПОГРУЗКА В СУДА ДЛИННОМЕРНЫХ СОРТИМЕНТОВ

Длинномерные сортименты

(долготье)

погружают в суда как

с берега так и с воды.

 

 

 

П о г р у з к у д о л г о т ь я в

с у д а

с

б е р е г а осуществляют

на приречных складах. Для этой цели применяют береговые или плавучие стреловые краны. В последние годы для погрузки дол­ готья из штабелей зимнего запаса в суда нашли широкое при­ менение башенные краны БКСМ-14ПМ2 и КБ-572, а также кон- сольно-козловые краны типа ККУ в комплексе с плавучими пор­ тальными кранами.

Технологическая схема погрузки долготья в суда башенным краном показана на рис. 98, а. Приречный склад в этом случае оборудуют иодштабельными местами, причалом для установки су­ дов, подкрановыми путями и кранами. Подкрановые пути укла­ дывают вдоль причальной линии с таким расчетом, чтобы стрела крана достигала загружаемую баржу. Технология работ по этой

9

Заказ № 1877

241


схеме заключается в следующем. Бревна с разделочной площадки сбрасываются на продольный транспортер, оснащенный сбрасыва­ телями. С транспортера бревна сбрасываются в накопители. По

мере заполнения накопителей

лесоматериалы

краном укладывают

в соответствующие плотные

штабеля вдоль

подкрановых путей.

С наступлением навигации и подачи судов бревна из штабеля тем же краном с грейферным захватом грузят в суда.

При перевозке лесоматериалов в пакетах последние формируют в процессе сортировки в накопителях. Для этого строп-контейнеры навешивают на каждый карман перед его заполнением. Внутрен­ ние размеры карманов должны соответствовать поперечному се­ чению пакетов. Сформированные пакеты в межнавигационный пе-

1

 

Рис. 98.

Схемы

погрузки

леса в

суда

с

берега:

 

 

а — башенным

краном;

б—башенным

или

консольно-козловым

в комплексе

с

пла­

вучим

краном;

/ — разделочная

площадка;

2 — транспортер;

3 — накопители;

4~

шта­

беля;

5 — подкрановый путь;

6 — башенный кран;

7 — судно;

8 плавучий

кран

риод укладывают в трех-, пятирядные штабеля. Весной пакеты из штабеля грузят в суда.

При отсутствии достаточного количества многооборотных строп­ контейнеров формирование пакетов осуществляют непосредственно

перед

погрузкой их в суда в специальном

передвижном станке.

В этом

случае бревна из плотного штабеля

сначала укладывают

краном в станок. После увязки стропным комплектом пачку этим же краном переносят в судно.

Производительность кранов на погрузке составляет 200— 300 м3 в смену при составе бригады 3 человека.

На рис. 98, б показана технологическая схема на приречном складе при совместной работе башенного (или консольно-козло- вого) и плавучего кранов. По этой схеме в межнавигационный пе­ риод пачки или пакеты лесоматериалов укладывают в штабель башенным или консольно-козловым краном. В период навигации

консольно-козловой кран пачки

из штабеля подает к причалу или

на воду. Погрузка пачек в

суда производится

плавучим краном.

П о г р у з к а д о л г о т ь я

в

с у д а с в о д ы

осуществляется на

рейдах. Для этой цели широко

используются дизель-электрические

242


Техническая характеристика некоторых кранов

 

 

 

 

 

 

« С

 

 

 

 

 

с

с

 

см

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

 

 

 

3<J

г-

 

 

 

 

С

С

 

 

 

 

 

5 ^

 

Грузоподъемность,

г

5

10

10

5

10

Вылет

стрелы, м:

 

 

 

 

 

30

максимальный

. . .

25

30

30

30

минимальный

. . .

 

7,5

7,5

 

Высота

подъема

от

 

 

 

 

уровня воды, м:

 

 

 

 

 

 

до

крюка

 

18,6

19,8

13,5

13,5

»

грейфера

. . .

17,6

 

18,7

 

Скорость подъема

гру­

 

 

 

 

 

за, м/мин

 

55

49

56,5

30

20)—40

Скорость изменения вы­

 

 

 

 

 

лета

стрелы,

м/мин

52

51

51

 

Скорость передвижения

 

 

 

 

 

тележки, м/мин

• • •

 

 

 

32

25

Скорость поворота стре­

 

 

 

 

 

лы, об/мин

 

1,5

1,5

1,5

0,5

0,6

Силовая установка

. .

Дизель

Электродвигатель

Мощность, кет .

. . .

100

167

287

52,5

94

эл(-Дизель трические ГД1краны

В е н г е р с к и е

 

краны типа

 

«Ганц»

15

16

5

25

30

25

8

9

6

15

21

25

13,8

23,:

45

50

60

45

40

60

 

 

—.

Дизель

Дизель

2

144

278

570

и электрические плавучие стреловые краны. В настоящее время в эксплуатации находятся отечественные дизель-электрические кра­ ны «Камский водник», электрические краны КПл-Пк-10-30 и КПл- Пг-10-30. На погрузке долготья эффективно применяются дизельэлектрические краны, поставляемые Венгерской Народной Респуб­ ликой. Для работы в крупных погрузочных пунктах применяют самоходный дизель-электрический кран, поставляемый ГДР.

Все стреловые краны, кроме крана ГДР, установлены на неса­ моходных металлических понтонах, полноповоротные, грузоподъ­ емность кранов постоянна на всех вылетах стрелы. На всех кранах допускается совмещение операций подъема груза, поворота и из­ менения вылета стрелы. На венгерских кранах поворотная плат­ форма установлена на портале, что дает возможность увеличить высоту подъема груза на 6—9 м.

Для погрузки леса в суда с воды применяют также специаль­ ную плавучую машину ППМ-ВКФ. Она состоит из двух мостовых кранов грузоподъемностью 15 т, установленных на двух понтонах. Приведем некоторые ее технические данные: длина машины 28 м, ширина 50 м, высота 16,5 м, осадка 1,3 м. Расстояние между пон­ тонами 17,5 м, производительность машины в смену может дости­ гать 2000 м3.

Погрузочный причал состоит из лесохранилища, лесопропуск- . пых ворот, погрузочных двориков (рис. 99, а). У погрузочных дво­ риков размещают краны. Загружаемую баржу устанавливают у свободного борта понтона крана.

При погрузке леса машиной ППМ-ВКФ загружаемое судно ус­ танавливают в промежутке между ее понтонами (рис. 99, б). По-

243


грузочные дворики располагают по обе стороны машины. По мере загрузки судна его перемещают относительно машины.

Емкость лесохранилища для бесперебойной загрузки судна должна быть не менее объема загружаемой баржи.

В лесопропускных воротах осуществляют подсортировку пачек или пучков по длинам. Это дает возможность более плотно укла­ дывать пачки на судне и, следовательно, с большей эффектив­ ностью использовать его грузоподъемность.

С наибольшей производительностью погрузочные механизмы

работают

при

подаче

под погрузку готовых

пачек или

пакетов,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соответствующих

 

грузо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подъемности

крана.

 

 

 

 

 

 

/

7 1 |1

При

поступлении

ле­

 

 

 

 

 

соматериалов

 

молевым

 

 

 

 

 

1

н и

 

 

сплавом погрузочный

уча­

 

 

 

 

 

с

— i —

 

 

сток

 

является

 

частью

 

 

 

 

 

1 s

 

 

сортировочно

- сплоточно-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формировочного

 

рейда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

погрузочный

участок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лесоматериалы

подают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

после

 

предварительной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сортировки

и

сплотки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бревен.

Для

предвари­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельного

формирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пачек

применяют

спло­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

точные

машины.

Погру­

Рис.

99.

Схема

погрузки

долготья

в

суда

зочный

участок

в

этом

ППМ - ВКФ;

 

 

с

воды:

2— ворота;

3

дво­

случае

располагают

ни­

/ — лесохранилище;

же

формировочного

уст­

а с т р е л о в ы м

краном;

б — погрузочной

машиной

 

 

 

 

 

 

 

 

рики;

4

кран; 5 — машина П П М - В К Ф ; б — судно;

ройства

(см. рис.

74).

7 — плитки

(понтоны);

8 боны; 9 Пачки

лесома­

При

поступлении

ле­

 

 

 

 

териалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соматериалов

 

на

 

рейд

в плотах под погрузку подают

пучки. Если объем пучка больше

грузоподъемности

крана, то для

разделения его на пачки может

быть использовано пакетирующее

устройство

 

(например типа

Л Р -

63 ЦНИИ

лесосплава).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производительность кранов на погрузке леса в суда в зависи­

мости от

грузоподъемности крана

составляет

 

300—600 м3

в

смену

при составе бригады 8—9 человек (включая сортировку пучков по длинам и подачу их к погрузочной машине).

§ 6. ПОГРУЗКА В СУДА КОРОТЬЯ

 

Погрузку коротья в суда производят

как с берега так и с воды.

П о г р у з к а к о р о т ь я в с у д а с

б е р е г а осуществляется

береговыми и плавучими стреловыми кранами и продольными пе­ реносными транспортерами. Выбор погрузочных механизмов зави­ сит от грузооборота склада, характера берега, глубины на участке погрузки и т, д.

244


При погрузке коротья в суда стреловыми кранами лесомате­ риалы с территории склада подаются в вагонетках или автопо­ грузчиками.

Для более эффективного использования погрузочно-разгрузоч- ных механизмов в пунктах перевалки коротье перед погрузкой в суда укладывают в строп-контейнеры.

Продольные транспортеры при погрузке коротья в суда уста­ навливают в линию между поленницами. Крайние к воде секции транспортеров устанавливают на специально устроенные свайные или козловые опоры с таким расчетом, чтобы последняя секция перекрывала половину ширины загружаемого судна. По мере раз­ бора поленниц транспортер переставляют с таким расчетом, чтобы расстояние подачи коротья на транс­ портер не превышало 3 м.

Средняя производительность

транс­

портера

на

погрузке коротья

в суда

составляет 240 м3 в смену.

 

 

П о г р у з к а

к о р о т ь я

в с у д а

с в о д ы

осуществляется

плавучими

кранами

грузоподъемностью

3—5 т с

грейферным

или

стропным

захватом.

Погрузочный

причал состоит из лесо­

хранилища,

погрузочных двориков и

погрузочных

механизмов. Для

предва­

рительного формирования

пачек и, сле­

Рис. 100. Схема погрузки ко­

довательно,

для

беспрерывной

работы

кранов

устраивают

несколько

погру­

ротья с

воды

в суда

краном:

/ — кран;

2 — дворики;

3 судно;

зочных

двориков.

Погрузочный

кран

4 боны;

5 — мостики

устанавливают

у торцов

погрузочных

 

 

 

 

двориков,

а загружаемое

судно — у

свободного

борта

понтона

крана.

Схема

погрузки

коротья

с

воды краном

показана на

рис. 100.

Технологический процесс по этой схеме заключается в следую­ щем. Коротье из лесохранилища течением или гидравлическим ускорителем подается в погрузочные дворики. Здесь лесомате­ риалы устанавливают в поперечную щеть, выравнивают торцы и уплотняют. Полученную пачку обносят запасными стропами или строп-контейнером и погружают в судно. Кран захватывает пачки поочередно из разных двориков по мере их формирования. Произ­ водительность крана по такой схеме составляет 250—300 м3 в смену.

Для работы крана с грейфером устраивают два погрузочных дворика у кормы понтона крана. Для захвата пачки грейфером коротье предварительно устанавливают в поперечную щеть и уп­ лотняют.

Производительность крана при оснащении грейфером повыша­ ется до 400 м3 в смену.

245