ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
годность к буксировке. Если при приемке комиссия обнаружит не доделки, то плот считается непринятым, а в акте указывают срок предъявления плота к повторной сдаче. К акту прилагаются: транспортная накладная и дорожная ведомость, сводная ведомость на древесину, ведомость на такелаж и оборудование, фактуры на сплоточные единицы. Образцы ведомостей даны в приложении № 1—5.
Все документы на плот с начала его буксировки и до момента сдачи находятся у капитана буксирного судна, который несет от ветственность за сохранение лесоматериалов и такелажа во время буксировки. После окончания буксировки плота и по прибытии его в пункт назначения капитаном и представителем пристани паро ходства, с одной стороны, и агентом и получателем — с другой — составляется акт сдачи. Сдача неповрежденного плота произво дится путем поштучного пересчета сплоточных единиц, сверкой наличия такелажа и инвентаря по соответствующим ведомостям.
Если плот прибыл в аварийном состоянии, то в акте указы вается количество единиц, прибывших в неисправном состоянии, а количество древесины в поврежденных сплоточных единицах проставляется ориентировочно. Окончательный акт сдачи-приема
древесины из поврежденных сплоточных единиц |
производится |
после контрольного поштучного пересчета бревен |
потребителем. |
Глава X
ТРАНСПОРТ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В СУДАХ
§1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СУДОВЫХ ПЕРЕВОЗОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ
Судовые перевозки занимают значительное место в транспорте лесоматериалов по водным путям и составляют по пуску около 6%, по прибытию в пункты назначения 15% общего объема сплава.
Таким |
образом, |
в |
настоящее время лесоматериалы погружаются |
в суда |
в объеме |
6% |
на приречных складах и в объеме 9% — с воды |
впроцессе водного лесотранспорта.
Всудах транспортируют коротье, рудничную стойку, шпалы, пиломатериалы, полуфабрикаты, а также круглые лесоматериалы.
Ссозданием крупных водохранилищ на основных водных ма гистралях нашей страны объем судовых перевозок круглых лесома
териалов значительно увеличился. Это обусловливается тем, что в условиях тяжелого ветро-волнового режима водохранилищ тран спорт лесоматериалов в плотах не всегда эффективен. При букси ровке плотов по водохранилищам в периоды сильных волнений они нередко разрушаются, что приводит к существенным потерям лесо материалов.
Ремонт и неоднократные переформировки плотов в пути, а также снижение скорости буксировки под влиянием ветра и волн увеличивают продолжительность транспорта лесоматериалов почти в 2 раза по сравнению с буксировкой по рекам.
237
Перевозка лесоматериалов в судах вместо буксировки плотов по зарегулированным системам позволяет сократить сроки дос тавки леса потребителям, ликвидировать потери леса в пути и снизить себестоимость транспорта на 35—40%. Кроме того, про пускная способность шлюзов при проводке судов увеличивается почти в 2 раза по сравнению с пропускной способностью при шлю зовании плотов.
Строительство комбинированных леспромхозов с комплексной переработкой древесины будет способствовать дальнейшему развитию судовых перевозок лесных грузов. По перспективному
плану развития водного лесотранспорта объемы судовых |
перево |
зок к 1975 г. должны возрасти до 18% общего объема |
сплава. |
§ 2. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ
Суда, применяемые для перевозки лесоматериалов, можно клас сифицировать по следующим признакам:
по |
месту |
плавания — морские (разряда М), озерные (разряда |
О), и речные |
(разряда Р) ; |
|
по |
способу передвижения — самоходные и несамоходные |
|
(баржи); |
|
по месту укладки груза — трюмные и баржи-площадки.
Для перевозки лесоматериалов по морям применяют судалихтеры с более прочным корпусом, оборудованные специальными
механизмами для перевалки грузов. |
|
|
Баржи-площадки для перевозки |
круглых |
лесоматериалов |
иногда строят саморазгружающимися. |
|
|
Характеристика некоторых судов, |
применяемых для перевозки |
|
лесных грузов, приведена в табл. 20. |
|
Т а б л и ц а 20 |
|
|
|
Характеристика судов, применяемых для перевозки |
лесных грузов |
[ Н а и м е н о в а н и е судна
Грузоподт емность, т
Мо щ н о с т ь ,
л.с.
га |
Г а б а р и тн ые |
размеры, м |
=5 |
|
Разряд пл вания |
длина |
ширина |
высота |
Осадка с грузом, |
£ га"
<и Е
<° S
8 р.
О и
«Волго-Дон» |
5300 |
1800- -2000 |
О |
140,0 |
16,75 |
12,80 |
3,50 |
6270 |
|
«Большая |
Волга» |
2000 |
800- -1110 |
о |
93,2 |
13,43 |
12,36 |
2,85 |
3206 |
«Шестая |
2000 |
800- -1000 |
О |
93,9 |
13,23 |
11,10 |
2,80 |
3152 |
|
пятилетка» |
|
|
о |
103,5 |
12,40 |
11,68 |
2,81 |
3500 |
|
«Калининград» |
2000 |
1050 |
|||||||
«Профессор |
2700 |
1000- -1320 |
м |
114,0 |
13,02 |
13,13 |
3,35 |
4520 |
|
Керичев» |
|
|
ш - с п |
95,6 |
13,02 |
13,10 |
3,32 |
3465 |
|
«Балтийский» |
2000 1000- -1320 |
||||||||
Открытая |
баржа |
3000 |
|
О |
88,4 |
14,42 |
5,25 |
3,20 |
3240 |
Сухогрузная |
2850 |
|
О |
88,4 |
15,00 |
8,20 |
3,05 |
3700 |
|
баржа |
2850 |
|
О |
86,2 |
14,20 |
5,55 |
3,20 |
3424 |
|
То же |
|
||||||||
» |
|
1800 |
|
О |
80,25 |
13,00 |
4,00 |
2,50 |
2100 |
238
|
Коротье укладывают в судах в поленницы или грузят навалом. |
|||||
Сортименты |
(балансы, |
пропсы, |
рудничную стойку) |
укладывают |
||
в |
поленницы |
«в |
клетку». Круглые лесоматериалы |
укладывают |
||
в плотные штабеля. |
|
|
|
|||
|
Лесоматериалы, погруженные в суда, принимают |
п о о б ъ е м у |
||||
и |
по в е с у . |
|
|
|
|
|
|
О б ъ е м н ы й |
у ч е т |
коротья |
(баланса, рудничной стойки, дров) |
ведут в складочных кубометрах. Объем определяют измерением поленниц, уложенных в судно. Для круглых длинномерных сорти ментов, пиломатериалов, клепки и др. объемный учет ведут в плот ных кубометрах. В этом случае объем определяют поштучным об мером бревен перед погрузкой в судно.
В е с г р у з а определяют по объему погруженных лесоматериа лов и по осадке судна. Для перевода объема в вес пользуются ут вержденными условными весовыми значениями кубометра лесных
грузов |
(табл. 21). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
21 |
|
Условный вес 1 м3 |
лесных грузов, перевозимых в |
судах |
|
||
|
Л е с н о й г р у з |
О б ъ е м н а я |
мера |
Вес 1 м?, |
кгс |
|
|
|
1 |
ПЛ. |
М3 |
800 |
|
Пиломатериалы |
1 пл. |
м3 |
600 |
|
||
Дрова |
хвойные |
1 |
сил. |
м3 |
470 |
|
Дрова |
твердолиственные, |
экстрактовое |
скл. |
м3 |
520 |
|
|
|
1 |
|
|||
Дрова |
смешанные |
1 |
скл. |
м3 |
470 |
|
Балансы, пропсы, рудстойка |
(в разделан- |
скл. |
м3 |
470 |
|
|
|
|
1 |
|
По осадке судна вес лесоматериалов определяют в соответст вии с инструкцией «По определению веса навалочного и насыпного груза по осадке судна», утвержденной Министерством речного флота.
§ 3. НОРМАТИВЫ ПО СУДОВЫМ ПЕРЕВОЗКАМ ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ
Суда для перевозки лесоматериалов находятся в ведении орга низаций речного флота. Взаимоотношения между отправляющими (лесосплавными) организациями и организациями речного флота регламентируются договором на перевозки, уставом внутреннего водного транспорта и тарифным руководством. Плата за перевозки леса в судах по внутренним водным путям взыскивается за вес груза по ставкам тарифа в зависимости от расстояния, по морским водным путям — по фрахту.
Время стоянки судна под погрузкой и разгрузкой устанавли вается по «Судочасовым нормам погрузки и разгрузки речных грузов самоходных и несамоходных судов Министерства речного
239
флота». Судочасовые нормы установлены в зависимости от грузо подъемности судов, грузооборота и технического оснащения при чалов.
В судочасовые нормы включается также время на подготови тельно-заключительные операции, связанные с погрузкой (уста новка и разборка мостиков, установка и уборка погрузочных ме ханизмов, оформление грузов документами и т. п.).
За простой судов под погрузкой сверх сроков, установленных судочасовыми нормами, взыскивается штраф. При этом за 1 ч простоя несамоходных судов штраф взыскивается с каждой тонны грузоподъемности, а простоя самоходных судов — с каждой инди каторной силы мощности. При досрочной погрузке судна пароход ство платит премии за каждый час с тонны погруженного груза, но не более 15% провозной платы.
§ 4. ПАКЕТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ
Для сокращения простоев транспортных средств под погрузочноразгрузочными операциями, а также в целях повышения произво дительности труда в последние годы широко внедряются пакетные перевозки лесоматериалов в многооборотных строп-контейг нерах. При таком способе транспортировки лесоматери алов сокращается почти в 2 раза продолжительность за грузки судов и вагонов, увеличивается в 1,5—2 раза производительность труда, устраняются пересортица и повторные операции по набо ру пачки и учету лесоматериа лов, увеличивается загрузка
судов и вагонов.
Строп-контейнеры являются
одновременно |
и |
грузозахват |
ным органом |
и |
упаковочным |
средством при |
перемещении |
и хранении |
лесоматериалов в |
|||
пунктах |
отправления |
и пере |
||
валки |
с |
одного вида |
транс |
|
порта на другой. |
|
|||
Наиболее |
широкое |
приме |
||
нение для |
перевозки |
длинно |
мерных круглых лесоматериалов нашли так называемые полу жесткие строп-контейнеры типа ПС СоюзморНИИпроекта и строп контейнеры конструкции ВКНИИВОЛТ (рис. 97).
Полужесткие строп-контейнеры типа ПС состоят из нижней несущей стальной полосы / с шарнирным соединением посередине,
240