Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

годность к буксировке. Если при приемке комиссия обнаружит не­ доделки, то плот считается непринятым, а в акте указывают срок предъявления плота к повторной сдаче. К акту прилагаются: транспортная накладная и дорожная ведомость, сводная ведомость на древесину, ведомость на такелаж и оборудование, фактуры на сплоточные единицы. Образцы ведомостей даны в приложении № 1—5.

Все документы на плот с начала его буксировки и до момента сдачи находятся у капитана буксирного судна, который несет от­ ветственность за сохранение лесоматериалов и такелажа во время буксировки. После окончания буксировки плота и по прибытии его в пункт назначения капитаном и представителем пристани паро­ ходства, с одной стороны, и агентом и получателем — с другой — составляется акт сдачи. Сдача неповрежденного плота произво­ дится путем поштучного пересчета сплоточных единиц, сверкой наличия такелажа и инвентаря по соответствующим ведомостям.

Если плот прибыл в аварийном состоянии, то в акте указы­ вается количество единиц, прибывших в неисправном состоянии, а количество древесины в поврежденных сплоточных единицах проставляется ориентировочно. Окончательный акт сдачи-приема

древесины из поврежденных сплоточных единиц

производится

после контрольного поштучного пересчета бревен

потребителем.

Глава X

ТРАНСПОРТ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В СУДАХ

§1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СУДОВЫХ ПЕРЕВОЗОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

Судовые перевозки занимают значительное место в транспорте лесоматериалов по водным путям и составляют по пуску около 6%, по прибытию в пункты назначения 15% общего объема сплава.

Таким

образом,

в

настоящее время лесоматериалы погружаются

в суда

в объеме

6%

на приречных складах и в объеме 9% — с воды

впроцессе водного лесотранспорта.

Всудах транспортируют коротье, рудничную стойку, шпалы, пиломатериалы, полуфабрикаты, а также круглые лесоматериалы.

Ссозданием крупных водохранилищ на основных водных ма­ гистралях нашей страны объем судовых перевозок круглых лесома­

териалов значительно увеличился. Это обусловливается тем, что в условиях тяжелого ветро-волнового режима водохранилищ тран­ спорт лесоматериалов в плотах не всегда эффективен. При букси­ ровке плотов по водохранилищам в периоды сильных волнений они нередко разрушаются, что приводит к существенным потерям лесо­ материалов.

Ремонт и неоднократные переформировки плотов в пути, а также снижение скорости буксировки под влиянием ветра и волн увеличивают продолжительность транспорта лесоматериалов почти в 2 раза по сравнению с буксировкой по рекам.

237


Перевозка лесоматериалов в судах вместо буксировки плотов по зарегулированным системам позволяет сократить сроки дос­ тавки леса потребителям, ликвидировать потери леса в пути и снизить себестоимость транспорта на 35—40%. Кроме того, про­ пускная способность шлюзов при проводке судов увеличивается почти в 2 раза по сравнению с пропускной способностью при шлю­ зовании плотов.

Строительство комбинированных леспромхозов с комплексной переработкой древесины будет способствовать дальнейшему развитию судовых перевозок лесных грузов. По перспективному

плану развития водного лесотранспорта объемы судовых

перево­

зок к 1975 г. должны возрасти до 18% общего объема

сплава.

§ 2. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

Суда, применяемые для перевозки лесоматериалов, можно клас­ сифицировать по следующим признакам:

по

месту

плавания — морские (разряда М), озерные (разряда

О), и речные

(разряда Р) ;

по

способу передвижения — самоходные и несамоходные

(баржи);

 

по месту укладки груза — трюмные и баржи-площадки.

Для перевозки лесоматериалов по морям применяют судалихтеры с более прочным корпусом, оборудованные специальными

механизмами для перевалки грузов.

 

 

Баржи-площадки для перевозки

круглых

лесоматериалов

иногда строят саморазгружающимися.

 

 

Характеристика некоторых судов,

применяемых для перевозки

лесных грузов, приведена в табл. 20.

 

Т а б л и ц а 20

 

 

Характеристика судов, применяемых для перевозки

лесных грузов

[ Н а и м е н о в а н и е судна

Грузоподт емность, т

Мо щ н о с т ь ,

л.с.

га

Г а б а р и тн ые

размеры, м

=5

Разряд пл вания

длина

ширина

высота

Осадка с грузом,

£ га"

Е

<° S

8 р.

О и

«Волго-Дон»

5300

1800- -2000

О

140,0

16,75

12,80

3,50

6270

«Большая

Волга»

2000

800- -1110

о

93,2

13,43

12,36

2,85

3206

«Шестая

2000

800- -1000

О

93,9

13,23

11,10

2,80

3152

пятилетка»

 

 

о

103,5

12,40

11,68

2,81

3500

«Калининград»

2000

1050

«Профессор

2700

1000- -1320

м

114,0

13,02

13,13

3,35

4520

Керичев»

 

 

ш - с п

95,6

13,02

13,10

3,32

3465

«Балтийский»

2000 1000- -1320

Открытая

баржа

3000

 

О

88,4

14,42

5,25

3,20

3240

Сухогрузная

2850

 

О

88,4

15,00

8,20

3,05

3700

баржа

2850

 

О

86,2

14,20

5,55

3,20

3424

То же

 

»

 

1800

 

О

80,25

13,00

4,00

2,50

2100

238


 

Коротье укладывают в судах в поленницы или грузят навалом.

Сортименты

(балансы,

пропсы,

рудничную стойку)

укладывают

в

поленницы

«в

клетку». Круглые лесоматериалы

укладывают

в плотные штабеля.

 

 

 

 

Лесоматериалы, погруженные в суда, принимают

п о о б ъ е м у

и

по в е с у .

 

 

 

 

 

 

О б ъ е м н ы й

у ч е т

коротья

(баланса, рудничной стойки, дров)

ведут в складочных кубометрах. Объем определяют измерением поленниц, уложенных в судно. Для круглых длинномерных сорти­ ментов, пиломатериалов, клепки и др. объемный учет ведут в плот­ ных кубометрах. В этом случае объем определяют поштучным об­ мером бревен перед погрузкой в судно.

В е с г р у з а определяют по объему погруженных лесоматериа­ лов и по осадке судна. Для перевода объема в вес пользуются ут­ вержденными условными весовыми значениями кубометра лесных

грузов

(табл. 21).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

21

 

Условный вес 1 м3

лесных грузов, перевозимых в

судах

 

 

Л е с н о й г р у з

О б ъ е м н а я

мера

Вес 1 м?,

кгс

 

 

1

ПЛ.

М3

800

 

Пиломатериалы

1 пл.

м3

600

 

Дрова

хвойные

1

сил.

м3

470

 

Дрова

твердолиственные,

экстрактовое

скл.

м3

520

 

 

 

1

 

Дрова

смешанные

1

скл.

м3

470

 

Балансы, пропсы, рудстойка

(в разделан-

скл.

м3

470

 

 

 

1

 

По осадке судна вес лесоматериалов определяют в соответст­ вии с инструкцией «По определению веса навалочного и насыпного груза по осадке судна», утвержденной Министерством речного флота.

§ 3. НОРМАТИВЫ ПО СУДОВЫМ ПЕРЕВОЗКАМ ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ

Суда для перевозки лесоматериалов находятся в ведении орга­ низаций речного флота. Взаимоотношения между отправляющими (лесосплавными) организациями и организациями речного флота регламентируются договором на перевозки, уставом внутреннего водного транспорта и тарифным руководством. Плата за перевозки леса в судах по внутренним водным путям взыскивается за вес груза по ставкам тарифа в зависимости от расстояния, по морским водным путям — по фрахту.

Время стоянки судна под погрузкой и разгрузкой устанавли­ вается по «Судочасовым нормам погрузки и разгрузки речных грузов самоходных и несамоходных судов Министерства речного

239



флота». Судочасовые нормы установлены в зависимости от грузо­ подъемности судов, грузооборота и технического оснащения при­ чалов.

В судочасовые нормы включается также время на подготови­ тельно-заключительные операции, связанные с погрузкой (уста­ новка и разборка мостиков, установка и уборка погрузочных ме­ ханизмов, оформление грузов документами и т. п.).

За простой судов под погрузкой сверх сроков, установленных судочасовыми нормами, взыскивается штраф. При этом за 1 ч простоя несамоходных судов штраф взыскивается с каждой тонны грузоподъемности, а простоя самоходных судов — с каждой инди­ каторной силы мощности. При досрочной погрузке судна пароход­ ство платит премии за каждый час с тонны погруженного груза, но не более 15% провозной платы.

§ 4. ПАКЕТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

Для сокращения простоев транспортных средств под погрузочноразгрузочными операциями, а также в целях повышения произво­ дительности труда в последние годы широко внедряются пакетные перевозки лесоматериалов в многооборотных строп-контейг нерах. При таком способе транспортировки лесоматери­ алов сокращается почти в 2 раза продолжительность за­ грузки судов и вагонов, увеличивается в 1,5—2 раза производительность труда, устраняются пересортица и повторные операции по набо­ ру пачки и учету лесоматериа­ лов, увеличивается загрузка

судов и вагонов.

Строп-контейнеры являются

одновременно

и

грузозахват­

ным органом

и

упаковочным

средством при

перемещении

и хранении

лесоматериалов в

пунктах

отправления

и пере­

валки

с

одного вида

транс­

порта на другой.

 

Наиболее

широкое

приме­

нение для

перевозки

длинно­

мерных круглых лесоматериалов нашли так называемые полу­ жесткие строп-контейнеры типа ПС СоюзморНИИпроекта и строп­ контейнеры конструкции ВКНИИВОЛТ (рис. 97).

Полужесткие строп-контейнеры типа ПС состоят из нижней несущей стальной полосы / с шарнирным соединением посередине,

240