Файл: Кузьмичев Ф.И. Технология валяльно-войлочного производства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На конце канала 15 имеется сетчатый барабанчик 16. Поток воздуха, выбрасываемый из машины вместе с шерстью ветрянкой 10, проходит через сетчатый барабанчик, а шерсть, ударяясь о ба­ рабанчик, оседает на транспортер 17 и выводится из машины. На некоторых фабриках шерсть прямо из машины с помощью вентиля­ тора в потоке воздуха уносится в лабазы или в смесовую машину.

Степень расщипывания шерсти на машине зависит от правиль­ ности наладки машины и установки рабочих органов. В табл. 4 приведены принятые разводки и глубина вхождения зубьев рабочих органов ма­ шины.

Рабочие и съемные валики установ­ лены на дугах, расположенных на ста­ нине машины с торцовых сторон глав­ ного барабана. Величины разводки и присадки между валиками и барабаном регулируют, перемещая держатели так же, как держатели машины ТП-90Ш (см. рис. 4). Держатели крепятся к дугам болтами и шпильками, в месте соедине­ ния с болтом держатели имеют прорези.

В боковые стенки каждого держателя

 

 

 

ввинчены два болта, концы которых упи­

 

 

 

раются в прилив дуги. С помощью бол­

 

 

 

тов и гаек, навинченных на шпильки,

Р и с , 1 9

С х е м а

в з а и м о д е и .

держатели можно перемещать в двух

ствия

ветрянки

и барабана

взаимно перпендикулярных направле-

щипальной

машины

ниях: по окружности и по радиусу. В

 

 

первом случае будет изменяться величина

разводки

(или при­

садки)

между соответствующим

валиком и

главным

барабаном,

а

во

втором — между

 

самими

валиками.

 

 

 

Перед началом регулирования необходимо ослабить гайку бол­

та.

Затем, если

нужно

регулировать величину разводки между

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

 

 

Разводки и глубина вхождения зубьев рабочих органов

 

 

 

 

 

щипальной машины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глубина

Разводка,

 

 

 

Рабочие

органы

 

вхождения

 

 

 

 

зубьев,

мм

 

 

 

 

 

 

 

мм

 

Питающие валики — питающие валики

 

3

 

Питающие валики — главный

барабан . .

 

8—10

Верхний

питающий

валик — съемный валик

8

 

Рабочие"валики — главный

барабан . . .

2—5

 

Рабочие

валики — съемные

валики . . . .

5

 

Съемные

валики — главный

барабан . . .

 

7—8

Главный

барабан — колосниковая решетка

 

20-30

63


валиком и главным барабаном, вращают гайки на шпильке: для увеличения величины разводки отвертывают нижнюю и заверты­ вают верхнюю гайки, для уменьшения — наоборот. Величина раз­ водки (или присадки) фиксируется на шкале.

Максимальная величина присадки 5 мм.

Для регулирования величины присадки между рабочим и съем­ ным валиками пользуются болтами. Чтобы, например, увеличить присадку, нужно вывернуть левый болт держателя рабочего ва­ лика и завернуть правый. При этом держатель будет перемещаться вправо. Когда получена присадка нужной величины, левый болт также следует завернуть до упора.

Величину присадки гарнитуры ветрянки к гарнитуре главного барабана регулируют, перемещая подшипники ветрянки на ста­ нине машины по горизонтали.

Зубья главного барабана и валиков должны быть расположены точно в шахматном порядке, так чтобы при вращении кончики зубьев одного рабочего органа проходили между кончиками зубьев другого органа, не зацепляясь друг за друга.

Если в работе машины возникнут какие-либо неполадки, надо прежде всего установить, отчего они происходят. Например, если зубья верхнего питающего валика и рабочих валиков быстро за­

биваются шерстью и грязью, значит

зубья

съемных валиков недо­

статочно входят между зубьями приемного

или рабочего валика.

Необходимо правильно установить

съемные

валики.

Расщипанная шерсть закатывается из-за неправильной работы ветрянки. В данном случае полоски ремня, укрепленные на вет­

рянке,

сильно

изношены

или эти полоски и находящиеся рядом

с ними

зубья

не входят

между

зубьями главного барабана. Необ­

ходимо

или сменить полоски

ремня, или пододвинуть

ветрянку

ближе

к главному барабану.

Закатывание получается

также от­

того, что ветрянка не имеет положенной ей окружной скорости и плохо снимает шерсть с барабана, что приводит к забиванию гар­ нитуры барабана и валиков.

Нужная скорость вращения ветрянки нарушается чаще всего вследствие скольжения приводного ремня. Скольжение устраняют, перемещая натяжной ролик машины.

Иногда закатывание расщипанной шерсти получается вследст­

вие забивания решеток под барабаном

и ветрянкой. Это устра­

няют, прочищая

решетку.

 

 

Производительность (кг/ч)

машины

определяют по формуле,

приведенной на стр. 47.

 

 

Техническая характеристика щипально-замасливающей машины

Рабочая

ширина

по барабану,

мм

1400

»

»

»

питающей

решетке, мм

1195

Потребляемая мощность, кВт

 

6,2

Габаритные

размеры, мм:

 

 

длина

 

 

 

4840

ширина

 

 

 

2100

высота

 

 

 

1780

Масса (вес),

кг

 

 

3660

64


Коэффициент выхода волокна после щипания Кв = 0,9854-0,995. Коэффициент полезного времени /С п . в =0,95 .

В зависимости от характера обрабатываемого материала про­ изводительность машины составляет от 300 до 600 кг/ч.

111. ПРОИЗВОДСТВО ВОССТАНОВЛЕННОЙ ШЕРСТИ

Для наиболее рационального использования шерстяного сырья важно использовать шерстяные изделия, уже бывшие в употреб­ лении.

Большое число старых шерстяных изделий заготовительные организации собирают у населения в виде тканого лоскута, старых валенок и др.; много лоскута получают при шитье новых изделий из шерстяных тканей в швейной промышленности, а также при штамповке войлочных деталей для машиностроения на войлочных фабриках, от обрезки голенищ новых валенок и шитья конской сбруи на шорных фабриках. Весь этот лоскут можно снова исполь­ зовать в производстве шерстяных изделий.

Для этой цели его разрабатывают на волокно, которое иногда называют искусственной шерстью. Такое название не характери­ зует этот вид шерсти, состоящей из натуральных волокон, но уже бывших в обработке и носке. Правильнее называть этот вид сырья «восстановленной шерстью».

Шерстяной лоскут разрабатывают на волокно на специализиро­ ванных предприятиях по производству вторичного сырья. Основ­ ная масса восстановленной шерсти для валяльно-войлочной про­ мышленности поступает с предприятий по переработке вторичного сырья. Однако значительную часть лоскута перерабатывают и на предприятиях валяльно-войлочной промышленности.

Войлочный и тканый лоскут поступает на эти предприятия рас­ сортированным и предварительно обработанным.

Собираемое старое тряпье прежде всего дезинфицируют, сильно загрязненное промывают или обеспыливают.

Качество восстановленной шерсти обусловлено степенью уплот­ нения лоскута и состава сырья, из которого он изготовлен.

Из менее уплотненного, но не бывшего в употреблении лоскута, получается более длинная и менее поврежденная шерсть, из плот­ ного лоскута получается короткая, сильно поврежденная шерсть. Из бывшего в употреблении лоскута получают шерсть, худшую по сохранности волокна.

Предварительно лоскут сортируют для правильной разработки различных видов лоскута. При сортировке обрезают и удаляют все посторонние предметы: пуговицы, крючки и т. п. При разработке лоскута на щипальных машинах металлические предметы вызы­ вают сильное искрение от ударов колков барабанов, что может вызвать пожар.

Лоскут сортируют в соответствии с классификацией, установ­ ленной в ГОСТ и ТУ на этот вид сырья.

65


Приняты следующие группы и виды лоскута: группа лоскута — шерстяной и полушерстяной; вид лоскута по качеству сырья — тон­ кий, полутонкий и грубый; сорт лоскута — вязаный, тканый, ткановаляный, войлочный. Лоскут различают новый и старый, а по цве­ т а м — белый, черный, пестрый.

Для получения восстановленной шерсти без содержания расти­ тельных примесей лоскут подвергают карбонизации.

Лоскут, поступающий на предприятия валяльно-войлочной от­ расли промышленности, проверяют на соответствие ГОСТ, установ­ ленным на этот вид сырья.

1. Разработка лоскута на щипальной машине

Лоскут разрабатывают на щипальной машине, разрывая и рас­ таскивая на отдельные волокна.

Как известно, волокна шерсти имеют чешуйчатую поверхность и поэтому обладают высоким коэффициентом трения. Кроме этого, волокна в тканом лоскуте и в войлоке крепко зажаты между со­ бой. Это затрудняет вытаскивание их из общей массы. Чтобы сни­ зить коэффициент трения и облегчить разъединение волокон без

сильного разрушения их, лоскут замасливают

минеральным мас­

лом или эмульсией, состоящей из (%) :

 

 

Пасты кожевенной

15—20

Веретенного

масла

20—15

Нашатырного

спирта

0,4—0,5

Воды

 

 

64,6—64,5

Рекомендуются

следующие нормы

расхода

жировых веществ

к массе (весу) лоскута (%) :

 

 

Немытого

лоскута

 

7—8

Карбанизованного лоскута

 

9—10

Валяного

лоскута

 

9-е10-

После замасливания лоскут подвергают затариванию, чтобы снизить степень разрушения волокна на щипальной машине. В про­ цессе запаривания волокно нагревается и увлажняется. В резуль­ тате оно приобретает способность больше вытягиваться и меньше разрушаться при его вытаскивании из лоскута. Лоскут запаривают в камерах с ложным дном. Под дно подводятся трубы, через ко­ торые пускают пар. Продолжительность запаривания, мин:

 

Обрезь

войлочная

80—100

 

 

»

валяной

обуви

90—ПО

 

 

Решетка, спилок

войлочные

20—25

 

 

Лоскут

тканый

 

30—40

 

Лоскут

в теплом и влажном состоянии направляют в

разра­

ботку на щипальные машины (рис. 20).

 

 

Лоскут

настилается плотно, равномерными

по толщине

слоями

во всю ширину питающей решетки 1. Решетка

1 состоит из метал­

лических планок, соединенных металлическими скобами. Решетка подводит лоскут к питающим валикам 2. Нижний валик вращается в неподвижных, а верхний валик-—в подвижных подшипниках.

66


При прохождении между валиками слоя лоскута различной толщины верхний валик может подниматься или опускаться. Лос­ кут должен быть плотно зажат между питающими валиками. Для этой цели верхний питающий валик нагружен. Степень нагрузки этого валика можно изменять, добавляя или снимая грузы.

При попадании между валиками очень большого количества лоскута на современной щипальной машине можно дать обратный

ход валикам И, таким образом, освободить

их от излишнего коли­

чества лоскута. Плотно

зажатый лоскут

подводится

валиками

к барабану 3. Поверхность барабана покрыта колками,

которые

при вращении барабана

наносят большое число ударов по лоскуту,

Рис. 20. Схема щипальной машины ЩМ-50

вытаскивают из него волокна шерсти и уносят их по направлению своего вращения. Одновременно с волокном могут отрываться и кусочки неразработанного лоскута. Эти кусочки ударяются о козы­ рек 4 и отскакивают к крыльчатке 5, которая сбрасывает их об­ ратно на питающую решетку /, откуда они снова попадают в ма­ шину.

Часть мелких кусочков может все-таки проскочить под козырек 4. Однако центробежной силой, развиваемой барабаном 3, эти бо­

лее плотные, чем волокно,

кусочки лоскута отлетают в бункер 6

для сбора неразработанных

кусочков.

Степень улавливания этих кусочков лоскута в бункер 6 можно регулировать козырьком 7. При поднятии козырька будет улавли­ ваться меньше кусочков лоскута, а при сильном опускании в бун­ кер 6 могут залетать даже волокна шерсти.

Волокна шерсти выносятся током воздуха, создаваемым враще­ нием барабана 3, в канал 8. Часть волокон, которая не отделилась от поверхности барабана, зацепляется на нож 9, счищается с ба­ рабана и уносится током воздуха также в канал 8, откуда шерсть присасывается к сетчатому барабану 10, из которого воздух и

67