Файл: Кузьмичев Ф.И. Технология валяльно-войлочного производства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 326

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последние годы проведена механизация подъема, опускания и прижима верхней плиты свойлачивающей машины при помощи пневматического устройства, которая ликвидировала ручной труд при выполнении указанных операций.

Подъем и опускание плиты осуществляется поворотом ручки крана управления пневмосистемой, не требующим физических усилий.

Кроме того, пневмоустройство обеспечило регулирование силы прижима верхней плиты к нижней и позволило снять на машинах

Рис. 113. Схема пневматических устройств для подъема и опускания верхней плиты свойлачивающих машин фирм «Иост» и «Текстима»

механизмы противовесов к верхней плите, как на машинах фирмы «Текстима», так и на машинах фирмы «Иост», где они особенно громоздки.

Пневматическое устройство (рис. 113) состоит из двух пневмоцилиндров / диаметром 100 мм и ходом поршня 100 мм. Штоки 2 цилиндров шарнирными тягами соединены с рычагами подъема свойлачивающих плит (один с левой и второй с правой плитой).

Сжатый воздух с давлением до 686 кПа (7 атм) от компрессор­ ной установки подводится по трубе 3, уложенной на уровне пола. Запорный вентиль 4 позволяет отключать подачу сжатого воздуха к машине.

Пневматическое устройство снабжено общим для обоих пневмоцилиндров влагоотделителем 5 типа В-41-13, служащим для очистки воздуха от влаги и механических примесей, и общим маслораспылителем 6 типа В-44-23 для подачи в пневмосистему тон­ кораспыленного масла для смазки частей пневмоаппаратов.

259

При помощи двух четырехходовых кранов управления 7 пере­ ключается подача воздуха по трубам 8 и 9 в пневмоцилиндры. При подаче воздуха по трубам 8 шток движется к основанию пневмоцилиндра, а при подаче воздуха по трубам 9 — в обратном направлении и выдвигается из цилиндра. В зависимости от на­ правления движения штока происходит подъем или опускание верх­ ней плиты машины. Подъем и опускание левой и правой верхней плиты происходят независимо друг от друга, каждая при помощи имеющегося отдельного крана управления 7.

Рис. 114. Схема пневматического подъема плит на свойлачиваю­ щих машинах фирмы «Текстима»

Отходящий из пневмоцилиндров воздух по трубам 10 выбра­ сывается в помещение через фильтр-глушитель 11, который фильт­ рует воздух и снижает шум при выхлопе.

Обратный клапан 12 предупреждает обратное попадание воз­ духа из пневмоцилиндров в общую сеть.

На рис. 114 показана схема пневматического подъема плит на свойлачивающих машинах фирмы «Текстима» в положении, когда верхняя плита / опущена на нижнюю неподвижную плиту 2 (период уплотнения). Поворотом ручки крана управления 3 сжатый воздух по трубе 4 поступает в верхнюю полость пневмоцилиндра 5,

и

шток

6 опустится.

При

помощи тяги 7, связанной со штоком,

и

рычага

8 верхняя

плита

поднимется. При опускании штока воз-

260



дух, находившийся в цилиндре под поршнем, будет

выдавливаться

и по

трубам 9 и 10 выбрасываться в цех через

фильтр-глуши­

тель

/ / .

 

Для опускания плиты поворотом ручки крана управления воз­ дух направляется в обратном направлении, а именно по трубе 9 поступает в нижнюю полость цилиндра и давит на поршень снизу вверх, вследствие чего шток 6 движется вверх и через тягу 7 и рычаг 8 опускает плиту. Воздух, находившийся в верхней по­

лости цилиндра (над

поршнем), будет выдавливаться и по трубам

4 и 10 выбрасываться

через фильтр-глушитель в цех.

При помощи регулировочного блока и серьги с вилкой 12 ре­ гулируется зазор между нижней и верхней плитой в период, когда верхняя плита опущена. Чем меньше этот зазор, тем сильнее дав­ ление верхней плиты в период свойлачивания.

Так как в период подъема и опускания продольная ось пневмоцилиндра поворачивается на небольшой угол, цилиндр с возду­ хопроводом соединяют при помощи резиновых рукавов 13.

Пневматическое устройство подъема и опускания верхней плиты

на машинах

фирмы «Иост» принципиально ничем не отличается

от описанного

выше.

Ватный колпак для мужских и женских шляп уплотняют по­ следовательно в несколько перекладок.

Сначала уплотняют головку колпака, для этого его надевают на конусную головку 3 (см. рис. 112), при этом поля ватного кол­ пака подгибают, чтобы он плотно прилегал к ней. Затем опускают зонт 4 и включают его вибрацию. После уплотнения колпак сни­ мают с конусной головки и выворачивают наизнанку.

Для уплотнения на свойлачивающих плитах колпак склады­ вают плашмя и вкладывают внутрь его полотняную прокладку. После этого помещают на нижнюю плиту так, чтобы при опуска­ нии верхней плиты головка и края колпака выходили за ее пре­ делы на 23 см во избежание получения рубцов по кромкам кол­ пака. После первого уплотнения колпак вынимают и смещают места сгиба его на 90°. В последующих перекладках колпак вывер­ тывают наизнанку также с одновременным смещением сгиба.

В процессе уплотнения колпак осматривают после двух пере­ кладок и в случае необходимости исправляют дефекты, замечен­ ные в колпаке. В результате этого процесса он должен быть рав­ номерно уплотнен без мягких мест, без складок и рябины на по­ верхности. На качество уплотнения оказывает влияние амплитуда колебания плит, а также условия пропаривания колпака. Для смесей, состоящих из коротких волокон с высокой валкоспособностью и при грубом полотне для обивки плит, применяют мень­

шую амплитуду колебания плит, а для

длинноволокнистой смеси

из волокон с низкой валкоспособностью

и при тонком полотне —

большую амплитуду колебания плит.

 

Колпак пропаривают сухим паром, так как мокрый пар чрез­ мерно увлажняет колпак, что способствует образованию рябой по­ верхности его.

261


Ватный полуфабрикат для основы беретов уплотняют в сле­ дующем порядке. Сначала уплотняют верхнюю часть полуфабри­ ката на конусной головке 3 (см. рис. 112), при этом кромки по­ луфабриката свисают свободно. После этого проводят заростку полуфабриката, придавая ему форму берета. Полуфабрикат кла­ дут на верстак головкой вниз, краями вверх. Внутрь вкладывают круглую полотняную прокладку соответствующего размера. Кромки полуфабриката загибают на прокладку к его середине, а излишки полуфабриката срывают.

Сформированную основу берета помещают между плитами свойлачивающей машины отверстием кверху.

Ватный полуфабрикат уплотняют в несколько перекладок. После первой перекладки основу берета вывертывают наизнанку, удаляют из нее полотняную прокладку. После этого основу берета уплотняют отверстием книзу, а затем отверстием кверху. Форма уплотненной основы должна быть симметричной, с выравненными краями полей.

Технологические

параметры

уплотнения основы фетровых

 

 

 

шерстяных головных

уборов

Число колебаний плит в минуту

850—900

Траектория

движения плит

 

 

Прямолинейная

Амплитуда колебания плит, мм . . '

3—6

Относительное

смещение при встречном

движе­

нии плит, мм

 

 

 

6—12

Удельное давление верхней плиты на полуфаб­

рикат,

г/см2

 

 

 

 

12—15

Амплитуда

колебания зонта,

мм

2,5—3,0

Удельное

давление

зонта

на

полуфабрикат,

г/см2

 

 

 

 

 

 

10—12

Продолжительность

обработки

полуфабриката,

мин:

 

 

 

 

 

 

 

колпака

для мужских шляп

 

. 4,5—5,0

»

 

»

женских

»

 

3,5—4,0

беретов

 

 

 

 

 

2,5—3,0

Плотность основы после свойлачивания, г/см8 :

головки

 

 

 

 

 

0,15—0,17

полей

 

 

 

 

 

0,17-0,19

2. Организация поточного производства основы на фабриках фетровых шерстяных головных уборов

Для осуществления поточности производства на участке на­ вивки конусов фетровых шерстяных головных уборов и их уплот­ нения описанное технологическое оборудование связывается в опре­ деленной последовательности механизированным транспортом для транспортировки полуфабриката с адресованием с участка на участок.

Снятые с навивочной каретки чесальной машины конуса на­ правляются на соответствующие свойлачивающие машины. Для этого в качестве механизированного транспорта на Щелковской

262


фетровой фабрике, являющейся фабрикой комплексной механиза­ ции производства, применяется подвесной электропоезд (рис. 115).

По заданной трассе на подвесках крепят двухтавровый

рельс

Р, причем радиус закругления по трассе допускается не

менее

1,2 м. На рельсе на всем его протяжении крепят две электротали 7", находящиеся под напряжением 36 В. На верхней плоскости рельса на двух роликах / монтируют электротягач 2, на котором установ­ лен электродвигатель 3 мощностью 0,4 кВт. Электродвигатель при помощи клиноременной и шестеренной передач приводит во вра­ щение ролики 1, в результате чего электротягач движется по

Рис. 115. Схема подвесного электропоезда для транспортировки полуфаб­ рикатов в производстве фетровых шерстяных головных уборов

рельсу вправо или влево. Питание электродвигателя током осу­ ществляется электроталями Т через укрепленные на электротягаче токосъемники 4 (третьей фазой служит сам рельс). Элетротягач включают кнопками 5 (кнопкой «Движение вправо», кнопкой «Движение влево» и средней кнопкой «Стоп»).

Для удобства движения на трассе в радиусах закругления электротягач состоит из нескольких кареток 6, в которых поме­ щается транспортируемый полуфабрикат. Каждая каретка на ро­ ликах 7—подвешивается на рельс Р и соединена с другой кареткой при помощи шарнирных тяг 8. Размеры кареток зависят от разме­ ров транспортируемых полуфабрикатов и могут по высоте иметь две-три и больше полочек. Для транспортировки конусов на Щел­ ковской фетровой фабрике применяют каретки длиной 0,6 м, ши­ риной 0,5 м и высотой 1,3 м, причем для удобства работы ка­ ретки отстоят от уровня пола на 0,5 м. По ходу движения с двух сторон электропоезда устанавливают механизмы останова 9, ко­ торые представляют собой подвешенные на шарнире рычаги. При

263

встрече сопротивления рычаг сжимает пружину и через конечный выключатель 10 выключает электротягач.

Для адресования электропоезда в определенную точку трассы служит пульт управления тягачом 11, на котором поворотом ручек на определенную цифру электропоезд останавливается в необхо­ димом месте.

Г Л А В А В О С Ь М А Я

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССОВ СВОЙЛАЧИВАНИЯ И ВАЛКИ ВАЛЯЛЬНО-ВОЙЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Ватные полуфабрикаты войлочных изделий представляют собой рыхлый материал. Для получения нужной прочности их подвергают уплотнению. Уплотнение обычно разделяют на предварительное (свойлачивание) и окончательное (валку).

В результате предварительного уплотнения (свойлачивания) волокнистая масса смеси чесаной шерсти превращается в слабо­ уплотненный войлок. Целью предварительного уплотнения является подготовка войлочных полуфабрикатов к валке.

 

Процессы свойлачивания и валки основаны на валкоспособ-

ности шерстяных волокон.

 

Под валкоспособностью понимают свойство шерстяных волокон

в

определенных условиях в результате механических воздействий,

а

также под действием тепла, влажности и химических реагентов

образовывать упругий и прочный материал, в котором хаотически перепутанные между собой волокна удерживаются силами тре­ ния. Из всех известных волокон только шерсть обладает валкоспо­ собностью, что обусловлено наличием у шерстяных волокон чешуй­ чатой поверхности. Этот слой представляет собой внешнюю обо­ лочку волокна, состоящую из ороговевших клеток — чешуек или колец. Они располагаются на поверхности волокна в виде чере­ пицы, причем выступающие края чешуек направлены к верхушеч­ ной части волокна.

При изучении шерстяного волокна под электронным микроско­ пом установлено, что чешуйчатый слой — это своеобразная склад­ чатая структура в виде сплошной оболочки. Эта складчатая струк­ тура покрыта очень прочным эпикутикулярным слоем, который об­ ладает повышенной стойкостью к воздействию хлора, а щелочные обработки и механические воздействия разрушают его.

Наличие на поверхности шерстяных волокон чешуек, направ­ ленных выступающими краями к вершине волокна, обусловливает

разницу в силе трения шерстяного волокна при

его скольжении

в направлении к верхушечной

и концевой

частям

волокна.

Явление трения лежит в

основе всех

технологических процес­

сов переработки волокнистого

материала.

 

 

Трением называют сопротивление, возникающее при относи­ тельном перемещении в плоскости касания двух соприкасающихся тел, находящихся под действием нормальной нагрузки.

264