Файл: Кузьмичев Ф.И. Технология валяльно-войлочного производства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

будет равно — = — : — = 0,785, и, таким образом, площадь между

4 4

деталями, идущая в отход, будет составлять: 1—0,785 = 0,215, или 21,5% от площади войлока.

При размещении деталей-колец в шахматном порядке отноше­ ние площади деталей к площади войлока, представляющего парал-

я

3 14

лелограмм, будет равно

= —'•— = 0,9065, и таким образом,

2 • 3

2 • 3

площадь между деталями, идущая в отход, будет составлять: 1— —0,9065 = 0,0935, или 9,35% от площади войлока.

Большое значение при выработке фигурных деталей имеет спо­

соб их размещения на закройной карте, который

следует выбирать

в зависимости от конфигурации деталей.

 

Отобранные для раскроя полости войлока

поступают в рас­

кройный или подготовительный отдел. Первая операция в раскрой­ ном отделе—резка полостей войлока на полосы-заготовки требуе­ мой ширины. Ширину полос устанавливают расчетным путем, исходя из размеров заказанных деталей, с учетом минимальных припусков на отходы. Например, для деталей, имеющих форму ко­ лец, ширина полос-заготовок должна находиться примерно в сле­

дующем соотношении с наружным диаметром

кольца:

Наружный

диаметр

 

 

 

 

кольца, мм

65

89

103

137

318

Ширина

войлочной

по­

 

 

 

 

лосы,

мм

 

270

272

210

280

330

Количество

полос,

ед. 4

3

2

2

1

Припуски на отходы равняются расстоянию одной детали от другой при вырубке их на штампе или при вырезке на кольцерезальном станке. При штамповке деталей средних размеров (80— 150 мм) это расстояние практически составляет 5—6 мм, для круп­ ных деталей оно несколько больше. Вырезка небольших деталей (диаметром до 50—60 мм) может быть размещена на одной по­ лоске в четыре ряда или более, а более крупных деталей — в три, два и даже один ряд. При штамповке из одной полосы в несколько рядов предусматривается размещение деталей в шахматном по­

рядке вдоль полосы для более экономного расходования

войлока

(рис. 184).

 

 

Нельзя разрезать войлок на чрезмерно

широкие полосы, так

как они могут оказаться очень неудобными

при вырубке

из них

деталей на штампе, и данное обстоятельство может привести, по­ мимо выработки некачественных деталей, также к снижению про­ изводительности и к излишним отходам.

Ширина полос-заготовок для деталей, имеющих прямоугольную форму, как правило, должна соответствовать заданной длине де­ талей и лишь в некоторых случаях, как, например, для деталейпластин,— заданной ширине. В данном случае обязательно должно быть соблюдено еще одно из важнейших требований, предъявляе-

421


мых к прямоугольным деталям,— основное расположение волокон должно быть продольным относительно длины деталей, так как узкие полосы, имеющие поперечное расположение волокон шерсти относительно длины, обладают крайне малым сопротивлением рас­ тяжению.

^, # # # # #

ф

ф

•ф-1 F T _ . •ф-1 •~1

1*

Рис. 184. Расположение деталей на полосе войлока в шахматном порядке

Полости войлока разрезают на полосы-заготовки на полосорезальной машине (рис. 185).

Основными рабочими органами этой машины являются: глав­ ный вал /, имеющий винтовую червячную нарезку с укрепленными на нем дисковыми ножами 2, одна пара питающих и одна пара приемных валиков, из которых нижние валики 4 являются транс­ портирующими, а верхние 3— прижимными. Поэтому для лучшего сцепления с войлоком транспортирующие валики обычно обтяги­ вают отработанной игольчатой лентой. Верхние валики прижима­ ются к войлоку при помощи винтов с пружинами 5.

Войлок во время резки передвигается по гладкому деревян­ ному столу 6. Главный вал машины укреплен в скользящих под­ шипниках 7, которые установлены между направляющими и могут перемещаться вертикально посредством червячных винтов со штур­ валами 8.

Дисковые ножи на валу машины после установки их на задан­ ную ширину полос закрепляются каждый с двух сторон гайками 9. Рабочий стол в средней части имеет широкую прорезь, в которую при наладке машины укладывают сомкнутым рядом узкие дере­ вянные бруски 10. Зазоры между брусками оставляют только для дисковых ножей, которые должны входить туда режущей частью на 15—20 мм. Перед началом работы осматривают и регулируют

422


машину, устанавливают ножи на заданную ширину полос. Коли­ чество ножей на валу устанавливают в зависимости от ширины полос (обычно от 3 до 10).

Прижимные валики должны быть установлены ровно, парал­ лельно транспортирующим валикам, чтобы давление их распреде-

Рис. 185. Схема полосорезальной машины

лялось равномерно по всей ширине полости войлока, во избежание неравномерной подачи войлока, что может привести к косой резке и заеданию полости. Ножи должны быть хорошо и правильно за­

точены при помощи

абразивного

бруска на ходу машины, причем

жало ножа должно

проходить

точно посередине толщины

ножа

или может быть смещено к одной

из его сторон. Кривая,

непра­

вильная заточка ножа приводит

к

тому, что линия разреза

будет

зигзагообразной, а резка войлока затруднена. По мере сработки дисковых ножей вал с ножами опускается.

Во время работы на

полосорезальной машине необходимо

строго соблюдать правила

техники безопасности, основными из ко­

торых являются: защита всех дисковых ножей надежным кожухом,

Техническая

характеристика

полосорезальной машины

Длина,

м

 

 

1,5

Общая

ширина, м

 

2,5

Рабочая

ширина,

м

1,9—2,1

Скорость

подачи

войлока, м/мин

6—10

Привод машины

 

 

От двух

Мощность электродвигателей, кВт:

электродвигателей

 

для

вращения

главного вала

8,0

»» транспортирующих валиков

через

редуктор

 

3,5

Минимальная разводка дисковых ножей, мм

100—160

Диаметр

дисковых

ножей, мм

250—300 .

Частота

вращения

червячного вала, об/мин . .

800—1250

423


установка ограждений на передаче, тщательное крепление диско­ вых ножей гайками, осторожная заточка ножей прочным абразив­ ным бруском (остерегаясь его поломки) и защита глаз от попада­ ния абразивных крупинок и пыли.

Полосорезальная машина оборудована вытяжной вентиляцией.

I I I . ВЫРАВНИВАНИЕ И РАСПИЛИВАНИЕ ВОЙЛОКА НА ТРЕБУЕМУЮ ТОЛЩИНУ

Для выравнивания по толщине и распиливания войлока приме­ няют двоильно-ленточную или спильную машину, схема устрой­ ства которой показана на рис. 186.

Рис. 185. Схема двоильно-ленточной машины

Все рабочие органы спильной машины смонтированы на массив­ ной чугунной станине /. Главный вал 2, расположенный вдоль задней стороны станины, на одном конце имеет рабочий шкив 3, соединенный передачей с электродвигателем, а на другом — кони­ ческую шестерню 4, взаимодействующую с тарельчатой шестерней 5. Эта шестерня насажена на короткий вал, на другой конец кото­ рого надет ножевой шкив 6. Другой ножевой шкив 7 расположен на другом конце станины. На обоих шкивах в виде приводного ремня надет бесконечный стальной ленточный нож 8.

Оба шкива имеют бортики, препятствующие падению ножа. Шкив 6 является ведущим, а шкив 7—ведомым, направляющим и одновременно натяжным. Шкивы 6 и 7 можно передвигать по валам назад или вперед при помощи винтовых втулок, на которые посажены оба шкива. Это необходимо при замене ножа или при его стачивании в процессе работы.

Скользящий подшипник шкива 7 может перемещаться по на­ правляющим вместе со шкивом и тем самым натягивать или ослаб-

424

лять нож. Подшипник перемещается при помощи регулировочных винтов, а на некоторых типах машин — при помощи подвешенного груза. По всей рабочей ширине машины нож проходит между двумя стальными полированными накладками-бандажами. Бан­ дажи служат основными направляющими для ножа, а также для предупреждения неизбежной его вибрации во время работы. Зазор между бандажами и ножом оставляют минимальным, не более 0,10,2 мм, но обеспечивающим свободное прохождение ножа.

Внизу станины расположено точильное приспособление 9, со­ стоящее из приводного механизма, двух абразивных кругов и ме­ ханизма для регулирования подачи точильных кругов.

Скорость резания войлока на машине регулируют при помощи шестеренного перебора, соответствующего коробке скоростей. На машинах старого типа скорость резания регулируется при помощи сменных шестерен 10 в передаче от главного вала к рифленому валику 12.

Головка машины, состоящая из рамы жесткости 11 и соединен­ ного с ней рифленого валика 12, может перемещаться вертикально по направляющим 13. Подъем или опускание головки машины осу­ ществляется при помощи винтов со штурвалами 14 в зависимости от толщины распиливаемого войлока, причем высота подъема риф­ леного валика над ножом обязательно должна соответствовать толщине верхнего слоя или пласта войлока, которая является за­ данной толщиной. Нижний слой или пласт войлока является отхо­ дящим.

Для удобства установки головки на желаемую высоту около каждого штурвала имеется шкала с делениями, указывающими высоту подъема в зависимости от поворота штурвалов. Стальной рифленый валик носит такое название, потому что на нем нане­ сены неглубокие рифли, расходящиеся по спирали в обе стороны от точки, лежащей на расстоянии одной трети длины валика от его конца, в направлении которого движется нож. Это необходимо для компенсации сдвигающего усилия движущегося ножа. Риф­ леный валик служит одновременно для подачи войлока на ленточ­ ный нож и для прижатия его к кольчатому валу, а рифли на нем — для расправки войлока по ширине во время подачи.

Кроме указанных, главными рабочими органами машины яв­ ляются: кольчатый вал 15, состоящий из сомкнутого ряда брон­ зовых колец, свободно надетых с большим зазором на тонкий стальной стержень, и резиновый вал 16, состоящий из стального сердечника, внутреннего толстого слоя мягкой резины и верхнего слоя плотной резины. Кольчатый вал лежит на резиновом валу, который получает принудительное вращение через передачу, а кольчатый вал свободно вращается при прохождении по нему войлока. Эта пара валов предназначена для улавливания неровно­ стей войлока и смещения их вниз на резиновый вал относительно плоскости, проходящей через ось вращения рифленого вала.

Чтобы рифленый и резиновый валы, испытывающие большое давление всех неровностей войлока, не давали прогиба, над риф-

425