ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
А. В. ЖУКОВ И. И. ЛЕОНОВИЧ
Колебания
лесотранспортных
машин
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О Б Г У им. В. И . Л Е Н И Н А М И Н С К 1 9 7 3
УДК 634.0.37/38 : 62-752 |
^ |
ij |
^ЦГ» |
|
|
Колебания лесотранспортных машин. Ж у к о в |
А. В., Л е о н о в . и ч |
И. И. |
|||
Минск, Изд-во БГУ, 1973. |
|
|
|
|
|
Приведены данные обзорного характера, обобщающие результаты иссле |
|||||
дований лесотранспортных машин, |
исходя |
из которых |
обосновываются и |
||
выделяются основные вопросы их |
динамики, |
связанные с |
колебаниями |
этих |
машин. Рассмотрены основные виды колебаний различных типов лесных ма шин и составлены их динамические модели. Кратко изложены принципы вы бора расчетных схем колебаний, способы получения и решения дифференци альных уравнений движения применительно к машинам различного типа и назначения.
Рассматриваются свободные и вынужденные колебания машин нри пе риодических воздействиях и возмущениях случайного характера, что в наи большей степени соответствует реальным условиям эксплуатации. Основное содержание книги составляют практические вопросы, связанные с выбором оптимальных параметров систем, имеющих связь с их колебаниями.
Дается расчетный метод учета сопротивлений |
движению транспортных |
|||
машин, обусловленных колебаниями масс системы |
при движении |
по |
неров |
|
ному пути. |
|
|
|
|
Существенное внимание уделено вертикальной динамике машин, их попе |
||||
речно-угловым' колебаниям, устойчивости движения. |
|
|
|
|
Д л я наиболее характерных лесотранспортных машин выведены |
уравнения |
|||
колебаний. Аналитически и с помощью ЭЦВМ получены численные |
значения |
|||
частот и амплитуд колебаний лесовозных |
автопоездов, трелевочных |
тракто |
||
ров и других машин. Приведены расчетные |
методы |
и конкретные результаты |
исследований по определению оптимальных параметров систем, даны некото рые рекомендации по дальнейшему совершенствованию динамических качеств лесотранспортных машин.
Ил. 107, табл. 11, библ. 70.
|
|
|
Издательство |
3152—017 |
г |
|
БГУ им. В. И. Ленина, |
Ж М 3 1 7 - 7 3 |
5 |
' ~ 7 2 |
1973 г. :•• |
Решение задач, поставленных перед лесной промыш ленностью, невозможно без неуклонного роста произво дительности труда на транспортных и других операциях лесозаготовительного процесса. Производительность тру да, как и все технико-экономические показатели работы машин, применяемых на лесозаготовках, зависит от па раметров этих машин. Одним из важнейших условий правильного выбора оптимальных параметров является учет динамических процессов, происходящих при движе нии машин или выполнении технологических операций.
Любая современная машина включает множество
*упругих и демпфирующих элементов, массы которых при наличии возмущений колеблются, что сказывается на устойчивости движения, нагруженности агрегатов и уз лов, надежности работы машины и в конечном итоге влияет на производительность труда.
Транспортные системы весьма разнообразны. Это одиночные автомобили и тракторы (одноосные и много осные), автомобильные, тракторные и железнодорожные поезда, различного рода передвижные агрегаты и уста новки (самоходные погрузочно-разгрузочные, валочнотрелевочные машины, машины для бесчокерной трелевки и др.). Поскольку машины, применяемые на лесозаго товках, и, следовательно, их расчетные схемы многооб разны ввиду наличия различных направлений в исследо вании их динамики, появилась необходимость в обобще нии вопросов, связанных с их колебаниями.
При рассмотрении динамических явлений, возникаю щих во время эксплуатации машин, в некоторых случаях отдельные элементы их можно считать абсолютно жест кими. Однако такое допущение чаще всего неправомерно и приводит к значительным погрешностям. Особенно это относится к конструкциям, состоящим из нескольких масс, соединенных упругими элементами. Таковы, напри мер, транспортные машины, имеющие упругую подвеску. Упругие системы при наличии возмущений совершают
механические колебания, характером которых и опреде ляется во многом динамическая нагруженность отдель ных элементов машины.
В настоящей книге рассматриваются условия эксплу атации машин и требования к их конструкции, виды ко лебаний и некоторые вопросы общей теории механиче ских колебаний, связанные с расчетом динамики упругих систем, взаимодействие ходовых систем с неровностями пути и звеньев упругой ходовой системы между собой. Приводится расчет динамики лесотранспортных машин с учетом некоторых технологических операций, а также обобщенная методика составления расчетных схем коле баний машин.
Книга написана на основании материалов собствен ных исследований авторов. Кроме того, в ней учтены и частично использованы исследования, которые многие годы проводились в Центральном научно-исследователь ском автомобильном и автомоторном институте, Москов ском автодорожном и Львовском лесотехническом инсти тутах, Ленинградской лесотехнической академии им. С. М. Кирова, ЦНИИМЭ и других научных центрах.
Авторы выражают глубокую благодарность заведую щему кафедрой кибернетики и вычислительной техники
Белорусского политехнического |
института |
Л. М. Дем- |
бовскому и сотрудникам этого института |
А. А. Карпову |
|
и В. М. Чуракову, принявшим |
участие |
в составлении |
программы и проведении ряда расчетов на ЭЦВМ. При подготовке книги к изданию большую помощь оказали сотрудники научно-исследовательской лаборатории ме ханизации лесозаготовок Белорусского технологического института им. С. М. Кирова, рецензенты кандидаты тех нических наук С. М. Белов, А. Г. Грицкевич, Р. М. Игнатищев, которым авторы весьма признательны.
Замечания и пожелания по существу затронутых во просов авторы примут с благодарностью и просят направ лять их по адресу: г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Бело русский технологический институт им. С. М. Кирова, кафедра сухопутного транспорта леса и дорожных ма шин.
Глава 1
ТИПЫ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН, ОСОБЕННОСТИ ИХ КОНСТРУКЦИИ И КОЛЕБАНИИ
1
Типы машин, применяемых на лесозаготовках
В зависимое™ от назначения, соответственно фазам произ водства леоные машины и механизмы можно разделить на во семь групп: 1) валочяые и валочно-трелевочные машины; 2) тре левочные машины и установки; 3) сучкорезные машины и уста новки; 4) транспортные машины и оборудование; 5) погрузочнораз'лрузочные установки и «ораны; 6) оборудование нижних складав; 7) машины и оборудование для механизации лесохозяйствеяных работ; 8) дорожно-строительные машины и меха низмы.
На в а л к е леса основным механизмом остается бензопила. Широкое распространение яа одиночной валке деревьев получа
ют бензопилы МП-5 |
(«Урал» и |
«Тайга») с |
гидроклином |
|
КГМ-1А. |
|
|
|
|
На т р е л е в к е леса, наряду |
с тракторами |
ТДТ-40М |
и |
|
ТДТ-75 используются |
новые трелевочные машины ТДТ-55 |
и |
ТТ-4. Новые тракторы приспособлены для работы с различным •навесным и прицепным оборудованием.
Онежский тракторный завод яа базе трактора ТДТ-55 вы пускает бесчокерные машины ТБ-4 с падромаяипулятором (рис. 1). Это высокопроизводительные машины, исключающие ручной труд на лесозаготовках и обеспечивающие сохранение подроста.
Для трелевки леса с крутых склонов в условиях Восточной Сибири используются установки УК^ІС (КПУ-2), самоходяотрелевочные установки СТУ на базе трактора ТДТ-40 и СТУ-ЗС
на базе трактора ТДТ-55. В горных условиях Карпат, |
Кавказа, |
||||||
Сибири и Дальнего Востока широко распространены |
канатные |
||||||
трелевочные установки. |
В ЦНИИМЭ |
разработана |
установка |
||||
УК-1, которая имеет пять модификаций. |
Используются |
также |
|||||
установки В ТУ-1,5 и |
ВТУ-3. |
|
|
|
|
|
|
Работы по созданию валочно-трелввочных машин |
в |
нашей |
|||||
стране начаты в 1950 |
году. |
В 1951 году |
была создана |
машина |
|||
ВТМ-1 яа гусеничном |
ходу |
с приемной |
фермой. Повал |
дерева |
|||
осуществлялся тросом |
лебедки. Успешно прошли испытания ма |
||||||
шины ВТМ Ленлес-ЛТА |
(ВТМ-4) и трелевочяонвалочные маши- |
чика гидроманипулятор (например, погрузчик «Тейлор» модели WPV 20«0»).
Финская фирма «Вэртсилэ» разработала новое погрузочное устройство в виде телескопической стрелы, смонтированной «а колонне и состоящей из четырех телескопических секций. Этим устройством снабжают погрузочно-транспортные -машины, пред назначенные для лодвоэки сортиментов, валочионпакепирующие и другие машины.
Рис. 5. Погрузчик «Ле-Турно».
Для погрузки длинномерных бревен фирма «Фри-Краун» (США) разработала лесопогрузчик с боковым расположением грузозахвата. Кіроме того, в США применяют погрузчик «Бзнтам» Т-515 грузоподъемностью 11 т, имеющий шарнирную стре лу с клещевым захватом. Используют также погрузчики «ЛеТурно» на .колесном ходу с захватом оригинальной конструкции (рис. 5) и другие.
Наїряду с колесными за рубежом применяются гусеничные погрузчики. В Канаде, например, это погрузчик типа «Катерпиллер», оснащенный палочным устройством «Роуноук».
Трудоемкой и маломеханизированной операцией на лесо
разработках является обрубка сучьев. Продолжаются работы по |
|
созданию бензосучкорезки, а также стационарных |
установок |
для обрезки сучьев. Успешно прошли испытания и хорошо заре |
|
комендовали себя бензомоторная сучкорезка БС-1 и |
передвиж |
ная |
сучкорезная машина СМ-2. |
|
В зарубежных странах (Швеция, Финляндия и другие) ши |
роко |
применяются передвижные сучкорезные установки. Это, |
Рис. 8. Типы машин и методы производства лесосечных работ.
Сюда войдут козловые краны К-305Н для разгрузки, установки типа МСГ-2 и ПЕЛ-2 для обрезки сучьев, агрегаты ПЛХ-ЗАС, MP-8 для .разделки хлыстов и другие механизмы и оборудо вание.
2
Особенности эксплуатации машин. Требования к их конструкции
Некоторые особенности конструкции лесных машин объяс няются тем, что во всех фазах производственного процесса (вал ка, трелевка, йогрузка и т. д.) участвует дерево, обладающее рядом специфических свойств. Например, гибкость ствола, изме няющаяся в значительных пределах в зависимости от длины, породы, диаметра дерева, влияет на характер колебания транс
портной системы, а следовательно, и на |
конструктивные пара |
||
метры |
подвески |
тракторов, автомобилей, |
прицепов. Гибкость, |
ствола, |
его вес, |
диаметр, длина, характер |
кроны, естественный |
наклон дерева влияют на характер повала его, на величину ди
намических |
ударных |
нагрузок |
при |
его |
падении. |
|
|
|
|
|
||||||
|
В е с |
|
н а д з е м н о й |
ч а с т и |
д е р е в а определяется |
по |
||||||||||
формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
u |
Д |
' СТ I СТ Г » С 1 С I |
|
|
|
|
|
|||
где |
VC1, |
Vc |
— объем ствола и сучьев |
соответственно, |
|
м3 ; |
|
|
||||||||
|
Тст і |
Тс — объемный |
вес |
ствола |
и сучьев |
соответственно, |
||||||||||
|
|
|
|
'кге/м3 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
О б ъ е м н ы й в е с д р е в е с и |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
н ы |
ствола |
и сучьев |
для |
различных |
|
Т а б л и ц а |
1. Объемный |
вес |
||||||||
пород различен (табл. 1). |
|
|
|
древесины |
ствола |
|
и |
сучьев |
||||||||
|
При |
практических |
инженерных |
П о р о да |
|
|
|
|
|
|||||||
расчетах вес дерева можно опреде |
1с , кгс/м |
3 |
Т с т , |
кгс, |
||||||||||||
дерева |
|
|||||||||||||||
лять по графикам зависимости веса |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
дерева |
от |
диаметра |
его |
на |
высоте |
Сосна |
863 |
|
|
869 |
||||||
груди |
(рис. 12). Д и а м е т р |
д е р е |
|
|
||||||||||||
Ель |
794 |
|
|
926 |
||||||||||||
в а |
н а |
в ы с о т е |
г р у д и опреде |
Береза |
878 |
|
|
986 |
||||||||
ляется |
соотношением |
|
|
|
|
Осина |
762 |
|
|
923 |
||||||
|
|
|
|
di,s=djq0, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
da |
— |
диаметр |
пня; |
|
|
|
|
дерева. |
|
|
|
|
|
||
|
<7о — коэффициент формы комля |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Значения qo для |
деревьев различных пород |
.различны |
[1] . |
Так, для ели, лиственницы и дуба q0 равно 1,4, для сосны, кедра, пихты, бука — 1,25, для березы, осины, липы, ольхи — 1,1.