Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 3
ний или разрушением деталей. При выбранной, исходя из усло вия эксплуатации, оптимальной долговечности предельные перемещения детали должны достигаться за время, соответ ствующее оптимальной долговечности.
Старение деталей машин, их несущая способность и проч ность при переменной нагруженности зависят от концентрации напряжений, абсолютных размеров, свойств материалов и каче ства поверхностного слоя деталей, окружающей среды и дру гих факторов. Металлографические, рентгеновские и исследова ния, выполненные с помощью электронных микроскопов, позволили открыть ряд новых явлений, сопровождающих повторную деформацию и последующее (часто внезонное) раз рушение материалов под действием повторных нагрузок. Это явление называется пределом выносливости металлов. Субми кроскопические трещины усталости образуются на ранней стадии деформирования, после числа циклов, составляющего 10—20% общей долговечности. Видимая трещина образуется незадолго до окончательного разрушения детали. С помощью методов дефектоскопии в ряде случаев можно контролировать величину и скорость распространения трещин в деталях машин и определять пределы безотказной работы при медленно разви вающихся трещинах усталости.
Обычно 70—90% общего числа циклов, необходимых для разрушения детали при неизменной амплитуде напряжений, деталь работает без видимой трещины, и только в оставшиеся циклы развивается трещина, приводящая к излому детали.
Взависимости от величины переменных напряжений изменения
вматериале детали происходят различными темпами и число циклов повторения напряжений до разрушения оказывается тем меньше, чем выше напряжения. В тех случаях, когда происходят изменения свойств материала детали в условиях эксплуатации под действием высоких или низких температур, коррозии и дру гих факторов, сопротивление усталости может резко измениться.
Материал для деталей машин выбирают с учетом ряда фак торов и в первую очередь степени и условий нагружения дета лей. На статическую прочность работает сравнительно мало деталей. К ним относятся детали с большой начальной затяж
кой (большинство крепежных болтов, заклепок, детали котлов и резервуаров высокого давления). Допускаемое напряжение при статической нагрузке, как правило, выбирают в зависимости от предела текучести (для хрупких материалов — от предела прочности).
Большинство деталей современных машин работает при переменных циклических нагрузках (валы, оси, зубчатые коле са, крепежные винты, пружины и др.). Предел выносливости при переменной нагрузке возрастает медленнее, чем предел прочно сти, вследствие изменения эффективного коэффициента концен трации, напряжений и коэффициента влияния абсолютных раз-
меров. Если |
вал изготовить из стали |
с пределом прочности |
||||
40 кгс/мм2 |
и стали с пределом |
прочности |
120 кгс/мм2, |
то |
||
эффективный коэффициент |
концентрации |
напряжений во |
вто |
|||
ром случае |
возрастает при |
изгибе |
в среднем |
в 1,2—1,3 раза, |
а коэффициент влияния абсолютных размеров — в 1,1—1,15 ра за. Следовательно, при повышении предела прочности в 3 раза предел выносливости повышается примерно в 2 раза. При напрессовках эффективный коэффициент концентрации напряже ний этих сталей при изгибе повышается почти в 1,9 раза, следо
вательно, предел выносливости вала |
в этих условиях |
увеличи |
вается в 1,6 раза [87]. |
что для деталей |
машин, |
Из приведенного примера видно, |
||
основной характеристикой которых |
служит прочность, |
следует |
применять материалы с высокими механическими характеристи ками. Детали, основным критерием работоспособности которых является контактная прочность (например, подшипники и на правляющие качения, зубчатые и фрикционные передачи, шарниры цепей, роликовые муфты и патроны), следует изго товлять из материалов, позволяющих упрочнять рабочие поверх
ности деталей до высокой твердости при |
сохранении |
необходи |
|||
мой прочности сердцевины. |
зубчатые |
колеса |
редуктора, |
||
Так, |
например, |
если |
подвергнутые улучшению до твердости НВ 240, заменить цемен тованными H закаленными до твердости HRC 60, то линейные размеры таких колес можно уменьшить на 30%, а общий вес редуктора снизить в 2 раза.
Применение легированных материалов для изготовления деталей, работающих в условиях низких и высоких температур и коррозионных сред, обеспечивает значительную экономию материала и повышает технико-экономические показатели со временных машин.
Применение высокопрочных и легированных материалов для изготовления деталей, работоспособность которых определяется
жесткостью, |
не дает |
положительных |
результатов. При |
выборе |
|||||||
материалов |
надо использовать |
все |
средства для |
нахождения |
|||||||
оптимальных характеристик материала |
в соответствии |
с основ |
|||||||||
ными |
критериями работоспособности |
конкретных |
деталей и |
||||||||
учитывать |
возможность |
упрочнения |
материала |
применительно |
|||||||
к условиям эксплуатации машин. |
|
понятие |
относительной |
||||||||
В |
машиностроении |
используется |
|||||||||
|
- |
прочности |
<Тв |
|
которой |
подразумевается проч |
|||||
удельной |
——, под |
||||||||||
ность применительно к тем условиям, |
при которых |
в действи |
|||||||||
тельности |
будут работать детали (ав — временное |
сопротивле |
ние разрыву при обычных испытаниях при статическом
нагружении, р — плотность материала). Так, например, |
хромо |
|
никелевая сталь с 0В= 120 кгс/мм2 имеет |
удельную прочность |
|
15,4; дуралюмин с ав = 44 кгс/мм2— 15,7; |
магниевый |
сплав |
с Ств = 26 кгс/мм2— 14,5, а титановый сплав с ав = 100 кгс/мм2 имеет удельную прочность 22, т. е. в 1,5 раза большую, чем хро моникелевая сталь. В результате замены стали титановым сплавом можно при равной расчетной прочности получить эко номию в весе до 40%, чего не дает применение дуралюмина или магниевого сплава.
При применении в машинах сильно корродирующих искус ственных топлив, а также при усложнении характера эксплуа тации необходимо обеспечить достаточную коррозионную
Рис. 63. Зависимость свойств металла от температуры:
а — изменение ударной вязко сти; б — изменение пластично сти (/ — хрупкий металл; II — зона разброса; III — пластич ный металл)
ч |
Понижение температиры |
ч) |
6) ■*“ |
усталостную прочность и стойкость при очень высоких темпе
ратурах (например, в паровых |
турбинах |
с высокими давлениями |
и температурами, в соплах |
газовых |
турбин и реактивных |
двигателей и т. п.). Это обусловливает необходимость нанесения на поверхность металла специальных теплостойких покрытий (керамических, окиси алюминия, вольфрама, молибдена и др.), прочно связанных с поверхностью основного металла. Сцепле ние покрытий с основным материалом детали происходит вслед ствие молекулярного сцепления обоих материалов и взаимной молекулярной диффузии их.
Важное значение для повышения долговечности и надежно сти имеет выбор запаса прочности деталей машин. В настоящее время определяют не только допустимые расчетные напряже ния, применяя соответствующие коэффициенты запаса прочно сти, но и учитывают различные факторы — конструктивные, расчетные, технологические, материаловедческие и др.
Для решения проблемы повышения надежности машин, предназначенных для работы при низких температурах, в первую очередь необходимо повысить хладностойкость дета лей и сборочных единиц, изготовленных из различных материа лов. Основным критерием работоспособности металлоконструк ций и деталей механизмов является способность стали к пласти ческой деформации. Эта способность неодинакова при различных температурах и резко снижается в области отрица тельных температур (рис. 63).
Резкое понижение пластических свойств стали или ее ударной вязкости в области отрицательных температур получи ло название хладноломкости. Различают верхнюю Гкі и ниж нюю Тк2 температуры хрупкости. Опыт эксплуатации машин при низких температурах позволил сделать вывод о целесооб разности использования для характеристики металла верхней температуры хрупкости, так как при Гкі на разрушение металла меньше влияют различные случайные факторы (например, осо бенности плавки, надрезы и т. п.). Температурные границы появления хладноломкости стали зависят от ряда внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относятся химический состав стали и ее структурное состояние, определяе мое способами выплавки, механической и термической обработ ки, а к внешним — конструктивное оформление детали, условия деформирования, характер напряженного состояния.
Исследования, проведенные ВНИИСтройдормашем совмест но с Сибирским отделением АН СССР [41], позволили выявить характер зависимости ударной вязкости от температуры для металла, из которого изготовлены отдельные детали землерой ных машин. Хладностойкость металла многих деталей оказалась неудовлетворительной даже при положительных температурах. Металлоконструкции бульдозера, изготовленные из кипящей стали СтЗкп, разрушались при температуре—15° С вследствие низкого содержания марганца. Разрушение натяжного винта из стали 35 произошло в результате того, что заготовка, сильно перегретая при ковке и прокатке, не была подвергнута улучше нию. Зубчатое колесо из стали 40Х разрушилось ввиду отрица тельного влияния углерода на ударную вязкость. Литая металлоконструкция из стали 35Л не проходила термической обработки и пришла в негодность при температуре —20° С. При температуре ниже —30° С не рекомендуется применять для проката и поковок стали, ударная вязкость которых при темпе
ратуре —40° С ниже 4 кгс/см2, для |
литья — ниже |
0,2 кгс/см2. |
|||
Были проведены исследования |
влияния |
термической обра |
|||
ботки на ударную вязкость сталей. |
|
Металл |
исследовали как |
||
в состоянии |
поставки, так и после |
отжига, нормализации и |
|||
улучшения. |
Исследования показали, |
что стали |
углеродистые |
обыкновенного качества в условиях низких температур не всегда
обеспечивают надежную работу |
машин. Сталь |
СтЗкп склонна |
|
к старению, |
она становится хладноломкой уже |
при температу |
|
ре —20° С. |
Ударную вязкость |
стали СтЗкп при температуре |
ниж е—20° С можно незначительно улучшить, применяя терми ческую обработку при режиме улучшения: нагрев до температу
ры 900° С, |
охлаждение в воде, |
отпуск при |
температуре 600° С. |
|
Сталь |
МСтЗ мартеновской |
спокойной |
плавки |
работает |
в условиях низких температур |
более надежно. Кривая |
хладно |
ломкости у стали МСтЗ сдвинута в зону более низких темпера тур, запас вязкости больше, чем у стали СтЗкп. Сталь МстЗ
после термической обработки по режиму улучшения может быть использована при температуре —60° С.
Ударная вязкость стали Ст5 значительно увеличивается после закалки с высоким отпуском, однако в связи с тем, что эта сталь не обладает хорошей прокаливаемостью даже после термической обработки, ее нельзя рекомендовать для изготовле ния деталей большого сечения.
Углеродистые качественные стали (ГОСТ 1050-—60) имеют хладностойкость выше, чем стали обыкновенного качества.
Стали 10 и 20 можно использовать вместо сталей |
обыкновен- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
а,кгсм/смг |
|
Рис. |
64 |
Зависимость |
ударной |
вяз |
|
|||
кости |
а |
углеродистых |
сталей |
от |
|
|||
температуры среды и вида терми |
|
|||||||
ческой обработки: |
|
|
|
|
||||
а — для стали 20; б — для стали |
|
|||||||
45; 1 — состояние поставки; 2 — |
|
|||||||
улучшение; |
3 |
— |
нормализация; |
"~А |
||||
4 — |
отжиг; |
А |
— |
норма величины |
ударной вязкости
■120-60-^0 О W fiO °С
6)
ного качества для изготовления машин, работающих при темпе ратуре до —60° С, применяя как обязательную термическую обработку нормализацию. Сталь 10 содержит меньше углерода, чем сталь 20, имеет лучшие механические свойства при отрица тельных температурах, что свидетельствует о сильном влиянии на хладностойкость содержания углерода в стали (рис. 64). Лучшим режимом термической обработки этих сталей является улучшение. Сталь 45 обладает повышенной прочностью и сред ней вязкостью. При температуре —60° С она имеет удовлетво рительную хладностойкость только после термической обработ
ки по режиму улучшения, причем значение |
ударной вязкости |
у круглых заготовок выше, чем у квадратных. |
Поэтому приме |
нение стали 45 в горячекатаном или отожженном состоянии для изготовления деталей, от которых требуется повышенная хлад ностойкость, недопустимо. Сталь 45 можно применять для изготовления деталей машин, работающих при температурах до —60° С, только после закалки при 850° С с отпуском при темпе ратуре 600° С с охлаждением на воздухе.
По сравнению с углеродистыми сталями низколегированные стали имеют более высокие эксплуатационные свойства.
Температура, при которой сталь любой |
марки переходит |
в хрупкое состояние, не является постоянной |
величиной. Она |
зависит от изменения химического состава стали в ограничен ных маркой пределах, а также от размеров сечений проката, поковки или отливки. Стальное литье, так же как прокат и по