Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 199
Скачиваний: 3
ковки, приобретает более высокие свойства после улучшения (закалка с высоким отпуском). Однако для литья особое значение имеет предварительная термическая обработка, вклю чающая выдержки при температурах 1000—1050° С.
При прочих равных условиях хладностойкость конструкции повышается при изготовлении ее из стали с более низкой температурой перехода в хрупкое состояние.
Повышенная по сравнению с углеродистыми сталями хлад ностойкость легированных и низколегированных сталей про-
а) |
<Г) |
Рис. 65. Зависимость ударной вязкости литых сталей от температуры и вида термиче ской обработки:
а — для стали ЗОЛ; б — для стали 20ХГСЛ; 1 — состояние поставки; 2 — нормализация;
3 |
— отжиг; 4 — двукратная нормализация с отпуском; 5 — трехкратная нормализация |
с |
отпуском; А — норма величины ударной вязкости |
является только после соответствующей термической обработки. Применение этих сталей в необработанном (горячекатаном) состоянии мало увеличивает хладностойкость конструкции. Наибольшую хладностойкость конструкционных сталей обеспе чивает термическая обработка по режиму закалки с высоким отпуском (улучшение). Для некоторых сталей существенное повышение хладностойкости может быть достигнуто с помощью нормализации, сопровождаемой в необходимых случаях высо ким отпуском.
Для обеспечения повышенной хладностойкости стального литья окончательной термической обработке по режиму улучше ния или нормализации должна предшествовать предваритель ная высокотемпературная нормализация с нагревом до темпе ратуры на 150—200° С выше обычной температуры нормализа ции (рис. 65). Такая предварительная обработка уменьшает структурную неоднородность литого металла, крайне неблаго приятно влияющую на его хладностойкость.
Повышение хладностойкости литых сталей может быть до стигнуто путем их микролегирования никелем, алюминием, титаном, ванадием и редкоземельными элементами. Наиболее экономично микролегирование алюминием. Проведенные рабо ты показали, что микролегирование алюминием в количестве до 0,1% повышает пластичность и ударную вязкость сталей ЗОЛ, 35Л, 45Л и 50ХЛ. Введение алюминия в количестве 2 кг/т
в жидкие стали ЗОГСЛ и СЛ2 приводит к повышению их удар ной вязкости.
В некоторых случаях повышение надежности достигается изменением конструкции литой детали. Так, например, при изго товлении литых нижних рам экскаваторов Э-652 рекомендова лось исключить технологические окна в несущих деталях и усилить толщину литых внутренних ребер, соединяющих наруж ный корпус с внутренней центральной частью нижней рамы.
Для предотвращения образования трещин по стенкам ребер рекомендовалось делать в местах окон в стенках усиливающие пояса, что позволило снизить количество поломок.
Явление хладноломкости присуще обыкновенной углероди стой стали и тем металлам, которые имеют объемно-центриро ванную кристаллическую решетку. Металлы и сплавы с гране центрированной кубической решеткой не становятся хрупкими при понижении температуры. Такие металлы, как алюминий, медь, никель и большинство сплавов из этих металлов не являются хладноломкими. Хладноломкость отсутствует у мно гих легированных сталей, например, 40Г18Х4, Н8В, 50Г184Н4, 50Г18Х4Н8В. Хладноломкость марганцовистых аустенитных сталей 40Г18, 50Г18 может быть ослаблена или полностью устранена дополнительным легированием стали хромом или никелем.
При отрицательных температурах в металлах могут насту пить фазовые превращения, в результате чего изменяются раз меры и объем деталей и соответственно характер посадок. Такое явление объясняется тем, что многие сорта сталей после обыч ной закалки на мартенсит сохраняют в своей структуре часть непревращенного или остаточного аустенита, а конечная точка мартенситного превращения лежит в области низких темпе ратур.
При отрицательных температурах еще продолжается процесс превращения остаточного аустенита в мартенсит, объем кото рого примерно в 2 раза больше, чем объем аустенита. В резуль тате такого превращения изменяются механические свойства стали, увеличиваются объем и размеры деталей.
На основании анализа причин разрушения деталей машин, работающих при низких температурах, намечено три основных направления, которые уменьшают количество отказов, возни кающих в результате недостаточной хладностойкости мате риалов.
Первое направление, которое может быть использовано при создании различного рода машин и сооружений, предназначен ных для работы в условиях низких температур, это выбор материалов, обладающих малой склонностью к хрупким раз рушениям. К ним относятся недорогие марганцовистые стали, природнолегированные никельсодержащие и другие малолеги рованные стали.
Выбор материалов и способов повышения эксплуатационных свойств для деталей машин
Наименование |
|
Характер работы |
|
Материалы, применяемые |
Основные виды повреждений |
Способы повышения |
||||||||||||||||||||
|
деталей |
|
|
|
|
|
|
для изготовления деталей |
|
в эксплуатации |
|
эксплуатационных свойств |
||||||||||||||
Болты |
и шпиль |
|
Статические |
напря |
Стали углеродистые ка |
Усталостные |
изломы, |
Повышение |
прочности |
|||||||||||||||||
ки |
резьбовых сое |
жения |
от |
предвари |
чественные марок |
от 10 |
деформация |
|
|
|
стали, |
уменьшение |
кон |
|||||||||||||
динений, |
собирае |
тельной затяжки и пе |
до 45, |
стали |
конструкци |
|
|
|
|
|
центрации |
напряжений, |
||||||||||||||
мых |
с |
предвари |
ременные |
напряжения |
онные |
хромистые |
марок |
|
|
|
|
|
уменьшение |
жесткости |
||||||||||||
тельной затяжкой и |
от |
изменяющихся |
во |
35Х, 40Х, 45Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
болта, |
повышение класса |
||||||||||||
нагружаемых сила |
время |
работы нагру |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чистоты |
|
поверхности |
|||||||||
ми, |
вызывающими |
зок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
резьбы |
болта, |
накатка |
|||||
переменные напря |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
резьбы болта роликами |
||||||||
жения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Колеса зубчатых |
|
Изгиб |
|
зубьев, |
де |
Стали конструкционные |
Излом зуба |
(усталост |
Корригирование, |
улуч |
||||||||||||||||
передач |
|
формации |
контактно |
(для зубчатых |
передач, |
ный |
или из-за кратко |
шение, сплошная |
или по |
|||||||||||||||||
|
|
|
го |
сжатия |
и |
сдвига |
передающих |
|
большие |
временной |
перегрузки), |
верхностная |
|
закалка |
||||||||||||
|
|
|
рабочих |
поверхностей |
мощности |
и работающих |
осповидное |
выкрашива |
зубьев, |
цементация, |
азо |
|||||||||||||||
|
|
|
зубьев, трение |
и уда |
при высоких |
скоростях) : |
ние, |
изнашивание |
или |
тирование, |
нитроцемента |
|||||||||||||||
|
|
|
ры торцов зубьев зуб |
углеродистые марок от 35 |
пластическая |
деформа |
ция рабочих |
поверхнос |
||||||||||||||||||
|
|
|
чатых колес |
коробок |
до 50; |
легированные |
ста |
ция |
рабочих |
поверхнос |
тей зубьев |
(стальных зуб |
||||||||||||||
|
|
|
передач |
при |
включе |
ли марок |
35Х, 40Х, 45Х, |
тей зубьев, |
торцовый |
из |
чатых колес) |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
нии скорости |
|
|
40ХН, |
|
45ХН, |
|
18ХГТ, |
нос зубьев |
зубчатых ко |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗОХГТ, |
12ХНЗА, |
|
|
|
лес коробок передач, за |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12Х2Н4А, 40ХНМА, |
|
едание зубьев |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38ХМЮА. Чугуны |
серые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
марок |
СЧ 15-32 |
|
до |
СЧ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35-56 и ковкие (для |
зуб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чатых |
передач |
малона- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
груженных, |
тихоходных, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
большей |
частью |
|
откры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тых). |
Пластмассы |
(тек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
столит, |
найлон или |
кап |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рон) или древесно-слоис тые пластики
Червяк и |
чер |
Скольжение |
витков |
Червяки |
— конструк |
Заедание, |
изнашивание |
Корригирование |
зубьев |
||||||||
вячное |
колесо |
чер |
червяка |
по |
рабочим |
ционные |
углеродистые |
рабочих |
поверхностей, |
червячного |
колеса. По |
||||||
вячной |
передачи |
поверхностям |
зубьев |
или легированные |
стали. |
пластическая |
деформа |
вышение класса |
чистоты, |
||||||||
|
|
|
червячного колеса, из |
Червячные |
колеса |
— |
ция и излом зубьев чер |
закалка |
или цементация |
||||||||
|
|
|
гиб зубьев червячного |
бронзы марок Бр.01-10-1, |
вячного колеса |
|
рабочих |
|
поверхностей |
||||||||
|
|
|
колеса |
|
|
Бр.ОНФ, Бр.АЖ9-4; се |
|
|
|
витков червяка |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
рые чугуны марок от СЧ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Звездочки |
цеп |
Удары и трение ра |
15-32 до СЧ 21-40 |
|
|
Изнашивание |
рабочих |
Проектирование |
звез |
||||||||
Серый чугун марки СЧ |
|||||||||||||||||
ных передач |
|
бочих |
поверхностей |
15-32, конструкционные |
поверхностей зубьев |
дочек с вогнутым |
профи |
||||||||||
|
|
|
звездочек |
об |
элемен |
углеродистые или легиро |
|
|
|
лем зубьев, |
повышение |
||||||
|
|
|
ты цепи |
|
|
ванные стали |
|
|
|
|
|
класса |
чистоты, закалка |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
или цементация |
рабочих |
|||
Валы и оси |
|
Деформация изгиба |
Углеродистые |
|
стали |
Усталостные |
изломы, |
поверхностей зубьев |
|||||||||
|
|
Уменьшение |
влияния |
икручения, трение обыкновенного качества изнашивание и задиры концентраторов напряже
|
скольжения |
между |
марок СтЗ, Ст4, Ст5 и ка |
цапф, заедание |
|
ний |
(увеличение |
радиу |
||||||||
|
цапфой и опорой |
чественные |
марок |
от 25 |
|
|
сов |
галтелей, |
исполнение |
|||||||
|
|
|
до 45; легированные ста |
|
|
шпоночных |
|
канавок |
с |
|||||||
|
|
|
ли, модифицированные |
|
|
плавным выходом и т. п.), |
||||||||||
|
|
|
чугуны |
|
|
|
|
|
шлифование цапф |
(тяже- |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лонагруженных |
валов |
по |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
всей |
длине), |
поверхност |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ный наклеп |
галтелей, |
по |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
верхностная закалка, |
|
||||||
Опоры скольже |
Трение скольжения |
Антифрикционные |
Изнашивание, |
заеда |
азотирование |
|
|
|
|
|||||||
Обеспечение |
|
условий |
||||||||||||||
ния (подшипники |
между опорой и цап |
сплавы на основе олова, |
ние, усталостные |
разру |
жидкостного трения, уве |
|||||||||||
и подпятники) |
фой |
|
свинца, |
меди, алюминия, |
шения поверхности тре |
личение |
жесткости опо |
|||||||||
|
|
|
цинка; |
антифрикционные |
ния |
|
ры, высокая |
точность из |
||||||||
|
|
|
чугуны; |
металлокерами |
|
|
готовления |
и |
высокий |
|||||||
|
|
|
ческие |
антифрикционные |
|
|
класс чистоты |
обработки |
||||||||
|
|
|
материалы; |
твердые по |
|
|
рабочей поверхности цап |
|||||||||
|
|
|
роды дерева |
(бук, |
дуб, |
|
|
фы, |
нанесение |
|
на |
повер |
||||
|
|
|
ольха, |
самшит); |
пласт |
|
|
хности |
опор |
|
специаль |
|||||
|
|
|
массы; резина |
|
|
|
ных |
покрытий |
|
для |
улуч |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
шения приработки |
|
|
Наименование |
Характер работы |
Материалы, применяемые |
Основные виды повреждений |
Способы повышения |
деталей |
для изготовления деталей |
в эксплуатации |
эксплуатационных свойств |
Подшипники ка чения
Качение |
шариков |
Для |
изготовления тел |
Излом |
кольца, разру |
Обеспечение |
податли |
|||||||
(или роликов) по на качения |
и |
подшипнико |
шение тел качения, изна |
вости |
корпуса |
в нагру |
||||||||
ружному и внутренне |
вых колец |
используются |
шивание |
тел |
качения и |
женной |
части |
подшип |
||||||
му кольцам |
|
стали марок ШХ6, ШХ9, |
рабочих поверхностей ко |
ника |
|
|
||||||||
|
|
ШХ15, |
ШХ15СГ, |
ШХ10, |
лец, |
усталостное выкра |
|
|
|
|||||
|
|
65Г, |
55СМА, 50ХН, XI8, |
шивание |
(осповидный из |
|
|
|
||||||
|
|
20Х2Н4А, |
15НМ, |
18ХГТ, |
нос) |
рабочих |
поверхнос |
|
|
|
||||
|
|
15Х, |
10; |
для |
изготовле |
тей элементов |
подшипни |
|
|
|
||||
|
|
ния |
сепараторов |
исполь |
ка, заедание деталей под |
|
|
|
||||||
|
|
зуются |
малоуглеродис |
шипника |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
тые |
и графитизирующие |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
стали, нержавеющие ста |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
ли 0Х18Н9 |
и |
1Х18Н9Т, |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
магниевый |
чугун |
бронзы, |
|
|
|
|
|
|
|
латуни, алюминиевые сплавы
Гильза цилиндра |
Механические |
на |
Высококачественные |
Изнашивание |
внутрен |
Поверхностная |
|
(или |
||||||||||||
поршневого двига |
грузки |
от |
переменно |
серые чугуны |
с |
перлит |
ней поверхности |
(зерка |
объемная) закалка |
и от |
||||||||||
теля внутреннего |
го давления |
газов, |
ной основой, |
модифици |
ла), появление рисок, за- |
пуск; |
покрытие |
внутрен |
||||||||||||
сгорания |
тепловое и коррозион |
рованные чугуны, специ |
диров, овальность |
в |
ре |
ней |
поверхности |
тонким |
||||||||||||
|
ное воздействие газов, |
альные |
чугуны, |
легиро |
зультате |
изнашивания |
слоем |
пористого |
хрома |
|||||||||||
|
трение |
о |
поршневые |
ванные |
марганцем, |
тита |
при неравномерном |
дав |
или |
азотирование; |
фос- |
|||||||||
|
кольца |
и |
поршень, |
ном, ванадием, |
хромом, |
лении поршня, |
трещины, |
фатирование |
внутренней |
|||||||||||
|
коррозионное |
дейст |
никелем |
и молибденом, |
коррозия |
наружной |
по |
поверхности |
для |
улуч |
||||||||||
|
вие охлаждающей |
азотируемые |
хромомо- |
верхности |
гильз и кави |
шения |
прирабатываемо- |
|||||||||||||
|
жидкости |
|
|
либденоалюминиевые |
тационное разрушение |
|
сти |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
стали |
35ХМЮА |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
38ХМЮА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Освинцовывание, |
оцин |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ковывание или покрытие |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бакелитовым |
лаком на- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ружнои |
поверхности, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Охмываемой |
водой |
(для |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предохранения от |
корро |
|
Поршень двига |
Механические |
на |
Серые |
чугуны марок |
Изнашивание |
цилинд |
зии) |
|
|
||||
Покрытие боковой по |
|||||||||||||
теля внутреннего |
грузки от переменного |
СЧ 24-44, |
СЧ 28-48, СЧ |
рической |
поверхности, |
верхности |
легкоплавкими |
||||||
сгорания |
давления газов и инер |
32-52, высокопрочный чу |
изнашивание |
и пластиче |
металлами |
(свинцом или |
|||||||
|
ционных |
сил возврат |
гун ВЧ 45-06, |
литейные |
ская |
деформация кольце |
оловом), |
фосфатирова- |
|||||
|
но-поступательного |
|
алюминиевые |
сплавы |
вых |
канавок, |
изнашива |
ние, травление кислотой, |
|||||
|
движения |
поршня, |
АЛ1, АЛ2, АЛІОВ, АЛЗО, |
ние отверстий |
в бобыш |
сульфидирование, |
закал |
||||||
|
тепловое |
воздействие |
АЛ26, |
деформируемые |
ках, про.гар головки |
ка с последующим старе |
|||||||
|
газов на днище, тре |
алюминиевые |
сплавы |
|
|
|
|
нием поршней из алюми |
|||||
|
ние боковой поверхно |
АК2, АК4, АК4-1, специ |
|
|
|
|
ниевого сплава |
|
|||||
|
сти о зеркало гильзы |
альные чугуны |
и алюми |
|
|
|
|
|
|
|
ниевые сплавы
Диски борон и лущильников
Лапы культива торов
Абразивное |
воздей |
Пружинная сталь |
мар |
ствие почвы, |
силовые |
ки 65Г или 70Г |
|
воздействия препятст |
|
|
|
вий |
|
|
|
Абразивное |
воздей |
Сталь марок 65Г, |
70Г |
ствие и давление поч |
или МСтб |
|
|
вы |
|
|
|
Затупление лезвия в Закалка и отпуск до
результате |
изнашивания, |
твердости |
НБ 321—415, |
||
разработка |
квадратных |
плакирование |
лезвия из |
||
отверстий |
|
|
носостойки ми |
материа |
|
|
|
|
лами |
|
|
Затупление |
режущей |
Закалка |
и |
отпуск лез |
|
кромки лезвия |
в резуль |
вия, наплавка |
на лезвие |
||
тате изнашивания |
твердого сплава |
Лопасти |
рабоче |
Кавитационное |
и |
Стали марок 25Х14НЛ, |
Кавитационное разру |
Применение |
материа |
||||
го колеса |
гидро |
коррозионное дейст |
20Х1ЗИЛ ; |
низколегиро |
шение поверхности дета |
лов |
или |
облицовок, |
|||
турбины |
|
вие среды, изгиб, дей |
ванная |
сталь |
марки |
ли |
стойких против кавита |
||||
|
|
ствие |
пульсирующего |
20ГСЛ, облицованная ме |
|
ционного разрушения |
|||||
|
|
потока, |
вызывающего |
тодом приварки |
электро |
|
|
|
|
||
|
|
вибрацию |
|
заклепками листами из |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
нержавеющей стали мар |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
ки Х18Н9Т |
|
|
|
|
|
|
Пальцы звеньев |
Сухое |
трение при |
Стали марок 50, 50Г, |
гусениц гусенично |
высоких |
давлениях и |
50Г2 или 27СГ |
го трактора |
ударных |
нагрузках |
|
при наличии абразива и влаги
Изнашивание в местах |
Закалка |
поверхности |
|
трения |
о проушины (или |
при нагреве |
т. в. ч., бо- |
втулки |
звеньев гусениц) |
рирование |
|