Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ковки, приобретает более высокие свойства после улучшения (закалка с высоким отпуском). Однако для литья особое значение имеет предварительная термическая обработка, вклю­ чающая выдержки при температурах 1000—1050° С.

При прочих равных условиях хладностойкость конструкции повышается при изготовлении ее из стали с более низкой температурой перехода в хрупкое состояние.

Повышенная по сравнению с углеродистыми сталями хлад­ ностойкость легированных и низколегированных сталей про-

а)

<Г)

Рис. 65. Зависимость ударной вязкости литых сталей от температуры и вида термиче­ ской обработки:

а — для стали ЗОЛ; б — для стали 20ХГСЛ; 1 — состояние поставки; 2 — нормализация;

3

— отжиг; 4 — двукратная нормализация с отпуском; 5 — трехкратная нормализация

с

отпуском; А — норма величины ударной вязкости

является только после соответствующей термической обработки. Применение этих сталей в необработанном (горячекатаном) состоянии мало увеличивает хладностойкость конструкции. Наибольшую хладностойкость конструкционных сталей обеспе­ чивает термическая обработка по режиму закалки с высоким отпуском (улучшение). Для некоторых сталей существенное повышение хладностойкости может быть достигнуто с помощью нормализации, сопровождаемой в необходимых случаях высо­ ким отпуском.

Для обеспечения повышенной хладностойкости стального литья окончательной термической обработке по режиму улучше­ ния или нормализации должна предшествовать предваритель­ ная высокотемпературная нормализация с нагревом до темпе­ ратуры на 150—200° С выше обычной температуры нормализа­ ции (рис. 65). Такая предварительная обработка уменьшает структурную неоднородность литого металла, крайне неблаго­ приятно влияющую на его хладностойкость.

Повышение хладностойкости литых сталей может быть до­ стигнуто путем их микролегирования никелем, алюминием, титаном, ванадием и редкоземельными элементами. Наиболее экономично микролегирование алюминием. Проведенные рабо­ ты показали, что микролегирование алюминием в количестве до 0,1% повышает пластичность и ударную вязкость сталей ЗОЛ, 35Л, 45Л и 50ХЛ. Введение алюминия в количестве 2 кг/т


в жидкие стали ЗОГСЛ и СЛ2 приводит к повышению их удар­ ной вязкости.

В некоторых случаях повышение надежности достигается изменением конструкции литой детали. Так, например, при изго­ товлении литых нижних рам экскаваторов Э-652 рекомендова­ лось исключить технологические окна в несущих деталях и усилить толщину литых внутренних ребер, соединяющих наруж­ ный корпус с внутренней центральной частью нижней рамы.

Для предотвращения образования трещин по стенкам ребер рекомендовалось делать в местах окон в стенках усиливающие пояса, что позволило снизить количество поломок.

Явление хладноломкости присуще обыкновенной углероди­ стой стали и тем металлам, которые имеют объемно-центриро­ ванную кристаллическую решетку. Металлы и сплавы с гране­ центрированной кубической решеткой не становятся хрупкими при понижении температуры. Такие металлы, как алюминий, медь, никель и большинство сплавов из этих металлов не являются хладноломкими. Хладноломкость отсутствует у мно­ гих легированных сталей, например, 40Г18Х4, Н8В, 50Г184Н4, 50Г18Х4Н8В. Хладноломкость марганцовистых аустенитных сталей 40Г18, 50Г18 может быть ослаблена или полностью устранена дополнительным легированием стали хромом или никелем.

При отрицательных температурах в металлах могут насту­ пить фазовые превращения, в результате чего изменяются раз­ меры и объем деталей и соответственно характер посадок. Такое явление объясняется тем, что многие сорта сталей после обыч­ ной закалки на мартенсит сохраняют в своей структуре часть непревращенного или остаточного аустенита, а конечная точка мартенситного превращения лежит в области низких темпе­ ратур.

При отрицательных температурах еще продолжается процесс превращения остаточного аустенита в мартенсит, объем кото­ рого примерно в 2 раза больше, чем объем аустенита. В резуль­ тате такого превращения изменяются механические свойства стали, увеличиваются объем и размеры деталей.

На основании анализа причин разрушения деталей машин, работающих при низких температурах, намечено три основных направления, которые уменьшают количество отказов, возни­ кающих в результате недостаточной хладностойкости мате­ риалов.

Первое направление, которое может быть использовано при создании различного рода машин и сооружений, предназначен­ ных для работы в условиях низких температур, это выбор материалов, обладающих малой склонностью к хрупким раз­ рушениям. К ним относятся недорогие марганцовистые стали, природнолегированные никельсодержащие и другие малолеги­ рованные стали.



Выбор материалов и способов повышения эксплуатационных свойств для деталей машин

Наименование

 

Характер работы

 

Материалы, применяемые

Основные виды повреждений

Способы повышения

 

деталей

 

 

 

 

 

 

для изготовления деталей

 

в эксплуатации

 

эксплуатационных свойств

Болты

и шпиль­

 

Статические

напря­

Стали углеродистые ка­

Усталостные

изломы,

Повышение

прочности

ки

резьбовых сое­

жения

от

предвари­

чественные марок

от 10

деформация

 

 

 

стали,

уменьшение

кон­

динений,

собирае­

тельной затяжки и пе­

до 45,

стали

конструкци­

 

 

 

 

 

центрации

напряжений,

мых

с

предвари­

ременные

напряжения

онные

хромистые

марок

 

 

 

 

 

уменьшение

жесткости

тельной затяжкой и

от

изменяющихся

во

35Х, 40Х, 45Х

 

 

 

 

 

 

 

 

болта,

повышение класса

нагружаемых сила­

время

работы нагру­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чистоты

 

поверхности

ми,

вызывающими

зок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

резьбы

болта,

накатка

переменные напря­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

резьбы болта роликами

жения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колеса зубчатых

 

Изгиб

 

зубьев,

де­

Стали конструкционные

Излом зуба

(усталост­

Корригирование,

улуч­

передач

 

формации

контактно­

(для зубчатых

передач,

ный

или из-за кратко­

шение, сплошная

или по­

 

 

 

го

сжатия

и

сдвига

передающих

 

большие

временной

перегрузки),

верхностная

 

закалка

 

 

 

рабочих

поверхностей

мощности

и работающих

осповидное

выкрашива­

зубьев,

цементация,

азо­

 

 

 

зубьев, трение

и уда­

при высоких

скоростях) :

ние,

изнашивание

или

тирование,

нитроцемента­

 

 

 

ры торцов зубьев зуб­

углеродистые марок от 35

пластическая

деформа­

ция рабочих

поверхнос­

 

 

 

чатых колес

коробок

до 50;

легированные

ста­

ция

рабочих

поверхнос­

тей зубьев

(стальных зуб­

 

 

 

передач

при

включе­

ли марок

35Х, 40Х, 45Х,

тей зубьев,

торцовый

из­

чатых колес)

 

 

 

 

 

 

нии скорости

 

 

40ХН,

 

45ХН,

 

18ХГТ,

нос зубьев

зубчатых ко­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗОХГТ,

12ХНЗА,

 

 

 

лес коробок передач, за­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12Х2Н4А, 40ХНМА,

 

едание зубьев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38ХМЮА. Чугуны

серые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

марок

СЧ 15-32

 

до

СЧ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35-56 и ковкие (для

зуб­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чатых

передач

малона-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

груженных,

тихоходных,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

большей

частью

 

откры­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тых).

Пластмассы

(тек­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

столит,

найлон или

кап­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рон) или древесно-слоис­ тые пластики

Червяк и

чер­

Скольжение

витков

Червяки

— конструк­

Заедание,

изнашивание

Корригирование

зубьев

вячное

колесо

чер­

червяка

по

рабочим

ционные

углеродистые

рабочих

поверхностей,

червячного

колеса. По­

вячной

передачи

поверхностям

зубьев

или легированные

стали.

пластическая

деформа­

вышение класса

чистоты,

 

 

 

червячного колеса, из­

Червячные

колеса

ция и излом зубьев чер­

закалка

или цементация

 

 

 

гиб зубьев червячного

бронзы марок Бр.01-10-1,

вячного колеса

 

рабочих

 

поверхностей

 

 

 

колеса

 

 

Бр.ОНФ, Бр.АЖ9-4; се­

 

 

 

витков червяка

 

 

 

 

 

 

 

 

рые чугуны марок от СЧ

 

 

 

 

 

 

 

 

Звездочки

цеп­

Удары и трение ра­

15-32 до СЧ 21-40

 

 

Изнашивание

рабочих

Проектирование

звез­

Серый чугун марки СЧ

ных передач

 

бочих

поверхностей

15-32, конструкционные

поверхностей зубьев

дочек с вогнутым

профи­

 

 

 

звездочек

об

элемен­

углеродистые или легиро­

 

 

 

лем зубьев,

повышение

 

 

 

ты цепи

 

 

ванные стали

 

 

 

 

 

класса

чистоты, закалка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или цементация

рабочих

Валы и оси

 

Деформация изгиба

Углеродистые

 

стали

Усталостные

изломы,

поверхностей зубьев

 

 

Уменьшение

влияния

икручения, трение обыкновенного качества изнашивание и задиры концентраторов напряже­

 

скольжения

между

марок СтЗ, Ст4, Ст5 и ка­

цапф, заедание

 

ний

(увеличение

радиу­

 

цапфой и опорой

чественные

марок

от 25

 

 

сов

галтелей,

исполнение

 

 

 

до 45; легированные ста­

 

 

шпоночных

 

канавок

с

 

 

 

ли, модифицированные

 

 

плавным выходом и т. п.),

 

 

 

чугуны

 

 

 

 

 

шлифование цапф

(тяже-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лонагруженных

валов

по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

всей

длине),

поверхност­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный наклеп

галтелей,

по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

верхностная закалка,

 

Опоры скольже­

Трение скольжения

Антифрикционные

Изнашивание,

заеда­

азотирование

 

 

 

 

Обеспечение

 

условий

ния (подшипники

между опорой и цап­

сплавы на основе олова,

ние, усталостные

разру­

жидкостного трения, уве­

и подпятники)

фой

 

свинца,

меди, алюминия,

шения поверхности тре­

личение

жесткости опо­

 

 

 

цинка;

антифрикционные

ния

 

ры, высокая

точность из­

 

 

 

чугуны;

металлокерами­

 

 

готовления

и

высокий

 

 

 

ческие

антифрикционные

 

 

класс чистоты

обработки

 

 

 

материалы;

твердые по­

 

 

рабочей поверхности цап­

 

 

 

роды дерева

(бук,

дуб,

 

 

фы,

нанесение

 

на

повер­

 

 

 

ольха,

самшит);

пласт­

 

 

хности

опор

 

специаль­

 

 

 

массы; резина

 

 

 

ных

покрытий

 

для

улуч­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шения приработки

 

 


Наименование

Характер работы

Материалы, применяемые

Основные виды повреждений

Способы повышения

деталей

для изготовления деталей

в эксплуатации

эксплуатационных свойств

Подшипники ка­ чения

Качение

шариков

Для

изготовления тел

Излом

кольца, разру­

Обеспечение

податли­

(или роликов) по на­ качения

и

подшипнико­

шение тел качения, изна­

вости

корпуса

в нагру­

ружному и внутренне­

вых колец

используются

шивание

тел

качения и

женной

части

подшип­

му кольцам

 

стали марок ШХ6, ШХ9,

рабочих поверхностей ко­

ника

 

 

 

 

ШХ15,

ШХ15СГ,

ШХ10,

лец,

усталостное выкра­

 

 

 

 

 

65Г,

55СМА, 50ХН, XI8,

шивание

(осповидный из­

 

 

 

 

 

20Х2Н4А,

15НМ,

18ХГТ,

нос)

рабочих

поверхнос­

 

 

 

 

 

15Х,

10;

для

изготовле­

тей элементов

подшипни­

 

 

 

 

 

ния

сепараторов

исполь­

ка, заедание деталей под­

 

 

 

 

 

зуются

малоуглеродис­

шипника

 

 

 

 

 

 

 

тые

и графитизирующие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стали, нержавеющие ста­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ли 0Х18Н9

и

1Х18Н9Т,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

магниевый

чугун

бронзы,

 

 

 

 

 

 

 

латуни, алюминиевые сплавы

Гильза цилиндра

Механические

на­

Высококачественные

Изнашивание

внутрен­

Поверхностная

 

(или

поршневого двига­

грузки

от

переменно­

серые чугуны

с

перлит­

ней поверхности

(зерка­

объемная) закалка

и от­

теля внутреннего

го давления

газов,

ной основой,

модифици­

ла), появление рисок, за-

пуск;

покрытие

внутрен­

сгорания

тепловое и коррозион­

рованные чугуны, специ­

диров, овальность

в

ре­

ней

поверхности

тонким

 

ное воздействие газов,

альные

чугуны,

легиро­

зультате

изнашивания

слоем

пористого

хрома

 

трение

о

поршневые

ванные

марганцем,

тита­

при неравномерном

дав­

или

азотирование;

фос-

 

кольца

и

поршень,

ном, ванадием,

хромом,

лении поршня,

трещины,

фатирование

внутренней

 

коррозионное

дейст­

никелем

и молибденом,

коррозия

наружной

по­

поверхности

для

улуч­

 

вие охлаждающей

азотируемые

хромомо-

верхности

гильз и кави­

шения

прирабатываемо-

 

жидкости

 

 

либденоалюминиевые

тационное разрушение

 

сти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стали

35ХМЮА

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38ХМЮА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Освинцовывание,

оцин­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ковывание или покрытие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бакелитовым

лаком на-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ружнои

поверхности,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охмываемой

водой

(для

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предохранения от

корро­

Поршень двига­

Механические

на­

Серые

чугуны марок

Изнашивание

цилинд­

зии)

 

 

Покрытие боковой по­

теля внутреннего

грузки от переменного

СЧ 24-44,

СЧ 28-48, СЧ

рической

поверхности,

верхности

легкоплавкими

сгорания

давления газов и инер­

32-52, высокопрочный чу­

изнашивание

и пластиче­

металлами

(свинцом или

 

ционных

сил возврат­

гун ВЧ 45-06,

литейные

ская

деформация кольце­

оловом),

фосфатирова-

 

но-поступательного

 

алюминиевые

сплавы

вых

канавок,

изнашива­

ние, травление кислотой,

 

движения

поршня,

АЛ1, АЛ2, АЛІОВ, АЛЗО,

ние отверстий

в бобыш­

сульфидирование,

закал­

 

тепловое

воздействие

АЛ26,

деформируемые

ках, про.гар головки

ка с последующим старе­

 

газов на днище, тре­

алюминиевые

сплавы

 

 

 

 

нием поршней из алюми­

 

ние боковой поверхно­

АК2, АК4, АК4-1, специ­

 

 

 

 

ниевого сплава

 

 

сти о зеркало гильзы

альные чугуны

и алюми­

 

 

 

 

 

 

 

ниевые сплавы

Диски борон и лущильников

Лапы культива­ торов

Абразивное

воздей­

Пружинная сталь

мар­

ствие почвы,

силовые

ки 65Г или 70Г

 

воздействия препятст­

 

 

вий

 

 

 

Абразивное

воздей­

Сталь марок 65Г,

70Г

ствие и давление поч­

или МСтб

 

вы

 

 

 

Затупление лезвия в Закалка и отпуск до

результате

изнашивания,

твердости

НБ 321—415,

разработка

квадратных

плакирование

лезвия из­

отверстий

 

 

носостойки ми

материа­

 

 

 

лами

 

 

Затупление

режущей

Закалка

и

отпуск лез­

кромки лезвия

в резуль­

вия, наплавка

на лезвие

тате изнашивания

твердого сплава

Лопасти

рабоче­

Кавитационное

и

Стали марок 25Х14НЛ,

Кавитационное разру­

Применение

материа­

го колеса

гидро­

коррозионное дейст­

20Х1ЗИЛ ;

низколегиро­

шение поверхности дета­

лов

или

облицовок,

турбины

 

вие среды, изгиб, дей­

ванная

сталь

марки

ли

стойких против кавита­

 

 

ствие

пульсирующего

20ГСЛ, облицованная ме­

 

ционного разрушения

 

 

потока,

вызывающего

тодом приварки

электро­

 

 

 

 

 

 

вибрацию

 

заклепками листами из

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нержавеющей стали мар­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ки Х18Н9Т

 

 

 

 

 

 

Пальцы звеньев

Сухое

трение при

Стали марок 50, 50Г,

гусениц гусенично­

высоких

давлениях и

50Г2 или 27СГ

го трактора

ударных

нагрузках

 

при наличии абразива и влаги

Изнашивание в местах

Закалка

поверхности

трения

о проушины (или

при нагреве

т. в. ч., бо-

втулки

звеньев гусениц)

рирование