Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 3
234
Наименование |
Характер работы |
Материалы, применяемые |
Основные виды повреждений |
Способы повышения |
|||||||
деталей |
для изготовления деталей |
в эксплуатации |
эксплуатационных свойств |
||||||||
Втулки звеньев гу |
Сухое |
трение при |
Цементуемые стали ма |
Изнашивание |
в |
местах |
Цементация с последу |
||||
сениц гусеничного |
высоких |
давлениях и |
рок 20Г или 20Х |
трения о палец |
|
|
ющей закалкой |
и отпус |
|||
трактора |
ударных |
|
нагрузках |
|
|
|
|
|
ком |
|
|
|
при наличии |
абразива |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и влаги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лемехи плугов |
Давление |
пласта |
Специальные лемешные |
Затупление |
режущей |
Закалка |
с |
последую |
|||
|
почвы, |
воздействие |
стали Л53, Л65 и М56 |
кромки, |
затупление нос |
щим отпуском |
лезвия, |
||||
|
абразивной среды |
|
ка, образование |
|
фаски с |
наплавка на лезвие твер |
|||||
|
|
|
|
|
тыльной |
стороны |
лезвия |
дого сплава |
(сормайта) |
||
|
|
|
|
|
в результате изнашива |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
ния |
|
|
|
|
|
|
Отвалы плугов |
То же |
Сталь |
марки |
МСт2, |
|
|
трехслойная сталь, имею |
||||
|
щая верхние |
слои |
из |
||
|
твердой |
стали марки |
60, |
||
|
а |
внутренний |
слой |
из |
|
|
мягкой |
незакаливающей |
|||
|
ся стали МСт2 |
|
|
Поломка крыла и его |
Цементация и последу |
изнашивание в месте схо |
ющая закалка с самоот- |
да пласта почвы |
пуском |
Зубчатые колеса |
Удары торцов зубь |
Цементуемые |
стали |
Торцовый |
износ зубь |
Изготовление |
шестерен |
||||||||||
коробки передач |
ев |
при |
включении пе |
марок 18ХГТ |
и |
30ХГТ; |
ев, поломки зубьев, изна |
с наиболее |
рациональной |
||||||||
трактора |
редачи, |
изгиб зубьев, |
легированные |
стали ма |
шивание |
эвольвентных |
(бочкообразной) |
формой |
|||||||||
|
контактное |
сжатие и |
рок 20ХНР, |
20ХГНР и |
поверхностей зубьев |
торцов |
зубьев; |
|
цемента |
||||||||
|
сдвиг объемов |
метал |
20ХНЗА |
|
|
|
|
ция |
или |
нитроцемента |
|||||||
|
ла, |
прилежащих |
к |
|
|
|
|
|
ция |
рабочих |
поверхнос |
||||||
|
эвольвентным |
поверх |
|
|
|
|
|
тей зубьев |
с |
последую |
|||||||
|
ностям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
щими |
закалкой и отпус |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ком |
|
|
|
|
|
Звенья гусениц |
Контактные |
нагруз |
Аустенитная |
|
высоко |
Изнашивание проушин, |
Закалка |
и отпуск, нор |
|||||||||
гусеничных тракто- |
ки, |
трение |
качения |
с |
марганцовистая |
сталь |
изнашивание цевок в ме- |
мализация |
или |
закалка |
ров |
проскальзыванием |
о |
марки |
|
Г13Л; |
перлитная |
сте зацепления |
с |
веду |
в |
электролите |
беговых |
||||||||||||||||
|
беговую |
|
дорожку |
и |
сталь 35Л-1, 45Л-1 угле |
щим |
колесом, |
изнашива |
дорожек, |
наплавка |
иоч- |
|||||||||||||||||
|
боковые |
|
поверхности |
родистая, |
сталь 45, сталь |
ние беговой дорожки, ус |
возацепа |
вольфрамовым |
||||||||||||||||||||
|
опорных |
|
катков, |
на |
20ХГСНМ |
|
|
|
|
|
талостные разрушения |
|
чугуном |
|
|
|
|
|||||||||||
|
личие абразива и вла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
ги в зоне трения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Коленчатый вал |
Периодические |
на |
Отливки |
|
из |
|
высоко |
Уменьшение |
диаметра, |
Поверхностная |
закал |
|||||||||||||||||
|
грузки |
от сил давле |
прочного |
или |
перлитного |
овальность |
и конусность |
ка, азотирование, полиро |
||||||||||||||||||||
|
ния газов |
и инерции |
ковкого чугуна, стали ма |
шеек |
в результате |
изна |
вание коренных и шатун |
|||||||||||||||||||||
|
движущихся масс, вы |
рок СтЗ, 35, |
|
40, |
|
45, |
50, |
шивания, |
прогиб или |
ус |
ных шеек |
для |
повыше |
|||||||||||||||
|
зывающие переменные |
35Г, |
45Г2, |
|
50Г, |
40Х, |
талостный |
излом |
в |
ре |
ния |
износостойкости, |
на |
|||||||||||||||
|
напряжения в элемен |
40ХГМ, |
|
40ГМ, |
40ХНМ. |
зультате |
несоосности или |
катка |
роликами |
или об |
||||||||||||||||||
|
тах вала; трение шеек |
стали |
|
марок |
|
40ХН, |
большого |
износа |
корен |
дувка |
дробью |
галтелей |
||||||||||||||||
|
о заливку |
|
вкладышей |
ЗОХМА, 18ХНВА, |
|
|
ных подшипников |
|
|
(для |
увеличения |
вынос |
||||||||||||||||
|
подшипников |
|
18ХНМА, 20ХНЗА, |
|
|
|
|
|
|
|
|
ливости) |
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
40ХЗМЮ, 25ХН4ВЛ, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
38ХМЮА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Клапаны двига |
Динамические |
на |
Для |
|
выпускных |
клапа |
Изнашивание |
и |
приго- |
Заполнение |
внутренней |
|||||||||||||||||
теля внутреннего |
грузки от переменного |
нов стали |
|
марок |
Х9С2, |
рание фаски тарелки кла |
полости головки |
пустоте |
||||||||||||||||||||
сгорания |
давления |
газов и сил |
Х10СМ, 40СХ10МА, |
|
пана, изнашивание |
|
|
лого выпускного клапана |
||||||||||||||||||||
|
упругости |
|
пружины; |
4Х9С2, |
|
4Х10С2М, 40ХН, |
стержня, деформации |
|
на 50—60% |
металличес |
||||||||||||||||||
|
омывание головок вы |
50ХН, |
Х8С |
и |
др., |
для |
|
|
|
|
|
|
|
ким натрием (для охлаж |
||||||||||||||
|
пускных |
клапанов |
го |
впускных клапанов стали |
|
|
|
|
|
|
|
дения клапана) ; |
наплав, |
|||||||||||||||
|
рячими |
газами, дви |
марок 40, 45, |
40Х, |
45Х, |
|
|
|
|
|
|
|
ка |
фаски |
и головки вы |
|||||||||||||
|
жущимися |
с больши |
40ХН, |
|
50ХН, |
40ХНМА, |
|
|
|
|
|
|
|
пускного клапана со сто |
||||||||||||||
|
ми скоростями |
|
4Х9С2 и др. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
роны цилиндра |
твердым |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сплавом ВЗК или сормай- |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
том (для |
повышения из |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
носостойкости |
и |
корро |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зионной стойкости); |
объ |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
емная |
закалка и отпуск |
|||||
Поршневое коль |
Нагрев от соприкос |
Серые |
чугуны |
марок |
Изнашивание |
по |
на |
Пористое |
хромирова |
|||||||||||||||||||
цо двигателя внут |
новения |
|
с |
горячими |
СЧ 18-36, |
СЧ 21-40, |
СЧ |
ружной |
цилиндрической |
ние |
|
одного |
или |
двух |
||||||||||||||
реннего сгорания |
газами; трение о внут |
22-44, |
|
СЧ |
28-48, |
специ |
и торцовой |
поверхнос |
верхних |
компрессионных |
||||||||||||||||||
to |
реннюю |
|
поверхность |
альные |
чугуны, |
|
легиро- |
тям, |
снижение |
упругое- |
колец; электролитическое |
|||||||||||||||||
Сп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н а и м е н о в а н и е ѵ А М а т е р и а л ы , п р и м е н я е м ы е О сн о в н ы е в и д ы п о в р е ж д е н и й С п о со б ы п о в ы ш е н и я д е та л е й Х а р а к т е р р аб о ты д л я и зго то в л е н и я д е та л е й в э к с п л у а т а ц и и э к с п л у а т а ц и о н н ы х сво йств
і |
X |
|
|
|
|
|
|
си 2 |
|
|
|
|
|
|
|
Sffl ȣ |
|
|
|
|
|
|
|
а |
СО |
> ffl |
g |
|
|
|
|
? |
' і |
|
a |
|
|||
ffl |
CU |
g |
|
СО |
|||
О |
Р* |
^ |
1s |
êg |
|
|
|
|
|
|
' ° |
u |
|||
|
|
я |
со |
|
о |
||
|
|
ffl |
ffl |
|
C |
|
|
|
|
4 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
40 |
a |
н |
H |
'S |
|
|
|
S |
° |
и |
ou |
|
|
|
Я |
2 |
И |
° |
|
|
|
|
, « |
^ |
|
|
||
|
|
U |
0 |
JS |
|
|
|
|
|
ffl |
S |
HO |
|
|
|
|
|
O |
CU B |
H |
|
|
|
|
|
« |
с |
и и |
|
|
|
|
|
|
|
|
Си ж |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
« |
CU |
|
|
|
|
|
Он |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
a |
S |
a |
|
!==a> |
я |
|
■S |
<1) :S |
|||
Ä |
|
|
eu |
K |
s |
O |
||||||
9 eu о a |
|
§ ° 2 |
ч |
|
S |
Q_ а |
g |
|||||
*2 .Q . eu в |
|
В |
ю |
c |
|
ffl |
CO |
W |
ffl |
|||
Й |
л |
о |
ce |
|
s |
|
° |
- § |
s |
ÿ |
g |
|
я |
о |
eu |
я |
|
4 « |
|
||||||
|
и |
o H |
|
S |
|
g u |
||||||
ж |
a |
о |
|
|
ma.(û |
|
||||||
p |
|
ffl |
*- |
ffl |
|
|||||||
^ |
|
*&■ |
|
(J |
CO |
CN) |
eu |
ffl |
|
|||
<u |
|
|
|
|
|
£ |
„ SB |
Hffl |
||||
|
|
4 |
9 |
|
|
|
|
Я |
O |
(U |
s |
|
s |
„ S |
s |
|
2 |
|
со |
s |
^ |
|
|||
а |
s |
a - |
|
|
|
|||||||
- |
S |
O |
« s |
а |
S |
|
|
*4 ê L o s |
||||
со |
O S |
|
|
|
||||||||
s |
Я |
O |
„ |
CM |
ffl |
|
|
U |
'O |
|
3 |
|
au |
eu |
eu s |
X |
5 l 1 O |
|
ATffl |
||||||
Я |
X |
g |
|
|||||||||
3 |
'O |
- |
g |
|
" |
Ë |
« |
|
U |
|
° |
« |
я |
s |
«, |
|
я |
\o |
со |
S i S Ü |
? |
||||
а ffl |
2 HФS COiS |
m |
ю |
|||||||||
со |
о |
о s |
|
|
CO °0 |
S o , “ - g |
||||||
« |
2 |
S |
F- |
|
|
\o |
cû |
CQ |
H |
LQ |
m |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ffl |
CO |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ffl |
a. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«U |
m |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
cO |
ffl |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
c |
r- |
O |
|
ffl |
S |
|
|
|
|
|
|
|
>> ffl |
a |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
H |
У |
со |
|
||
О |
о |
|
|
|
ffl |
ffl |
ffl |
CU |
X |
5. |
|
|
ffl |
ffl |
|
|
|
Os Ä |
|
||||||
я |
ffl |
|
|
|
|
|
ч |
g |
|
ffl |
|
|
ч |
|
|
|
<U |
|
ffl 3 |
|
|||||
a . |
eu |
|
|
|
|
~ |
|
b-, eu |
|
|||
c |
£ |
|
|
|
S |
ou |
CO s |
ç |
X |
|
||
3 |
со |
я |
|
|
ou |
F=( |
ffl |
ffl |
я |
|
||
с |
|
|
eu а |
s |
|
5 s 3 |
|
|||||
ffl |
>> я |
|
|
au |
S |
|
ffl |
ffl |
я |
|
||
|
|
|
|
ffl я |
2 |
|
||||||
£ g ffl |
|
|
|
|
f f l |
QU . |
CO |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
о |
а |
о |
-H |
|
|
£ |
§ |
* |
|
|
|
|
го |
я |
в |
ffl |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
< |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
g |
g |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а Ä2 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
53 0ffl»яO |
p |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
3 |
s |
я |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
_J |
g |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sx |
|
: |
a |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
: |
H |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
4 |
ffl |
я |
CO |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ffl |
а |
3 |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
CQ ffl |
fflR |
?* |
f f l |
QU |
|
||
|
|
|
|
|
|
>> о |
<u |
|
||||
|
|
|
|
|
|
H |
- |
|
- |
п |
а |
|
S |
Э |
H |
= |
g |
Ë |
я |
O |
eu |
S |
Ï |
4 |
2 . „ »я
ffl *r<O
CO " U *
u <
- |
2 |
5 |
O |
Uffl |
|
> |
со |
ï |
ffl |
5 |
e |
|
со' |
|
S |
я |
о |
я |
а |
|
ffl |
я |
л |
U- |
|
||||
Ь |
о |
о |
ffl |
а |
|
|||
s . 2 |
ffl |
ffl |
Я |
а |
я |
о |
|
|
•ѳ*•eu СО я |
ffl |
ffl |
ffl |
euслоев |
||||
о |
о |
eu ч |
QU |
о |
а |
я |
|
|
|
|
|
о |
t- |
о |
|
ffl |
поверхностных |
|
|
Я |
си |
|
а |
а |
а |
|
|
|
ffl |
СО |
|
euX |
ffl |
СГ)S |
|
|
а |
О |
|
QU |
я |
|
||
|
s |
Я |
au |
а |
а |
Я |
||
|
ffl |
О |
Ь |
я |
о |
о |
|
|
|
н |
CU 5 |
а |
я |
ffl |
ffl |
||
|
СО |
СО |
|
о |
Я |
|||
|
с |
ffl |
ffl |
|
о |
|
||
|
о |
А ю |
а |
я |
а |
au |
||
*Ч |
Л о |
3 |
X |
|||||
|
|
а" |
.► |
с |
г |
|
я |
|
|
а |
ffl |
QU |
а |
а |
а |
||
|
а |
ю |
ffl |
eu |
а |
|
||
|
Он |
я |
ffl |
а |
о |
а |
|
|
|
QU |
с |
о |
СО |
а |
ffl |
о |
|
|
С |
eu |
о |
а |
>4 eu |
CUние |
||
|
С |
U |
h |
0) |
O |
|
|
|
. 5 |
о |
о |
eu |
|
|
|
|
|
|
s |
ш »я |
|
|
|
|
|
|
|
о |
X |
CU |
|
|
|
|
|
|
g |
|
я |
|
|
|
|
|
|
g - 2 |
о, |
|
<L> |
|
|
|
|
|
e |
g |
g |
|
|
|
|
|
|
« |
5 |
к |
_ |
£ |
g |
|
|
|
ffl *©“ в |
« |
K |
y |
|
|
||
|
о |
g |
g |
и |
a > > |
|
|
|
|
a |
2 “ 9 |
ö |
!-■ |
|
|
|
|
|
sST |
|
O |
|
|
|||
|
g c |
ffl |
|
|
|
|||
|
_ |
|
JC |
B |
|
« |
|
|
|
>> « |
|
eu |
|
|
|||
0 . 0 |
S |
~ |
|
X |
° |
|
|
|
О |
a |
|
|
|
||||
со |
Я |
a |
« |
|
3 |
s |
|
|
B |
£ |
3* |
s |
|
5 |
s |
|
|
|
|
Offl |
|
5“ |
O. |
|
|
|
°* g, ffl о |
|
« |
CU |
|
|
|||
|
•& O) |
H |
|
S |
ffl |
|
|
|
а s |
|
|
|
|
|
|
|
|
Я |
CL, |
|
|
|
|
|
|
|
*S |
|
|
|
|
|
|
|
|
cO H 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
£ |
2 |
|
|
|
|
|
|
► |
ï f f l h |
|
|
|
|
|
|
|
S |
x |
S |
|
|
|
|
|
|
s |
eu CQ |
|
|
|
|
|
||
g |
я |
о |
|
|
|
|
|
|
,c. |
O |
N |
|
|
|
|
|
|
Ug £ о X
я |
|
|
O |
QU cO i |
g |
термические |
||
ю |
|
|
<U |
c( |
O |
° - ° |
||
|
|
a- ffl X* 5 |
|
|||||
я |
|
|
É- |
ffl |
о |
5 |
ffl |
|
|
|
|
а |
со |
ffl |
ffl |
а |
|
s |
5 |
|
а |
я |
с |
c |
s |
|
ÛU о |
S |
« |
о |
S |
я |
|
||
s |
|
Я |
cO |
|
||||
ffl |
£-> OU |
f f l |
U |
|
eu |
|
||
а |
c |
|
S C O |
u ' g |
|
|||
|
|
|
ffl |
CU |
ffl |
|
||
а |
ou |
|
eu |
|
O |
S |
s |
нагрузок, |
|
X |
CO |
||||||
а |
я |
|
в |
«о |
* H |
|||
s-1 |
а |
|
au |
•• - |
QU о |
|
||
CU |
QJ |
я |
Я |
а |
|
S |
|
|
CL, |
>4 eu ffl |
|
CL) |
|
|
|||
* |
|
CU 4U |
|
|||||
|
|
|
O |
QU |
|
QU B |
|
|
|
|
|
c |
\o |
|
|
|
|
2 ffl
B g
Ovo H
для защиты от коррозии
напряжения, коррозионное и эрозионное действие газовой сре ды
ТО
Я
TO
Я
то
СО
|
»= К |
<и |
|
Ф |
н |
>•>о |
I.S |
£ |
я ь |
* 3 |
5 |
^ Г-. |
||
|
си \С |
^ |
|
си >, |
|
|
со о. |
£ о. 2= К
U« 5 с я
S1* g СЗS м
сосиО тоd
из
1—
03
ь
и
Я
03
и:
о
н
о
о
о
о
со ГГ
к
с, СЗ -и К
^
О EJ
О S
н
ф сJ я э
ES-S
*я'
О)
в
CQ
О
я со
о
си
о
я н из я \о со >>СО
сп и
я
0)
I * wI
£ S S 2
к 2
‘I0.3
U3 03
СО О X О, О со я с я
оз
н
о
OJ
*Яо
Осо
Окр
Оs
о ^
33гг
со Н .
SS2
|
со |
оз |
|
|
|
я |
£ |
|
|
Р1 |
со |
Я |
03 |
|
оз |
>> |
ООн |
||
и |
О , |
О н |
||
о |
Юо |
|
О |
|
X |
03 |
|
|
X . . |
ѵо 3 |
ф |
Он |
||
|
|
03 |
||
>» |
о Яя Я Тоз |
|||
2 О |
|
|
||
|
Я |
со |
|
|
Я |
Я |
ЕТ* |
|
§.2 |
О н |
аз |
|
|
|
с |
НОн2 |
|
Я я |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Я |
|
я я |
|
со |
то |
|
|
|
я |
а |
|
|
|
is |
|
|
|
|
5 |
я |
|
|
|
_ |
|
то |
|
|
К |
|
Си |
|
|
2 — 0 |
|
||
|
£ я н |
|
||
|
^ |
о> со |
|
|
|
О о, со |
|
||
|
2 |
3 ® |
|
|
|
п Я |
|
||
|
с |
о у |
|
|
|
|
я |
£ |
|
|
|
|
СГ) |
|
Второе направление, обеспечивающее повышение хладностойкости деталей ма шин, заключается в уменьшении роли механико-геометрических факторов, спо собствующих появлению хладноломкости. Необходимо предельно уменьшать коэф фициенты концентрации напряжений, создаваемых, например, выточками, пе реходами, сопряжениями и т. и. Следует полностью исключить возможность за рождения трещин при обычной или мало цикловой усталости, так как такие тре щины, накопленные в процессе эксплуа тации при всех климатических условиях (т. е. в периоды не очень низких темпера тур), могут приводить к резкому увеличе нию склонности изделий к хрупкому раз рушению. Поэтому для машин, предназ наченных для эксплуатации при низких температурах, следует рекомендовать применение в расчетах на предел вынос ливости повышенных коэффициентов за паса. Опасными могут оказаться различ ные незакрытые пазы, щели, другие мес та, в которых может задерживаться и на капливаться влага в виде льда. При замерзании влаги такие места могут быть источниками дополнительных напряже ний.
Третье направление связано с техно логией изготовления и сборки узлов ма шин и конструкций. К технологическим мероприятиям прежде всего следует от нести требование значительного улучше ния качества сварки, т. е. отсутствие раз личного рода сварочных дефектов (тре щин, непроваров, рыхлости и др.). Техно логические особенности процесса сварки должны разрабатываться в каждом от дельном случае с учетом выбранных ма териалов в конструкции. Следует обра тить внимание на выбор таких методов контроля сварки, которые обеспечивали бы наиболее достоверную информацию о качестве сварки. При изготовлении свар ных конструкций необходимо предусмот реть проведение отпуска для снятия сва рочных напряжений. После правки, гибки
и других вспомогательных операций также следует производить отпуск, обеспечивающий снятие наклепа, так как последний, как правило, приводит к увеличению склонности изделия к хруп ким разрушениям.
В табл. 14 приведены сведения о материалах для изготовле ния деталей машин и конструктивно-технологических способах повышения их эксплуатационных свойств [99].
Основные методы испытания материалов
Испытание материалов на износ. Зная скорость износа дета лей, а также допустимый износ поверхности трения, можно определить долговечность Т сопряженных деталей по формуле
|
т = |
» |
|
где Ад — предельно допустимый износ в мкм; |
|
||
J — интенсивность (скорость) |
износа в мкм/ч. |
||
Износостойкость |
пары трения |
определяют |
применительно |
к конкретным видам |
износа и заданным эксплуатационным |
||
условиям. |
|
все машины |
для испытаний |
По кинематическому признаку |
на износ малых образцов делятся [56] на класс машин поступа тельного движения и класс машин возвратно-поступательного движения (рис. 66, а). Кроме того, внутри каждого класса вы делены две группы: машины торцового трения и трения по образующей.
При испытаниях необходимо обеспечить одинаковые условия образования пленок на поверхности и тепловой режим образцов. В связи с этим при лабораторных испытаниях применяют уст ройства (рис. 66,6), обеспечивающие испытания образцов с коэффициентом взаимного перекрытия Квз, стремящимся к единице или к нулю, так как пары трения в реальных машинах располагаются между этими двумя крайними пределами. По этому в каждой группе указанной классификации установок для испытания на износ различают машины с коэффициентом взаим
ного перекрытия, стремящимся к единице, |
и с коэффициентом |
|||||
взаимного перекрытия, стремящимся к нулю. |
|
|
|
|||
Восемь типов машин, предусмотренных классификацией |
||||||
проф. И. В. Крагельского, |
позволяют |
производить |
испытания |
|||
с сохранением различных видов разрушения |
поверхностей |
тре |
||||
ния, так как характеры |
разрушения |
и |
степень |
износа |
при |
|
поступательном и возвратно-поступательном |
движении и |
раз |
||||
личных коэффициентах перекрытия резко различны. |
|
|
В качестве примера можно указать некоторые машины для определения износостойкости материалов.
Для оценки износа и коэффициента трения металлических и неметаллических материалов используют машину И-47-К-54. Образцы на этой машине закрепляют в специальных головках,, смонтированных на концах валов. С целью обеспечения самоус тановки образца головка на приводимом во вращение валу имеет шаровую опору. Испытания выполняют на двух кольце вых образцах (внешний диаметр 28 мм, внутренний 20 мм, высо та 10—15 мм), трущихся торцами. Число оборотов образцов, можно изменять в пределах от 100 до 5000 в минуту. Для
а) |
6) |
Рис. 66. Схемы установок для испытания на износ |
|
изменения теплового поля до температуры |
1000° С машина |
снабжается сменными головками, которые нагреваются элек трическим током, охлаждаются водой или жидким воздухом.. Машина И-47-К-54 рекомендуется для оценки теплостойкости фрикционных и антифрикционных материалов при стационар ном и нестационарном режимах; в последнем случае используют инерционную приставку.
Примером машины поступательного движения с торцовым трением и коэффициентом перекрытия, стремящимся к нулю,, может служить пальчиковая машина трения АЕ-5. Испытуемая пара трения представляет собой три пальчика (образца), за крепляемых в кольце. Нажимной шайбой, на которую действует нагрузка, создаваемая рычажной системой, пальчики прижи маются к эталонному диску (диаметром 200—300 мм), погру жаемому в чашу для охлаждения. Специальные устройства позволяют охлаждать или нагревать поверхность диска да температуры 200° С. Машину АЕ-5 чаще используют для опре деления максимальной нагрузки при заедании и качества смазочных материалов. Диаметр пальчика обычно 10 мм, ско рость скольжения может достигать 20 м/с.
Для испытания на износ широко применяются машины МИ и МИ-1М. На машинах типа МИ можно осуществлять испыта
ние в двух вариантах: на двух прижатых друг к другу роликах, вращающихся в разные стороны с различными скоростями, и на вращающемся ролике, к которому прижат вкладыш. В первом случае можно получать скольжение различной степени, а во втором 10%-ное скольжение. Нагрузка на ролик или вкладыш может быть изменена от 20 до 200 кгс.
Машины модели МИ позволяют проверять износостойкость металлов в зависимости от ряда внешних факторов — нагрузки, добавочного скольжения при качении, смазки, среды (окисли тельной и нейтральной газовых сред, жидкой и сыпучей абра зивных сред), поперечного скольжения.
В качестве характеристики износа при испытании на маши
нах МИ могут быть приняты: абсолютный |
износ |
в г за |
|||
определенное время или путь трения; удельный |
относительный |
||||
износ, отнесенный, например, к 1000 кгс-м работы трения; |
смя |
||||
тие — изменение диаметра кольца. |
|
|
|
|
|
Проведенные исследования на машинах модели |
МИ |
пока |
|||
зывают, что для твердых сталей увеличение нагрузки |
повышает |
||||
износ, |
а для мягких сталей (в результате дополнительного дей |
||||
ствия |
наклепа) может привести не к росту, а |
к |
уменьшению |
износа.
Влияние нагрузки на машинах МИ можно изучать при чис том качении (отключен верхний образец от принудительного вращения) и при качении с частичным скольжением и 10%-ным скольжением. Давление определяют по формуле Герца. Таким образом освобождаются от влияния размеров образца, так как одна и та же нагрузка при различных размерах образца вызо вет появление площадок различной величины и различные сжи мающие напряжения. Давление имеет довольно большое значение и превосходит предел упругости линейного напряжен
ного состояния. Однако |
это |
не значит, что в месте |
касания |
|||
образцов |
достигнут предел |
пластичности сложного |
напряжен |
|||
ного состояния. |
что |
и абсолютный износ |
находится |
|||
Опыты |
показывают, |
|||||
в прямой |
зависимости от |
нагрузки; относительный износ также |
||||
увеличивается от нагрузки |
в случае чистого качения |
и, |
наобо |
рот, уменьшается при 10%-ном скольжении; смятие идет
параллельно |
с абсолютным |
износом. При |
качении со |
скольже |
нием и при |
чистом качении |
абсолютный |
износ уменьшается |
|
с увеличением скорости у мягких сталей, |
способных |
получать |
наклеп, и увеличивается при износе без деформации у твердых сталей.
Исследования влияния различных внешних факторов на износ в условиях больших давлений, создаваемых на машинах МИ качением со скольжением, показали также, что основным фактором, вызывающим износ при качении, служит дополни тельное скольжение; при чистом качении износ почти отсут ствует.