Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

234

Наименование

Характер работы

Материалы, применяемые

Основные виды повреждений

Способы повышения

деталей

для изготовления деталей

в эксплуатации

эксплуатационных свойств

Втулки звеньев гу­

Сухое

трение при

Цементуемые стали ма­

Изнашивание

в

местах

Цементация с последу­

сениц гусеничного

высоких

давлениях и

рок 20Г или 20Х

трения о палец

 

 

ющей закалкой

и отпус­

трактора

ударных

 

нагрузках

 

 

 

 

 

ком

 

 

 

при наличии

абразива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и влаги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лемехи плугов

Давление

пласта

Специальные лемешные

Затупление

режущей

Закалка

с

последую­

 

почвы,

воздействие

стали Л53, Л65 и М56

кромки,

затупление нос­

щим отпуском

лезвия,

 

абразивной среды

 

ка, образование

 

фаски с

наплавка на лезвие твер­

 

 

 

 

 

тыльной

стороны

лезвия

дого сплава

(сормайта)

 

 

 

 

 

в результате изнашива­

 

 

 

 

 

 

 

 

ния

 

 

 

 

 

 

Отвалы плугов

То же

Сталь

марки

МСт2,

 

трехслойная сталь, имею­

 

щая верхние

слои

из

 

твердой

стали марки

60,

 

а

внутренний

слой

из

 

мягкой

незакаливающей­

 

ся стали МСт2

 

 

Поломка крыла и его

Цементация и последу­

изнашивание в месте схо­

ющая закалка с самоот-

да пласта почвы

пуском

Зубчатые колеса

Удары торцов зубь­

Цементуемые

стали

Торцовый

износ зубь­

Изготовление

шестерен

коробки передач

ев

при

включении пе­

марок 18ХГТ

и

30ХГТ;

ев, поломки зубьев, изна­

с наиболее

рациональной

трактора

редачи,

изгиб зубьев,

легированные

стали ма­

шивание

эвольвентных

(бочкообразной)

формой

 

контактное

сжатие и

рок 20ХНР,

20ХГНР и

поверхностей зубьев

торцов

зубьев;

 

цемента­

 

сдвиг объемов

метал­

20ХНЗА

 

 

 

 

ция

или

нитроцемента­

 

ла,

прилежащих

к

 

 

 

 

 

ция

рабочих

поверхнос­

 

эвольвентным

поверх­

 

 

 

 

 

тей зубьев

с

последую­

 

ностям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щими

закалкой и отпус­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ком

 

 

 

 

 

Звенья гусениц

Контактные

нагруз­

Аустенитная

 

высоко­

Изнашивание проушин,

Закалка

и отпуск, нор­

гусеничных тракто-

ки,

трение

качения

с

марганцовистая

сталь

изнашивание цевок в ме-

мализация

или

закалка

ров

проскальзыванием

о

марки

 

Г13Л;

перлитная

сте зацепления

с

веду­

в

электролите

беговых

 

беговую

 

дорожку

и

сталь 35Л-1, 45Л-1 угле­

щим

колесом,

изнашива­

дорожек,

наплавка

иоч-

 

боковые

 

поверхности

родистая,

сталь 45, сталь

ние беговой дорожки, ус­

возацепа

вольфрамовым

 

опорных

 

катков,

на­

20ХГСНМ

 

 

 

 

 

талостные разрушения

 

чугуном

 

 

 

 

 

личие абразива и вла­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ги в зоне трения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коленчатый вал

Периодические

на­

Отливки

 

из

 

высоко­

Уменьшение

диаметра,

Поверхностная

закал­

 

грузки

от сил давле­

прочного

или

перлитного

овальность

и конусность

ка, азотирование, полиро­

 

ния газов

и инерции

ковкого чугуна, стали ма­

шеек

в результате

изна­

вание коренных и шатун­

 

движущихся масс, вы­

рок СтЗ, 35,

 

40,

 

45,

50,

шивания,

прогиб или

ус­

ных шеек

для

повыше­

 

зывающие переменные

35Г,

45Г2,

 

50Г,

40Х,

талостный

излом

в

ре­

ния

износостойкости,

на­

 

напряжения в элемен­

40ХГМ,

 

40ГМ,

40ХНМ.

зультате

несоосности или

катка

роликами

или об­

 

тах вала; трение шеек

стали

 

марок

 

40ХН,

большого

износа

корен­

дувка

дробью

галтелей

 

о заливку

 

вкладышей

ЗОХМА, 18ХНВА,

 

 

ных подшипников

 

 

(для

увеличения

вынос­

 

подшипников

 

18ХНМА, 20ХНЗА,

 

 

 

 

 

 

 

 

ливости)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40ХЗМЮ, 25ХН4ВЛ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38ХМЮА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Клапаны двига­

Динамические

на­

Для

 

выпускных

клапа­

Изнашивание

и

приго-

Заполнение

внутренней

теля внутреннего

грузки от переменного

нов стали

 

марок

Х9С2,

рание фаски тарелки кла­

полости головки

пустоте­

сгорания

давления

газов и сил

Х10СМ, 40СХ10МА,

 

пана, изнашивание

 

 

лого выпускного клапана

 

упругости

 

пружины;

4Х9С2,

 

4Х10С2М, 40ХН,

стержня, деформации

 

на 50—60%

металличес­

 

омывание головок вы­

50ХН,

Х8С

и

др.,

для

 

 

 

 

 

 

 

ким натрием (для охлаж­

 

пускных

клапанов

го­

впускных клапанов стали

 

 

 

 

 

 

 

дения клапана) ;

наплав,

 

рячими

газами, дви­

марок 40, 45,

40Х,

45Х,

 

 

 

 

 

 

 

ка

фаски

и головки вы­

 

жущимися

с больши­

40ХН,

 

50ХН,

40ХНМА,

 

 

 

 

 

 

 

пускного клапана со сто­

 

ми скоростями

 

4Х9С2 и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

роны цилиндра

твердым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сплавом ВЗК или сормай-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

том (для

повышения из­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

носостойкости

и

корро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зионной стойкости);

объ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

емная

закалка и отпуск

Поршневое коль­

Нагрев от соприкос­

Серые

чугуны

марок

Изнашивание

по

на­

Пористое

хромирова­

цо двигателя внут­

новения

 

с

горячими

СЧ 18-36,

СЧ 21-40,

СЧ

ружной

цилиндрической

ние

 

одного

или

двух

реннего сгорания

газами; трение о внут­

22-44,

 

СЧ

28-48,

специ­

и торцовой

поверхнос­

верхних

компрессионных

to

реннюю

 

поверхность

альные

чугуны,

 

легиро-

тям,

снижение

упругое-

колец; электролитическое

Сп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Н а и м е н о в а н и е ѵ А М а т е р и а л ы , п р и м е н я е м ы е О сн о в н ы е в и д ы п о в р е ж д е н и й С п о со б ы п о в ы ш е н и я д е та л е й Х а р а к т е р р аб о ты д л я и зго то в л е н и я д е та л е й в э к с п л у а т а ц и и э к с п л у а т а ц и о н н ы х сво йств

і

X

 

 

 

 

 

 

си 2

 

 

 

 

 

 

Sffl ȣ

 

 

 

 

 

 

а

СО

> ffl

g

 

 

 

?

' і

 

a

 

ffl

CU

g

 

СО

О

Р*

^

1s

êg

 

 

 

 

 

' °

u

 

 

я

соÂ

 

о

 

 

ffl

ffl

 

C

 

 

 

4

2

 

 

 

 

 

 

40

a

н

H

'S

 

 

 

S

°

и

ou

 

 

Я

2

И

°

 

 

 

 

, «

^

 

 

 

 

U

0

JS

 

 

 

 

ffl

S

HO

 

 

 

 

O

CU B

H

 

 

 

 

«

с

и и

 

 

 

 

 

 

 

 

Си ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«

CU

 

 

 

 

Он

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

a

S

a

 

!==a>

я

 

■S

<1) :S

Ä

 

 

eu

K

s

O

9 eu о a

 

§ ° 2

ч

 

S

Q_ а

g

*2 .Q . eu в

 

В

ю

c

 

ffl

CO

W

ffl

Й

л

о

ce

 

s

 

°

- §

s

ÿ

g

я

о

eu

я

 

4 «

 

 

и

o H

 

S

 

g u

ж

a

о

 

 

ma.(û

 

p

 

ffl

*-

ffl

 

^

 

*&■

 

(J

CO

CN)

eu

ffl

 

<u

 

 

 

 

 

£

„ SB

Hffl

 

 

4

9

 

 

 

 

Я

O

(U

s

s

„ S

s

 

2

 

со

s

^

 

а

s

a -

 

 

 

-

S

O

« s

а

S

 

 

*4 ê L o s

со

O S

 

 

 

s

Я

O

CM

ffl

 

 

U

'O

 

3

au

eu

eu s

X

5 l 1 O

 

ATffl

Я

X

g

 

3

'O

-

g

 

"

Ë

«

 

U

 

°

«

я

s

«,

 

я

\o

со

S i S Ü

?

а ffl

2 HФS COiS

m

ю

со

о

о s

 

 

CO °0

S o , “ - g

«

2

S

F-

 

 

\o

CQ

H

LQ

m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ffl

CO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ffl

a.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«U

m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

cO

ffl

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c

r-

O

 

ffl

S

 

 

 

 

 

 

 

>> ffl

a

 

 

 

 

 

 

 

 

H

У

со

 

О

о

 

 

 

ffl

ffl

ffl

CU

X

5.

 

ffl

ffl

 

 

 

Os Ä

 

я

ffl

 

 

 

 

 

ч

g

 

ffl

 

ч

 

 

 

<U

 

ffl 3

 

a .

eu

 

 

 

 

~

 

b-, eu

 

c

£

 

 

 

S

ou

CO s

ç

X

 

3

со

я

 

 

ou

F=(

ffl

ffl

я

 

с

 

 

eu а

s

 

5 s 3

 

ffl

>> я

 

 

au

S

 

ffl

ffl

я

 

 

 

 

 

ffl я

2

 

£ g ffl

 

 

 

 

f f l

QU .

CO

 

 

 

 

 

 

 

 

о

а

о

-H

 

£

§

*

 

 

 

 

го

я

в

ffl

 

 

 

 

 

 

 

X

<

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

g

g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а Ä2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53 0ffl»яO

p

 

 

 

 

 

 

 

 

3

s

я

 

 

 

 

 

 

 

 

_J

g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Sx

 

:

a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:

H

 

 

 

 

 

 

 

 

4

ffl

я

CO

 

 

 

 

 

 

 

 

ffl

а

3

а

 

 

 

 

 

 

 

 

CQ ffl

fflR

?*

f f l

QU

 

 

 

 

 

 

 

>> о

<u

 

 

 

 

 

 

 

H

-

 

-

п

а

 

S

Э

H

=

g

Ë

я

O

eu

S

Ï

4

2 . „ »я

ffl *r<O

CO " U *

u <

-

2

5

O

Uffl

>

со

ï

ffl

5

e

 

со'

 

S

я

о

я

а

 

ffl

я

л

U-

 

Ь

о

о

ffl

а

 

s . 2

ffl

ffl

Я

а

я

о

 

•ѳ*•eu СО я

ffl

ffl

ffl

euслоев

о

о

eu ч

QU

о

а

я

 

 

 

 

о

t-

о

 

ffl

поверхностных

 

 

Я

си

 

а

а

а

 

 

ffl

СО

 

euX

ffl

СГ)S

 

а

О

 

QU

я

 

 

s

Я

au

а

а

Я

 

ffl

О

Ь

я

о

о

 

 

н

CU 5

а

я

ffl

ffl

 

СО

СО

 

о

Я

 

с

ffl

ffl

 

о

 

 

о

А ю

а

я

а

au

Л о

3

X

 

 

а"

.►

с

г

 

я

 

а

ffl

QU

а

а

а

 

а

ю

ffl

eu

а

 

 

Он

я

ffl

а

о

а

 

 

QU

с

о

СО

а

ffl

о

 

 

С

eu

о

а

>4 eu

CUние

 

С

U

h

0)

O

 

 

 

. 5

о

о

eu

 

 

 

 

 

s

ш »я

 

 

 

 

 

 

о

X

CU

 

 

 

 

 

 

g

 

я

 

 

 

 

 

 

g - 2

о,

 

<L>

 

 

 

 

e

g

g

 

 

 

 

 

«

5

к

_

£

g

 

 

 

ffl *©“ в

«

K

y

 

 

 

о

g

g

и

a > >

 

 

 

a

2 “ 9

ö

!-■

 

 

 

 

sST

 

O

 

 

 

g c

ffl

 

 

 

 

_

 

JC

B

 

«

 

 

 

>> «

 

eu

 

 

0 . 0

S

~

 

X

°

 

 

О

a

 

 

 

со

Я

a

«

 

3

s

 

 

B

£

3*

s

 

5

s

 

 

 

 

Offl

 

5“

O.

 

 

°* g, ffl о

 

«

CU

 

 

 

•& O)

H

 

S

ffl

 

 

а s

 

 

 

 

 

 

 

Я

CL,

 

 

 

 

 

 

 

*S

 

 

 

 

 

 

 

cO H 1

 

 

 

 

 

 

 

*

£

2

 

 

 

 

 

 

ï f f l h

 

 

 

 

 

 

S

x

S

 

 

 

 

 

 

s

eu CQ

 

 

 

 

 

g

я

о

 

 

 

 

 

 

,c.

O

N

 

 

 

 

 

 

Ug £ о X

я

 

 

O

QU cO i

g

термические

ю

 

 

<U

c(

O

° - °

 

 

a- ffl X* 5

 

я

 

 

É-

ffl

о

5

ffl

 

 

 

 

а

со

ffl

ffl

а

 

s

5

 

а

я

с

c

s

 

ÛU о

S

«

о

S

я

 

s

 

Я

cO

 

ffl

£-> OU

f f l

U

 

eu

 

а

c

 

S C O

u ' g

 

 

 

 

ffl

CU

ffl

 

а

ou

 

eu

 

O

S

s

нагрузок,

 

X

CO

а

я

 

в

«о

* H

s-1

а

 

au

•• -

QU о

 

CU

QJ

я

Я

а

 

S

 

 

CL,

>4 eu ffl

 

CL)

 

 

*

 

CU 4U

 

 

 

 

O

QU

 

QU B

 

 

 

 

c

\o

 

 

 

 

2 ffl

B g

Ovo H

для защиты от коррозии

напряжения, коррозионное и эрозионное действие газовой сре­ ды


ТО

Я

TO

Я

то

СО

 

»= К

 

Ф

н

>•>о

I.S

£

я ь

* 3

5

^ Г-.

 

си \С

^

 

си >,

 

 

со о.

£ о. 2= К

U« 5 с я

S1* g СЗS м

сосиО тоd

из

1—

03

ь

и

Я

03

и:

о

н

о

о

о

о

со ГГ

к

с, СЗ -и К

^

О EJ

О S

н

ф сJ я э

ES-S

*я'

О)

в

CQ

О

я со

о

си

о

я н из я со >>СО

сп и

я

0)

I * wI

£ S S 2

к 2

‘I0.3

U3 03

СО О X О, О со я с я

оз

н

о

OJ

*Яо

Осо

Окр

Оs

о ^

33гг

со Н .

SS2

 

со

оз

 

 

 

я

£

 

 

Р1

со

Я

03

 

оз

>>

ООн

и

О ,

О н

о

Юо

 

О

X

03

 

 

X . .

ѵо 3

ф

Он

 

 

03

о Яя Я Тоз

2 О

 

 

 

Я

со

 

 

Я

Я

ЕТ*

 

§.2

О н

аз

 

 

с

НОн2

 

Я я

 

 

2

 

 

 

Я

 

я я

 

со

то

 

 

 

я

а

 

 

 

is

 

 

 

5

я

 

 

 

_

 

то

 

 

К

 

Си

 

 

2 — 0

 

 

£ я н

 

 

^

о> со

 

 

О о, со

 

 

2

3 ®

 

 

п Я

 

 

с

о у

 

 

 

я

£

 

 

 

 

СГ)

 

Второе направление, обеспечивающее повышение хладностойкости деталей ма­ шин, заключается в уменьшении роли механико-геометрических факторов, спо­ собствующих появлению хладноломкости. Необходимо предельно уменьшать коэф­ фициенты концентрации напряжений, создаваемых, например, выточками, пе­ реходами, сопряжениями и т. и. Следует полностью исключить возможность за­ рождения трещин при обычной или мало­ цикловой усталости, так как такие тре­ щины, накопленные в процессе эксплуа­ тации при всех климатических условиях (т. е. в периоды не очень низких темпера­ тур), могут приводить к резкому увеличе­ нию склонности изделий к хрупкому раз­ рушению. Поэтому для машин, предназ­ наченных для эксплуатации при низких температурах, следует рекомендовать применение в расчетах на предел вынос­ ливости повышенных коэффициентов за­ паса. Опасными могут оказаться различ­ ные незакрытые пазы, щели, другие мес­ та, в которых может задерживаться и на­ капливаться влага в виде льда. При замерзании влаги такие места могут быть источниками дополнительных напряже­ ний.

Третье направление связано с техно­ логией изготовления и сборки узлов ма­ шин и конструкций. К технологическим мероприятиям прежде всего следует от­ нести требование значительного улучше­ ния качества сварки, т. е. отсутствие раз­ личного рода сварочных дефектов (тре­ щин, непроваров, рыхлости и др.). Техно­ логические особенности процесса сварки должны разрабатываться в каждом от­ дельном случае с учетом выбранных ма­ териалов в конструкции. Следует обра­ тить внимание на выбор таких методов контроля сварки, которые обеспечивали бы наиболее достоверную информацию о качестве сварки. При изготовлении свар­ ных конструкций необходимо предусмот­ реть проведение отпуска для снятия сва­ рочных напряжений. После правки, гибки


и других вспомогательных операций также следует производить отпуск, обеспечивающий снятие наклепа, так как последний, как правило, приводит к увеличению склонности изделия к хруп­ ким разрушениям.

В табл. 14 приведены сведения о материалах для изготовле­ ния деталей машин и конструктивно-технологических способах повышения их эксплуатационных свойств [99].

Основные методы испытания материалов

Испытание материалов на износ. Зная скорость износа дета­ лей, а также допустимый износ поверхности трения, можно определить долговечность Т сопряженных деталей по формуле

 

т =

»

 

где Ад — предельно допустимый износ в мкм;

 

J — интенсивность (скорость)

износа в мкм/ч.

Износостойкость

пары трения

определяют

применительно

к конкретным видам

износа и заданным эксплуатационным

условиям.

 

все машины

для испытаний

По кинематическому признаку

на износ малых образцов делятся [56] на класс машин поступа­ тельного движения и класс машин возвратно-поступательного движения (рис. 66, а). Кроме того, внутри каждого класса вы­ делены две группы: машины торцового трения и трения по образующей.

При испытаниях необходимо обеспечить одинаковые условия образования пленок на поверхности и тепловой режим образцов. В связи с этим при лабораторных испытаниях применяют уст­ ройства (рис. 66,6), обеспечивающие испытания образцов с коэффициентом взаимного перекрытия Квз, стремящимся к единице или к нулю, так как пары трения в реальных машинах располагаются между этими двумя крайними пределами. По­ этому в каждой группе указанной классификации установок для испытания на износ различают машины с коэффициентом взаим­

ного перекрытия, стремящимся к единице,

и с коэффициентом

взаимного перекрытия, стремящимся к нулю.

 

 

 

Восемь типов машин, предусмотренных классификацией

проф. И. В. Крагельского,

позволяют

производить

испытания

с сохранением различных видов разрушения

поверхностей

тре­

ния, так как характеры

разрушения

и

степень

износа

при

поступательном и возвратно-поступательном

движении и

раз­

личных коэффициентах перекрытия резко различны.

 

 

В качестве примера можно указать некоторые машины для определения износостойкости материалов.


Для оценки износа и коэффициента трения металлических и неметаллических материалов используют машину И-47-К-54. Образцы на этой машине закрепляют в специальных головках,, смонтированных на концах валов. С целью обеспечения самоус­ тановки образца головка на приводимом во вращение валу имеет шаровую опору. Испытания выполняют на двух кольце­ вых образцах (внешний диаметр 28 мм, внутренний 20 мм, высо­ та 10—15 мм), трущихся торцами. Число оборотов образцов, можно изменять в пределах от 100 до 5000 в минуту. Для

а)

6)

Рис. 66. Схемы установок для испытания на износ

 

изменения теплового поля до температуры

1000° С машина

снабжается сменными головками, которые нагреваются элек­ трическим током, охлаждаются водой или жидким воздухом.. Машина И-47-К-54 рекомендуется для оценки теплостойкости фрикционных и антифрикционных материалов при стационар­ ном и нестационарном режимах; в последнем случае используют инерционную приставку.

Примером машины поступательного движения с торцовым трением и коэффициентом перекрытия, стремящимся к нулю,, может служить пальчиковая машина трения АЕ-5. Испытуемая пара трения представляет собой три пальчика (образца), за­ крепляемых в кольце. Нажимной шайбой, на которую действует нагрузка, создаваемая рычажной системой, пальчики прижи­ маются к эталонному диску (диаметром 200—300 мм), погру­ жаемому в чашу для охлаждения. Специальные устройства позволяют охлаждать или нагревать поверхность диска да температуры 200° С. Машину АЕ-5 чаще используют для опре­ деления максимальной нагрузки при заедании и качества смазочных материалов. Диаметр пальчика обычно 10 мм, ско­ рость скольжения может достигать 20 м/с.

Для испытания на износ широко применяются машины МИ и МИ-1М. На машинах типа МИ можно осуществлять испыта­

ние в двух вариантах: на двух прижатых друг к другу роликах, вращающихся в разные стороны с различными скоростями, и на вращающемся ролике, к которому прижат вкладыш. В первом случае можно получать скольжение различной степени, а во втором 10%-ное скольжение. Нагрузка на ролик или вкладыш может быть изменена от 20 до 200 кгс.

Машины модели МИ позволяют проверять износостойкость металлов в зависимости от ряда внешних факторов — нагрузки, добавочного скольжения при качении, смазки, среды (окисли­ тельной и нейтральной газовых сред, жидкой и сыпучей абра­ зивных сред), поперечного скольжения.

В качестве характеристики износа при испытании на маши­

нах МИ могут быть приняты: абсолютный

износ

в г за

определенное время или путь трения; удельный

относительный

износ, отнесенный, например, к 1000 кгс-м работы трения;

смя­

тие — изменение диаметра кольца.

 

 

 

 

Проведенные исследования на машинах модели

МИ

пока­

зывают, что для твердых сталей увеличение нагрузки

повышает

износ,

а для мягких сталей (в результате дополнительного дей­

ствия

наклепа) может привести не к росту, а

к

уменьшению

износа.

Влияние нагрузки на машинах МИ можно изучать при чис­ том качении (отключен верхний образец от принудительного вращения) и при качении с частичным скольжением и 10%-ным скольжением. Давление определяют по формуле Герца. Таким образом освобождаются от влияния размеров образца, так как одна и та же нагрузка при различных размерах образца вызо­ вет появление площадок различной величины и различные сжи­ мающие напряжения. Давление имеет довольно большое значение и превосходит предел упругости линейного напряжен­

ного состояния. Однако

это

не значит, что в месте

касания

образцов

достигнут предел

пластичности сложного

напряжен­

ного состояния.

что

и абсолютный износ

находится

Опыты

показывают,

в прямой

зависимости от

нагрузки; относительный износ также

увеличивается от нагрузки

в случае чистого качения

и,

наобо­

рот, уменьшается при 10%-ном скольжении; смятие идет

параллельно

с абсолютным

износом. При

качении со

скольже­

нием и при

чистом качении

абсолютный

износ уменьшается

с увеличением скорости у мягких сталей,

способных

получать

наклеп, и увеличивается при износе без деформации у твердых сталей.

Исследования влияния различных внешних факторов на износ в условиях больших давлений, создаваемых на машинах МИ качением со скольжением, показали также, что основным фактором, вызывающим износ при качении, служит дополни­ тельное скольжение; при чистом качении износ почти отсут­ ствует.