Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 3
На машине МИ испытывали образцы из стали 40 шириной 10 мм и диаметром 40 мм. Чистовая обработка поверхности образцов производилась абразивной шкуркой. Результаты испы таний показаны на рис. 67. Износ сталей, способных восприни мать наклеп, неизменно сопровождается смятием.
Сравнение отдельных факторов, влияющих на износ, позволяет разделить эти факторы на две группы: более актив ные, к которым относятся добавочное скольжение при качении,
поперечное |
скольжение и условия |
смазки; |
менее |
активные — |
|||||||
нагрузка, |
твердость |
контртела, |
|
|
|
||||||
предварительный наклеп; наклеп |
Твердость контртела НВ |
||||||||||
до 20% незначительно уменьшает |
10 |
250 |
НЮ |
||||||||
износ. |
|
|
|
|
|
|
|
I-------- |
Наклеп |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
В лаборатории |
механических |
|
|
20% |
|||||||
испытаний |
ленинградского |
Ки |
|
|
|
||||||
ровского |
завода |
разработана и |
|
|
|
||||||
применяется машина для испыта |
|
|
|
||||||||
ний износостойкости |
в |
условиях |
|
|
|
||||||
сухого и граничного |
трения |
ме |
|
|
|
||||||
таллов при скоростях |
|
до 20 м/с, |
|
|
|
||||||
что |
увеличивает |
|
производитель |
|
|
|
|||||
ность примерно в 4 раза по срав |
|
|
|
||||||||
нению с машиной МИ. |
|
|
|
|
|
|
|||||
После |
установки и закрепле |
|
|
|
|||||||
ния |
образца |
производится |
конт |
|
|
|
|||||
роль |
биения |
истирающего диска, |
|
|
|
||||||
которое |
не |
должно |
превышать |
|
|
|
|||||
0,03 мм. |
Испытуемый |
образец |
|
|
|
||||||
должен плотно |
прилегать |
к по |
|
|
|
||||||
верхности диска, поэтому необхо |
50 |
75 |
100кгс |
||||||||
димо точно |
подгонять |
его |
про |
і_ |
Нагрузка |
||||||
филь по радиусу диска. |
|
|
10 |
20 |
|||||||
|
|
|
|||||||||
Для определения износа испы |
|
% скольжения |
|||||||||
туемого |
образца и истирающего |
Рис. 67. Влияние отдельных фак |
|||||||||
диска на |
их трущиеся |
поверхно |
торов на износ стали 40: |
||||||||
сти наносят отпечатки |
|
алмазной |
1 — скольжения; |
2 — нагрузки; |
|||||||
|
3 — наклепа; 4 — твердости контр |
||||||||||
пирамидой |
Виккерса, |
конусом |
тела |
|
|
||||||
Роквелла |
или шариком |
Бринеля. |
истирания отпечатки вновь |
||||||||
Затем измеряют |
отпечаток. |
После |
измеряют и подсчитывают величину износа. Обычно на трущей ся поверхности диска делают 20—25 отпечатков, а на поверхно сти образца — шесть отпечатков.
Для одновременного испытания шести образцов на том же заводе разработана и внедрена машина с небольшой скоростью вращения (60 об/мин) истирающихся образцов. Она работает по принципу трения первого рода и особенно пригодна для испытания на износ образцов с покрытиями.
16 Заказ 885 |
241 |
Машины и методы испытания на абразивное изнашивание подробно описаны в трудах проф. М. М. Хрущова и др. [107].
В научно-исследовательских институтах и на заводах применяют специализированные машины, обеспечивающие исследования различных видов износа при широком диапазоне изменения внешних механических воздействий, среды и мате риалов. Б. И. Костецким и др. предложены машины КЕ-1, КЕ-2, КЕ-3 и КЕ-4 для определения износа схватыванием, окислитель ного, абразивного и осповидного. Каждая из указанных машин имеет необходимые устройства для того, чтобы при работе полностью оценивать все стадии износа, для изучения которого она предназначена. С помощью машины можно измерять количественные показатели трения и износа и изучать основные качественные характеристики износа, например микрорельеф и микроструктуру поверхности и поверхностных слоев, тепловой режим трения, остаточные напряжения.
Машина КЕ-2 для изучения окислительного износа металлов представляет собой герметичную камеру, внутри которой в вер тикальной плоскости с постоянной скоростью вращается эталонный металлический диск. Образец можно устанавливать на любом расстоянии от центра эталонного диска диаметром 200 мм, что позволяет получать скорости трения 0,5—15 м/с при 1400 об/мин электродвигателя.
Диаметр испытуемого образца 11,3 мм, длина 25—30 мм. Нагрузочное устройство обеспечивает давление в диапазоне от 0 до 25 кгс/см2. Силу трения измеряют, определяя деформацию тарированной пружины индикатора с ценой делений 0,01 и 0; 0,01 мм. Герметическая камера приспособлена для создания вакуума до 0,75 кгс/см2 и избыточного давления до 1,5 кгс/см2 и может быть заполнена различными газами. В камере имеются электрическая лампочка и стеклянный глазок, позволяющие осматривать всю плоскость камеры в процессе испытания.
Следует отметить, что существующие машины не позволяют воспроизводить особенностей работы при трении расцепляю щихся пар. Процесс расцепления характеризуется большим давлением на трущихся парах, односторонним износом и много кратным срабатыванием их во время эксплуатации. С помощью сконструированного в Московском авиационном институте дина мометрического автомата ДА-МАИ можно исследовать для различных вариантов расцепляющихся пар зависимости стати ческих и динамических коэффициентов трения скольжения, смешанного трения и характера износа от давления с регистра цией скоростей взаимного перемещения образцов.
Этот автомат обеспечивает высокую точность и устойчивость измерений и обладает хорошими эксплуатационными качества ми. Автомат может быть использован для исследования статических и динамических коэффициентов трения в кулачко вых и пусковых устройствах станков и механизмов.
Ивановским заводом испытательных приборов изготовлены машины МДП-1 для определения интенсивности износа и коэф фициентов трения металлов и пластмасс; МФТ-1 для оценки фрикционной теплостойкости материалов, МАСТ-1 для испыта ний на трение материала со смазкой и без смазки при нормаль ной и повышенной температурах (до 400° С).
Надежность машин и механизмов, в которых применены высоконагруженные узлы трения, часто определяется правиль ностью выбора смазочных материалов и материалов трущихся пар этого узла. Изучение закономерностей, определяющих
взаимодействие |
трущихся поверхностей |
со |
смазкой, |
требует |
|||
всесторонних лабораторных исследований. |
|
|
|
|
|||
Наиболее широко для испытания смазочных материалов |
|||||||
применяют |
различные |
четырехшариковые |
машины |
трения, |
|||
созданные |
в Институте |
нефтехимического |
синтеза |
АН |
СССР. |
||
Б зависимости |
от конструктивного оформления |
узла |
трения |
||||
с помощью этих машин можно исследовать |
противоизносные и |
антифрикционные свойства смазочных материалов при высоких и сверхвысоких контактных напряжениях в широком диапазоне температур и скоростей.
Например, при испытании на машине трения МТ-2 противоизносных свойств материалов трущихся пар и смазочных
материалов |
регистрируются силы |
трения, |
износ тел трения и |
|
критическая |
нагрузка заедания. |
Опыты |
можно |
производить |
в различных газовых средах в широком диапазоне |
температур. |
При определении зависимости износа от нагрузок по каждой нагрузке проводят отдельный опыт, после чего измеряют пятна износа на нижних шарах. При переходе к последующим опытам шары поворачивают так, чтобы в начале каждого опыта контак тировали неизношенные поверхности.
Противоизносные и антифрикционные свойства нефтепара финовой фракции трансформаторного масла исследовали на шарах из закаленной стали ШХ6 диаметром 12,7 мм при температуре 50° С и скорости скольжения 23 см/с. Продолжи тельность каждого опыта при различных нагрузках составляла 60 с (рис. 68).
На рис. 68, а прямая 4 показывает зависимость от нагрузки диаметра пятен упругого контакта статически сжимаемых шаров; на рис. 68, б дана зависимость коэффициентов трения от времени при осевой нагрузке 75 кгс. Кривые 1, 2 и 3 относятся
соответственно |
к опытам в аргоне, |
кислороде |
и |
на |
воздухе. |
С возрастанием окисляющей активности газовой |
а |
среды |
увели |
||
чивается износ |
при докритических |
нагрузках, |
критические |
нагрузки заедания повышаются. Это связано с образованием окисной пленки на поверхностях трения, что приводит к повы шенному износу, но предотвращает заедание или смягчает условия его протекания. Последнее проявляется в снижении коэффициента трения и уменьшении длительности заедания.
Испытания материалов на прочность. До настоящего време ни промышленность выпускала машины, предназначенные для статических и усталостных испытаний образцов материала в нормальных условиях. За последние годы появилась необходи мость испытывать материалы деталей на прочность при низкой и высокой температуре в условиях динамических нагрузок раз личного характера. Для этой цели разработан ряд машин, которые выпускаются серийно; например, Ивановский завод испытательных приборов выпускает машины МУП-15Т и
Рис. 6$. Результаты исследования нефтепарафиновой фракции трансформаторного масла
МУП-150Т для определения усталостной прочности плоских металлических образцов при чистом изгибе, постоянной ампли туде деформации и при нормальной и повышенной температуре (до 900° С).
Основной задачей испытания на усталость является опреде ление так называемого предела выносливости (усталости). Испытание на усталость согласно ГОСТу 2860—65 заключается в определении наибольшего напряжения аШах, которое может выдержать металл образца или детали без разрушения от усталости, теоретически при неограниченном числе циклов нагружения. Такая зависимость изображается графиком, по
строенным по данным испытаний, и называется кривой выносли вости. Существует несколько способов построения кривых выносливости, отличающихся только координатами (рис. 69).
При испытаниях определяют выносливость для различных значений оШах, назначаемых испытателем для отдельных образ цов из данного материала, составляющих необходимую серию. Величина crmax цикла устанавливается по ходу испытаний последовательно в нисходящем порядке, т. е. каждый следую щий образец серии получает нагружение со все меньшим значе-
бщах,«*/***
Ід^тші%,кгс/ммг
Рис. 69. Кривые пределов выносливости сталей с различным содержанием углерода и различной термической обработкой, построенные в двух системах координат:
а — о ггл^ѵ— N; |
б — lg а гпяѵ— 1g N; 1 — 0,93% С (закалка на сорбит); 2 — 0,52% С (нор- |
|
ІП d X |
|
н 1«Л |
мализация); 3 |
— 0,2% С (нормализация) |
нием Omax и поэтому со все большим числом циклов N, |
которое |
||
он выдерживает до разрушения. |
выносливости |
о_! (при |
|
На рис. 69 даны |
кривые пределов |
||
знакопеременном симметричном цикле; |
коэффициент |
амплиту |
|
ды цикла г = —1), |
построенные по одним и тем же |
данным |