Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На машине МИ испытывали образцы из стали 40 шириной 10 мм и диаметром 40 мм. Чистовая обработка поверхности образцов производилась абразивной шкуркой. Результаты испы­ таний показаны на рис. 67. Износ сталей, способных восприни­ мать наклеп, неизменно сопровождается смятием.

Сравнение отдельных факторов, влияющих на износ, позволяет разделить эти факторы на две группы: более актив­ ные, к которым относятся добавочное скольжение при качении,

поперечное

скольжение и условия

смазки;

менее

активные —

нагрузка,

твердость

контртела,

 

 

 

предварительный наклеп; наклеп

Твердость контртела НВ

до 20% незначительно уменьшает

10

250

НЮ

износ.

 

 

 

 

 

 

 

I--------

Наклеп

 

 

 

 

 

 

 

 

В лаборатории

механических

 

 

20%

испытаний

ленинградского

Ки­

 

 

 

ровского

завода

разработана и

 

 

 

применяется машина для испыта­

 

 

 

ний износостойкости

в

условиях

 

 

 

сухого и граничного

трения

ме­

 

 

 

таллов при скоростях

 

до 20 м/с,

 

 

 

что

увеличивает

 

производитель­

 

 

 

ность примерно в 4 раза по срав­

 

 

 

нению с машиной МИ.

 

 

 

 

 

 

После

установки и закрепле­

 

 

 

ния

образца

производится

конт­

 

 

 

роль

биения

истирающего диска,

 

 

 

которое

не

должно

превышать

 

 

 

0,03 мм.

Испытуемый

образец

 

 

 

должен плотно

прилегать

к по­

 

 

 

верхности диска, поэтому необхо­

50

75

100кгс

димо точно

подгонять

его

про­

і_

Нагрузка

филь по радиусу диска.

 

 

10

20

 

 

 

Для определения износа испы­

 

% скольжения

туемого

образца и истирающего

Рис. 67. Влияние отдельных фак­

диска на

их трущиеся

поверхно­

торов на износ стали 40:

сти наносят отпечатки

 

алмазной

1 — скольжения;

2 — нагрузки;

 

3 — наклепа; 4 — твердости контр­

пирамидой

Виккерса,

конусом

тела

 

 

Роквелла

или шариком

Бринеля.

истирания отпечатки вновь

Затем измеряют

отпечаток.

После

измеряют и подсчитывают величину износа. Обычно на трущей­ ся поверхности диска делают 20—25 отпечатков, а на поверхно­ сти образца — шесть отпечатков.

Для одновременного испытания шести образцов на том же заводе разработана и внедрена машина с небольшой скоростью вращения (60 об/мин) истирающихся образцов. Она работает по принципу трения первого рода и особенно пригодна для испытания на износ образцов с покрытиями.

16 Заказ 885

241


Машины и методы испытания на абразивное изнашивание подробно описаны в трудах проф. М. М. Хрущова и др. [107].

В научно-исследовательских институтах и на заводах применяют специализированные машины, обеспечивающие исследования различных видов износа при широком диапазоне изменения внешних механических воздействий, среды и мате­ риалов. Б. И. Костецким и др. предложены машины КЕ-1, КЕ-2, КЕ-3 и КЕ-4 для определения износа схватыванием, окислитель­ ного, абразивного и осповидного. Каждая из указанных машин имеет необходимые устройства для того, чтобы при работе полностью оценивать все стадии износа, для изучения которого она предназначена. С помощью машины можно измерять количественные показатели трения и износа и изучать основные качественные характеристики износа, например микрорельеф и микроструктуру поверхности и поверхностных слоев, тепловой режим трения, остаточные напряжения.

Машина КЕ-2 для изучения окислительного износа металлов представляет собой герметичную камеру, внутри которой в вер­ тикальной плоскости с постоянной скоростью вращается эталонный металлический диск. Образец можно устанавливать на любом расстоянии от центра эталонного диска диаметром 200 мм, что позволяет получать скорости трения 0,5—15 м/с при 1400 об/мин электродвигателя.

Диаметр испытуемого образца 11,3 мм, длина 25—30 мм. Нагрузочное устройство обеспечивает давление в диапазоне от 0 до 25 кгс/см2. Силу трения измеряют, определяя деформацию тарированной пружины индикатора с ценой делений 0,01 и 0; 0,01 мм. Герметическая камера приспособлена для создания вакуума до 0,75 кгс/см2 и избыточного давления до 1,5 кгс/см2 и может быть заполнена различными газами. В камере имеются электрическая лампочка и стеклянный глазок, позволяющие осматривать всю плоскость камеры в процессе испытания.

Следует отметить, что существующие машины не позволяют воспроизводить особенностей работы при трении расцепляю­ щихся пар. Процесс расцепления характеризуется большим давлением на трущихся парах, односторонним износом и много­ кратным срабатыванием их во время эксплуатации. С помощью сконструированного в Московском авиационном институте дина­ мометрического автомата ДА-МАИ можно исследовать для различных вариантов расцепляющихся пар зависимости стати­ ческих и динамических коэффициентов трения скольжения, смешанного трения и характера износа от давления с регистра­ цией скоростей взаимного перемещения образцов.

Этот автомат обеспечивает высокую точность и устойчивость измерений и обладает хорошими эксплуатационными качества­ ми. Автомат может быть использован для исследования статических и динамических коэффициентов трения в кулачко­ вых и пусковых устройствах станков и механизмов.



Ивановским заводом испытательных приборов изготовлены машины МДП-1 для определения интенсивности износа и коэф­ фициентов трения металлов и пластмасс; МФТ-1 для оценки фрикционной теплостойкости материалов, МАСТ-1 для испыта­ ний на трение материала со смазкой и без смазки при нормаль­ ной и повышенной температурах (до 400° С).

Надежность машин и механизмов, в которых применены высоконагруженные узлы трения, часто определяется правиль­ ностью выбора смазочных материалов и материалов трущихся пар этого узла. Изучение закономерностей, определяющих

взаимодействие

трущихся поверхностей

со

смазкой,

требует

всесторонних лабораторных исследований.

 

 

 

 

Наиболее широко для испытания смазочных материалов

применяют

различные

четырехшариковые

машины

трения,

созданные

в Институте

нефтехимического

синтеза

АН

СССР.

Б зависимости

от конструктивного оформления

узла

трения

с помощью этих машин можно исследовать

противоизносные и

антифрикционные свойства смазочных материалов при высоких и сверхвысоких контактных напряжениях в широком диапазоне температур и скоростей.

Например, при испытании на машине трения МТ-2 противоизносных свойств материалов трущихся пар и смазочных

материалов

регистрируются силы

трения,

износ тел трения и

критическая

нагрузка заедания.

Опыты

можно

производить

в различных газовых средах в широком диапазоне

температур.

При определении зависимости износа от нагрузок по каждой нагрузке проводят отдельный опыт, после чего измеряют пятна износа на нижних шарах. При переходе к последующим опытам шары поворачивают так, чтобы в начале каждого опыта контак­ тировали неизношенные поверхности.

Противоизносные и антифрикционные свойства нефтепара­ финовой фракции трансформаторного масла исследовали на шарах из закаленной стали ШХ6 диаметром 12,7 мм при температуре 50° С и скорости скольжения 23 см/с. Продолжи­ тельность каждого опыта при различных нагрузках составляла 60 с (рис. 68).

На рис. 68, а прямая 4 показывает зависимость от нагрузки диаметра пятен упругого контакта статически сжимаемых шаров; на рис. 68, б дана зависимость коэффициентов трения от времени при осевой нагрузке 75 кгс. Кривые 1, 2 и 3 относятся

соответственно

к опытам в аргоне,

кислороде

и

на

воздухе.

С возрастанием окисляющей активности газовой

а

среды

увели­

чивается износ

при докритических

нагрузках,

критические

нагрузки заедания повышаются. Это связано с образованием окисной пленки на поверхностях трения, что приводит к повы­ шенному износу, но предотвращает заедание или смягчает условия его протекания. Последнее проявляется в снижении коэффициента трения и уменьшении длительности заедания.


Испытания материалов на прочность. До настоящего време­ ни промышленность выпускала машины, предназначенные для статических и усталостных испытаний образцов материала в нормальных условиях. За последние годы появилась необходи­ мость испытывать материалы деталей на прочность при низкой и высокой температуре в условиях динамических нагрузок раз­ личного характера. Для этой цели разработан ряд машин, которые выпускаются серийно; например, Ивановский завод испытательных приборов выпускает машины МУП-15Т и

Рис. 6$. Результаты исследования нефтепарафиновой фракции трансформаторного масла

МУП-150Т для определения усталостной прочности плоских металлических образцов при чистом изгибе, постоянной ампли­ туде деформации и при нормальной и повышенной температуре (до 900° С).

Основной задачей испытания на усталость является опреде­ ление так называемого предела выносливости (усталости). Испытание на усталость согласно ГОСТу 2860—65 заключается в определении наибольшего напряжения аШах, которое может выдержать металл образца или детали без разрушения от усталости, теоретически при неограниченном числе циклов нагружения. Такая зависимость изображается графиком, по­

строенным по данным испытаний, и называется кривой выносли­ вости. Существует несколько способов построения кривых выносливости, отличающихся только координатами (рис. 69).

При испытаниях определяют выносливость для различных значений оШах, назначаемых испытателем для отдельных образ­ цов из данного материала, составляющих необходимую серию. Величина crmax цикла устанавливается по ходу испытаний последовательно в нисходящем порядке, т. е. каждый следую­ щий образец серии получает нагружение со все меньшим значе-

бщах,«*/***

Ід^тші%,кгс/ммг

Рис. 69. Кривые пределов выносливости сталей с различным содержанием углерода и различной термической обработкой, построенные в двух системах координат:

а о ггл^ѵ— N;

б — lg а гпяѵ— 1g N; 1 — 0,93% С (закалка на сорбит); 2 — 0,52% С (нор-

ІП d X

 

н 1«Л

мализация); 3

— 0,2% С (нормализация)

нием Omax и поэтому со все большим числом циклов N,

которое

он выдерживает до разрушения.

выносливости

о_! (при

На рис. 69 даны

кривые пределов

знакопеременном симметричном цикле;

коэффициент

амплиту­

ды цикла г = —1),

построенные по одним и тем же

данным