Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 3
испытаний для трех углеродистых сталей с различным содержа
нием углерода.
В настоящее время кривые предела выносливости наиболее часто строят в полулогарифмических координатах (Ошах — ор динаты и lgiV — абсциссы) и двойных логарифмических. Испытание стали и чугуна обычно производят при N —
=ІО7 циклов, а цветных металлов при N = 2 -ІО7 циклов. Методика испытания металлов на усталостную прочность
приведена в ГОСТе 2860—65. В практике применяют машины для испытания на усталость при переменном нагружении на изгиб, кручение, растяжение, сжатие и сложное напряженное
состояние.
Машина У-200 — резонансного типа, конструкции ЦНИИТМАШа, предназначена для испытания на усталость при круговом изгибе по симметричному циклу валов диаметром до 200 мм. На сварной пространственной раме смонтированы
основные узлы: колебательная система, инерционный |
вибратор |
с приводом, мотор-генераторная установка и пульт. |
Колеба |
тельная система состоит из образца и двух закрепленных по его концам грузов, установленных ’ на восьми винтовых пружинах.
Вынужденные колебания системы возбуждаются инерцион ным вибратором, установленным на нижнем грузе. В неподвиж ном образце возникают напряжения кругового изгиба, так как плоскость действия изгибающего момента вращается со ско ростью вращения груза вибратора.
На машине У-200, как и на других машинах конструкции ЦНИИТМАШа, напряжение в испытываемом образце опреде ляется с помощью проволочных датчиков сопротивления, на клеиваемых непосредственно на образец, усилителя и осцилло графа.
На машинах ЦНИИТМАШа можно определять предел выносливости сварных соединений на крупных гладких и сту пенчатых валах диаметром от 150 до 200 мм, а также экспери ментально изучать влияние масштабного фактора, концентрато ров напряжений, термической обработки, состава и структуры стали и поверхностного упрочнения на предел выносливости крупных валов. Например, с помощью машины У-200 определе но влияние размеров (диаметра d образца) на изменение предела выносливости (коэффициента К изменения предела выносливости) в зависимости от однородности металла. Как показано на рис. 70, в неоднородном металле, каким является литая сталь (кривая 2), влияние размеров на усталостную проч
ность выражается в значительно большей степени, |
чем |
в одно |
||
родных металлах, например прокатанной стали (кривая /). |
по |
|||
Для испытания на усталость при переменном кручении |
||||
симметричному циклу крупных валов |
ЦНИИТМАШем |
разра |
||
ботана машина УК-200, состоящая |
из таких же |
узлов, |
что |
|
и машина У-200. |
|
|
|
|
Для проверки усталостной прочности крупных пластин ЦНИИТМАШем разработана машина УП-200, действующая аналогично предыдущим машинам.
Проверка выносливости реальных деталей позволяет полу чить более достоверные данные о долговечности машины, собранной из таких деталей. Поэтому в настоящее время применяют различные машины, стенды и установки для опре деления прочности, долговечности и надежности готовых дета лей и узлов машин.
Рис. 70. Влияние однородности ме талла и размеров d образца на коэффициент k изменения преде лов выносливости
Универсальная гидравлическая машина МУГ-500 производ ства Армавирского завода предназначена для статических испытаний различных конструкций и образцов больших разме
ров и позволяет установить |
пределы |
допустимых |
напряжений |
|
в конструкциях, исходные |
данные |
для |
уточнения методов |
|
расчета отдельных связей |
и сборочных |
единиц |
конструкций, |
а также влияние различных физико-механических свойств
материалов, технологических факторов на прочность |
и устойчи |
|||
вость конструкций. |
|
|
|
|
Машина МУГ-500 горизонтального типа с предельной |
||||
нагрузкой |
500 тс состоит из следующих |
основных |
агрегатов: |
|
собственно |
машины, насосной |
станции, |
пульта |
управления |
и шкафа с электроаппаратурой. |
Машина состоит из переднего |
и подвижного устоев и силовых балок. Передний устой (актив ный захват) предназначен для закрепления испытуемой кон струкции в устое восьми силовых гидравлических цилиндров, из которых четыре работают при испытании на сжатие и четыре на растяжение.
Подвижной устой (пассивный захват) предназначен для закрепления испытуемой конструкции. Корпус устоя опирается на четыре колеса, что дает возможность устою перемещаться вдоль оси машины по силовым балкам с помощью электродви гателя или вручную.
При конструировании ряда машин, особенно работающих при повышенной температуре, определяющим условием являет
ся не факт разрушения, а наличие деформации, которая, накапливаясь за длительный период времени, может стать причиной недопустимых изменений размеров деталей в процессе эксплуатации. Поэтому кроме усталостных испытаний особый интерес представляют испытания на ползучесть при статических и динамических нагрузках. Следует отметить, что для таких испытаний нет стандартных испытательных машин.
На физическом факультете МГУ разработана установка для исследования ползучести при ударно-пульсирующих нагрузках. Регистрация удлинения образца в процессе испытаний произво дится с помощью фотографической записи.
Разработана еще более совершенная установка для измерения ползучести при динамических нагрузках гармонического харак тера. С помощью этой установки можно производить исследо вание ползучести цветных металлов и сплавов при постоянной нагрузке до 100 кгс и переменной синусоидальной до 50 кгс при температуре до 600° С, с изменением частоты переменной со ставляющей нагрузки до 50 Гц.
Для испытания на ползучесть пластмассовых образцов статической нагрузкой при растяжении Ивановский завод измерительных машин выпускает машину РПУ-1. Рабочий
температурный диапазон составляет 50—500° С. |
|
|||
Установка |
ИМЕТ-ЗК |
для высокотемпературного исследова |
||
ния ползучести металлов |
и сплавов |
при кручении |
в вакууме |
|
или инертной |
среде разработана |
в Институте |
металлургии |
АН СССР. Машина устроена так, что образец деформировался под действием постоянного крутящего момента, причем дефор мация образца ограничивается только его разрушением. Это достигается специальной следящей системой. Вакуумная уста новка позволяет достигать в камере с образцами вакуума порядка КН5 мм рт. ст. при температуре образца 1300° С. Преду смотрена возможность проведения испытаний в инертной среде. С помощью установки ИМЕТ-ЗК можно исследовать ползучесть
металлов |
и сплавов |
при температуре |
|
до 1600° С. |
Диапазон |
|
измеряемых скоростей ползучести до 3 об/мин. |
Максимальный |
|||||
крутящий |
момент, |
прикладываемый |
к |
образцу, |
составляет |
|
5 кгс-см. |
|
|
|
|
|
|
Одной |
из основных характеристик |
пружинных |
материалов |
|||
является |
релаксационная стойкость при |
том |
или |
ином виде |
нагружения. Для измерения релаксации напряжений проволоки при температуре 100—600° С и исходных сдвиговых напряжений до 100—150 кгс/мм2 центральной лабораторией Белорецкого сталепроволочно-канатного завода создана специальная уста новка. Эта установка имеет нагружающее и измерительное устройства, следящую систему, нагревательную печь и аппара туру для измерения и регулирования температуры.
С помощью такой установки можно судить об изменениях напряжений в процессе их релаксации при заданных темпера
турных условиях. На рис. 71 показаны кривые релаксации напряжений о в проволоке диаметром 1,5 мм. Образцы прово локи из стали У8А при волочении были протянуты с суммарной деформацией 90% и затем отпущены при температуре 300° С в течение 1 ч.
При выборе материала деталей машин и определении их
прочностных характеристик |
следует иметь |
в виду, |
что |
многие |
||||
сплавы |
обладают большой |
длительной |
прочностью |
при |
пони |
|||
женной |
пластичности. |
Следовательно, |
при |
повторных нагруже- |
||||
|
|
|
|
<5кгс/мм2- |
|
|
|
|
Рис. |
71. Результаты исследования |
|
|
|
|
|||
релаксации |
напряжений |
при тем |
|
|
|
|
||
пературе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
/ — 150° С; |
2 — 250° С; 3 — 350° С; |
|
|
|
|
|||
4 — 400° С |
|
|
|
|
|
|
|
ниях запас пластичности быстро снижается и может наступить хрупкое разрушение.
С целью определения пригодности металла для работы в условиях нестационарного режима, когда встречаются циклические изменения температуры и напряжений, испытания на ползучесть и длительную прочность ведут с остановками, связанными с частичным или полным снятием внешней на грузки.
Вприменяющихся приборах для определения динамической твердости металлов измеряется не действующая при ударе сила,
аэнергия удара. Динамическая твердость определяется как энергия, отнесенная к объему отпечатка. Энергия, расходуемая при ударе на образование отпечатка, определяется очень неточно.
ВИнституте машиноведения АН Латвийской ССР сконструи рован прибор, позволяющий достаточно точно измерять дина мическую твердость с непосредственным измерением ударной силы (рис. 72).
На |
плите 1 (рис. 72, а) закрепляется |
образец |
2, динамиче |
||
ская |
твердость которого |
определяется. |
На |
кронштейне 5 |
|
закреплен электромагнит 4, |
к которому |
подвешивается удар |
|||
ник 3. |
В нижней части ударника (рис. 72, б) |
вставлен шарик 9 |
в гнездо детали 8, которая своей плоской полированной поверх ностью опирается на полированный сферический сегмент, представляющий собой торец детали 7. Гайка 6 поджимает де таль 7 к детали 8, а конусная часть гайки используется для
подвески ударника к электромагниту. До начала испытаний ударник разбирают и полированную поверхность детали 8 по крывают сажей. Затем ударник собирают, подвешивают к элек тромагниту и, выключая ток, сбрасывают на образец. От удара шарика ударника на образце появляется отпечаток, поверхность которого замеряют. В результате упругой деформации по верхностей деталей 8 и 7 образуется площадь контакта на де тали 8.
По величине отпечатка на детали 8 с помощью тарировочной кривой определяется действовавшая при ударе сила, а отноше-
Ч5
Рис. 72. Прибор для измерения динамической твердости металлов
ние этой силы к площади отпечатка есть динамическая твер дость.
Способность деталей, прошедших поверхностное упрочнение, противостоять контактному смятию является важной характе ристикой их служебных свойств.
Разработан метод испытания прочности поверхностей дета лей машин на контактное смятие. Сущность этого метода заключается в том, что ударами образцов с соударяющейся сферической поверхностью на копре КПУ-2 с энергией удара от 10 до 42 кгс-см и частотой 600 ударов в минуту определяется величина отпечатка смятия к моменту появления трещины.
Для оценки относительной устойчивости против смятия выбран коэффициент смятия Кг, представляющий собой отно шение диаметра площадки смятия dc испытуемого образца к диаметру площадки, получаемой при испытании разнотвердой
пары образцов, изготовленных из стали У10 |
и закаленных |
на твердость HRC 62—64. Номограмма для определения коэф |
|
фициентов смятия дана на рис. 73. |
|
Этот метод дал положительные результаты при исследовании |
|
цементованных сталей, но не имеет преимуществ |
перед сущест |
вующими методами при исследовании азотированных |
сталей |
|||||||||
или сталей, закаленных т. в. ч. |
|
|
|
|
|
|
||||
Наряду с описанными машинами и приборами для испытания |
||||||||||
материалов и деталей в практике |
машиностроения и приборо |
|||||||||
строения находят применение |
различные стенды |
и |
установки |
|||||||
для испытания на |
герметичность |
и прочность сосудов, |
клапан |
|||||||
ных |
коробок |
и других |
изделий, |
работающих |
под |
высоким |
||||
давлением. Для этой цели на Люблинском |
литейномеханиче |
|||||||||
ском заводе разработан |
и применяется унифицированный пнев- |
|||||||||
|
|
|
|
|
*с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,6 |
|
|
|
|
|
Рис. |
73. Монограмма |
для расчета |
2 2 |
|
|
|
|
|
||
коэффициентов |
смятия |
при |
энер- |
|
|
|
|
|
||
гни удара 42 кгс см: |
|
|
* |
|
|
|
|
|
||
1 — после 9000 ударов; 2 — после |
j ß |
|
|
|
|
|
||||
3000 ударов; 3 |
— после |
1000 ударов |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
f,* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,2 |
3,0 3,3 |
9,6 |
S 9 |
6,2 dc,мм |
могидравлический стенд. На таком стенде можно испытывать изделия холодной и горячей водой, паром, воздухом и специаль ными составами жидкостей.
Методы неразрушающего контроля материалов, заготовок и деталей
При производстве материалов и деталей неизбежно обра зуются некоторые дефекты. Детали, выдерживающие динами ческие нагрузки, должны быть изготовлены из материалов с более однородной структурой, чем детали, испытывающие лишь статические нагрузки.
Воснову научного метода контроля качества материалов полуфабрикатов и изделий должно быть положено описание дефектов, установление их характера и их классификация, уста новление причин дефектов и нахождение методов борьбы с ни ми, определение степени опасности дефектов для данных усло вий эксплуатации и методы обнаружения дефектов (дефекто скопия) .
Впрактике известен ряд способов физических методов контроля изделий без их разрушения. Для оценки влияния величины дефекта на эксплуатационные свойства деталей машин надо в первую очередь определить роль неметаллических включений в различных условиях эксплуатации, влияние воло