Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 3
совин, шлаковых и газовых раковин, влияние усадки и дефектов
вцелом на долговечность деталей. Особенно важной задачей является создание научных, методологических основ контроля качества металла и технической их приемки.
Основные дефекты металлов и их классификация. Дефекты
вметалле могут быть различного происхождения. Одни из них зарождаются в процессе начальной стадии формирования
детали (литье, поковки, штамповки); другие — при последую щих операциях технологического процесса (сварка, термическая обработка, механическая обработка), причем некоторые дефек ты по ходу технологического процесса уничтожаются (несоот ветствие структуры и др.), и наоборот, при дальнейшей обра ботке к первоначальным дефектам металла могут прибавляться новые (например, трещины при термической обработке).
Основными дефектами в металлах являются раковины, трещины, волосовины, флокены, неметаллические включения, дефекты поверхности, несоответствие по размерам, химическому составу, механическим и физическим свойствам, структуре.
Раковины в основном являются дефектом литья. Различают
газовые, песчаные, шлаковые и усадочные раковины. |
(наруж |
||
Газовые раковины представляют собой |
открытые |
||
ные) или закрытые |
(внутренние) полости в теле отливки, обычно |
||
с чистой и гладкой |
поверхностью, иногда |
покрытой |
окислами. |
Газовые раковины |
могут быть одиночными, гнездовыми или |
в виде сыпи и могут иметь различную глубину залегания. Очень распространен дефект, называемый «ситовидной пористостью» (водородные раковины). Это мелкие раковины удлиненной формы с гладкой поверхностью, расположенные на глубине 2—3 мм, которые иногда выходят на поверхность отливки в виде тончайших каналов. Этот дефект легко обнаруживается после термической обработки отливки. Основной причиной образова ния газовых раковин в стальных отливках является применение сырой шихты, сырых формовочных материалов и недостаточная газовая проницаемость форм.
Песчаные раковины — это открытые (наружные) или закры тые (внутренние) полости в теле отливки, заполненные частично или полностью формовочным материалом. Одной из причин образования песчаных раковин является размывание стенок формы потоком расплавленного металла.
Механическая работа, производимая потоком и приводящая к разрушению канала, определяется по формуле
где а — коэффициент пропорциональности; т — масса металла, проходящего по каналу; V — скорость металла.
Скорость V для вязкой жидкости определяется по формуле
ѵ = цУ'2 gh,
где р, — коэффициент гидравлического сопротивления; g — ускорение силы тяжести;
h — гидродинамический напор.
Расход металла G кг/с является таким же важным фактором в явлении разрушения канала, как и линейная скорость потока. Подставляя в уравнение механической работы вместо ѵ ее вели
чину из выражения G = о/, получим |
|
|||
где f — площадь сечения канала; |
|
|||
р — плотность металла. |
в форму, обозначим Q, а время |
|||
Если |
вес стали, |
залитой |
||
заливки |
t, то Q = Gx. Заменяя |
в формуле Q |
через — , по- |
|
лучим |
|
|
|
g |
|
|
|
|
|
При |
производстве |
мелких отливок появление |
земляных ра |
ковин вследствие размыва формы, как это видно из последнего уравнения, не может иметь такого распространения, как при производстве крупных отливок. Из этого уравнения следует, что площадь сечения канала / надо назначать максимальной при сохранении жидкотекучести металла.
Для расчета времени, в течение которого металл сохраняет способность движения, в гидродинамике расплавленного метал ла предлагается зависимость
где a и b — постоянные коэффициенты (для среднеуглеродистой стали при песчаной форме a = 0,25; b = 0,1);
t — температура перегрева;
h — гидродинамический напор;
г — радиус или половина толщины стенки, заполняе мой металлом.
Длина /, на которую расплавленный металл со скоростью те чения может заполнить канал постоянного сечения (мера жид котекучести), определяется равенством / = хѵ (где ѵ — скорость течения металла).
Таким образом, время заполнения фасонной формы и длина перемещения расплава (без учета дополнительных сопротивле
ний, встречаемых потоком жидкого металла) почти пропорци ональны квадрату радиуса или половины толщины стенки, запол няемой металлом. Это положение необходимо учитывать при проектировании литых деталей. Чрезмерно малые толщины сте нок могут привести к незаполнению формы, что, как правило, приводит к неисправимым дефектам отливок.
Во избежание земляных раковин необходимо применять формовочные смеси соответствующей механической прочности. Шлаковые раковины представляют собой открытые (наруж-
Рис. 74. Поперечный разрез пита теля:
Î — первичная усадочная ракови на; 2 — вторичная усадочная рако вина
Z
иые) или закрытые (внутренние) полости в теле отливки, пол ностью или частично заполненные шлаком. Раковины могут быть одиночными, гнездовыми или в виде сыпи. Шлаковые ра ковины образуются преимущественно вследствие попадания в литейную форму шлака или размытой потоком металла поверх ности формы или литникового канала. Шлаковые раковины по своим геометрическим размерам весьма разнообразны (от очень крупных до раковин микроскопических).
Для предупреждения образования шлаковых раковин необ ходимо тщательно выполнять футеровку разливочных ковшей, просушивать и прокаливать желоб, ковши и стопорное устрой ство; подобрать в соответствии с маркой стали облицовочные смеси и краски, не образующие легкоплавкой эвтектики с окис лами стали; выдерживать металл в ковше перед заливкой для удаления шлака.
Усадочные раковины, рыхлота и пористость могут быть |
в |
|||
виде открытой (наружной) |
полости, |
иногда в виде |
утяжки |
на |
поверхности металла, или |
закрытой |
(внутренней) |
полости |
в |
теле отливки. Усадочные раковины обычно имеют шерохова тую или грубокристаллическую поверхность, иногда окислен ную. Располагаются они чаще всего в утолщенных местах пере хода от толстого к более тонкому сечению отливки (рис. 74). Местное скопление мелких, а иногда и микроскопических уса дочных раковин, обычно не связанных между собой, называется рыхлотой или пористостью; если по форме эти пустоты прибли жаются к сферическим, то такой вид соответственно называют «булавочные уколы».
Причиной образования усадочных раковин является неравно мерное охлаждение металла в процессе затвердевания и умень шение удельного объема Ѵу металла при охлаждении (рис. 75). По мере заполнения формы расплавленный металл достаточно быстро охлаждается (коэффициент теплообмена текущего жид кого металла в 60 раз больше, чем у воды) и жидкотекучесть его (величина, обратная вязкости) быстро снижается.
Трещины возникают в результате больших напряжений, пре восходящих предел прочности металла. Для уменьшения терми-
Рис. 75. Влияние температуры на измене- |
Рис. 76. Отливка колеса со спи- |
ние удельного объема раскаленной стали, |
цами (стрелками указаны уча- |
содержащей 0,35% С |
стки, в которых могут образо |
|
ваться трещины) |
веских трещин надо стремиться к уменьшению термических на пряжений, которые зависят от состава стали, скорости охлаждения (увеличение скорости охлаждения вызывает увеличение термических напряжений), величины сечения, плавности пере хода от одного сечения детали к другому (рис. 76), равномер ности нагрева и охлаждения (чем менее равномерен нагрев, тем больше напряжение), размера зерна.
Волосовины имеют вид длинных тонких линий. Газовые и шлаковые раковины могут иметь различную глубину залегания и при горячей механической обработке (прокатка, ковка) дают микроскопические трещины, вытянутые по направлению дефор мации металла. Эти микроскопические трещины-волосовины мо гут залегать на любой глубине. Особую опасность волосовины представляют для листового проката, так как в этом случае ме талл не способен сопротивляться ударным нагрузкам и теряет пластические свойства.
Флокенами называются мельчайшие внутренние надрывы — трещины, образующиеся при особых условиях производства в легированной стали и представляющие собой один из наиболее опасных ее пороков. Флокены сравнительно редко встречаются в литой стали. Гораздо чаще присутствие их обнаруживается в стали после горячей обработки давлением и особенно в тех слу
чаях, когда охлаждение кованых или катаных заготовок not горячей обработки производится относительно быстро.
Кислая мартеновская сталь, как правило, менее часто пор
жается флокенами. Флокены наблюдаются |
преимущественно |
хромовых, хромоникельмолибденовых, |
кремниемарганцовис |
тых и других конструкционных сталях. Никелевые и чистые уг |
|
леродистые стали почти не имеют этого порока, так же как к |
высокоуглеродистые легированные стали аустенитного, феррит
ного и карбидного классов, которые также |
невосприимчивы к |
|
флокенам. Причины образования флокенов |
не установлены. |
|
В настоящее время наибольшим распространением |
пользуется |
|
так называемая водородная теория, согласно которой |
флокены |
вызываются растворенным в жидкой стали водородом. Неметаллические включения могут быть растворимыми в ос
новной массе металла, тогда они дают твердый раствор повы шенной концентрации в ликвационных местах, и нерастворимы
ми, дающими твердые |
включения |
(сульфиды, окислы). Если |
||||
включения тугоплавки, |
то |
значительная часть их выделяется |
||||
из стали до затвердевания |
последней. |
В крупных заготовках |
||||
такие |
включения |
часто |
всплывают |
на |
поверхность и удаляют |
|
ся из |
металла, |
в противном случае включения остаются в ме |
||||
талле. |
|
|
|
|
|
|
Из рассмотренных основных дефектов металлов каждый посвоему влияет на служебные свойства изделий. В дефектологии часто приходится прибегать к экспериментам на реальных об разцах и устанавливать эталоны допустимых дефектов. Количе ство и величина каждого дефекта должны определяться для данной детали допустимыми пределами и фиксироваться в тех нических условиях на изготовление и приемку заготовок и де талей.
Наиболее широкое применение в промышленности получили неразрушающие испытания методами радиографии (просвечи вание рентгеновскими, гамма-лучами), ультразвуковой и магни топорошковой дефектоскопии, контроль по магнитным и элект ромагнитным характеристикам, электроиндуктивный контроль с помощью вихревых токов и дефектоскопия проникающими жид костями. В настоящее время неразрушающие испытания стали предметом специальной технической дисциплины — неразруша ющей дефектоскопии. Для исследования космического прост ранства необходимо решать сложные задачи в области контро ля материалов, конструкций и обеспечения их качества и на дежности. В связи с этим значительно усовершенствуются ранее известные методы, применяются комплексные процессы неразрушающего контроля, включающие несколько разных ме тодов для решения одной задачи, вместе с тем появились и прин ципиально новые методы неразрушающего контроля. Необхо димость в новых методах была обусловлена внедрением новых материалов и производственных процессов и требованием по