Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
На горизонте 290 м выемка очистных камер механизиро ванным способом заключается в проходке комбайном ПК-8 двух-трех сближенных выработок длиной 170—200 м с ос тавлением между ними целика шириной 1,0 м. Система из двух-трех сближенных выработок с целиком между ними составляет очистную камеру. Ширина междукамерного це лика 4 м. На горизонте 445 м ширина целиков между выра ботками и между камерами — соответственно 1,5 и 9,0 м (после расширения камеры буровзрывным способом — до 4.5 лг).
Комбайном ПК-8 проходят выработки сечением 8,1 ж2 со сводчатой кровлей в форме полуокружности радиусом 1,5 ж. Ширина выработки 3 м. Выположенная почва выработки позволяет отгружать руду от комбайна самоходными вагона ми. В связи с устойчивой формой кровли и малым временем отработки камер очистные выработки не крепят. Подготови тельные выработки (транспортные, разрезные, ниши для разворота комбайна, сопряжения и др.) крепят железобе тонными штангами длиной 2 м, расположенными по сетке 1.5 X 1,5. Комбайном ПК-8 проходят выработки в комплексе с бункером-перегружателем БП-2 и самоходным вагоном с электроприводом 10S С фирмы «Джой» или 4ВС-10 Воронеж ского завода горно-обогатительного оборудования. В процессе проходки бункер БП-2, прицепленный к комбайну, переме щается вместе с ним, обеспечивая непрерывность его работы. Емкость бункера-перегружателя БП-2—15 г, грузоподъем ность самоходного вагона — 10 т. После ухода груженого вагона из забоя для разгрузки на блоковый или панельный конвейер проходка выработки комбайном не прекращается, так как отбиваемая руда аккумулируется в бункере емкостью, достаточной для работы комбайна до возвращения вагона под погрузку при средней скорости подвигания забоя 4—4,5 м/час.
После завершения проходки очистной выработки бункерперегружатель отцепляется от комбайна ПК-8 и самоходным вагоном откатывается из забоя. Одновременно начинается перемещение комбайна к устью новой камеры, демонтаж вентиляционного става, сборка питающего комбайн силового кабеля. Подойдя к нише, комбайн разворачивается, продви гается к забою и затем приступает к засечке следующей вы работки в данной или новой камере. Бункер-перегружатель подкатывается к комбайну и цепляется к нему после про движения комбайна на расстояние 15—20 м.
Забой проветривается нагнетательным способом вентиля торами «Проходка-150-2м» или СВМ-6. Для подачи свежего
воздуха к забою используются матерчатые прорезиненные трубы марки «М» диаметром 500 мм. Пыль в забое улавли вается двумя вентиляторами СВМ-4 с рукавными матерча тыми фильтрами. Электроэнергия для комбайна подается из передвижной трансформаторной подстанции ТКПІВП-320/6 по гибкому кабелю ГРШЭ 3X95 + 1X10 + 3X4. Запас кабеля на длину выработки укладывается на почве в соседней не используемой для разворота нише. Большие возможности в резком увеличении производительности комбайнов ПК-8 бы ли выявлены, когда одна из бригад за месяц прошла 3109 м очистных выработок и выдала из блока 52 710 тсильвинитовой руды.
Высокогорское месторождение [27] разрабатывается под земным способом с 1949 г. Основной эксплуатационной еди ницей рудника является шахта «Магнетитовая», годовая добыча по которой достигает в настоящее время 4,3 млн. т. На руднике применяется ряд систем разработки, основными из которых являются подэтажные штреки и іэтажное прину дительное обрушение.
На шахтах рудоуправления большое внимание уделяется сокращению удельного веса проходческих работ. Так, в ре зультате использования в качестве буровых выработок гори зонта подсечки и откаточных выработок вышележащего го ризонта сокращено число буровых горизонтов, а в некоторых блоках подэтажные буровые горизонты полностью исключе ны. Доля подготовительных и нарезных работ в объеме бло ков за последние 5 лет снижена с 5—10 до 2,6—4,8%.
На проходческих работах ежегодно повышается произво дительность труда. Применение для проходки восстающих выработок комплекса КПВ-1А позволило увеличить скорость проходки восстающих выработок до 60 м в месяц, что значи тельно сократило сроки подготовки камер и блоков к эксплу атации. Ежегодно с помощью КПВ-1А на шахте «Магнети товая» проходится 1200—1500 м, что составляет 75% восста ющих выработок.
На проходке откаточных выработок успешно испытыва ется буровая каретка СБКНС-2, которая даст возможность повысить производительность труда и облегчить труд про ходчика. Широко применяется высокопроизводительная погрузочная машина МПР-6.
Для крепления и поддержания выработок в последние годы используется набрызгбетон. В 1970 г. этим способом (с помощью машины БМ-60) закреплено более 2000 м откаточ ных выработок. Для крепления выработок горизонта выпус ка руды применяются железобетонные штанги, устанавли ваемые с помощью машины ПН-1. Использование этих двух
видов крепления значительно облегчило труд рабочих и по зволило получить экономию 60 тыс, рублей в год.
На руднике механизирован процесс заряжания глубоких скважин гранулированными ВВ. Для этого применяются за рядные установки УЗС-6000, УЗС-1500 и УЗДМ-1, что дало экономию только на шахте «Магнетитовая» в 1970 г. около 50 тыс. рублей.
На выпуске руды повсеместно работают скреперные ле бедки мощностью 55 кет со скребком емкостью 0,6 м3. В 1970 г. на шахтах начато внедрение вибродоставочных уста новок ВДПУ-4ТМ, которые позволят повысить производи тельность труда на выпуске руды. Вся руда подвергается дроблению на подземных дробилках — щековых 900X1200 и конусных ККД 1200/150 до куска размером 150—200 мм.
Экономический эффект от совершенствования систем раз работки за пятилетие (1966—1970 гг.) составил более 500 тыс. рублей.
Главным резервом дальнейшего повышения производи тельности труда является снижение трудоемкости горнопро ходческих работ, рудничного транспорта и прочих работ. В частности, скорость проведения горизонтальных выработок может быть повышена в 2,5—3 раза благодаря применению нового самоходного оборудования (буровые каретки СБКН-2П, различные погрузочно-доставочные машины, са моходные вагоны и др.).
Прогнозные расчеты, выполненные ИГД МЧМ
СССР, показывают, что комплекс мероприятий, связанных с техническим перевооружением проходческих и очистных работ, механизацией вспомогательных работ, совершенство ванием организации горнорудного производства, примене нием концентрационных горизонтоз, обеспечит рост произ водительности труда на шахте «Магнетитовая» к 1975 г. в 1,4 раза, а благодаря внедрению конвейерного транспорта на концентрационных горизонтах к 1980 г.—в 1,7—1,8 раза.
Таким образом, при выполнении перечисленных меро приятий производительность труда на шахте «Магнетито вая» к 1975 г. возрастет до 25—26 г, а к 1980 г. — до 33— 35 г в смену, что соответствует уровню производительности труда передовых шахт мира.
Глава I
САМОХОДНЫЕ БУРОВЫЕ КАРЕТКИ
§ 1. Общие сведения. Классификация. Типаж
Как в Советском Союзе, так и за рубежом буровые карет ки используются при проходке горизонтальных и наклонных подземных выработок и тоннелей, а также на очистных ра ботах.
Широкое применение буровых кареток на горных работах в мировой практике обусловлено не только резким повыше нием производительности, но и большим облегчением тяже лого труда бурильщиков. В настоящее время забойщик, рабо тающий на буровой каретке, выполняет роль оператора по дистанционному управлению отдельными механизмами ка ретки для согласованного их действия. На буровых каретках все вспомогательные работы по установке бурильных машин, перемещению их с одного положения в другое, изменению по ложения в забое производятся механизированным путем. Имеются буровые каретки с программным управлением и с автоматизацией отдельных процессов бурения. Механизация и автоматизация вспомогательных работ резко сокращают их продолжительность, благодаря чему значительно воз растает коэффициент использования бурильных машин во времени.
Каретки, как правило, имеют несколько бурильных ма шин, что позволяет по сравнению с ручными перфораторами ускорить процесс обуривания забоя. Применение кареток позволяет обуривать забой высотой до 12 м. При этом имеет ся возможность использовать более эффективные бурильные машины (тяжелые колонковые перфораторы, вращательно ударные бурильные машины), а также увеличить глубину шпура до 5—6 м.
Благодаря дистанционному и полуавтоматическому управлению механизмами кареток один бурильщик может управлять одновременно несколькими машинами, что увели чивает производительность труда забойщика и сокращает
количество людей, одновременно работающих в забое. Ука занные положительные качества кареток выдвинули их в ряд прогрессивного технологического оборудования.
В СССР созданием буровых кареток занимаются инсти туты ЦНИИПодземмаш, Гипрорудмаш, НИПИГормаш, Гипроникель, Кузнецкий машиностроительный завод.
За рубежом каретки производят широкоизвестные фир мы: «Холман» (Англия), «Атлас Копко» (Швеция), «Секома» (Франция), «Гарднер Денвер», «Джой», «Ингерсоль Рэнд» (США) и акционерное общество «Тампелла» (Финлян дия). Отличительными особенностями большинства зарубеж ных буровых кареток являются наличие у них пневмоколесного хода, дизельного или электрического привода, ломаю щейся рамы с шарнирным соединением, унификация узлов и механизмов.
Техническая характеристика наиболее распространенных колонковых перфораторов приведена в таблице 3.
Современные буровые каретки классифицируются по следующим основным признакам: а) типу манипулятора; б) типу бурильной машины; в) типу ходовой части; г) виду применяемого привода.
По типу манипулятора они делятся на две большие груп пы: 1) каретки с манипуляторами одинарного действия;
2)каретки с манипуляторами двойного действия.
Укареток первой группы вторичные манипуляторы уста
новлены непосредственно на раме.
К кареткам с манипуляторами двойного действия отно сятся те, у которых первичный манипулятор (башня, мачта, стрела) установлены на шасси каретки и служат для переме щения и поддержания платформы с вторичными манипуля торами. Вторичные манипуляторы по устройству разде ляются на: 1) стреловидные ; 2) колонкообразные; 3) ра диальные; 4) комбинированные, содержащие элементы предыдущих видов.
По типу установленных бурильных машин каретки разде ляются на три группы: 1) с бурильными вращательными ма шинами; 2) с вращательно-ударными бурильными машина ми и 3) с бурильными машинами ударно-поворотного бурения. По типу ходовой части каретки различают: 1) колесно-рельсовые; 2) пневмоколесные и 3) гусеничные.
По виду привода: 1) электрические; 2) пневматические; 3) дизельные ; 4) электрогидравлические.
По высоте обуриваемого забоя каретки разделяются на четыре группы.
К первой группе относятся каретки с максимальной вы
сотой обуриваемого забоя до 2,5 м, ко второй группе — до 4 м, к третьей — до 7,1 м, к четвертой — до 11,2 м.
Наряду с классификацией был разработан типаж буро вых кареток (табл. 4) с использованием тех же признаков де ления [16]. Главным признаком при этом принята высота обуриваемого забоя.
Ряд унифицированных буровых кареток типа БК состоит из семи машин шести типоразмеров.
Проходческие каретки объединяют I, II, III и IV типораз меры. При создании кареток предусмотрено использовать стандартные унифицированные узлы (манипуляторы, авто податчики, вращатели, пульты управления). На автоподат чиках устанавливаются колонковые перфораторы с незави симым вращением бура ПК-50 и ПК-65 с энергией единично го удара 9 и 15 кГм. Они оснащаются полуавтоматической системой управления, позволяющей стабильно под держивать заданные параметры, а также системой дистан ционного управления всеми механизмами и системой про граммного управления бурильной машиной. Последняя обеспечивает автоматизацию забуривания, защиту от закли нивания инструмента, контроль за состоянием инструмента и самовозврат по окончании бурения шпура на заданную глубину. Система управления позволяет сократить затраты времени на вспомогательные операции и обеспечить возмож ность обслуживания одним оператором трех бурильных ма шин. Каретки I—IV типоразмеров оснащаются манипулято рами упрощенной и более надежной конструкции типа «вращающаяся стрела», которыми можно бурить перпенди кулярные забою шпуры без дополнительных затрат времени на установку автоподатчика.
Для кареток V—VI типоразмеров создается телескопиче ский автоматизированный манипулятор, обладающий такими же свойствами, как и манипулятор для кареток I—IV типо размеров при бурении забоя, и позволяющий, кроме того, после незначительной реконструкции обуривать кровлю, поч ву и стенки выработок. Большая часть кареток проектирует ся на пневмоколесном ходу с автономным (дизельным) при водом, что обеспечит по сравнению с каретками на гусенич ном ходу или колесно-рельсовыми каретками значительно большую маневренность. Серийный выпуск унифицирован ных кареток начнется с 1973 г. [16].
Ниже рассматриваются существующие отечественные и зарубежные каретки, которые объединены по типоразмерам унифицированных кареток БК, где главным признаком для отнесения кареток к тому или иному типоразмеру принята наибольшая высота бурения горизонтальных шпуров. В свя