Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
Каждая бурильная машина скомпонована из автоподат чика 1, манипулятора 2, тележки 3, станины 4 с направляю щими и пульта управления 5. На направляющей балке 6 автоподатчика расположены бурильная головка 7 враща тельно-ударного действия, механизм подачи 8, распорные пневмодомкраты 9, подвижный 10 и неподвижный 11 люне ты, буровой инструмент 12.
Во время работы автоподатчика головка с помощью меха низма подачи перемещается по направляющим балки ; меха низм состоит из пневмодвигателя, редуктора и ходового вин та. С целью фиксации балки и придания ей устойчивости во время бурения на конце ее закреплены два пневмодомкрата, которые распирают манипулятор.
Неподвижный и подвижный люнеты удерживают штан гу от продольного изгиба, так как в процессе бурения на нее производится осевое давление до 1100 кГ. Для автоматиче ского отключения пневмодвигателя подачи в момент отхода
Рпс. 24. Кинематическая схема коретки СБУ-2м : 1 — пневмодвигатель вращателя бурильной головки; 2, 3, 4, 5, 6, 7 — зубчатые пары вращате
ля; 8 — пневмоударник; 9 — пневмодвигатель податчика ; |
10, |
11, |
12, |
13 — зубчатые пары редуктора податчика; 14, 15 — винт и гайка |
по |
||
датчика; 16 — пневмодвигатель механизма поворота стрелы; |
17, |
18, |
19, |
20, 21, 22 — зубчатые и червячные пары механизма поворота стрелы ; 2 3 — стрела манипулятора; 24 — маслонасос; 25 — пневмодвигатель маслостанции ; 26, 27 — зубчатая пара привода маслонасоса ; 28 — пнев модвигатель подачи тележки; 29, 30,' 31, 32 — зубчатые пары привода перемещения тележки ; 33, 34 — винт и гайка механизма перемещения тележки; 35 — пневмодвигатель привода гусеницы; 36, 37, 38, 39 — зуб
чатая и червячная пары гусеницы; 40 — приводное колесо гусеницы.
головки в крайнее правое положение предусмотрен кран кон цевого выключения.
Направляющая балка выполнена в виде сварной конст рукции, состоит из срезанного двутавра и двух труб. Ходовой винт подачи расположен под полкой направляющей балки, в качестве опор используются радиальные и упорные шарико подшипники. Кинематическая схема СБУ-2м приведена на рисунке 24.
Бурильная вращательно-ударная пневмоголовка БГА-1 предназначена для внедрения и поворота бура в массиве. Техническая характеристика БГА-1 (рис. 25) следующая:
Крутящий момент, кГсм — 2000—2500 Энергия удара, кГм — 7—8 Число ударов в минуту — 2500—3000
Расход воздуха одной машиной при давлении — 6 кГ/см\
м3/мин — 10—12 Расход промывочной воды одной машины при давлении
3—5 кГ/см2, л/мин — 10—15 Число оборотов бура под нагрузкой, об/мин — 100 Диаметр шпура, мм — 42 Вес, кг — 117
Мощность пневмодвигателя, л. с. — 4,5.
В корпусе пневмоголовки размещены пневмоударник и вращатель. Пневмоударник соединен с корпусом бурголовки через пневморезиновый амортизатор 20, который предохра няет детали вращателя от динамических нагрузок, кроме то го, резко увеличивает надежность и долговечность деталей бурильной головки. Пневмоударник имеет цилиндр 1, в ко тором перемещается поршень 2. Управление подачей сжато го воздуха в обе полости цилиндра осуществляется с по мощью клапанной коробки. Последняя состоит из корпуса 3, направляющей 4, клапана 5, крышки клапана 6 и храпово го кольца 7.
Подача сжатого воздуха от подающего шланга к клапан ной коробке осуществляется через отверстия А клапана 8.
Рис. 27. Автоподатчик.
При отсутствии усилия подачи эти отверстия частично пере крываются. При упоре бура в забой амортизатор сжимается и клапан 8 полностью открывает отверстия подачи сжатого воздуха, при этом ударник работает на полную мощность. Благодаря наличию такого клапана пневмоударник автома тически переключается с режима холостого хода на рабочий, что облегчает забуривание шпура и устраняет возможность ударов поршня в переднее днище пневмоударника. На штоке поршня имеются шлицы, с помощью которых поршень свя зан со шпинделем вращателя, который вращает поршень во время работы. Вращатель приводится в действие от шесте ренчатого пневмодвигателя 9. Ротор его заканчивается ва лом-шестерней, которая находится в зацеплении с первым блоком шестерен 10 двухступенчатого редуктора. От редук тора крутящий момент на шпиндель передается через вал 11 и зубчатую пару 12. В шлицевом отверстии шпинделя 13 по мещен патрон 14, передающий крутящий момент хвостовику 15 бура. Подача промывочной воды к отверстию штанги осу ществляется через муфту боковой промывки 16, надетой на хвостовик и удерживаемой с помощью двух подпружинен ных защелок. Корпус бурильной головки сверху закрывает ся кожухом 17.
С целью глушения шума, создающегося во время работы головки, как корпус, так и кожух внутри покрыты листовым войлоком, выхлопное отверствие пневмодвигателя соединяет ся с корпусом бурильной головки шлангом 18. Выхлоп из пневмоударника производится непосредственно в глушитель. Техническая производительность бурильных головок БГА-1 на шахтах Джезказгана составила 300—350 мм/мин.
Манипуляторы (рис. 26) предназначены для управления автоподатчиками во время перестановок их от шпура к шпу ру, удержания машин в определенном положении в процессе бурения и для производства других операций.
Оба манипулятора идентичны по конструкции, один яв ляется зеркальным изображением другого. Основным эле ментом манипуляторов является сварная стрела 1, имеющая трубчатое сечение. Одним концом стрела опирается на две втулки, впрессованные в расточки сварного кронштейна 2. Втулки являются подшипниками, в которых стрела вращает ся. Кронштейн 2 имеет шарнирное соединение с верхней те лежкой. В нижней части боковых листов 3 кронштейна с по мощью цапф закрепляется гидроцилиндр подъема манипу лятора. Ко второму концу стрелы прибалчивается кронштейн 4, к которому шарнирно на пальце 5 крепится поворотная стойка 6 со стопором 7. При выключенном стопоре стойка может поворачиваться на пальце на 360°, что дает возмож
ность увеличить угол поворота бурильной машины в горизон тальной плоскости. К поворотной стойке на цапфах шарнир но крепится автоподатчик 8 и гидроцилиндр 9, который предназначен для поворота автоподатчика в вертикальной плоскости. На стреле размещен гидроцилиндр 10, вращаю щий автоподатчик вместе со стойкой 6 в горизонтальной плоскости.
Иа кронштейне 2 расположен гидрораспределитель 11, предназначенный для управления гидроцилиндрами 9, 10.
На переднем торце стрелы смонтирован механизм поворо та 12 стрелы вокруг своей оси, скомпонованный из реверсив ного шестеренчатого пневмодвигателя, трехступенчатого цилиндрическо-червячного редуктора. Пневмодвигатель по конструкции и технической характеристике идентичен шес теренчатому двигателю привода подачи буровой головки.
Автоподатчик (рис. 27) служит для крепления и осевого перемещения бурильной головки и бурового инструмента в процессе бурения. Он шарнирно крепится к манипулятору на цапфах. Основными элементами конструкции автоподатчика являются направляющая балка, механизм подачи, люнеты и распорные пневмодомкраты. Направляющая балка 2 сварена из двух двутавров № 12, по верхним полкам которых переме щается плита 2 с бурильной головкой. Механизм подачи со стоит из реверсивного шестеренчатого пневмодвигателя 3, двухступенчатого редуктора 4 с передаточным числом і = 12,3 и ходового винта 5, связанного с плитой 2 полугай ками б и 7. Винт, вращаясь под действием привода, переме щает по направляющей балке вперед и назад бурголовку с буровым инструментом. Соосность буровой штанги со шпин делем бурильной головки поддерживается подвижными лю нетами. Неподвижный люнет смонтирован на конце направ ляющей балки и служит кондуктором при забуривании. Подвижной люнет является промежуточной опорой бура, облегающей работу штанги на продольный изгиб. Одновре менно он служит промежуточными опорами ходового винта механизма подачи, уменьшая его провисание под действием собственного веса.
Перемещение подвижного люнета по направляющей бал ке происходит путем упора плиты в люнет при движении плиты с бурильной головкой вперед или в заднюю опору 8 при обратном ходе. Стойка люнета связана с задней опорой посредством тяг 9. В отверстия люнета, где вращаются штан ги и ходовой винт, вставлены сменные вкладыши 10, 11, ко торые заменяются после разработки. Распорные пневмодом краты 12, расположенные на конце направляющей балки, обеспечивают распор податчика в грудь забоя при забурива нии и в процессе бурения.
Для автоматического переключения механизма подачи •с прямого хода на обратный после окончания бурения шпура на заданную глубину и выключения механизма подачи после возврата бурильной головки в крайнее заднее поло жение предусмотрен золотник 13. Переключение золотника производится трубчатой тягой 14, расположенной под ходо вым винтом механизма подачи и связанной с плунжером зо лотника. Плита, перемещаясь по направляющей балке, спе циальным выступом на полугайке упирается в упор 15, укрепленный на тяге в местах, соответствующих крайним положениям прямого и обратного хода бурильной головки. При этом тяга перемещает в соответствующую сторону плун жер золотника, реверсируя или останавливая пневмодвига тель механизма подачи.
Для уменьшения сопротивления выходу воздуха в атмо сферу из пневмодвигателя и увеличения скорости подачи при обратном ходе предусмотрен клапан 16.
9
Каретка имеет левую и правую верхние тележки (рис. 28). Каждая из них служит опорой для манипулятора, гидроци линдров подъема и поворота манипулятора. На раме тележ-
эо
ки размещены масляный насос с приводом, автомасленка и пульт управления. В гнезде сварной рамы 1 вмонтированы четыре оси 2, на которых размещены ролики 3. Последние являются опорами верхней тележки при перемещении ее по направляющим верхней станины. К раме шарнирно подве шен кронштейн 4, являющийся опорой для манипулятора. В нижней части кронштейна шарнирно крепится шток гидро цилиндра 5 подъема манипулятора.
Поворот манипулятора вокруг вертикально расположен ной оси 6 осуществляется с помощью другого гидроцилиндра 7, шарнирно закрепленного к раме тележки и кронштейну 4. Гидроцилиндры с помощью гибких напорных рукавов соеди нены с. двумя золотниками гидрораспределителя 8. Масло в гидроцилиндры подается насосом НПІ-16В, приводимым в действие пневмодвигателем, подобным двигателю буровой головки. Пульт пневмоуправления 9 состоит из одноходовых и двуходовых кранов. Сжатый воздух из общего трубопрово да 10 подается ів краны через автомасленку 11.
Станины 4 (см. рис. 23), левая и правая, являются опора ми для верхних тележек. Рама станины имеет сварную конст рукцию. В ней предусмотрены два продольных боковых паза, специально обработанных, которые являются направляющи ми для опорных роликов верхней тележки. На раме располо жен механизм перемещения тележки. Он состоит из ходового винта, установленного на шарикоподшипниках, редуктора, заимствованного у механизма подачи буровой головки, и пневмодвигателя. Выключение пневмодвигателя механизма передвижения в крайних положениях верхней тележки осу ществляется автоматически кранами 13 концевого выключе ния. Станина устанавливается на раму гусеничного хода и закрепляется на ней с помощью болтов.
Гусеничный ход (рис. 29) является базой каретки, слу жит для размещения на нем всех узлов машины и перемеще ния каретки по выработкам. Средняя сварная рама 1 шар нирно в трех точках опирается на правую 2 и левую 3 гу сеничные тележки при помощи оси 4 и балансирной балки 5. Ось 4 концами помещается во втулки тележек гусениц и за крепляется от осевого перемещения болтами. К торцовой стенке средней рамы приболчены приводы б и 7 гусениц и площадка 8 с двумя откидными балками 9, защищающими пневмодвигатели приводов от повреждений. Гусеничная те лежка состоит из рамы 10, на которой размещены приводное 11 и натяжное 12 колеса, опорные 13 и поддерживающие 14 ролики гусеничной цепи 15. Каждая гусеница имеет индиви дуальный привод, состоящий из пневмодвигателя ДР-10у 16 н цилиндрическо-червячного редуктора 17.