Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
является часовая эксплуатационная производительность экскаватора, которая в свою очередь определяется произво дительностью забоя и транспортных средств.
Полученную расчетом емкость ковша проверяют на со ответствие ее кондиционным размерам кусков по формуле
g^2Z3, |
(3.2) |
где I — длина куска в поперечнике, м.
Зная емкость ковша, по эмпирическим формулам можно найти другие параметры экскаватора.
Мощность привода электрического экскаватора |
|
N = 60-g1,15, кет. |
(3.3) |
Возможность применения экскаваторов в подземных вы работках определяется формулами
Як = 3,0 • g0'25 -j- m<Ch0;
Б = 3.д0,з_|_2то<г>,
где Нк и В — минимальные габаритные размеры забоя по высоте и ширине, м;
ho и Ъ— соответственно фактические высота и ши рина выработки, м;
ш>0,5 — 0,8 м — минимальный зазор между экскаватором и стенками выработки.
Параметры рабочего оборудования определяются разме рами забоя и характером развала отбитой массы (рис. 63).
Из условий безопасной работы высоту черпания Н\ при нимают равной высоте развала h0
ti\ |
■ , |
м . |
|
0 |
Высоту развала определяет высота очистного забоя или уступа Нз:
ho — Ъ'Нз, м,
где е — коэффициент, характеризующий отношение высоты развала к высоте забоя. Он зависит от физико-меха нических свойств массива.
Высота разгрузки ковша Нз определяется высотой кузова транспортного сосуда Лт
Н2Ж + 0,Зн-0,5 м .
При максимальном угле подъема стрелы 60° радиус чер пания принимают равным максимальной высоте черпания, что обусловливается безопасностью работы в забое.
§ 6. Производительность экскаваторов
Различают теоретическую, техническую и эксплуатаци онную (фактическую) производительность экскаваторов.
Теоретическая производительность Q определяет объем работы, выполненный машиной за час непрерывной работы; она является условной величиной, так как не учитывает фак торов, определяющих производительность. При расчете тео ретической производительности подземных экскаваторов с прямой лопатой принимают коэффициенты наполнения ков ша и разрыхления равными единице, угол поворота на вы грузку 90°. Скорость рабочих движений и усилия принимают ся номинальными, высота забоя равна высоте напорного вала экскаватора. Теоретическая производительность для данного типа экскаваторов неизменна и повысить ее возможно путем усовершенствования конструкции. Теоретическая производи тельность дается в паспорте машины.
Для экскаваторов Q определяется по формуле
Q = бО'З'Лц , м 3/ч , |
(3.4) |
где ç — геометрическая емкость ковша, лг3; пц — конструктивно-расчетное число циклов в минуту;
60
где t ц — теоретическая продолжительность цикла, сек. Техническая производительность QT определяет наиболь
шую возможную выработку экскаватора за час непрерывной работы с учетом конкретных условий работы: физико-меха
нических свойств горных пород, высоты навала отбитой гор ной массы, ее кусковатости, коэффициентов разрыхления и наполнения ковша, а также с учетом перерывов в работе, не избежных для данного типа экскаваторов.
Техническая производительность показывает тот предел производительности, который может быть достигнут з кон кретных производственных условиях. Сравнивая производи тельность для различных типов экскаваторов, можно вы брать наиболее подходящие машины для данных условий.
Техническую производительность можно повысить путем создания оптимальных условий работы экскаватора в забое
|
<3М= ---- =-----, м 3/час , |
(3.5) |
|
л р |
|
где |
п — число циклов в минуту в данных усло |
виях ;
Qф
К и= — ='0,5—1,3— коэффициент наполнения ковша;
< ? Ф — фактический объем массы в ковше, м г ;
К р = — = коэффициент разрыхления;
f' и у— объемный вес породы соответственно в разрыхленном состоянии и целике,
т/м3.
Эксплуатационная производительность <2Э учитывает возможные простои машины, вызванные различными причи нами: передвижение машины из забоя в забой, ожидание откаточных средств, ремонт, профилактика, отключение энергии и т. д. Следовательно, в формулы (3.4) и (3.5) необхо димо ввести поправки, учитывающие все эти простои. Для этого вводят коэффициент К в использования машины во времени.
Различают часовую, сменную, месячную и годовую эксплуатационную производительность.
Часовая производительность определяется по формуле
Qo = QT'K B » м 3/час . |
(3.6) |
|
Сменная Q'o , месячная Q” |
и годовая Q |
производи |
тельность определяется так: |
|
|
Qs' = Q3- T , |
м 3/см ; |
|
Q ” = Q3' 'N , м 3Імесяц ; |
|
Q*" = Q»H- A . м3/год ,
где T, N и A — соответственно длительность смены в ча сах, число рабочих смен в месяц и число ме сяцев работы машины в году.
Глава 4
ПОГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫ С НАГРЕБАЮЩИМИ ЛАПАМИ
§ 1. Основные сведения и классификация
Среди различных типов погрузочных машин на погрузке руды наибольшее применение получили машины непрерыв ного действия с боковым захватом парными нагребающими лапами (по типажу ПНБ).
Основными достоинствами этих машин являются :
а) непрерывность действия, что обеспечивает большую производительность ;
б) возможность использования в малогабаритных выра ботках ;
в) благодаря большому напорному усилию машина хоро шо внедряется в развал отбитой массы;
г) большая маневренность машин: благодаря примене нию поворотного хвостового конвейера машина может гру зить з сосуды различной высоты и длины, при этом строго не регламентируется расстояние от машины до откаточного сосуда ;
д) в процессе работы машины операции погрузки резко преобладают над подготовительно-заключительными опера циями и маневрами.
Однако погрузочные машины с боковым захватом имеют
инедостатки:
1)из-за жесткой кинематической связи механизмов ма
шина имеет большую динамику, что резко снижает надеж ность ее работы.
2) погружаемая конвейером масса доставляется в сосуд, как правило, методом волочения, что вызывает интенсив ный износ элементов заборно-погрузочной части, конвейера и большой удельный расход электроэнергии. Эти недостатки особенно проявляются при погрузке крупнокусковых абра зивных руд.
3) машина плохо выбирает негабарит, при этом требует ся много времени на транспортирование его к месту склади рования для вторичного дробления.
4) машина имеет сложную конструкцию и большой ве что обусловливает ее высокую первоначальную стоимость.
Поэтому на погрузке крупнокусковой и абразивной руды там, где это возможно, погрузочные машины с нагребающи ми лапами заменяются экскаваторами.
Погрузочные машины с нагребающими лапами охвачены типажом, поэтому типоразмеры машин регламентируются им. Вес машины и ее производительность являются главны ми параметрами типажа. Вес машины определяет область ее применения и первоначальную стоимость. Производитель ность вскрывает совершенство машины при одном и том же весе.
Согласно типажу, машины с нагребающими лапами под разделяются на четыре класса: I — легкие (3,5—7,5 т); ÎI — средние (7,5—15 т); III — тяжелые (15—25 т); IV — сверхтяжелые (26—32 т). Классы машин обозначаются циф рами, стоящими после шифра (например, ПНБ-4). Машины первых двух классов предназначены для погрузки легких и сыпучих материалов (угля, песка, марганцевых руд и т. п.) на проходческих и нарезных работах и на очистной выемке при малых габаритах выработок.
Тяжелые машины (3 класс) используются при проведении горизонтальных выработок и камер больших размеров со средней кусковатостью породы или руды, а также на очист ных работах с малой производительностью забоев, т. е. там, где за один взрыв отбивается относительно небольшое коли чество горной массы кусковатостью до 500 мм в ребре.
Машины четвертого класса применяются в очистных за боях с большим количеством отбитой массы, преимуществен но крепкой и абразивной руды кусковатостью до 700 мм. Однако, как показала практика, эти машины не могут сопер ничать по производительности и надежности с подземными экскаваторами, поэтому применяются на погрузке только в безуступных очистных забоях высотой менее 6 м, т. е. там, где невозможно использовать экскаваторы, а также при про ходке верхних подсечек.
Погрузочные машины с нагребающими лапами класси фицируются по следующим признакам :
типу ходовой части — гусеничные, шинноколесные ; типу Шривода — электрический (постоянного или пере
менного тока), гидравлический, дизельный, комбинирован ный (электрогидравлический) ;
типу и количеству конвейеров — один скребковый одноили двухцепной, два двухцепных пластинчатых конвейера (приемный и перегрузочный).
В настоящее время в мировой практике наибольшее рас
пространение получили электрические погрузочные маши ны на гусеничном ходу с одним одноцепным скребковым конвейером и индивидуальным приводом на различные ме ханизмы. Двумя двухцепными пластинчатыми конвейерами оборудуются некоторые тяжелые и сверхтяжелые машины.
Погрузочные машины с нагребающими лапами, за ред ким исключением, имеют гусеничный ход с независимой под веской и индивидуальным приводом каждой гусеницы. Для повышения маневренности гусеничный ход имеет, как пра вило, две скорости движения — рабочую и маневровую. Однако выпускаются машины и с одной скоростью движения (ПНБ-ЗК): каждая гусеница крепится к раме машины шар нирно на цапфе.
Привод гусениц может крепиться к тележке гусеницы или к раме машины. В последнем случае движение от при вода на ведущее колесо гусеницы передается или через цеп ные передачи и двойные карданы, или ведущее колесо, наса женное на выходной вал привода. Каждая гусеница оборудуется тормозом с ручным, гидравлическим или элек тромагнитным приводом. Выпускаются машины с непосред ственным или дистанционным управлением.
Погрузочные машины с нагребающими лапами в зави симости от свойств погружаемого материала делятся на две группы.
Первая группа машин используется на погрузке мелко кусковых и сыпучих материалов, вторая группа — на по грузке крупнокусковых или крепких и абразивных руд. В связи с тем, что машины первой группы работают в относи тельно легких условиях, они имеют меньший вес, более прос тые кинематические схемы и конструкцию, соответствующую траектории нагребающих лап по сравнению с машинами того же класса второй группы.
Машины второй группы работают в тяжелых условиях. Механизмы заборно-погрузочной части и конвейера имеют резко динамичные нагрузки. Погрузочный стол, лапы, кон вейер быстро изнашиваются. В связи с этим узлы и детали машины выполняются, как правило, из высоколегирован ных сталей, массивными, с большой прочностью. Стол пита теля и желоб конвейера футеруются листами, которые допол нительно наплавляются твердыми сплавами. Наплавляются такими сплавами также наконечники и корпуса нагребаю щих лап. Эти машины имеют отличительную кинематику и более сложную конструкцию.
Заборно-погрузочная часть машин второй группы выпол няется плавающей, что позволяет носку следовать за неров ностями почвы. Носок питателя этих машин выполняется
пилообразным, что облегчает внедрение питателя в навал отбитой массы. У машин первой группы наконечники лап далеко выступают за носок питателя, что способствует захва ту из навала большого количества материала. 'Эти машины имеют перекрывающую траекторию лап, которая обеспечи вает максимальную производительность. Машины второй группы имеют обтекаемую форму наконечников лап, нако нечники выходят за носок всего на 150—250 мм. Лапы, как правило, имеют неперекрывающую траекторию.
Ниже рассматриваются конструкция и принцип действия погрузочных машин каждого класса.
§ 2. Легкие и средние погрузочные машины
Из легких машин в Советском Союзе серийно выпускает ся погрузочная машина ПНБ-1. За рубежом широкое приме нение нашли погрузочные машины 8ВИ фирмы «Джой» (США), LH-62 японской фирмы «Сумитомо Сьюзи Кайся» и NR-25E (Чехословакия).
Погрузочная машина ПНБ-1 (рис. 64), выпускаемая Ясно горским машиностроительным заводом, используется при по грузке взорванной массы крепостью до 10 в вагонетки, на конвейеры и другие транспортные устройства при проведе нии горизонтальных и наклонных выработок и в очистных забоях с минимальным сечением выработок 3 м2. Машина имеет гусеничный ход и один одноцепный скребковый кон вейер, хвостовая часть которого поворачивается в обе сторо ны от оси на 45°. Обе гусеницы приводятся в движение от одного привода, скомпонованного из электродвигателя, зуб чатых передач и фрикционной муфты включения. Каждая лапа имеет индивидуальный привод, собранный из электро двигателя, планетарного редуктора и редуктора лапы. Оба редуктора жестко связаны уравнительным валом. Машина имеет двустороннее управление. Электрооборудование выпол нено во взрывобезопасном исполнении, что позволяет эксплу атировать ее в шахтах, опасных по газу и пыли. На машине установлены асинхронные короткозамкнутые двигатели напряжением 380 в. Давление в гидросистеме 70 кГ/см2.
Погрузочная машина 8ВИ на гусеничном ходу. Она имеет заборнопогрузочную часть, изгибающий скребковый конвейер и привод, состоя щий из главного асинхронного двигателя и редуктора. Гусеничный ход имеет две скорости движения. Пульт управления машиной расположен с ее правой стороны. По конструкции 8 ВИ имеет сходство с погрузочной
машиной 18HR-2y, описанной ниже.
Погрузочная машина LH-62 конструктивно мало отличается от 18HR-2y.
Погрузочная машина NR-25E (рис. 65, б), выпускаемая в Чехослова кии, имеет две системы управления: непосредственно с машины и дис-