Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
Рис. 61, а. Общий вид экскаватора ЭП-1.
Рис. 61, б. Поворотная платформа экскаватора ЭП-1.
цилиндр. Закрывание днища ковша производится автомати чески. Стрела представляет собой мощную сварную металло конструкцию, состоит из двух продольных балок коробчато го сечения, сваренных из листового проката.
Для увеличения жесткости стрелы балки в нижней части связаны листами, благодаря чему создается монолитность конструкции.
В нижней части стрела имеет пяту, с помощью которой она шарнирно закреплена на пальцах к проушинам рамы поворотной платформы. На этих пальцах стрела вращается при изменении ее угла наклона. В средней части стрелы раз мещен напорный механизм 2 с седловым подшипником. На верхнем конце стрелы смонтированы головные блоки, ось ко торых закреплена в продольных балках. На той же оси уста новлены два стрелоподъемных блока, через них пропущен канат, на котором подвешена стрела.
На нижнем листе стрелы имеется амортизатор (буфер) 34. Стрела прямой лопаты при работе в забое устанавливается под углом 35—60° к горизонту. Для определения угла уста новки стрелы на ней имеется специальный угломер 35.
Подъем стрелы производится специальной лебедкой, смонтированной на переднем валу главной лебедки. Стрела подвешивается к двуногой стойке с помощью канатов, обраізующих четырехкратный полиспаст. Наматывая канат на барабан и разматывая его, стрелоподъемная лебедка позво ляет в зависимости от условий работы быстро менять угол наклона стрелы. Опускается она под действием собственного веса при включенном главном двигателе. Подъем и опуска ние стрелы в забоях производится весьма редко, чаще при необходимости ремонта ее механизмов или замене канатов.
Рис. 62. Кинематическая схема ЭП-1: 1, 2, 3 — зубчатые пары редукто ра; 4, 5, 10 — зубчатые пары главной лебедки; 6, 13 — зубчатые•пары реверса; 7 — обгонная муфта со звездочкой; 8 — звездочка; 9 — бара бан подъема; 11 — звездочки стрелоподъемного барабана; 12, 14 ■— звез дочки напора; 15 — стрелоподъемный барабан; 16 — шестерня горизон-
тАльного вала реверса; 17, |
18 — конические шестерни реверса; 19 — ше- |
|
етерня поворотного вала; |
20, 2 1 — шестерни; 22, 23 — конические шес |
|
терни ходового механизма ; 24, |
25 — звездочки цепной передачи хода ; |
|
26 — ведущее колесо гусеницы; |
27 — поворотный венец; 28, 29 — блок |
звездочек механизма напора; 30 — кремальерная шестерня; 3 1 — бара бан комбинированного напора; 32 — звездочка механизма напора; 3 3 — кремальерная рейка; 34, 35 — стреловые и головные блоки; 36 — ковшовый блок.
Напорное усилие на ковше создается особым механизмом напора. Этот механизм разделяется на две группы: привод ную, размещенную на поворотной платформе, и исполнитель ную, расположенную на стреле. Связь между этими группа ми осуществляется цепной передачей.
Для управления механизмами ЭП-1 применена пневма тическая система, которая широко используется на современ ных экскаваторах. Пневматическая система работает при давлении в сети 4—5 кГ/см2.
Все пневматические аппараты и приборы соединены меж ду собой воздухопроводами в единую систему. Для питания пневматической системы на поворотной платформе рядом с промежуточным редуктором на отдельной раме установлен компрессор ВУ-0,5/7А, который приводится в движение элек тродвигателем посредством клиноременной передачи. Реси вер компрессора соединен с датчиком регулятора и сервоме ханизмом, которые служат для перевода компрессора на хо
лостой ход, если давление в ресивере |
поднимается выше |
5 кГ/см2. |
|
Пульт пневмоуправления расположен в кабине машинис |
|
та. Универсальный дифференциальный |
золотник, который |
является основной частью колонок пульта, устанавливается для управления часто включаемыми механизмами (фрикци онные муфты главной лебедки, механизм открывания днища и другие). Он дает возможность в зависимости от величины хода рукояти автоматически регулировать давление сжатого воздуха, поступающего в полости рабочих пневмоцилиндров.
Управление тормозами главной лебедки производится двумя ножными педалями : левой — тормоза напорного ме ханизма и правой — тормоза механизма подъема ковша. Обе педали имеют одинаковую конструкцию.
В кабине машиниста на левой стенке смонтирован пнев матический переключатель, который имеет пять позиций пе реключения и предназначен для управления ходовым меха низмом и механизмом поворота экскаватора. В корпусе пере ключателя слева вмонтирована кнопка пневматического сигнала.
Для контроля давления сжатого воздуха в пневмосисте ме на переключателе помещен манометр. Для подачи сжато го воздуха к рабочим цилиндрам фрикционных муфт глав ной лебедки используются вращающиеся соединения. Слева к торцам переднего и заднего валов главной лебедки при креплены вращающиеся соединения на одно направление.
В полый вертикальный вал хода вмонтирован централь ный пневматический ввод, через который сжатый воздух
подается в рабочие цилиндры механизма включения кулач ковых муфт и стопора ходового механизма. Рабочие пневмо цилиндры являются приводами управления исполнительны ми механизмами экскаватора. На экскаваторе применяются пневмоцилиндры одностороннего и двустороннего действия с диаметрами цилиндров 80 и 100 мм.
Для предупреждения переподъема стрелы на поворотной платформе монтируется предохранительный клапан.
Экскаватор ЭП-1 имеет групповой электропривод. На по воротной платформе в качестве главного двигателя установ лен асинхронный трехфазный электродвигатель с фазовым ротором типа МАРП-114-8 мощностью 55 кет, напряжением 380 в, 720 об/мин, от которого приводятся в движение все механизмы экскаватора. Вспомогательные установки, смон тированные на поворотной платформе, имеют индивидуаль ный электропривод — асинхронные трехфазные короткозам кнутые электродвигатели переменного хода напряжением 380 в. Компрессор приводится в движение электродвигателем типа АО 52—6 мощностью 4,5 кет, 950 об/мин; вентилятор установки по очистке воздуха — электродвигателем типа АО 31-2А мощностью 1 кет, 2880 об/мин, а на солидолонагнетатѳле установлен электродвигатель типа АО 31—4 мощностью 0,6 кет, 1410 об/мин.
Все электрооборудование силовой сети имеет напряжение 380 в. Для управления электродвигателями и осветительной сетью экскаватора в кабине сзади сиденья машиниста уста новлен пульт электроуправления, в котором смонтирована пусковая и предохранительная аппаратура. Питание электро энергией экскаватор получает от участкового распредщита по гибкому кабелю ГРШН 3X35—1ХЮ мм2 длиной 150—
200м.
Кпреимуществам экскаватора ЭП-1, выявленным в про цессе длительной эксплуатации, по сравнению с другими экскаваторами такого же класса относятся :
1)надежная и более производительная работа по сравне нию с работой экскавтора 3-7515 Ковровского экскаваторно го завода;
2)в отличие от экскаватора L-67 шведской фирмы «Ландсверк» на машине были максимально применены под
шипники качения, а компоновка узлов и механизмов была сделана более рационально, что создавало возможность более простого ремонта, профилактики и смазки механизмов.
ЭП-1 по производительности не уступает, а по конструк тивному решению превосходит экскаватор L-67.
С 1964 г. Костромской экскаваторный завод серийно изго товляет экскаваторы ЭП-1.
В настоящее время эти экскаваторы работают под землей на многих шахтах Советского Союза, в том числе на шахтах нового типа 55 и 57 Джезказганского горно-металлургическо го комбината, на Соликамском и Алтын-Топканском подзем ных рудниках и на строительстве гидросооружений. Средняя производительность колеблется от 350 до 550 т. На АлтынТопканском подземном руднике применяется экскаватор ЭП-1 на погрузке руды при выпуске на почву. Техническая производительность — 240 т/час, среднесменная производи тельность — 350—400 т.
Следует отметить, что, несмотря на проведенные улучше ния, экскаватор ЭП-1 имеет недостаточно высокую надеж ность и стойкость деталей. Работы по улучшению конструк ции и повышению надежности экскаватора необходимо про должать.
§ 5. Выбор параметров подземного экскаватора
Надежная и производительная работа подземных экска ваторов возможна только при соответствии их параметров горнотехническим условиям. Основным параметром экскава тора является емкость ковша; от него зависят другие пара метры: вес экскаватора, мощность двигателей, габаритные размеры, продолжительность работы цикла.
Емкость ковша определяется из уравления [66] :
|
Я. |
К\ • п |
60 |
1 |
м ° |
|
(3.1) |
|
|
|
|||||
|
|
Qo |
ii_ _ h _ \ |
|
|||
|
|
■К, |
K W |
V I |
|
|
|
где |
Z — коэффициент, |
учитывающий |
время, |
затра |
|||
|
|
ченное за извлечение из отвала негабарит |
|||||
|
|
ных кусков; |
коэффициенты наполнения |
||||
|
К„ , Кр— соответственно |
||||||
|
|
ковша и разрыхления породы ; |
|
||||
|
п — число рабочих циклов в минуту ; |
|
|||||
|
Q0— часовая эксплуатационная |
производитель |
|||||
|
|
ность экскаватора, м3/час; |
|
кузова |
|||
|
К = 0,9-ЬІ,2— коэффициент наполнения |
||||||
|
|
транспортной 'машины ; |
|
|
|||
|
?!— интервал в подаче транспорта, мин; |
|
t2— время передвижки экскаватора в забое, мин; W — емкость кузова транспортной машины, мъ; V — объем погруженной горной массы, приходя
щийся на одну передвижку, лг3.
Основным фактором, от которого зависит емкость ковша,