Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 61, а. Общий вид экскаватора ЭП-1.

Рис. 61, б. Поворотная платформа экскаватора ЭП-1.

цилиндр. Закрывание днища ковша производится автомати­ чески. Стрела представляет собой мощную сварную металло­ конструкцию, состоит из двух продольных балок коробчато­ го сечения, сваренных из листового проката.

Для увеличения жесткости стрелы балки в нижней части связаны листами, благодаря чему создается монолитность конструкции.

В нижней части стрела имеет пяту, с помощью которой она шарнирно закреплена на пальцах к проушинам рамы поворотной платформы. На этих пальцах стрела вращается при изменении ее угла наклона. В средней части стрелы раз­ мещен напорный механизм 2 с седловым подшипником. На верхнем конце стрелы смонтированы головные блоки, ось ко­ торых закреплена в продольных балках. На той же оси уста­ новлены два стрелоподъемных блока, через них пропущен канат, на котором подвешена стрела.

На нижнем листе стрелы имеется амортизатор (буфер) 34. Стрела прямой лопаты при работе в забое устанавливается под углом 35—60° к горизонту. Для определения угла уста­ новки стрелы на ней имеется специальный угломер 35.

Подъем стрелы производится специальной лебедкой, смонтированной на переднем валу главной лебедки. Стрела подвешивается к двуногой стойке с помощью канатов, обраізующих четырехкратный полиспаст. Наматывая канат на барабан и разматывая его, стрелоподъемная лебедка позво­ ляет в зависимости от условий работы быстро менять угол наклона стрелы. Опускается она под действием собственного веса при включенном главном двигателе. Подъем и опуска­ ние стрелы в забоях производится весьма редко, чаще при необходимости ремонта ее механизмов или замене канатов.

Рис. 62. Кинематическая схема ЭП-1: 1, 2, 3 — зубчатые пары редукто­ ра; 4, 5, 10 — зубчатые пары главной лебедки; 6, 13 — зубчатые•пары реверса; 7 — обгонная муфта со звездочкой; 8 — звездочка; 9 — бара­ бан подъема; 11 — звездочки стрелоподъемного барабана; 12, 14 ■— звез­ дочки напора; 15 — стрелоподъемный барабан; 16 — шестерня горизон-

тАльного вала реверса; 17,

18 — конические шестерни реверса; 19 — ше-

етерня поворотного вала;

20, 2 1 — шестерни; 22, 23 — конические шес­

терни ходового механизма ; 24,

25 — звездочки цепной передачи хода ;

26 — ведущее колесо гусеницы;

27 — поворотный венец; 28, 29 — блок

звездочек механизма напора; 30 — кремальерная шестерня; 3 1 — бара­ бан комбинированного напора; 32 — звездочка механизма напора; 3 3 — кремальерная рейка; 34, 35 — стреловые и головные блоки; 36 — ковшовый блок.


Напорное усилие на ковше создается особым механизмом напора. Этот механизм разделяется на две группы: привод­ ную, размещенную на поворотной платформе, и исполнитель­ ную, расположенную на стреле. Связь между этими группа­ ми осуществляется цепной передачей.

Для управления механизмами ЭП-1 применена пневма­ тическая система, которая широко используется на современ­ ных экскаваторах. Пневматическая система работает при давлении в сети 4—5 кГ/см2.

Все пневматические аппараты и приборы соединены меж­ ду собой воздухопроводами в единую систему. Для питания пневматической системы на поворотной платформе рядом с промежуточным редуктором на отдельной раме установлен компрессор ВУ-0,5/7А, который приводится в движение элек­ тродвигателем посредством клиноременной передачи. Реси­ вер компрессора соединен с датчиком регулятора и сервоме­ ханизмом, которые служат для перевода компрессора на хо­

лостой ход, если давление в ресивере

поднимается выше

5 кГ/см2.

 

Пульт пневмоуправления расположен в кабине машинис­

та. Универсальный дифференциальный

золотник, который

является основной частью колонок пульта, устанавливается для управления часто включаемыми механизмами (фрикци­ онные муфты главной лебедки, механизм открывания днища и другие). Он дает возможность в зависимости от величины хода рукояти автоматически регулировать давление сжатого воздуха, поступающего в полости рабочих пневмоцилиндров.

Управление тормозами главной лебедки производится двумя ножными педалями : левой — тормоза напорного ме­ ханизма и правой — тормоза механизма подъема ковша. Обе педали имеют одинаковую конструкцию.

В кабине машиниста на левой стенке смонтирован пнев­ матический переключатель, который имеет пять позиций пе­ реключения и предназначен для управления ходовым меха­ низмом и механизмом поворота экскаватора. В корпусе пере­ ключателя слева вмонтирована кнопка пневматического сигнала.

Для контроля давления сжатого воздуха в пневмосисте­ ме на переключателе помещен манометр. Для подачи сжато­ го воздуха к рабочим цилиндрам фрикционных муфт глав­ ной лебедки используются вращающиеся соединения. Слева к торцам переднего и заднего валов главной лебедки при­ креплены вращающиеся соединения на одно направление.

В полый вертикальный вал хода вмонтирован централь­ ный пневматический ввод, через который сжатый воздух


подается в рабочие цилиндры механизма включения кулач­ ковых муфт и стопора ходового механизма. Рабочие пневмо­ цилиндры являются приводами управления исполнительны­ ми механизмами экскаватора. На экскаваторе применяются пневмоцилиндры одностороннего и двустороннего действия с диаметрами цилиндров 80 и 100 мм.

Для предупреждения переподъема стрелы на поворотной платформе монтируется предохранительный клапан.

Экскаватор ЭП-1 имеет групповой электропривод. На по­ воротной платформе в качестве главного двигателя установ­ лен асинхронный трехфазный электродвигатель с фазовым ротором типа МАРП-114-8 мощностью 55 кет, напряжением 380 в, 720 об/мин, от которого приводятся в движение все механизмы экскаватора. Вспомогательные установки, смон­ тированные на поворотной платформе, имеют индивидуаль­ ный электропривод — асинхронные трехфазные короткозам­ кнутые электродвигатели переменного хода напряжением 380 в. Компрессор приводится в движение электродвигателем типа АО 52—6 мощностью 4,5 кет, 950 об/мин; вентилятор установки по очистке воздуха — электродвигателем типа АО 31-2А мощностью 1 кет, 2880 об/мин, а на солидолонагнетатѳле установлен электродвигатель типа АО 31—4 мощностью 0,6 кет, 1410 об/мин.

Все электрооборудование силовой сети имеет напряжение 380 в. Для управления электродвигателями и осветительной сетью экскаватора в кабине сзади сиденья машиниста уста­ новлен пульт электроуправления, в котором смонтирована пусковая и предохранительная аппаратура. Питание электро­ энергией экскаватор получает от участкового распредщита по гибкому кабелю ГРШН 3X35—1ХЮ мм2 длиной 150—

200м.

Кпреимуществам экскаватора ЭП-1, выявленным в про­ цессе длительной эксплуатации, по сравнению с другими экскаваторами такого же класса относятся :

1)надежная и более производительная работа по сравне­ нию с работой экскавтора 3-7515 Ковровского экскаваторно­ го завода;

2)в отличие от экскаватора L-67 шведской фирмы «Ландсверк» на машине были максимально применены под­

шипники качения, а компоновка узлов и механизмов была сделана более рационально, что создавало возможность более простого ремонта, профилактики и смазки механизмов.

ЭП-1 по производительности не уступает, а по конструк­ тивному решению превосходит экскаватор L-67.

С 1964 г. Костромской экскаваторный завод серийно изго­ товляет экскаваторы ЭП-1.



В настоящее время эти экскаваторы работают под землей на многих шахтах Советского Союза, в том числе на шахтах нового типа 55 и 57 Джезказганского горно-металлургическо­ го комбината, на Соликамском и Алтын-Топканском подзем­ ных рудниках и на строительстве гидросооружений. Средняя производительность колеблется от 350 до 550 т. На АлтынТопканском подземном руднике применяется экскаватор ЭП-1 на погрузке руды при выпуске на почву. Техническая производительность — 240 т/час, среднесменная производи­ тельность — 350—400 т.

Следует отметить, что, несмотря на проведенные улучше­ ния, экскаватор ЭП-1 имеет недостаточно высокую надеж­ ность и стойкость деталей. Работы по улучшению конструк­ ции и повышению надежности экскаватора необходимо про­ должать.

§ 5. Выбор параметров подземного экскаватора

Надежная и производительная работа подземных экска­ ваторов возможна только при соответствии их параметров горнотехническим условиям. Основным параметром экскава­ тора является емкость ковша; от него зависят другие пара­ метры: вес экскаватора, мощность двигателей, габаритные размеры, продолжительность работы цикла.

Емкость ковша определяется из уравления [66] :

 

Я.

К\ п

60

1

м °

 

(3.1)

 

 

 

 

 

Qo

ii_ _ h _ \

 

 

 

■К,

K W

V I

 

 

где

Z — коэффициент,

учитывающий

время,

затра­

 

 

ченное за извлечение из отвала негабарит­

 

 

ных кусков;

коэффициенты наполнения

 

К„ , Кр— соответственно

 

 

ковша и разрыхления породы ;

 

 

п — число рабочих циклов в минуту ;

 

 

Q0— часовая эксплуатационная

производитель­

 

 

ность экскаватора, м3/час;

 

кузова

 

К = 0,9-ЬІ,2— коэффициент наполнения

 

 

транспортной 'машины ;

 

 

 

?!— интервал в подаче транспорта, мин;

 

t2— время передвижки экскаватора в забое, мин; W — емкость кузова транспортной машины, мъ; V — объем погруженной горной массы, приходя­

щийся на одну передвижку, лг3.

Основным фактором, от которого зависит емкость ковша,