Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

значительную длину, должны раскрепляться приварными распор­ ками (связями).

Пригонка (сборка) труб по рабочим чертежам и эскизам. Если имеются рабочие чертежи или эскизы, содержащие данные по конфи­ гурации трубы и местоположению деталей соединений, сборку труб с деталями выполняют в цехе на специальном стенде.

Подгибка труб на судне. При выполнении операций пригонки по месту или предварительной установке устранение некоторых, погрешностей, допущенных в процессе изготовления труб, можно производить путем их подгибки. Способы выполнения подгибки зависят от материала и диаметра труб.

Стальные и биметаллические трубы подгибают с помощью мест­ ного нагрева ацетилено-кислородными горелками или в переносной электропечи в интервалах температур: 1050—700° С — для сталь­ ных труб, 850—580° С — для биметаллических. Нагрев производят при непрерывном перемещении горелки; при этом зона белого пла­ мени не должна приближаться к поверхности трубы на расстояние менее 10 мм.

Медные, медно-никелевые трубы и трубы из алюминиевых спла­ вов подгибают в холодном состоянии. Подгибка труб диаметром до 50—60 мм выполняется на судне с помощью приспособлений; под­ гибка труб больших диаметров — в цехе на трубогибочных станках или прессах.

При подгибке стальных труб температура нагрева должна кон­ тролироваться оптическим пирометром ОППИР-09. Нагрев биме­ таллических труб более 850° С запрещается.

§ 18. Сварка труб

Сварка, являющаяся одним из высокопроизводительных техноло­ гических процессов, применяется для получения неразъемных со­ единений труб между собой, а также с деталями соединений и от­ ростками. Использование сварки позволяет существенно снизить трудоемкость работ и получить значительную экономию металла.

Сварку можно подразделить на две основные группы: с приме­ нением давления и плавлением.

Из всех разновидностей сварки с применением давления для^

труб

в

отдельных

случаях используется только к о н т а к т н а я

с т ы к о в а я э л е к т р и ч е с к а я

с в а р к а

о п л а в л е ­

н и е м ,

существенными

недостатками

которой являются

понижен­

ная

пластичность

шва

и невозможность проверки

его

качества

с помощью рентгеноили гаммаграфирования.

Применительно к трубам наиболее распространенными являются

следующие способы сварки плавлением:

дуговая, автоматическая

и полуавтоматическая под флюсом, дуговая в защитных газах и

газовая, а также газовая пайка твердыми

припоями.

Сущность д у г о в о й

с в а р к и состоит в том, что при под­

воде электрического тока

к свариваемым металлическим деталям

127


и электроду между ними образуется электрическая дуга, расплавля­

ющая конец электрода (или присадочной проволоки) и свариваемый металл.

Дуговая сварка по способу Н. Г. Славянова предусматривает применение плавящегося металлического электрода, укрепленного в электрододержателе. Расплавленный металл электрода заполняет зазор между свариваемыми деталями, образуя сварной шов. Электрод имеет специальное покрытие, при расплавлении которого образуются шлаки, предохраняющие жидкий металл от вредного действия кисло­ рода и азота окружающего воздуха и одновременно удаляющие окислы из металла шва.

Дуговая сварка по способу Н. Н. Бенардоса выполняется с по­ мощью неплавящегося (угольного, графитового) электрода, соеди­ ненного с электрододержателем, и металлической присадочной про­ волоки, которая при расплавлении образует сварной шов.

Последний способ сварки отличается низкими механическими

свойствами

наплавленного металла

(стали). Способ менее удобен

и требует

применения постоянного

тока.

Дуговая сварка может быть также автоматической или полу­

автоматической.

 

 

При

а в т о м а т и ч е с к о й

и

п о л у а в т о м а т и ч е ­

с к о й

с в а р к е п о д ф л ю с о м

электрическая дуга обра­

зуется также между плавящимся электродом, роль которого выпол­ няет сварочная поволока, и свариваемыми деталями.

Слой флюса, под которым происходит горение дуги и плавление металла, позволяет снизить потери тепла в окружающую среду, защитить расплавленный металл от воздействия кислорода и азота воздуха, удалить из жидкого металла шва окислы путем их взаимо­ действия с расплавленным флюсом.

При автоматической сварке под флюсом подача проволоки и флюса производится сварочной головкой, перемещающейся вдоль шва автоматически. Этот способ позволяет получать высокую про­ изводительность сварки и хорошее качество шва. При полуавтома­ тической сварке под флюсом сварочная проволока механически подается к электрододержателю, скрепленному с воронкой для флюса, куда периодически насыпаются порции флюса. Перемещение электрододержателя вдоль шва выполняется сварщиком. Полуавтома­ тическая сварка под флюсом применяется для сварки стали тол­

щиной

более 4 мм сварочной проволокой диаметром 1,4—2 мм.

П р и д у г о в о й с в а р к е

в с р е д е з а щ и т н ы х

г а з о в

для предохранения расплавленного металла от взаимодей­

ствия с окружающим воздухом вместо флюса используют защитные газы. Эти газы подразделяют на две основные группы: инертные (аргон, гелий) и активные (углекислый газ, азот, водород, кислород).

Дуговая сварка в защитных газах, являющаяся сейчас одним из наиболее прогрессивных способов, может осуществляться с пла­ вящимся и неплавящимся электродами. Сварка с плавящимся электродом выполняется с помощью автоматов и полуавтоматов, как правило, в среде инертных газов. Сварка неплавящимся элек-

128


тродом производится вручную или (реже) автоматами с использо­ ванием как активных, так и инертных газов.

Сварка в защитных газах, которой могут подвергаться все ме­ таллы и сплавы (стали углеродистые и легированные, медь, сплавы медные, никелевые, алюминиевые и т. п.), обеспечивает получение

высококачественных

сварных

соединений.

При г а з о в о й

с в а р к е

тепло для нагревания и плавления

кромок свариваемых изделий и конца присадочной проволоки полу­ чают сжиганием смеси кислорода с горючим газом (обычно ацети­

леном), пламенем которой также защищается от воздействия окру­ жающего воздуха сварочная ванна.

Несмотря на то, что основным более экономичным и произво­ дительным способом получения неразъемных соединений труб яв­ ляется электрическая сварка, вытесняющая газовую, последняя еще широко применяется при сварке тонкостенных труб небольшого диаметра. Преимуществами газовой сварки являются несложное

оборудование

и простая

технология

ее выполнения.

Г а з о в а я

п а й к а

твердыми

припоями используется при

выполнении неразъемных соединений труб с фланцами, кольцами, ниппелями и штуцерами, изготовленными из цветных сплавов! трудно поддающихся электросварке, например, из латуни марок ЛМц58-2 (ниппели и штуцера) и ЛК80-ЗЛ (фланцы и кольца). Такая пайка выполняется для судовых систем, не транспортирующих

забортную воду, с помощью присадочного материала марки ЛОК59-1 -0,3.

В отдельных случаях для труб забортной воды пайка осуществ­ ляется серебряным припоем ПСр45 или латунным ЛКФ85-4-0.3.

Газовая пайка производится на таком же оборудовании, что и газо­ вая сварка.

Основные виды сварных соединений приведены в табл. 15.

Для труб из^углеродистых (10 и 20) и низколегированных (15ХМ и 12МХ) сталей применяются следующие способы сварки:

ручная дуговая (трубы с трубами, концевыми и ответвительными деталями соединений, отростками);

автоматическая и полуавтоматическая плавящимся электродом под флюсом (трубы с фланцами);

полуавтоматическая плавящимся электродом в углекислом газе (все виды соединений при наружном диаметре труб не менее 22—25 мм и толщине стенки от 2 мм и выше);

контактная стыковая электрическая оплавлением (трубы с кон­ цевыми деталями соединений);

газовая (трубы с трубами и фланцами при наружном диаметре трубы менее 57 мм, а также штуцерными концевыми и ответвитель­ ными деталями соединений и отростками при наружном диаметре трубы менее 22 мм или толщине ее стенки не более 2 мм).

При ручной дуговой сварке труб из сталей 10 и 20 используются электроды марок УОНИ 13/45, УОНИ 13/45А (тип Э42А), из сталей 15ХМ и 12МХ — электроды марки УОНИ 13/45МХ. Автоматическая и полуавтоматическая сварка труб из сталей 10 и 20 производится

9 Н . И . Алексеев

129



Таблица 15

Основные виды и область применения сварных соединений на трубах систем

Вид

Поперечное сечение

Область 'применения

сварного соединения

сварного соединения

соединения

Встык:

без разделки кромок

с разделкой кромок

без разделки кромок на подкладном кольце

сразделкой кромок на подкладном кольце

сдвумя несимметричны­ ми скосами двух кро­ мок

Трубы, фланцы, пу­ тевые штуцера и ниппели с трубами

Фланцы с трубами

Внахлестку:

)

 

одностороннее

!

Трубы неответственно-

двойное одностороннее

I

го назначения

)

 

 

 

. 1 ~ -

Трубы с фланцами

и

Угловое

кольцами

 

 

 

У ////Л

 

 

 

Отростки с трубами

 

 

Приварные штуцера

У //////Л

трубами

 

 

 

 

Путевые штуцера

и

 

ниппели с трубами

1 3 0