Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сварочной проволокой марок Св-08Г2С (в углекислом газе) и Св-08А

г

1’

И3 сталев 15ХМ и 12ХМ — проволокой марки

Cb-IU a I/L M A (в углекислом газе); газовая сварка труб из сталей 10

и 20

выполняется

проволокой Св-08А.

Для труб из нержавеющей стали (типа Х18Н10Т) применяется ручная дуговая сварка электродом марки ЗА400/10У и ручная

сварка в аргоне неплавящимся электродом сварочной проволокой марки Св-04Х19Н11МЗ.

Нажимные шайбы из стали 20 и Ст.З приваривают к биметалли­ ческим трубам (сталь 10 или 20 + МЗр и сталь 12ХНЗА + МЗр)

полуавтоматической сваркой плавящимся электродом в углекислом газе сварочной проволокой марки Св-08Г2С.

Способы сварки медных и медно-никелевых труб в зависимости от их размеров и типа соединения приведены в табл. 16 и 17.

Во избежание прожога с целью улучшения теплоотвода при сварке фланцев и колец с тонкостенными (до 2,5 мм) медными тру­ бами внутрь последних вставляются медные конусные пробки. Сварку плавящимся электродом медных труб с толщиной стенки

до 3,5 мм целесообразно осуществлять в аргоне, а труб с большей толщиной — в азоте.

Ручная электродуговая сварка медных труб производится элек­ тродами «Комсомолец», аргонодуговая сварка неплавящимся элек­ тродом— присадочным материалом марки Бр.КМцЗ-1, плавя­ щимся электродом — проволокой марки МНЖКТ5-1-0,2-0,2.

Ручная электродуговая сварка медно-никелевых труб выпол­ няется электродом из проволоки марки МНЖ5-1 с покрытием ЗТ, ручная ^аргонодуговая сварка неплавящимся электродом — при­ садочной проволокой МНЖКТ5-1-0,2-0,2, полуавтоматическая сварка плавящимся электродом в аргоне — этой же проволокой (при

АМ ^^нс™ ТОК£ возможно применение проволоки марки Бр.

При отсутствии автоматической сварки вольфрамовым электро­ дом в защитных газах, обеспечивающей хорошее формирование и высокое качество стыковых швов, выполненных на весу, аналогичные соединения медных и медно-никелевых труб следует производить на удаляемом подкладном кольце.

Наплавка привалочной поверхности стальных нажимных шайб осуществляется ручной аргонодуговой сваркой с присадочной про­ волокой марки МНЖКТ5-1-0,2-0,2.

Способ сварки, тип, форма и размеры свариваемых кромок и швов выбираются согласно отраслевым стандартам и действующей

технической документации; как и сварочные материалы, они должны указываться в чертежах.

К выполнению сварки допускаются только дипломированные сварщики, выдержавшие квалификационные и дополнительные ис­

пытания. Квалификация сварщиков контролируется через каждые 12 месяцев.

„В трубомедницких цехах для выполнения операций сварки и пайки должны быть специализированные участки, оборудованные


Соединения труб

Встык труб:

на подкладном кольце

на весу Внахлестку

Угловые с фланцами и кольцами

Внахлестку с ниппелями и штуцерами

Угловые с приварными штуцерами

Равнопроходные с отроетками

Неравнопроходные с от­ ростками:

труба

отросток Встык продольные и коль-

цевые труб, изготовля­ емых из листового ме­ талла

Способы сварки медных труб

П олуавтоматическая

плавящ имся

Д уговая

вольфрамовым электродом

 

электродом

 

 

 

 

 

 

 

в

азоте

в

аргоне

автоматическая

ручная

в аргоне

 

 

 

 

в гелии

 

 

d

6

d

6

d

б

d

б

i s 45

i s 2 , 5

 

 

3 8 — 135

2 ,5 — 7 ,0

i s l 4

i s 1

_

_

3 s 4 5

i s 2 , 5

i s 2 4

i s 2

 

_

_

i s l O

2 ,5

i s 5 5

i s 3

 

^ 4 5

i s 2 , 5

i s 24

i s 2

, 5

Любой

i s 2

, 5

 

 

 

3 8 — 135

2 ,5 — 7 ,0

_

 

i s 2 4

^ 2

 

 

i s l O

2 ,5 — 4 ,0

 

i s

55

2 ,5

 

 

i s

24

2 ,5

 

i s l 4

i= -l

i s l 4

i=>l

i s 24

2 — 3

=SC32

1 ,5 — 4 ,0

Любой

1 ,5 — 3 ,0

_

_

Любой

i s l

»

i= -l

»

i= -l

Таблица 16

Ручная

электродуговая

d

6

i s 4 5

^ 2 , 5

i=-45

i ^ 2

i s 2 4

3 ^ 2

i s l O

i s 3

_

 

i s 38

i s 2 , 5

i s 38

i= »2 ,5

Любой

S s 2 ,5

П р и м е ч а н и е , d — диаметр трубы, мм; б — толщина стенки трубы, мм.


 

 

 

 

 

 

Способы сварки медно-никелевых труб

 

 

 

Таблица 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П олуавтоматическая

сварка плавящ имся

Аргонодуговая сварка вольфрамовым

Ручная

 

 

 

 

 

 

электродом

 

 

электродом

 

электродуговая

Соединения труб

 

в

азоте

в аргоне

автоматическая

ручная

 

 

 

 

 

 

 

d *

6 *

d

6

d

б

d

а

d

б

Встык труб

и секторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

колен:

 

 

коль-

3-45

2,5—1,5

3-45

2—5

 

Любой

sglO

3-45

2—5

на подкладном

це и по ручной или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полуавтоматиче­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ской

подварке

 

_

38—135

2,5—7,0

»

sglO

на весу

 

 

 

Внахлестку

фланцами

и

3-45

3-2,5

3-45

2,5—5,0

 

3=6

-2 5

3-45

2,5—5,0

Угловые с

2-24

2—15

3-24

2—5

--.

3-24

3-45

2,5—5,0

кольцами

 

 

 

 

22—45

3

 

 

Встык с ниппелями и шту-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

церами

 

с ниппелями

' --

3-24

3-2

sc32

 

Внахлестку

 

и штуцерами

 

 

3-10

2,5—1,5

з-ю

2,5—5,0

Любой

1,5—5,0

3 -ю

2,5—10,0

Угловые

с

приварными

штуцерами

с

от-

3-55

3—15

3;55

2—5

Любой

1—5

3-38

2,5—5,0

Равнопроходные

ростками

 

с

от-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неравнопроходные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ростками:

 

 

 

3-45

3—15

=-45

3—5

_

»

1—5

3-38

2,5—5,0

труба

 

 

 

 

отросток

 

 

3-24

2,5—15,0

2-24

2—5

»

2—5

3-38

2,5—5,0

Встык продольные и коль-

Любой

3-2,5

Любой

2,5—5,0

Любой

1,5—5,0

цевые труб, изготовляемых из листового ме­ талла

* См. примечание к таб л . 16.


поворотными столами с механизированным или ручным вращением, грузоподъемными средствами и достаточной вентиляцией.

Контроль качества сварных и паяных соединений. В зависимости от параметров проводимой среды, режима и условий работы сварные и паяные соединения систем подразделяют на пять категорий (I—V), определяющих методы контроля. К наиболее ответственной катего­ рии I относятся, например, сварные соединения трубопроводов пара с рабочим давлением не менее 0,98 МПа (10 кгс/см2) и температурой не ниже 250° С; сварные и паяные соединения систем, транспорти­ рующих огнеопасные, взрывоопасные и токсичные среды при рабо­ чем давлении не менее 1,57 МПа (16 кгс/см2), — масляные, топлив­ ные, водородные, аммиачные, фреоновые и т. п.; сварные соединения напорно-питательных трубопроводов при рабочем давлении не ниже

1,57 МПа (16 кгс/см2) и др.

Швы категории I проверяются:

в цехе — внешним осмотром и измерением; прогонкой шарика (для стыков труб, выполненных контактной сваркой); рентгеноили гаммаграфированием стыковых соединений труб с трубами и деталями соединений (кроме соединений, выполненных контактной сваркой, а также угловых соединений датчиков теплоконтроля); испытанием на прочность (и плотность) внутренним давлением;

на судне — внешним осмотром, измерением и рентгеноили гаммаграфированием (для швов стыковых соединений, выполняемых при монтаже); испытанием внутренним давлением (водой, воздухом, азотом или рабочей средой) для всей системы в сборе.

При проверке швов остальных категорий рентгеноили гаммаграфирование не производится.

Для каждого строящегося судна технологической службой пред­ приятия составляется специальный журнал, в котором перечислены все трубы, имеющие сварные швы категории I, и в котором ОТК производит отметку о выполнении контроля этих швов.

§19. Контроль начества

игидравличесное испытание

труб в цехе

Изготовленные трубы подлежат приемке ОТК. Все последующие операции, которым могут подвергаться эти трубы (очистка, консер­ вация, антикоррозионные покрытия, изолирование, взвешивание), должны производиться только после проверки ОТК качества их изготовления и испытания в цехе на прочность пробным гидравли­ ческим давлением.

В процессе изготовления труб проверяется качество выполнения операций. Для труб систем общего назначения, т. е. неответственных систем, контроль осуществляется производственными мастерами и бригадирами, для труб ответственных систем (системы главного и

134


вспомогательного пара, напорно-питательный трубопровод, система забортной воды, а также другие системы, определяемые заводомстроителем по согласованию с заказчиком) — представителями ОТК. Последние проверяют качество выполнения следующих основных операций: гибки труб, обработки отростков и ответвительных дета­ лей соединений и подготовки труб под сварку, сварки труб.

Принятые ОТК трубы должны быть зарегистрированы в марш­ рутно-технологических картах.

Контроль качества изготовленных труб производится до гидрав­ лического испытания. Перед проверкой трубы следует очистить от загрязнений и продуть сжатым воздухом. Приемка ОТК изготовлен­ ных труб включает в себя внешний осмотр наружной поверхности трубы, отростков, концевых и ответвительных деталей соединений и сварных (паяных) швов (в случае необходимости используется

лупа), проверку качества выполнения

погибов, а также

каче­

ства обработки и зачистки концевых

и ответвительных

узлов

трубы.

 

 

Трубы, принятые ОТК, испытывают в цехе на прочность пробным гидравлическим давлением; эта операция также контролируется ОТК. Величина пробного гидравлического давления, определяемая по отраслевой нормали, указывается в сборочно-монтажных чертежах или в спецификациях к ним.

На рис. 66 показан стенд для гидравлического испытания труб с фланцевыми соединениями, состоящий из пяти головок с ручным зажимом и трех универсальных головок с пневматическим зажимом. Последние установлены шарнирно и могут, кроме того, поворачи­ ваться вокруг вертикальной оси. Глушение конца трубы осуществ­ ляется посредством перемещения штока, связанного с пневмоци­ линдром, и двух рычагов, удерживающих фланец или кольцо. Для глушения второго конца трубы применяют различного рода заглушки (ручные или пневмогидравлические).

Широко используют заглушки винтового типа с двумя неподвиж­ ными или тремя откидными лапами, цанговые, резинометалличе­ ские (последние два типа — для свободных концов труб) и др. Для труб высокого давления применяют плоские заглушки (глухие фланцы).

Диаметр отверстия прокладок, устанавливаемых при гидравли­ ческом испытании, должен быть больше внутреннего диаметра трубы, что особенно важно для резиновых прокладок, у которых диаметр отверстия уменьшается при обжатии.

Трубы заполняются водой из заводской водопроводной маги­ страли. В процессе заполнения водой из верхней части трубы необ­ ходимо удалять скапливающийся воздух через спускной кран или путем ослабления крепления заглушки. Закрытие крана или окон­ чательное крепление заглушки производится только после появле­ ния воды, вытеснившей весь воздух.

Для создания давления внутри трубы применяют насосы различ­ ных типов. Широкое распространение получили пневмогидравли­ ческие насосы.

135