Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

компоновки трубопроводов, выполняемого только при условии полной отработки на макете общего расположения основного насы­ щения помещения, выпускаются рабочие чертежи систем с коорди­ натами трасс, разрабатываемые при помощи макета. Этой работе предшествует акт приемки макета, составляемый предприятиемпроектантом и представителями заказчика, предприятия-строителя и контрагентов.

Разработка монтажных чертежей систем с координатами трасс производится на основании данных с макета и вспомогательных совмещенных чертежей следов набора и корпусных конструкций, составляемых аналогично совмещенным размерным схемам базовых корпусных конструкций.

По оформлению монтажные чертежи не отличаются от совмещен­ ной размерной схемы, приведенной в § 25: трубопроводы изобра­ жаются одной линией; перед цифрой, указывающей расстояние трассы от базовой плоскости (т. е. ординатой), ставится знак Д ; арматура показывается в условном обозначении и т. д.

На монтажных чертежах (а также эскизах) приняты следующие условные обозначения труб, типов и деталей соединения труб.

Условное обозначение

 

Наименование

 

Сварное соединение внахлестку

 

Сварное соединение встык

 

Фланцевое соединение

 

Путевой штуцер

 

Накидное соединение штуцерное

 

Труба с фланцевым отростком

 

Труба,

поднимающаяся перпендикулярно

 

Труба,

опускающаяся перпендикулярно

 

Труба, опускающаяся под углом, отличным от 90°

 

Ответвление от трубы вверх

- е

Ответвление от трубы вниз

г~

Номер трубы по чертежу

Расстояние от оси трубы до базовой плоскости

Разбивка трасс трубопроводов на отдельные звенья, составление эскизов и технологических карт. Процесс разбивки трасс трубопро­ водов на звенья делится на два этапа:

разбивку по макету и монтажным чертежам с координатами трасс основных трубопроводов в насыщенных помещениях, в междудонных и малонасыщенных отсеках и на открытых палубах; выбороч­ ную разбивку трасс магистральных трубопроводов в жилых и слу­ жебных помещениях;

165


разбивку на головном судне трубопроводов насыщенных, жилых и служебных помещений; этот этап выполняется только после изго­ товления и установки на судне труб трасс первой очереди, т. е. в условиях значительного насыщения помещений трубами и обору­ дованием.

Разбивка производится предприятием-строителем (как правило, его технологической службой). Это предприятие определяет также

номенклатуру,

объем и последовательность разбивки, зависящие

от сложности

трасс и насыщенности помещений.

Кроме масштабных макетов насыщенных помещений, монтажных чертежей трубопроводов с координатами трасс и совмещенных чертежей следов набора и корпусных конструкций для выполнения разбивки необходимо иметь еще следующую документацию:

практический чертеж корпуса и таблицы плазовых ординат; чертежи корпусных конструкций (секций, фундаментов и т. п.)

и чертежи их насыщения; ведомость строительных и габаритных размеров арматуры (клин-

кетов, задвижек, клапанов, фильтров, грязевых коробок, перебороч­ ных стаканов и т. п.) и деталей соединений труб (фланцев, штуцеров, штуцерных накидных соединений, фитингов и т. п.).

Работа по разбивке трасс на составные части (звенья) произво­ дится следующим образом. На монтажный чертеж с координатами трасс наносят координаты, определяющие положение деталей набора корпуса по отношению к основным теоретическим плоскостям судна, и координаты деталей насыщения помещения, фундаменты и пере­ борки. Затем осуществляют собственно разбивку трасс на отдельные звенья и отмечают на чертеже строительные размеры арматуры (клинкетов, задвижек, клапанов, переборочных стаканов, приварышей и т. п.). Разбивка должна быть выполнена с учетом требо­ ваний в отношении обеспечения доступа к соединениям труб, арма­

туре и механизмам, возможности применения типовых форм труб

и унифицированных элементов конфигурации.

Далее фиксируют все данные, необходимые для составления

эскизов труб (расстояния между осями

прямых участков, коорди­

наты и размеры отростков, приварных

штуцеров и приварышей

на трубы, размеры, фиксирующие начало обратных погибов, и т. д.). По полученным геометрическим размерам рассчитывают размеры каждой трассы трубопроводов и проверяют (в трех измерениях) правильность расчета сравнением с аналогичной размерной цепью,

образованной элементами корпусных конструкций.

На основании полученных сведений на бланках технологических карт вычерчивают эскизы труб и с помощью таблиц унифицирован­ ных элементов труб, включающих также характеристики трубо­ гибочного станка, составляют и вносят в технологическую карту программу гибки,


Г л а в а V

МОНТАЖ СИСТЕМ НА СУДНЕ

Работы по изготовлению и монтажу систем выполняются трубо­ медницким и монтажным (стапельным) цехами. При изготовлении труб для головного судна трубомедницкий цех свою работу заканчи­ вает предварительной установкой труб на временном крепеже. Монтажный цех монтирует систему окончательно — трубопроводы устанавливают на штатном крепеже с прокладками. На ряде заводов системы парового отопления, бытового водоснабжения, переговорные трубы окончательно монтируются трубомедницким цехом.

При изготовлении труб для серийных судов трубомедницкий цех передает изготовленные трубы покомплектно монтажному цеху или сдает на склад без пригонки их на судне и предварительной установки. Монтажный цех получает трубы со склада, устанавливает и окончательно монтирует их на судне. Монтажные работы ведутся в соответствии с принятой для судов данного проекта разбивкой систем .на технологические комплекты. Комплектность систем и расположение отдельных элементов определяются монтажными чертежами и другой технической документацией.

§27. Подготовительные работы

ипредварительная установка артатуры и труб

До начала монтажа труб на судне должны быть выполнены работы по сборке и сварке корпуса судна, установке деталей насыщения, монтажу механизмов и аппаратов, входящих в состав систем, раз­ мещению донно-забортной арматуры, доставке к месту размещения запорной арматуры, незакрепляемой на специальных фундаментах. В порядке исключения допускается монтаж трубопроводов до уста­ новки механизмов, в этом случае вместо механизмов устанавливают их макеты.

Все большее применение получает предварительная сборка труб с арматурой в сборочно-монтажные узлы в цехе. Сборка произво­ дится в соответствии с ведомостью сборочно-монтажных узлов трубопроводов или с чертежами. Сборка узлов в цехе без последую­ щей пригонки на судне значительно сокращает сроки монтажа

систем.

Предварительно выполняют разметку мест и установку деталей присоединения труб и арматуры (наварышей, вварышей, перебороч­ ных фланцев и палубно-переборочных стаканов). Разметку осу­ ществляют разметчики-плазовщики по чертежам насыщения секций или по монтажным схемам трубопроводов. В наварыши и вварыши ввертывают шпильки на свинцовых белилах или сурике.


Подготовленные к монтажу трубы, арматура, подвески, про­ кладки, крепеж комплектуют в объеме технологических комплектов и при необходимости по помещениям или районам судна. Перед отправкой для монтажа на судно арматура должна быть расконсер­ вирована и проверена ОТК- В зависимости от назначения арматуры, ее конструкции и количества консервирующей смазки расконсерва­ ция может производиться как с разборкой арматуры, так и без

разборки. Арматуру протирают ветошью, затем продувают сжатым воздухом.

Арматуру трубопроводов, подлежащих очистке, обезжиривают в собранном виде в уайт-спирите или пропаривают с последующей промывкой. После расконсервации арматуру закрывают заглушками. Концевую арматуру устанавливают окончательно. В соответствии с чертежом в определенных местах размещают и временно закрепляют путевую арматуру. Установленная арматура и подготовленные (зачищенные) переборочные приварыши и стаканы закрывают пре­

дохранительными заглушками. Установка арматуры прове­ ряется ОТК.

После расстановки и монтажа в помещениях судна всего насы­ щения и временной установки арматуры на головных судах и судах единичной постройки производят предварительную установку и сборку труб на временных крепеже и подвесках.

При предварительной установке труб сборку соединений, как правило, выполняют на двух-трех болтах (шпильках). Взамен штатных прокладок используют временные в виде полосок или проволоки, по толщине равные штатным. После предварительной установки магистральных участков пригоняют и устанавливают забойные трубы. Предварительно собранный трубопровод предъ­ является ОТК для контроля правильности его размещения.

Предварительная установка трубопроводов, изготовляемых по эскизам, на судах серийной постройки должна выполняться по координатам монтажных чертежей.

В процессе предварительной установки труб должна соблю­

даться

определенная последовательность выполнения работ. Так,

в насыщенных помещениях размещение труб начинают с магистраль­

ных трубопроводов нижнего яруса трюма, изготовленных по эскизам.

В трюме машинного отделения трубы в основном размещают до

установки обрешетника. Трубы, располагающиеся в междудонных

отсеках,

устанавливают в процессе сборки секций до закрытия

их настилом.

§ 28. Последовательность м онтаж а систем

После предварительной установки арматуры и труб и проверки ее качества осуществляют окончательную сборку (монтаж) трубо­ проводов. При этом соединения труб разбирают, проверяют чистоту их внутренней поверхности, трубы продувают сжатым воздухом, трубопровод собирают на штатных крепеже и прокладках. Хомуты

168


постоянных подвесок закрепляют на трубах, хвостовики подрезают по месту, прихватывают и приваривают. Места приварки подвесок должны быть проверены на непроницаемость.

Устанавливают съемные детали — пробки, гайки, заглушки, насадки, отличительные планки, измерительные рейки, таблички, кожухи, маховики и т. п. Монтаж трубопровода на качество и ком­ плектность предъявляется ОТК. Производится изолирование труб, непокрытых изоляцией в цехе. Смонтированный трубопровод под­ вергают гидравлическому или воздушному испытанию на плотность.

Монтаж трасс теплоконтроля должен выполняться по окончании монтажа связанных с ним трубопроводов, на которых располагается необходимая присоединительная арматура. Трубопроводы прокла­ дывают пучками. Присоединяемые к манометрам трубки изгибают

петлей или витком, предохраняющим приборы от прямого воздей­ ствия пара.

Соединения труб изолируют асбестовыми матрацами после испы­ тания трубопроводов и систем на плотность соединений.

К началу монтажа изготовляют подвески и прокладки, под­ готовляют набивочный материал. Для крепления труб предусматри­ вается несколько типов подвесок, рассчитанных как на одиночные трубы, так и на несколько труб, проходящих параллельно. Подвески изготовляют заранее. При установке подвесок производят подгонку по месту их хвостовиков.

^Прокладки также изготовляют заранее в соответствии с монтаж­ ной ведомостью. Для прокладок применяют паронит, прессшпан, резину, фибру, асбест, фторопласт, сталь, медь и другие материалы (табл. 20). Изготовление (вырезка) прокладок производится с по­ мощью приспособлений.

^Прокладки из паронита используют для пара, забортной и прес­ ной (кроме питьевой) воды, выпускных газов, воздуха; прессшпановые — для питьевой воды, нефти, мазута, соляра, масла, бензина. Для трубопроводов, работающих под большим давлением, прокладки из ^прессшпана пропитывают олифой. Прокладки из резины с ткане­ вой прослойкой ставят на трубопроводах систем бытового водо­ снабжения и холодильных систем. Маслостойкая и бензостойкая резина расширяет область применения резиновых прокладок. Рези­ новые прокладки перед установкой натирают мелом или тальком для предотвращения «прикипания» к соединениям при повышенных температурах в судовых помещениях. Фибра применяется для таких рабочих сред, как нефть, масло, мазут, соляр, воздух.

Прокладки из асбестового картона используют в системах газовыпуска. Для соединений большого диаметра устанавливают асбе­ стовые прокладки с внутренней сеткой из тонкой латунной прово­ локи. Находят применение стальные и медные отожженные про­ кладки, фторопластовые и кожаные, бумажные и тканевые. Клингеритовые прокладки предназначены для арматуры высокого давления паровых и водяных трубопроводов. Перед установкой клингеритовые

прокладки размачивают в горячей мыльной воде и присыпают гра­ фитом.

169