Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тивность возрастает с увеличением серийности строящихся судов. Применение этих методов позволяет получить следующие преиму­

щества:

уменьшение трудоемкости изготовления значительной части тру­ бопроводов за счет ликвидации операций снятия шаблонов с места, сокращения объема операции пригонки по месту, повышения тех­ нологичности конструкции труб, использования цехового обору­ дования вместо ручной пригонки труб в стесненных условиях на судне, а также за счет снижения затрат времени на переходы рабо­ чих из цеха на судно и обратно;

улучшение условий труда рабочих путем переноса большой доли пригоночных работ с судна в цех;

устранение зависимости изготовления труб в цехе от степени готовности помещений судна, что позволяет изготовлять трубы в за­ дел с опережением по отношению к корпусным работам и обеспечи­ вает возможность выполнения монтажа трубопроводов сразу после окончания корпусных работ и установки насыщения в помещениях;

обеспечение ритмичной работы трубомедницкого и монтажного

цехов; сокращение, в конечном итоге, цикла постройки судна.

Однако использованием новых методов не исчерпываются воз­ можности существенного улучшения качества и снижения стоимости изготовления труб. Этой цели служат также следующие прогрессив­ ные технологические и организационные мероприятия:

повышение технического уровня проектирования систем за счет обеспечения оптимальной трассировки и технологичности их кон­ струкции, использования коридорной и панельной прокладки труб, максимальной унификации типоразмеров и материалов труб, деталей соединений, применения нормализованных элементов, разработки агрегатных узлов систем;

широкое внедрение современного (в том числе и с программным управлением) трубогибочного оборудования (станки СТГП-2, СТГП-3, СТГ-4) и механизированных видов сварки (полуавтоматическая и автоматическая сварка в защитных газах);

максимальная механизация ручного труда; введение стройной системы пооперационного контроля и совер­

шенствование способов контроля; организация конструкторско-технологических бюро (групп) по

разработке документации для изготовления труб по технологическим

картам и эскизам; организация трубомедницких цехов взамен участков.

§ 13. Состав основных технологических операций при изготовлении труб

Технологический процесс изготовления труб для головного (или единичного) судна содержит следующие основные операции: изго­ товление шаблонов, гибка труб по шаблонам, обработка труб, при­

40


гонка труб, сварка и пайка труб, контроль качества и гидравличе­ ское испытание труб в цехе, очистка и антикоррозионные покрытия труб, изолирование труб в цехе.

Перечисленные основные операции включают в себя подготови­ тельные и заключительные операции, как технологические, так и контрольные. Например, к основной операции — гибке труб по шаблонам — относятся подготовительная операция термообработки труо и заключительная операция контроля качества согнутых труб.

Величина удельных значений технологических операций зависит от их вида и уровня механизации и организации работ в цехе.

Трудоемкость выполняемых по месту (в помещениях судна) опе­ раций по изготовлению труб (изготовление шаблонов и пригонка труб) весьма значительна, а в сочетании с трудоемкостью операции предварительной установки труб, хотя и относящейся к разделу

монтажных работ, но обычно выполняемой трубомедницким цехом, превышает 50 %.

§ 14. Изготовление шаблонов

Проволочные шаблоны, фиксирующие конфигурацию труб, из­ готовляются в следующих случаях:

при отсутствии в сборочно-монтажных чертежах систем данных по компоновке трасс, форме и длине труб;

при наличии детальных (рабочих) чертежей труб, конфигурация которых не позволяет выполнить их гибку в холодном состоянии на трубогибочных станках.

В первом случае применяется способ изготовления шаблонов по месту, во втором — способ плазовой разметки. Следует отметить, что применение плазовой разметки рационально только для труб, подвергающихся горячей гибке. Если же можно произвести гибку труб на трубогибочных станках в холодном состоянии, то вместо изготовления шаблона по разметке с плаза непосредственно по де­ тальному чертежу трубы составляется программа гибки (или техно­ логическая карта), с помощью которой гибка на станках выпол­ няется без применения шаблона.

Изготовление шаблонов по месту. Операция производится в сле­ дующем порядке:

ознакомление со сборочно-монтажным чертежом системы и спе­ цификацией к нему;

ознакомление с местом, т. е. помещением судна, в котором должна производиться операция, и проверка готовности помещения к вы­ полнению этой работы;

подготовка проволоки для шаблонов и средств их маркировки; изготовление шаблонов по месту; доставка шаблонов в цех.

В процессе изучения чертежа следует обращать основное вни­ мание на размеры, материал и тип соединений труб (при необходи­ мости нужно просмотреть рабочие чертежи деталей соединений),

41


изучить конструкцию самих труб (например, вид обработки их кон­ цов, необходимость изолирования) и конструктивные особенности

системы (наличие уклонов, монтажных

сварных стыков

и т. п.).

На месте необходимо ознакомиться

с расположением

смежных

с изготовляемым трубопроводов и всего насыщения помещения, свя­ занного или граничащего с ним.

В подготовленном помещении должны быть закончены следующие работы:

окончательная установка (на штатном креплении) насыщения помещения (механизмов и аппаратов — на фундаментах, запорнорегулирующей арматуры, устанавливаемой до изготовления труб, — на штатных прокладках и крепеже);

расстановка (или подвешивание) на временном креплении про­ межуточной арматуры (окончательно закрепляемой только после установки труб);

для трасс труб, проходящих в верхней части помещения (под подволоком или в шахте), установка подмостей или лесов;

обеспечение выполнения всех правил техники безопасности при работе в помещениях судна (например, надежное крепление настилов и трапов, наличие ограждений в необходимых местах, достаточное освещение, отсутствие захламленности и т. д.).

Выбор проволоки для шаблона зависит от размеров труб: для труб, больших диаметров и длин используется более толстая про­ волока. Как правило, применяется проволока диаметром 6—12 мм из низкоуглеродистой стали.

Проволоку, поставляемую в бухтах, а также ранее использован­ ную, необходимо хорошо выправить. Ее обрезают перпендикулярно к оси с припуском по сравнению с длиной труб, приведенной в спе­ цификации к сборочно-монтажному чертежу системы. Во избежание травм заусенцы после обрезки необходимо зачистить. Правку про­ волоки выполняют на специальном станке, а при его отсутствии — вручную на плите.

Скорость подачи проволоки на станках составляет 6—8 м/мин. В настоящее время имеются станки, обеспечивающие подачу про­ волоки со скоростью более 22 м/мин.

Далее производится подготовка маркировочных бирок и про­ волоки для крепления их к трубам. На бирках указывают заводской номер судна и номер технологического комплекта. Затем заготовки шаблонов связывают в пучок и доставляют на судно.

Изготовление шаблонов является весьма ответственной операцией и выполняется высококвалифицированным бригадиром-трубопро- водчиком, который определяет компоновку системы в помещении. От правильности и рациональности трассировки, выбранной им, в значительной мере зависит трудоемкость работ, затрачиваемых на изготовление трубопровода, и количество труб, подвергаемых пере­ делкам.

Учитывая значение этой операции, на некоторых предприятиях назначают из числа опытных рабочих-монтажников старшин наи­ более насыщенных помещений головного судна; в обязанность стар­

42


шин входит координация взаимного расположения насыщения и труб всех систем в помещении.

Снятие шаблонов по месту производится в следующем порядке. В первую очередь снимают шаблоны для труб, составляющих маги­ страль (основную трассу) системы, а затем после их изготовления и предварительной установки по месту — для труб ответвлений (по­ следовательно для каждого ответвительного участка).

Ориентируясь по сборочно-монтажному чертежу, визуально на­ мечают трассировку линии трубопровода, выполняемую с учетом местных условий, т. е. расположения корпусных конструкций, предметов монтажного и электрического насыщения и размещения смежных трубопроводов.

Затем, придерживаясь выбранной трассы, приступают к изготов­ лению шаблонов. Шаблоны снимают последовательно для каждой из труб, входящих в линию трубопровода. За начало шаблона при­ нимают место соединения одной из крайних труб трассы с жестко закрепленными предметами насыщения помещения (фланцами ме­ ханизмов и аппаратов, приварышами, стаканами, концевой армату­ рой), т. е. с фиксированными присоединительными местами. Шаблон изгибают вручную.

Конец шаблона первой трубы, отмечаемый мелом, должен совпа­ дать с местом расположения соединения со второй трубой, выбранным согласно сборочно-монтажному чертежу системы и местным усло­ виям. Примерку готового шаблона по месту производят с целью уточ­ нения и отметки мелом на близлежащей корпусной конструкции места расположения, промежуточного соединения, проверки правиль­ ности выбранного угла между плоскостями погибов шаблона, визуаль­ ной оценки расстояния от промежуточного соединения до корпусной конструкции. Шаблон обрезают в размер в плоскости привалочной поверхности присоединительных мест или намеливают припуск на шаблоне.

При примерке изогнутого шаблона производят также разметку и приварку отрезков шаблонной проволоки, показывающих про­ странственное положение отростков и ответвительных деталей (при­ варные штуцера, приварыши), предусмотренных чертежом системы. Последовательность гибки остальных шаблонов аналогична ука­ занной.

Для длинных труб иногда с целью более точного снятия после­ дующих шаблонов первые подвешивают (на временных креплениях) в нужном положении так, чтобы они образовали начало трассы тру­ бопровода.

Изготовленные шаблоны маркируют бирками, в которые вписы­ вают порядковые номера труб по чертежу. Бирки крепят к шаблонам проволокой.

Длинные шаблоны, не обладающие достаточной жесткостью, раскрепляют проволочными стяжками с помощью электроприхваток.

Шаблоны доставляют в цех, строго соблюдая меры, предотвра­ щающие их деформацию. Шаблоны забойных труб трасс снимают только после изготовления и предварительной установки (установки

43