Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
тивность возрастает с увеличением серийности строящихся судов. Применение этих методов позволяет получить следующие преиму
щества:
уменьшение трудоемкости изготовления значительной части тру бопроводов за счет ликвидации операций снятия шаблонов с места, сокращения объема операции пригонки по месту, повышения тех нологичности конструкции труб, использования цехового обору дования вместо ручной пригонки труб в стесненных условиях на судне, а также за счет снижения затрат времени на переходы рабо чих из цеха на судно и обратно;
улучшение условий труда рабочих путем переноса большой доли пригоночных работ с судна в цех;
устранение зависимости изготовления труб в цехе от степени готовности помещений судна, что позволяет изготовлять трубы в за дел с опережением по отношению к корпусным работам и обеспечи вает возможность выполнения монтажа трубопроводов сразу после окончания корпусных работ и установки насыщения в помещениях;
обеспечение ритмичной работы трубомедницкого и монтажного
цехов; сокращение, в конечном итоге, цикла постройки судна.
Однако использованием новых методов не исчерпываются воз можности существенного улучшения качества и снижения стоимости изготовления труб. Этой цели служат также следующие прогрессив ные технологические и организационные мероприятия:
повышение технического уровня проектирования систем за счет обеспечения оптимальной трассировки и технологичности их кон струкции, использования коридорной и панельной прокладки труб, максимальной унификации типоразмеров и материалов труб, деталей соединений, применения нормализованных элементов, разработки агрегатных узлов систем;
широкое внедрение современного (в том числе и с программным управлением) трубогибочного оборудования (станки СТГП-2, СТГП-3, СТГ-4) и механизированных видов сварки (полуавтоматическая и автоматическая сварка в защитных газах);
максимальная механизация ручного труда; введение стройной системы пооперационного контроля и совер
шенствование способов контроля; организация конструкторско-технологических бюро (групп) по
разработке документации для изготовления труб по технологическим
картам и эскизам; организация трубомедницких цехов взамен участков.
§ 13. Состав основных технологических операций при изготовлении труб
Технологический процесс изготовления труб для головного (или единичного) судна содержит следующие основные операции: изго товление шаблонов, гибка труб по шаблонам, обработка труб, при
40
гонка труб, сварка и пайка труб, контроль качества и гидравличе ское испытание труб в цехе, очистка и антикоррозионные покрытия труб, изолирование труб в цехе.
Перечисленные основные операции включают в себя подготови тельные и заключительные операции, как технологические, так и контрольные. Например, к основной операции — гибке труб по шаблонам — относятся подготовительная операция термообработки труо и заключительная операция контроля качества согнутых труб.
Величина удельных значений технологических операций зависит от их вида и уровня механизации и организации работ в цехе.
Трудоемкость выполняемых по месту (в помещениях судна) опе раций по изготовлению труб (изготовление шаблонов и пригонка труб) весьма значительна, а в сочетании с трудоемкостью операции предварительной установки труб, хотя и относящейся к разделу
монтажных работ, но обычно выполняемой трубомедницким цехом, превышает 50 %.
§ 14. Изготовление шаблонов
Проволочные шаблоны, фиксирующие конфигурацию труб, из готовляются в следующих случаях:
при отсутствии в сборочно-монтажных чертежах систем данных по компоновке трасс, форме и длине труб;
при наличии детальных (рабочих) чертежей труб, конфигурация которых не позволяет выполнить их гибку в холодном состоянии на трубогибочных станках.
В первом случае применяется способ изготовления шаблонов по месту, во втором — способ плазовой разметки. Следует отметить, что применение плазовой разметки рационально только для труб, подвергающихся горячей гибке. Если же можно произвести гибку труб на трубогибочных станках в холодном состоянии, то вместо изготовления шаблона по разметке с плаза непосредственно по де тальному чертежу трубы составляется программа гибки (или техно логическая карта), с помощью которой гибка на станках выпол няется без применения шаблона.
Изготовление шаблонов по месту. Операция производится в сле дующем порядке:
ознакомление со сборочно-монтажным чертежом системы и спе цификацией к нему;
ознакомление с местом, т. е. помещением судна, в котором должна производиться операция, и проверка готовности помещения к вы полнению этой работы;
подготовка проволоки для шаблонов и средств их маркировки; изготовление шаблонов по месту; доставка шаблонов в цех.
В процессе изучения чертежа следует обращать основное вни мание на размеры, материал и тип соединений труб (при необходи мости нужно просмотреть рабочие чертежи деталей соединений),
41
изучить конструкцию самих труб (например, вид обработки их кон цов, необходимость изолирования) и конструктивные особенности
системы (наличие уклонов, монтажных |
сварных стыков |
и т. п.). |
На месте необходимо ознакомиться |
с расположением |
смежных |
с изготовляемым трубопроводов и всего насыщения помещения, свя занного или граничащего с ним.
В подготовленном помещении должны быть закончены следующие работы:
окончательная установка (на штатном креплении) насыщения помещения (механизмов и аппаратов — на фундаментах, запорнорегулирующей арматуры, устанавливаемой до изготовления труб, — на штатных прокладках и крепеже);
расстановка (или подвешивание) на временном креплении про межуточной арматуры (окончательно закрепляемой только после установки труб);
для трасс труб, проходящих в верхней части помещения (под подволоком или в шахте), установка подмостей или лесов;
обеспечение выполнения всех правил техники безопасности при работе в помещениях судна (например, надежное крепление настилов и трапов, наличие ограждений в необходимых местах, достаточное освещение, отсутствие захламленности и т. д.).
Выбор проволоки для шаблона зависит от размеров труб: для труб, больших диаметров и длин используется более толстая про волока. Как правило, применяется проволока диаметром 6—12 мм из низкоуглеродистой стали.
Проволоку, поставляемую в бухтах, а также ранее использован ную, необходимо хорошо выправить. Ее обрезают перпендикулярно к оси с припуском по сравнению с длиной труб, приведенной в спе цификации к сборочно-монтажному чертежу системы. Во избежание травм заусенцы после обрезки необходимо зачистить. Правку про волоки выполняют на специальном станке, а при его отсутствии — вручную на плите.
Скорость подачи проволоки на станках составляет 6—8 м/мин. В настоящее время имеются станки, обеспечивающие подачу про волоки со скоростью более 22 м/мин.
Далее производится подготовка маркировочных бирок и про волоки для крепления их к трубам. На бирках указывают заводской номер судна и номер технологического комплекта. Затем заготовки шаблонов связывают в пучок и доставляют на судно.
Изготовление шаблонов является весьма ответственной операцией и выполняется высококвалифицированным бригадиром-трубопро- водчиком, который определяет компоновку системы в помещении. От правильности и рациональности трассировки, выбранной им, в значительной мере зависит трудоемкость работ, затрачиваемых на изготовление трубопровода, и количество труб, подвергаемых пере делкам.
Учитывая значение этой операции, на некоторых предприятиях назначают из числа опытных рабочих-монтажников старшин наи более насыщенных помещений головного судна; в обязанность стар
42
шин входит координация взаимного расположения насыщения и труб всех систем в помещении.
Снятие шаблонов по месту производится в следующем порядке. В первую очередь снимают шаблоны для труб, составляющих маги страль (основную трассу) системы, а затем после их изготовления и предварительной установки по месту — для труб ответвлений (по следовательно для каждого ответвительного участка).
Ориентируясь по сборочно-монтажному чертежу, визуально на мечают трассировку линии трубопровода, выполняемую с учетом местных условий, т. е. расположения корпусных конструкций, предметов монтажного и электрического насыщения и размещения смежных трубопроводов.
Затем, придерживаясь выбранной трассы, приступают к изготов лению шаблонов. Шаблоны снимают последовательно для каждой из труб, входящих в линию трубопровода. За начало шаблона при нимают место соединения одной из крайних труб трассы с жестко закрепленными предметами насыщения помещения (фланцами ме ханизмов и аппаратов, приварышами, стаканами, концевой армату рой), т. е. с фиксированными присоединительными местами. Шаблон изгибают вручную.
Конец шаблона первой трубы, отмечаемый мелом, должен совпа дать с местом расположения соединения со второй трубой, выбранным согласно сборочно-монтажному чертежу системы и местным усло виям. Примерку готового шаблона по месту производят с целью уточ нения и отметки мелом на близлежащей корпусной конструкции места расположения, промежуточного соединения, проверки правиль ности выбранного угла между плоскостями погибов шаблона, визуаль ной оценки расстояния от промежуточного соединения до корпусной конструкции. Шаблон обрезают в размер в плоскости привалочной поверхности присоединительных мест или намеливают припуск на шаблоне.
При примерке изогнутого шаблона производят также разметку и приварку отрезков шаблонной проволоки, показывающих про странственное положение отростков и ответвительных деталей (при варные штуцера, приварыши), предусмотренных чертежом системы. Последовательность гибки остальных шаблонов аналогична ука занной.
Для длинных труб иногда с целью более точного снятия после дующих шаблонов первые подвешивают (на временных креплениях) в нужном положении так, чтобы они образовали начало трассы тру бопровода.
Изготовленные шаблоны маркируют бирками, в которые вписы вают порядковые номера труб по чертежу. Бирки крепят к шаблонам проволокой.
Длинные шаблоны, не обладающие достаточной жесткостью, раскрепляют проволочными стяжками с помощью электроприхваток.
Шаблоны доставляют в цех, строго соблюдая меры, предотвра щающие их деформацию. Шаблоны забойных труб трасс снимают только после изготовления и предварительной установки (установки
43