Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С помощью этих шаблонов изготовляют постоянные гибочные (жесткие) шаблоны из стальных труб диаметром 22—32 мм, раскреп­ ляемых распорками или ребрами жесткости.

Гибку труб системы главного пара осуществляют после проверки этих шаблонов по месту.

§ 15. Гибка труб по шаблонам

Гибка — одна из основных операций, определяющих качество изделия — выполняется с целью придания трубе требуемой геоме­ трической формы, соответствующей конфигурации шаблона. Гибке сопутствует ряд подготовительных и заключительных технологи­ ческих или контрольных операций: термообработка, предваритель­ ная очистка, отрезка, контроль качества гибки и т. п.

По виду работы гибка делится на холодную и горячую.

Наиболее распространенными в судостроении являются следую­ щие способы гибки труб:

холодная — на станках наматыванием; на приспособлениях об­ каткой; на станках вальцовкой;

горячая — на плите с нагревом в горнах (печах); на станках с ин­ дукционным нагревом; гибка компенсаторов.

Широкое применение получила холодная гибка труб на станках и приспособлениях, охватывающая 85—95% всех трубогибочных ра­ бот. К ее преимуществам относятся хорошее' качество погибов, вы­ сокая производительность труда, отсутствие необходимости приме­

нения нагрева и наполнителей, улучшение условий и удешевление работы.

Однако в ряде случаев при необходимости выполнения неунифи­ цированных радиусов погибов, сложной конфигурации труб, не позволяющей произвести холодную гибку на трубогибочных станках, а также при отсутствии станков достаточной мощности для гибки труб больших диаметров или требуемой оснастки производится горячая гибка. При этом следует учитывать, что горячая гибка на плите должна применяться в исключительных случаях.

Основные недостатки горячей гибки заключаются в том, что при­ менение нагрева может вызвать ухудшение физико-механических свойств металла труб при перегреве и более низкое качество погибов при гибке на плите за счет неравномерного утонения затылочной части и уменьшения живого сечения трубы вследствие посадки ме­ талла в процессе правки гофров и вмятин.

Подготовка труб н гибке

Приемка на склад судостроительного предприятия и хранение труб. Операция приемки поступившей на склад партии труб осу­ ществляется работниками бюро внешней приемки ОТК и произво­ дится только при наличии сертификата, удостоверяющего соответ­ ствие труб требованиям ГОСТ, технических условий или заказной документации.

50


Проверка заключается в установлении соответствия сертификат­ ных данных требованиям ГОСТ, ТУ и заказных ведомостей на по­ ставку труб. На предприятие должны поставляться трубы, выдер­ жавшие определенные испытания. Испытания делятся на две группы: обязательные, предусмотренные ГОСТ или ТУ, и факультативные, выполняемые согласно ГОСТ или ТУ только по требованию потре­ бителя. В последнем случае необходимость проведения испытаний оговаривается в заказной документации.

Для примера перечислим некоторые виды испытаний': на гидрав­ лическое давление, загиб, раздачу, сплющивание, бортование, межкристаллитную коррозию и др.

Для труб, не имеющих сертификата, выполняют лабораторную проверку химического состава и механических свойств и технологи­ ческие испытания, а также проверяют размеры и состояние их по­ верхностей (лабораторная проверка и технологические испытания водогазопроводных труб необязательны).

С целью защиты поверхностей труб от влияния атмосферных усло­ вий их хранение следует осуществлять в закрытых помещениях или в худшем случае под навесом. Склады оборудуют стеллажами с ячей­ ками и подъемно-транспортными средствами. Укладку труб выпол­ няют по маркам материалов и типоразмерам. Стеллажи для хранения труб из цветных металлов и сплавов облицовывают деревом или дру­ гими мягкими материалами.

При погрузо-разгрузочных операциях необходимо применять

рациональные способы стропления связок труб, исключающие их повреждение.

Приемка труб со склада предприятия, доставка и хранение труб на складе трубомедницкого цеха. В трубомедницкий цех принимают трубы со склада предприятия по выпискам из сертификата и при наличии на трубах маркировки. Трубы на склад цеха доставляют с помощью автомашин, автокаров, железнодорожного транспорта и т. п. Удобно перевозить трубы в контейнерах автолесовозами.

Современный трубомедницкий цех должен иметь механизирован­ ный склад труб, находящийся на территории цеха или. вблизи него. На таком складе поиск необходимых труб, извлечение их из ячеек, укладка на транспортер и доставка в цех осуществляются с помощью специальных автоматизированных или механизированных устройств. Хранение труб на складе цеха должно удовлетворять требованиям, изложенным выше.

Проверка труб перед запуском в производство. Доставленные в цех трубы перед запуском в работу подвергаются осмотру для опреде­ ления состояния их поверхностей.

Особые требования предъявляются к трубам, предназначенным для систем главного и вспомогательного пара. При осмотре этих труб, производимом ОТК, проверяют:

наличие маркировки и клейм ОТК предприятия-поставщика; соответствие размеров наружного диаметра, толщины стенки

иовальности требованиям ГОСТ и ТУ (наружный диаметр замеряется

вдвух-трех местах по длине трубы, а толщина стенки — с обоих

4 *

51

 


концов трубы в четырех точках, расположенных во взаимно перпен­ дикулярных плоскостях);

соответствие качества наружной и внутренней поверхностей требованиям ГОСТ и ТУ; при этом наружная поверхность осматри­ вается невооруженным глазом, а внутренняя — с помощью специаль­ ных приборов, перископов или низковольтной лампы и зеркала; поверхности труб должны быть чистыми, не допускается наличие плен и рванин, закатов, трещин, глубоких вмятин, травильной сыпи, окалины, острых рисок и других поверхностных дефектов;

содержание углерода и легирующих элементов в материале труб.

Перед осмотром производится очистка труб от загрязнений с по­ мощью сжатого воздуха.

Расконсервация и предварительная очистка труб. Часть труб,

поступающих на предприятие, покрыта консервирующей смазкой, предохраняющей их от коррозии. Перед запуском в работу такие трубы подвергают обезжириванию для удаления смазки.

К чистоте внутренней поверхности труб систем главного и вспо­ могательного пара и масляной системы предъявляются высокие тре­ бования. Так как после гибки очистка внутренней поверхности труб значительно усложняется, перед запуском в работу трубы, имеющие окалину или окисления, должны проходить предварительную очи­

стку — химическую (травлением) и в случае необходимости дробе­ струйную.

На многих предприятиях предварительной очистке подвергаются

также трубы топливных систем, систем гидроприводов, сжатого воздуха и т. д.

При наличии прокатной пленки рекомендуется выполнять пред­

варительную очистку труб всех систем, изготовляемых из углеро­ дистой стали.

Непосредственно перед началом работы все трубы очищают от грязи и влаги, затем продувают сжатым воздухом.

Термическая обработка труб. Для снятия внутренних напряже­ ний и улучшения механических свойств, в частности, для придания материалу необходимой пластичности, трубы, предназначенные для холодной гибки, должны проходить термообработку.

Вид термообработки зависит от марки материала труб. Так, стали марок 15ХМ и 12Х1МФ подвергают нормализации с последую­ щим высоким отпуском, медь марки МЗр и медно-никелевый сплав

марки МНЖ5-1 — отжигу и т. д. Режимы термообработки указаны в табл. 5.

На судостроительных предприятиях обычно выполняют термо­ обработку только медных, медно-никелевых, латунных труб и труб из алюминиевого сплава марки АД1 (М), поскольку все стальные (кроме водогазопроводных, не требующих термообработки) и биме­ таллические трубы поставляются в термообработанном состоянии.

Трубы из латуни поставляют в полутвердом состоянии, трубы из алюминиевых сплавов — в отожженном. Перед холодной гибкой подвергаются термообработке: трубы из латуни — отжигу, трубы из алюминиевого сплава АД1 (М) — закалке (непосредственно

52


Материал

Марка

труб

материала труб

Углероди­

10

стая сталь

20

Легирован­

15ХМ

ная сталь

 

 

12Х1МФ

Биметалл

10+МЗр

 

20+МЗр

Медь

12ХНЗА+МЗр

МЗр

Медно­ МНЖ5-1 никелевые МНАЖМц-6,5-1,5-1-1

сплавы Латунь Л 63 (Пт)

Л68 (Пт) ЛАМш77-2-0,06 (М)

Алюминие­ АД1 (М) вые сплавы

АМг2 (М) АМгЗ (М) АМг5 (М)

сл

Режимы термообработки труб перед холодной гибкой

вид термо­ обработки

Норма­ лизация

Отпуск Норма­ лизация Отпуск

Отжиг

Закалка

Отжиг

Режимы нагрева

посадка и выдержка в процессе нагрева

Посадка при тем­ пературе печи '650°; выдержка

1,0—1,5 ч;

дальнейший на­ грев с макси­ мальной ско­ ростью

Посадка в печь, нагретую до температуры от­ жига

Посадка в печь, на­ гретую до темпе­ ратуры закалки Посадка в печь, I нагретую до

температуры от­ жига

темпера­

Выдержка после

 

нагрева

 

тура

на­

 

 

 

грева,

°С

 

 

 

900—920

2—3 мин на 1 мм

880—900

толщины

стенки

 

 

(в зависимости

от

930—960

величины садки)

2—3 мин на 1 мм

680—730

толщины стенки

 

Не менее 3 ч

 

950—980

2—3 мин на 1 мм

720—750

толщины стенки

 

Не менее 3 ч

 

650—700

,5—2

мин

на

1 мм

толщины

650—700

стенки

 

 

1 мин на 1 мм тол­

 

 

щины стенки

 

750—800

5—6 мин на 1 мм

толщины стенки

 

 

 

1 мин на 1 мм тол­

600—650

щины стенки,

но

350—500

не менее 20 мин

80 мин

 

 

350—420

80 мин

 

 

330—350

 

 

 

 

 

Таблица 5

Режим

охлаждения

Вместе с печью до 500° С, затем на спокойном воз­ духе

Нормализация на спокойном воз­ духе; отпуск — охлаждение вме­ сте с печью до

500° С, затем — на спокойном воздухе

На воздухе

В воде

На воздухе