Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
С помощью этих шаблонов изготовляют постоянные гибочные (жесткие) шаблоны из стальных труб диаметром 22—32 мм, раскреп ляемых распорками или ребрами жесткости.
Гибку труб системы главного пара осуществляют после проверки этих шаблонов по месту.
§ 15. Гибка труб по шаблонам
Гибка — одна из основных операций, определяющих качество изделия — выполняется с целью придания трубе требуемой геоме трической формы, соответствующей конфигурации шаблона. Гибке сопутствует ряд подготовительных и заключительных технологи ческих или контрольных операций: термообработка, предваритель ная очистка, отрезка, контроль качества гибки и т. п.
По виду работы гибка делится на холодную и горячую.
Наиболее распространенными в судостроении являются следую щие способы гибки труб:
холодная — на станках наматыванием; на приспособлениях об каткой; на станках вальцовкой;
горячая — на плите с нагревом в горнах (печах); на станках с ин дукционным нагревом; гибка компенсаторов.
Широкое применение получила холодная гибка труб на станках и приспособлениях, охватывающая 85—95% всех трубогибочных ра бот. К ее преимуществам относятся хорошее' качество погибов, вы сокая производительность труда, отсутствие необходимости приме
нения нагрева и наполнителей, улучшение условий и удешевление работы.
Однако в ряде случаев при необходимости выполнения неунифи цированных радиусов погибов, сложной конфигурации труб, не позволяющей произвести холодную гибку на трубогибочных станках, а также при отсутствии станков достаточной мощности для гибки труб больших диаметров или требуемой оснастки производится горячая гибка. При этом следует учитывать, что горячая гибка на плите должна применяться в исключительных случаях.
Основные недостатки горячей гибки заключаются в том, что при менение нагрева может вызвать ухудшение физико-механических свойств металла труб при перегреве и более низкое качество погибов при гибке на плите за счет неравномерного утонения затылочной части и уменьшения живого сечения трубы вследствие посадки ме талла в процессе правки гофров и вмятин.
Подготовка труб н гибке
Приемка на склад судостроительного предприятия и хранение труб. Операция приемки поступившей на склад партии труб осу ществляется работниками бюро внешней приемки ОТК и произво дится только при наличии сертификата, удостоверяющего соответ ствие труб требованиям ГОСТ, технических условий или заказной документации.
50
Проверка заключается в установлении соответствия сертификат ных данных требованиям ГОСТ, ТУ и заказных ведомостей на по ставку труб. На предприятие должны поставляться трубы, выдер жавшие определенные испытания. Испытания делятся на две группы: обязательные, предусмотренные ГОСТ или ТУ, и факультативные, выполняемые согласно ГОСТ или ТУ только по требованию потре бителя. В последнем случае необходимость проведения испытаний оговаривается в заказной документации.
Для примера перечислим некоторые виды испытаний': на гидрав лическое давление, загиб, раздачу, сплющивание, бортование, межкристаллитную коррозию и др.
Для труб, не имеющих сертификата, выполняют лабораторную проверку химического состава и механических свойств и технологи ческие испытания, а также проверяют размеры и состояние их по верхностей (лабораторная проверка и технологические испытания водогазопроводных труб необязательны).
С целью защиты поверхностей труб от влияния атмосферных усло вий их хранение следует осуществлять в закрытых помещениях или в худшем случае под навесом. Склады оборудуют стеллажами с ячей ками и подъемно-транспортными средствами. Укладку труб выпол няют по маркам материалов и типоразмерам. Стеллажи для хранения труб из цветных металлов и сплавов облицовывают деревом или дру гими мягкими материалами.
При погрузо-разгрузочных операциях необходимо применять
рациональные способы стропления связок труб, исключающие их повреждение.
Приемка труб со склада предприятия, доставка и хранение труб на складе трубомедницкого цеха. В трубомедницкий цех принимают трубы со склада предприятия по выпискам из сертификата и при наличии на трубах маркировки. Трубы на склад цеха доставляют с помощью автомашин, автокаров, железнодорожного транспорта и т. п. Удобно перевозить трубы в контейнерах автолесовозами.
Современный трубомедницкий цех должен иметь механизирован ный склад труб, находящийся на территории цеха или. вблизи него. На таком складе поиск необходимых труб, извлечение их из ячеек, укладка на транспортер и доставка в цех осуществляются с помощью специальных автоматизированных или механизированных устройств. Хранение труб на складе цеха должно удовлетворять требованиям, изложенным выше.
Проверка труб перед запуском в производство. Доставленные в цех трубы перед запуском в работу подвергаются осмотру для опреде ления состояния их поверхностей.
Особые требования предъявляются к трубам, предназначенным для систем главного и вспомогательного пара. При осмотре этих труб, производимом ОТК, проверяют:
наличие маркировки и клейм ОТК предприятия-поставщика; соответствие размеров наружного диаметра, толщины стенки
иовальности требованиям ГОСТ и ТУ (наружный диаметр замеряется
вдвух-трех местах по длине трубы, а толщина стенки — с обоих
4 * |
51 |
|
концов трубы в четырех точках, расположенных во взаимно перпен дикулярных плоскостях);
соответствие качества наружной и внутренней поверхностей требованиям ГОСТ и ТУ; при этом наружная поверхность осматри вается невооруженным глазом, а внутренняя — с помощью специаль ных приборов, перископов или низковольтной лампы и зеркала; поверхности труб должны быть чистыми, не допускается наличие плен и рванин, закатов, трещин, глубоких вмятин, травильной сыпи, окалины, острых рисок и других поверхностных дефектов;
содержание углерода и легирующих элементов в материале труб.
Перед осмотром производится очистка труб от загрязнений с по мощью сжатого воздуха.
Расконсервация и предварительная очистка труб. Часть труб,
поступающих на предприятие, покрыта консервирующей смазкой, предохраняющей их от коррозии. Перед запуском в работу такие трубы подвергают обезжириванию для удаления смазки.
К чистоте внутренней поверхности труб систем главного и вспо могательного пара и масляной системы предъявляются высокие тре бования. Так как после гибки очистка внутренней поверхности труб значительно усложняется, перед запуском в работу трубы, имеющие окалину или окисления, должны проходить предварительную очи
стку — химическую (травлением) и в случае необходимости дробе струйную.
На многих предприятиях предварительной очистке подвергаются
также трубы топливных систем, систем гидроприводов, сжатого воздуха и т. д.
При наличии прокатной пленки рекомендуется выполнять пред
варительную очистку труб всех систем, изготовляемых из углеро дистой стали.
Непосредственно перед началом работы все трубы очищают от грязи и влаги, затем продувают сжатым воздухом.
Термическая обработка труб. Для снятия внутренних напряже ний и улучшения механических свойств, в частности, для придания материалу необходимой пластичности, трубы, предназначенные для холодной гибки, должны проходить термообработку.
Вид термообработки зависит от марки материала труб. Так, стали марок 15ХМ и 12Х1МФ подвергают нормализации с последую щим высоким отпуском, медь марки МЗр и медно-никелевый сплав
марки МНЖ5-1 — отжигу и т. д. Режимы термообработки указаны в табл. 5.
На судостроительных предприятиях обычно выполняют термо обработку только медных, медно-никелевых, латунных труб и труб из алюминиевого сплава марки АД1 (М), поскольку все стальные (кроме водогазопроводных, не требующих термообработки) и биме таллические трубы поставляются в термообработанном состоянии.
Трубы из латуни поставляют в полутвердом состоянии, трубы из алюминиевых сплавов — в отожженном. Перед холодной гибкой подвергаются термообработке: трубы из латуни — отжигу, трубы из алюминиевого сплава АД1 (М) — закалке (непосредственно
52
Материал |
Марка |
труб |
материала труб |
Углероди |
10 |
стая сталь |
20 |
Легирован |
15ХМ |
ная сталь |
|
|
12Х1МФ |
Биметалл |
10+МЗр |
|
20+МЗр |
Медь |
12ХНЗА+МЗр |
МЗр |
Медно МНЖ5-1 никелевые МНАЖМц-6,5-1,5-1-1
сплавы Латунь Л 63 (Пт)
Л68 (Пт) ЛАМш77-2-0,06 (М)
Алюминие АД1 (М) вые сплавы
АМг2 (М) АМгЗ (М) АМг5 (М)
сл
Режимы термообработки труб перед холодной гибкой
вид термо обработки
Норма лизация
Отпуск Норма лизация Отпуск
Отжиг
Закалка
Отжиг
Режимы нагрева
посадка и выдержка в процессе нагрева
Посадка при тем пературе печи '650°; выдержка
1,0—1,5 ч;
дальнейший на грев с макси мальной ско ростью
Посадка в печь, нагретую до температуры от жига
Посадка в печь, на гретую до темпе ратуры закалки Посадка в печь, I нагретую до
температуры от жига
темпера |
Выдержка после |
|
||
нагрева |
|
|||
тура |
на |
|
|
|
грева, |
°С |
|
|
|
900—920 |
2—3 мин на 1 мм |
|||
880—900 |
толщины |
стенки |
||
|
|
(в зависимости |
от |
|
930—960 |
величины садки) |
|||
2—3 мин на 1 мм |
||||
680—730 |
толщины стенки |
|
||
Не менее 3 ч |
|
|||
950—980 |
2—3 мин на 1 мм |
|||
720—750 |
толщины стенки |
|
||
Не менее 3 ч |
|
|||
650—700 |
,5—2 |
мин |
на |
|
1 мм |
толщины |
|||
650—700 |
стенки |
|
|
|
1 мин на 1 мм тол |
||||
|
|
щины стенки |
|
|
750—800 |
5—6 мин на 1 мм |
|||
толщины стенки |
|
|||
|
|
1 мин на 1 мм тол |
||
600—650 |
щины стенки, |
но |
||
350—500 |
не менее 20 мин |
|||
80 мин |
|
|
||
350—420 |
80 мин |
|
|
|
330—350 |
|
|
||
|
|
|
Таблица 5
Режим
охлаждения
Вместе с печью до 500° С, затем на спокойном воз духе
Нормализация на спокойном воз духе; отпуск — охлаждение вме сте с печью до
500° С, затем — на спокойном воздухе
На воздухе
В воде
На воздухе