Файл: Дипломная работа выполнена на 71 странице с использованием 66 источников.docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характеризуя международный франчайзинг можно отметить следующее: «Происходит проникновение на новый рынок за счет мировой известности правообладателя и знания местного рынка пользователем; работает экономия на масштабах; возможно совершенствование собственного ноу-хау в новых условиях. Однако при всех плюсах международный франчайзинг является уязвимым, так необходимо приспосабливаться к новому рынку, оценивать возможность адаптации к другой стране, иметь четкие представления о законодательстве страны, где будет создана сеть франчайзинга» [53, c. 36].
В Республике Беларусь основное место занимают договоры национального франчайзинга [5]. На данную ситуацию оказывают влияние «значительные финансовые и временные издержки, требующиеся для оформления необходимых документов, сложность и многогранность договора франчайзинга, чему способствует низкая осведомленность субъектов хозяйствования о принципах деятельности франчайзинговых сетей, неразвитость системы доступного кредитования франчайзинга и другое» [9, с. 146].
Из приведенной классификации франчайзинга, видно, что в рамках одного экономико-правового явления объединены достаточно разные по своей природе фактические и юридические отношения, которые практически невозможно надлежащим образом урегулировать в рамках одного и того же правового описания.
Ю.С. Миловзорова также приходит к выводу о том, что «необходимость классификации обусловлена тем, что сбыт собственной продукции и закупка с целью перепродажи имеют различное экономическое и правовое содержание с точки зрения объема передаваемых правообладателем прав, обязательных составляющих лицензионного комплекса, ответственности сторон, разграниченной правообладателем именно по сфере использования лицензионного комплекса» [38, с. 12].
Классификация договора франчайзинга по сфере деятельности, практически выводится из норм статьи 910-6 ГК Республики Беларусь об ответственности правообладателя по требования предъявляемым к пользователю. Так, в случае, когда пользователь является продавцом товаров (работ, услуг), правообладатель несет субсидиарную ответственность, в данном случае может иметь место сбытовой или сервисный франчайзинг. В том случае, когда пользователь является изготовителем товаров, правообладатель отвечает солидарно с пользователем, и в данном случае речь идет о производственном франчайзинге.
Поэтому, на наш взгляд, целесообразно предусмотреть в законе классификацию договора комплексной предпринимательской лицензии и отразить особенности каждого вида договора франчайзинга.
1.3 Отграничение договора франчайзинга от смежных институтов
Поскольку в юридической литературе отсутствует единая точка зрения относительно положения, которое занимает договор франчайзинг в системе гражданско-правовых договоров, по нашему мнению, для того, чтобы лучше раскрыть правовую природу договору франчайзинга, выявить его специфику и ответить на данный вопрос, необходимо провести сравнительную характеристику данного договора с и иными наиболее схожими договорами.
В связи с тем, что договор франчайзинга предполагает передачу прав пользования, следует разграничить его и договор аренды. Действующий ГК регламентирует аренду предприятий, а в составе последних также и аренду прав на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятий, и других исключительных прав. Однако в данном случае в аренду передается предприятия в целом как имущественный комплекс, которое рассматривается как самостоятельный объект, следовательно, возникает право пользования именно им, а не отдельными правами [51, с. 810]. Отношения арендодателя и арендатора сводятся в конечном итоге к простой схеме - пользование за вознаграждение, в то время как отношения правообладателя и пользователя гораздо шире и глубже.
У договора франчайзинга в случае выплаты правообладателю вознаграждения в виде фиксированного разового платежа фактически могут быть определены отдельные сходства с договором купли-продажи (например, в случае покупки завода по производству какой-либо продукции), так как в обоих случаях за вознаграждение передается сходный объект гражданских прав. «Во-первых, предметом договора купли-продажи являются вещи, предметом договора франчайзинга также могут являться вещи, однако, прежде всего передается право на пользование объектами интеллектуальной собственности; во-вторых, по договору купли-продажи всегда имеет место отчуждение предмета договора; по договору франчайзинга имущество (вещи) также может отчуждаться, однако права на интеллектуальную собственность, несмотря на передачу прав на ее использование другому субъекту, сохраняются за правообладателем» [59].
Сбытовой франчайзинг надо отличать от реализации товаров (оказания услуг) на основании договоров поручения и комиссии. Договор франчайзинга от указанных договоров отличает, то, что, во-первых, по этим договорам не передаются права на использование объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих доверителю либо комитенту; во-вторых, данные договоры не предусматривают обязанности доверителя, комитента обучать своих контрагентов ведению бизнеса и оказывать им консультационную помощь; в-третьих, платежи идут от доверителя, комитента к поверенному, комиссионеру, а не наоборот, как это имеет место в договоре франчайзинга [30]; в-четвертых, интерес поверенного и комиссионера заключается в получении ими вознаграждения за совершение в интересах доверителя или комитента юридических действий, сделок, в то время как интерес пользователя по договору франчайзинга заключается в получении прибыли от осуществления предпринимательской деятельности с использованием переданного правообладателем комплекса исключительных прав.
М.И. Брагинский и В.В. Витрянский с определенными условностями относят франшизу к категории договоров о возмездном оказании услуг, поскольку они считают, что содержание данного договора представляет собой услугу. Так наряду с предоставлением комплекса исключительных прав в содержание договора входит оказание правообладателем консультационных услуг, обучение персонала, предоставление документации [6, c. 45].
Однако мы придерживаемся того мнения, что договор франчайзинга вообще не имеет своим предметом действия в виде услуги, так действия в виде услуг являются факультативными обязанностями правообладателя, не определяют предмет договора, а носят исключительно вспомогательный характер. «Предметом же договора франчайзинга является совокупность действий по предоставлению комплекса исключительных прав, которые не являются услугами по своей сущности» [37].
Более сложным является разграничение договора франчайзинга и лицензионного договора. Ряд авторов даже рассматривают договор франчайзинга как разновидность лицензионных договоров, так как основу его предмета также составляет передача прав на объекты интеллектуальной собственности. Однако, несмотря на то, что в предмет договора франчайзинга входит лицензия на использование исключительных прав, что позволяет отнести его к лицензионным договорам, он, тем не менее, обладает рядом характерных особенностей, что требует его выделения в самостоятельный договорной институт.
Проводя разграничения по предмету, необходимо отметить, что по договору франчайзинга правообладатель обязуется предоставить пользователю лицензионный комплекс, включающий право использования фирменного наименования правообладателя, других объектов интеллектуальной собственности, предусмотренных договором франчайзинга, а также нераскрытой информации в предпринимательской деятельности пользователя. Слово «комплекс» подчеркивает наличие своеобразной совокупности, состоящей как минимум из права использования фирменного наименования и нераскрытой информации[53, c. 26]. «По лицензионному договору лицензиар предоставляет другой стороне лицензиату разрешение использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности» [15].
Если комплекс исключительных прав по договору франчайзинга передается для использования исключительно в предпринимательской деятельности, лицензионный договор подобного ограничения не содержит. Если по лицензионному договору прекращение переданных прав ведет прекращение самого лицензионного договора, то прекращение исключительного права, пользование которым предоставлено по договору франчайзинга, не ведет к прекращению этого договора. В этом случае прекращают свое действие лишь те положения, которые относятся к прекратившемуся праву, то есть лицензионная часть договора франчайзинга [53, c. 27]
Сторонами договора франчайзинга могут быть только коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, тогда как для лицензионного договора ограничений в этой части нет, то есть стороной может быть любое правоспособное лицо с рядом обычных ограничений, связанных с его дееспособностью. Кроме того, договор франчайзинга всегда является только возмездным, в то время как лицензионный договор может быть и безвозмездным, если это прямо в нем предусмотрено [15].
В отличие от лицензионного договора, где «лицензиат во внешних отношениях выступает как лицо, отличное от лицензиара, при франчайзинге пользователь во взаимоотношениях с потребителями фактически идентичен правообладателю» [59]. С.Ф. Сокол указывает на то, что «в отличие от лицензиата успех пользователя по договору франчайзинга зависит и от умения правообладателя создать прибыльную систему, обучить пользователя правилам надлежащей работы системы, провести инструктаж, постоянно контролировать пользователя и содействовать ему в течение срока действия договора» [53, c. 27-28].
Важным критерием разграничения рассматриваемых договоров является подход законодателя к установлению ответственности франчайзера. Так в ГК Республики Беларусь установлено, что правообладатель несет субсидиарную ответственность по требованиям о качестве товаров и услуг, оказываемых пользователем по договору[15]. На лицензиара ответственность за качество товаров и услуг, производимых, оказываемых лицензиатом, не распространяется.
Мы согласны с мнением А.А. Пупа: «договор франчайзинга в отличие от лицензионного не ограничивается заключением сделки о купле-продаже лицензионного комплекса, а подразумевает дальнейшие отношения между пользователем и правообладателем основанные на взаимовыгодном сотрудничестве, предусматривает передачу не только лицензионного комплекса, но и неохраняемых лицензионным договором прав, таких, как коммерческий опыт правообладателя, деловые связи, деловая репутация» [49, с. 234].
Сопоставление договора франчайзинга со смежными гражданско-правовыми институтами позволяет прийти к следующему выводу: в соответствии с действующим законодательством франчайзинг представляет собой самостоятельную договорную модель. Данный вывод также подтверждается закреплением в ГК Республики Беларусь отдельной главы 53 «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)». Несмотря на то, что в содержании договора франчайзинга присутствуют отдельные элементы различных договоров, тем не менее, это лишь элементы, которые дают основания сравнивать франчайзинг с иными договорными обязательствами и определять как общие, так и неприемлемые для данного договора признаки. Договор франчайзинга отличается от других договоров по своему уникальному предмету, специфике объекта, цели и содержанию.