Файл: Правовое регулирование ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации и зарубежных странах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правонарушение наказывается денежным штрафом в размере до пяти тысяч евро, если действие не подпадает под ст. 378 Налогового кодекса Германии.
Следующим административным проступком в налоговой сфере признается по законодательству Германии создание препятствий для налогообложения (ст. 380 НК Германии). Правонарушение признается совершенным лицом, которое умышленно или по грубой неосторожности не выполняет в полном объеме или в указанные сроки свои обязанности предоставить налоговые платежи налоговым органам. Данное правонарушение может быть наказано денежным штрафом в размере до двадцати пяти тысяч евро,
Имеет место в системе правонарушений и такое нарушение закона, как незаконное получение льгот (ст. 383 НК Германии). Данное правонарушение может быть наказано денежным штрафом в размере до пятидесяти тысяч евро.
Срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения по законодательству Германии составляет 5 лет (ст. ст. 378, 379, 380, 384 НК РФ).
В Налоговом кодексе Германии сгруппирован целый ряд правонарушений (offences), лежащих на грани преступного деяния. Это, например, составы таких административных правонарушений, как легкомысленное занижение суммы налога, фальсификация бухгалтерской отчетности владельцем предприятия или служащим, а также уничтожение документов бухгалтерского учета. На наш взгляд, их цель – как можно более раннее пресечение уклонения от уплаты налогов14.
Таким образом, на основе анализа действующего законодательства Германии, регулирующего институт юридической ответственности за налоговые правонарушения, можно выделить следующие особенности.
Во-первых, институт юридической ответственности за налоговые преступления и правонарушения закреплен не в многочисленных кодексах и законах, а только в Налоговом кодексе от 2002 года.
Во-вторых, в немецком законодательстве, а именно в Налоговом кодексе от 2002 года, содержатся основания для разграничения налоговых преступлений от налоговых административных правонарушений, что позволяет проводить четкую дифференциацию наказания, на основе степени общественной опасности, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
В-третьих, в Налоговом кодексе от 2002 года предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности. Например, если правонарушитель дополнит или исправит сообщённые им в налоговые органы недостоверную неполную или ранее скрытую им информацию.
В-четвертых, суд к такой санкции, как лишение свободы по меньшей мере на один год, добавляет дополнительные санкции, а именно: лишение нарушителя права занимать определенные должности в органах государственной власти или участвовать в выборах; конфискация предметов, укрытых от налогообложения, а также транспортных средств, использовавшихся в преступных деяниях.
2.3. Уголовная ответственность за налоговые правонарушения
Особенность налогового законодательства Российской Федерации состоит в том, что действующий НК РФ не является единственным нормативным документом, устанавливающим санкции и порядок их применения к нарушителю. Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ также определяют меры ответственности за налоговые правонарушения. И если КоАП РФ устанавливает ответственность за налоговые проступки, о которых шла речь в предыдущем параграфе, то Уголовный кодекс РФ говорит уже об уголовной ответственности в сфере налогов и сборов. Законодатель исходит из того, что ответственность за налоговые правонарушения зависит от ряда факторов, оценить которые необходимо при вынесении решения о наказании, применяемом к налогоплательщику.
Уголовным кодексом РФ предусмотрено несколько статей, посвященных налоговым преступлениям и уклонению от уплаты страховых взносов. Разберемся в нюансах в ходе описания особенностей каждого из составов налоговых преступлений, а также специфики привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономики и налогов.
Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов с физического лица и организации соответственно.
Индивидуальные предприниматели несут ответственность по ст.198 УК РФ как физические лица.
Для налогоплательщиков - физических лиц (в том числе ИП) уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ наступает за уклонение от уплаты налогов в размере более 2 млн. 700 тыс. рублей за период в пределах 3 финансовых лет подряд.
Для налогоплательщиков - юридических лиц уголовная ответственность по ст. 199 УК РФ наступает в случае неуплаты в пределах 3 финансовых лет подряд 15 млн. рублей. Следует подчеркнуть, что суммы налогов и страховых взносов, от которых уклонилась организация, могут суммироваться.
До 12.04.2020 Уголовный кодекс предусматривал дополнительные критерии: уголовная ответственность наступала, если сумма неуплаченных налогов (сборов, взносов) была меньше (900 тыс. руб. для физических лиц и ИП и 5 млн. руб. для юридических лиц), но
только при условии, что сумма уклонения превышала 10 % (или 25 % - для юридических лиц) от совокупного размера подлежащих уплате сумм налогов конкретным налогоплательщиком. С 12.04.2020 этот «относительный» критерий убрали, оставив только абсолютную сумму допущенных нарушений.
Меры наказания за преступление, выразившееся в неуплате налогов (сборов, страховых взносов), существенно отличаются в зависимости от того совершено оно физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) по ст. 198 УК РФ или юридическим лицом по ст. 199 УК РФ. В первом случае максимальный срок лишения свободы составляет 3 года, а во втором, при условии, что преступление совершено в «особо крупном размере»(п. 3 ст.32 НК РФ) - 6 лет.
И здесь важно отметить, что преступления с наказанием до 3 лет лишения свободы относятся к преступлениям «небольшой тяжести», а преступление с наказанием от 5 до 10 лет - «тяжкое». А в зависимости от категории тяжести преступления УК РФ по-разному определяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Это значит, что индивидуальный предприниматель, если прошло 2 года с момента окончания им совершения налогового преступления, может в принципе спать спокойно, поскольку срок привлечения к уголовной ответственности за преступления «средней тяжести» истекает в указанный срок. А с руководителем организации ситуация будет совершенно иная: при признаках состава преступления, предусмотренных ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в «особо крупных размерах»), срок давности привлечения к уголовной ответственности составит 10 лет с момента окончания совершения преступления. Т.е. директора сегодня могут еще вздрагивать за те действия, которые были совершены в годах так в 2010, 2011.
Изменения 2020 года, внесенные в Уголовный кодекс РФ улучшили положение тех налогоплательщиков, которые привлекались к ответственности по «относительному» критерию. Поэтому, если неуплата налогов, которая имела место до 12.04.2020, не дотягивает до новых значений, то уголовное дело подлежит прекращению.
Например, если по состоянию на 12.04.2020 ИП привлекается к уголовной ответственности за неуплату более 900 тыс. рублей (и более 10% от суммы налогов, подлежащих уплате), но менее 2 млн. 700 тыс. рублей, то к уголовной ответственности его привлечь не смогут.
За неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрена ответственность по ст. 199.1 УК РФ. Это случаи, например, неудержания и/или неперечисления в бюджет НДФЛ при выплате заработной платы сотрудникам, а также НДС при выплате доходов иностранной организации, не имеющей в России постоянного представительства.
Суммы неисполненных обязательств налогового агента, с превышения которых возникает уголовная ответственность, предусмотрены те же, что указаны выше для налогоплательщиков - юридических лиц (независимо от того является налоговый агент юридическим или физическим лицом). Максимальный срок лишения свободы по данной статье составляет 6 лет.
Субъект преступления в статье 199.1 УК РФ четко не определен - это может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии сего должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера). Обычно это бухгалтер, в соответствии с должностной инструкцией именно на него чаще всего возлагается обязанность исчислить налог, удержать и перечислить в бюджет.
Ключевой момент - наличие мотива (личная заинтересованность).
Личный интерес как мотив преступления может выражаться, например, в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. Доказательством наличия такого мотива, как свидетельствует судебная практика, являются, например, такие факты, когда в ситуации неперечисления налога:
- бухгалтер и/или директор получают премию;
- произведена оплата контрагенту - аффилированному лицу;
- выплачена заработная плата сотрудникам (в данном случае, по мнению судов, интерес директора может состоять в том, что он хочет укрепить авторитет в глазах подчиненных).
Единственный способ избежать привлечения к ответственности по ст. 199.1 УК РФ – доказать полное отсутствие финансовой возможности для выполнения функции налогового агента на предприятии.
Статья 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов».
В этой статье «крупный размер» отличается от вышеперечисленных статей и в соответствии с примечанием к статье 170.2 УК РФ составляет 2,250 млн. руб., «особо крупный» - 9 млн.руб.
Субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом.
Доля привлечения к ответственности по этой статьей среди всех налоговых преступлений составляет 50-60%.
Еще два состава (ст.199.3 и 199.4) предусмотрены за уклонение от уплаты одного из видов страховых взносов - страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суммы уклонения, после которых возникает состав преступления, здесь свои:
- от 1 млн. 800 тыс. руб. в пределах трех финансовых лет подряд для страхователей - физических лиц (читай - для ИП);
- от 6 млн.руб. для страхователей - юридических лиц.
Ответственность за эти преступления куда мягче, чем за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов в Пенсионный фонд, а именно - максимальное наказание для директора юридического лица составит 3 года лишения свободы (это при допущенной неуплате 13 млн.руб.). Учитывая
Обратимся к международному опыту в сфере налогового преследования виновных лиц в области налогов уже по уголовному законодательству.
Так в США защите налоговой системы от противоправных посягательств уделяется особое внимание. Посягательство на нее традиционно рассматривается, как опасное деяние. На общем фоне всех преступлений в Соединенных Штатах налоговая занимает одно из первых мест. В связи с этим особую группу преступлений в сфере экономической деятельности в США составляют нарушения уголовно-правовых запретов, содержащихся в налоговом законодательстве15.
В уголовном законодательстве Соединенных Штатов Америки ( как в федеральном законодательстве, так и законодательстве штатов) отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за налоговые преступления. Такая ответственность устанавливается и регулируется законами о налогах. После того, как в 1913 г. Ступила в силу 16-я поправка к Конституции США, предоставившая американскому Конгрессу полномочие « устанавливать и собирать налоги на доходы, каковы бы ни были их источники», налоги стали играть все возрастающую роль в экономике США, и ныне более 50% поступлений в федеральный бюджет складывается из федерального налога на доходы.
Статья 7201 « Неуплата или неполная уплата налога» говорит следующее :«Любое лицо, которое умышленно уклоняется от уплаты налога,