Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 320

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 17

Н а и л у ч ш и е р а с с т о я н и я д о м е с т а

Н а и л у ч ш и е р а с с т о я н и я д о м е с т а

у с т а н о в к и ф и к с и р у ю щ и х

у с т а н о в к и ф и к с и р у ю щ и х

 

у с т р о й с т в в м

 

у с т р о й с т в в м

М а р к а

 

 

М а р к а

 

 

к р е с т о в и н ы

 

о т м а т е м а ­

к р е с т о в и н ы

 

о т м а т е м а ­

о т о с т р я к а о т ц е н т р а

т и ч е с к о г о

о т о с т р я к а

о т ц е н т р а

т и ч е с к о г о

с т р е л к и

п е р е в о д а

ц е н т р а

с т р е л к и

п е р е в о д а

ц е н т р а

 

 

к р е с т о в и н ы

 

 

к р е с т о в и н ы

1 / 22

' / , 8

*/ 15

39,5

12,5

21,0

Ч п

17,5

7,5

■ 9,5

32,5

10,8

17,0

1 / 9

17,0

6 , 0

8,0

26,5

10,5

12,0

' / в

3,5

5,5

ных подвесках иногда применяют специальные устройства. Однако вследствие большого веса такие устройства могут быть исполь­ зованы только при небольших скоростях движения.

При компенсированной подвеске на главном пути вторую под­ веску, образующую воздушную стрелку, также выполняют компен­ сированной. Если же воздушная стрелка расположена на второ­ степенных путях, то одна из образующих стрелку подвесок может быть и полукомпенсированной.

В тех случаях, когда контактные провода на воздушных стрел­ ках или в других местах, где они изменяют свое направление (на­ пример, на стрелочных кривых), должны быть зафиксированы, а поддерживающие опоры отсутствуют, устанавливают фиксирующие опоры. Эти опоры могут быть короче, так как на них нет поддер­ живающих устройств. На фиксирующих опорах закрепляют фиксаторы и фиксирующие тросы, к которым в необходимых местах присоединяют оттяжки для несущих тросов и фиксаторы для кон­ тактных проводов (рис. 148). На рис. 148 приведена схема, при­ меняемая при небольших расстояниях между несущим тросом и контактным проводом. В случае значительных расстояний между этими проводами сверху подвешивают второй фиксирующий трос.

Если направления усилий, действующих на фиксаторы, совпа­ дают, то применяют схему рис. 148. При разностороннем направле­ нии этих усилий устанавливают две фиксирующие опоры и между ними натягивают фиксирующий трос, который подвешивают к не­ сущим тросам цепных подвесок. Такое устройство называют фиксирующей поперечиной. На ее фиксирующем тросе фиксаторы устанавливают с разных сторон так, чтобы они испытывали растя­ гивающие силы. Иногда фиксирующие оттяжки для фиксации про-

Рис. 148. Схема крепления фиксирующих устройств на фиксирующей опоре

144


водов на кривых участках пути устанавливают без опор, закрепляя их на анкеруемых ветвях цепных подвесок или на специальных тросах («антеннах»), натягиваемых между опорами вдоль пути.

§ 37. Основные элементы простой контактной подвески

Простую (трамвайную) контактную подвеску на станционных путях выполняют в виде компенсированного контактного провода с оттяжными тросами (см. рис. 15, б) из биметаллической стале­ медной проволоки диаметром 4 мм. Эти тросы закрепляют на кон­ тактном проводе на расстоянии 2 —3 м (в зависимости от типа под­ держивающего устройства) по обе стороны от оси опоры. Длину пролета между опорами принимают не более 4 5 м.

Консольные опоры для простой подвески могут быть установ­ лены длиной 1 0 ,8 м без специальных фундаментов; рабочая высота

А-А

145

опор должна быть не менее 8,2 м. Для гибких поперечин только с простыми контактными подвесками можно применять консольные опоры длиной 13,6 м. Рабочая высота таких опор составляет 9,6—11,0 м в зависимости от поперечного пролета (максимальную стрелу провеса поперечного несущего троса гибкой поперечины только для простых подвесок принимают не менее Vis длины по­ перечного пролета). Анкерные опоры простой подвески имеют од­ ну продольную оттяжку, закрепленную на уровне анкеровки кон­ тактного провода.

Подвеску контактного провода на промежуточных консольных опорах осуществляют с помощью типовых сочлененных фикса­ торов цепной подвески. Для примера на рис. 149 показано крепле­ ние' простой подвески на опоре, установленной на прямом участ­ ке пути при зигзаге, направленном к опоре. Такое же устройство применяют на внешней стороне кривых участков пути. На внутрен­ ней стороне кривые используют обратные сочлененные фик­ саторы.

Для поддержки основного фиксатора на опоре устанавливают еще один обычный фиксаторный кронштейн, к которому через изо­ лятор крепят оттяжку из биметаллической сталемедной проволо­ ки диаметром 4 мм. Одинаковые фиксаторные кронштейны приня-

Рис. 150. Схемы жесткой (а) и гибкой (б) поперечин с простой контактной под­ веской

146

Рис. 151. Устройство простой контактной подвески при сопряжении анкерных участков

ты для того, чтобы обеспечить вертикальную соосность шарниров основного фиксатора и оттяжки. Стержневой изолятор в фикса­ торе рекомендуется устанавливать при любом напряжении в кон­ тактной сети, так как он хорошо работает и на растяжение, и на сжатие. На линиях постоянного тока при небольших вертикальных усилиях (до 70 кгс) можно применить и фиксаторные изоляторы ФТФ-3,3/3. Число изоляторов в оттяжке на рис. 149 приведено для линии переменного тока, при постоянном токе устанавливают на один изолятор меньше.

Крепление простых контактных подвесок на жестких и гиб­ ких поперечинах осуществляют по схемам рис. 150 (число путей, положения фиксаторов и места врезки секционирующих изолято­ ров показаны условно). В гибкой поперечине всего два троса: по­ перечный несущий и фиксирующий. Крепление фиксаторов к фик­ сирующему тросу осуществляют так же, как при цепных подвесках

(см. рис. 1 0 1 ).

Узлы анкеровки простой подвески такие же, как и рассмотрен­ ные выше для контактного провода цепной подвески. Сопряжения анкерных участков осуществляют в трех пролетах. На переходных опорах один из контактных проводов с помощью дополнительного троса крепят на ролике так, как показано на рис. 151. При сопря­ жении простой подвески с цепной также применяют схему эла­ стичного сопряжения в трех пролетах. Для крепления проводов могут быть применены как изолированные, так и неизолированные

консоли.

В узлах простой контактной подвески в большинстве случаев используют типовые детали, применяемые в цепных подвесках.

§ 38. Секционные изоляторы

Секционные изоляторы устанавливают для электрического раз­ деления контактной сети станции на отдельные секции (см. § 42). Принципиально эти устройства представляют собой изоляторы, включаемые во все провода контактной подвески, в которой нуж­ но создать электрическое разделение. Если в несущий и вспомога­ тельный (при двойных подвесках) тросы можно просто врезать изоляторы, то в контактных проводах это надо сделать так, чтобы

147


5755

Рис. 152. Схема секционного изолятора ЦНИИ-12

обеспечить беспрепятственный проход токоприемников. Обычно в конструкциях секционных изоляторов электрическое разделение контактных проводов выполняют с помощью изоляторов, включа­ емых выше уровня прохода токоприемника, а для того, чтобы он не задел за поднятые изоляторы, его заставляют скользить по до­ полнительному проводу или по специальным направляющим

(«куфам»).

Большое значение имеет длина секционного изолятора, так как на стрелочных съездах, где особенно часто применяют эти изоля­ торы, протяженность контактной подвески ограничена. Поэтому стремятся применять малогабаритные секционные изоляторы не­ большой длины.

В настоящее время на линиях переменного тока ус4анавливают малогабаритные секционные изоляторы ЦНИИ-12 (рис. 152), кон­ струкция которых разработана во Всесоюзном научно-исследова­ тельском институте железнодорожного транспорта (ЦНИИ МПС). В этих секционных изоляторах применены полимерные вставки из однонаправленного стекловолокна, заключенные в футляры из ко­ ротких фарфоровых втулок и колец из фторопласта. Скольжение токоприемника осуществляется по изолирующим элементам.

На линиях постоянного тока устанавливают малогабаритные секционные изоляторы СИ-2 и СИ-4, разработанные Трансэлектро­ проектом и лабораторией Московской дороги. В обеих этих конст-

 

рукциях

применены

поли­

 

мерные вставки из материа­

 

ла АГ-4С, обладающие мок­

 

роразрядным

напряжением

 

при

длине

1

м и

попе­

 

речном сечении 20X60 мм—

 

70 кВ. Секционный изоля­

 

тор СИ-2 (рис. 153) имеет

 

две контактирующие с токо­

/•

приемником

поверхности

1,

а переход токоприемника

с

 

одной

на

секции

контактной

 

сети

другую происходит

 

только через роговой про­

Рис. 153. Секционный изолятор СИ-2

межуток 2,

размеры которо-

148


Рис. 154. Секционный изолятор для двойного контактного провода

го не допускают провал в него токоприемника. Все это обеспечива­ ет отвод электрической дуги от полимерного изолирующего эле­ мента. В секционных изоляторах СИ-4 предусмотрены дугогаси­ тельные камеры.

При двойном контактном проводе на линиях постоянного тока может быть применен секционный изолятор, предложенный на Свердловской дороге (рис. 154). В этом изоляторе изолирующие элементы выполнены из стеклотекстолита, щеки из органического стекла и дугогасящие рога из контактного провода.

На линиях постоянного тока при скоростях до 50 км/ч приме­ няют трехпроводные (рис. 155) и двухпроводные секционные изо­ ляторы. Электрическое разделение в несущем тросе создают, вклю­ чая тарельчатые изоляторы. В контактном проводе это разделе­ ние выполняют следующим образом: основной контактный провод (см. рис. 155 слева направо) с помощью распорки несколько опу­ скают; к нему через натяжную муфту и гирлянду из двух изолято­ ров PC-10, поддерживаемых распоркой, крепят коромысло, на ко­ тором заделывают два отрезка дополнительных контактных про-

Рис. 155. Трехпроводный секционный изолятор постоянного тока

149


водов. Эти дополнительные провода, постепенно опуская, закрепля­ ют внизу второй распорки (правой), в то время как основной кон­ тактный провод постепенно поднимают и через гирлянду из двух изоляторов РС-10 пропускают сверху этой распорки, а затем сно­ ва опускают до рабочего уровня.

Секционный изолятор может быть смонтирован на длине 8 м (см. рис. 155). При этом расстояние между распорками, рав­ ное 4 м, является минимально допускаемым и при наличии места его желательно увеличить до 8 м (с соответствующим удлинением секционного изолятора до 1 2 м).

На линиях переменного тока в тех местах, где скорость движе­ ния не более 50 км/ч, также могут быть установлены трехпровод­ ные секционные изоляторы, требующие для размещения до 16 м, но не менее 12 м. Здесь токоприемник, подходя к изолятору, сколь­ зит по основному контактному проводу, затем переходит на два дополнительных.

Основной провод с помощью рейтера поднимается, и токоприем­ ник остается на двух дополнительных проводах, с которых потом переходит на следующий основной провод. Электрическое разде­ ление в несущем тросе осуществляют изолятором ИСС-27,5.

§ 39. Секционные разъединители

Секционные разъединители контактной сети представляют собой аппараты, обеспечивающие электрическое соединение (или разъ­ единение) отдельных участков (секций) сети друг с другом и с пи­ тающими линиями, подводящими электроэнергию от тяговых под­ станций (см. главу X). Переключения секционных разъединителей осуществляют с помощью специальных приводов, приводимых в действие вручную и дистанционно (на расстоянии). В последнем случае систему управления называют дистанционной. Пульты для дистанционного управления разъединителями устанавливают на дежурных пунктах контактной сети, тяговых подстанциях и в поме­ щениях дежурных по станциям.

При наличии на участке энергоснабжения системы телеуправле­ ния наиболее важные и часто переключаемые секционные разъеди­ нители контактной сети включают в сеть телеуправления, и их пе­ реключение производит непосредственно энергодиспетчер.

Секционные разъединители ранее устанавливали на вершинах опор контактной сети. Теперь их монтируют на специальных крон­ штейнах так, чтобы длина приводных тяг была не более 5 м на ли­ ниях постоянного тока и не более 3,5—4 м при переменном токе (рис. 156). При этом необходимо следить за тем, чтобы в непосред­ ственной близости от дугогасительных рогов разъединителя, и осо­ бенно над ними, не было никаких заземленных элементов, на ко­ торые могла бы переброситься электрическая дуга, возникающая при отключении разъединителя. Расстояние от частей разъедини­ телей, находящихся под напряжением, до ближайших элементов

150