Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 317

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 41. Принципы секционирования

Для обеспечения наиболее надежной работы контактной сети и удобства ее обслуживания всю сеть делят на отдельные участ­ ки — секции, которые могут быть изолированы друг от друга. Это деление называют секционированием. Отвечая требованию о ми­ нимальном нарушении движения поездов из-за отключения какойлибо секции, схема секционирования контактной сети должна пре­ дусматривать возможно меньшее количество секционных изолято­ ров и разъединителей и минимальное число операций по переклю­ чению разъединителей.

Секционирование бывает продольное и поперечное, а иногда с обязательным заземлением сети отключаемой секции.

При продольном секционировании осуществляют разделение контактной сети вдоль электрифицированной линии у каждой тя­ говой подстанции и каждого поста секционирования. Кроме того, выделяют в отдельные секции контактные сети перегонов и стан­ ций. На станциях, имеющих несколько электрифицированных пар­ ков или групп путей, каждый парк или каждая группа путей долж­ ны быть выделены в отдельные секции. На очень больших стан­ циях в отдельные секции целесообразно выделять контактные се­ ти обеих горловин. В отдельных случаях контактные сети круп­ ных тоннелей или мостов с ездой понизу также выделяют в особые секции.

При поперечном секционировании предусматривают разделение контактных сетей каждого из главных путей как на перегонах, так и на станциях, разъездах и обгонных пунктах. Кроме того, на тех станциях, где число путей, примыкающих к каждому из глав­ ных, больше трех, осуществляют дополнительное поперечное сек­ ционирование. Число поперечных секций на таких станциях опре­ деляется не только количеством, но и назначением отдельных пу­ тей.

Для обеспечения условий плавки гололеда на проводах элек­ трическим током контактная сеть по каждому главному пути в пределах цепи тока должна быть одного эквивалентного сечения, обеспечивающего равномерный прогрев проводов. Поэтому парал­ лельное соединение подвесок главного пути и соседнего станци­ онного допускается только в том случае, когда суммарное сечение обеих контактных подвесок будет равно сечению подвески на пе­ регонах. Если это условие не выполняется, то на промежуточных

станциях нужно врезать секционные изоляторы

1

в

контактные

подвески станционных путей одной из горловин станции

(рис.

161)

или выделять главные пути станций в самостоятельные

попереч­

ные секции.

секционирование осуществляют

также

 

в парках

Поперечное

 

или группах путей

в тех случаях,

когда

в

каждом

парке

или

группе более

пяти путей. При электрификации

только головной

части путей парка

в одной секции

может

быть

и

более

пяти

путей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

158


Секционирование

с

обяза-

 

1

у ------- -------- \

 

тельным заземлением предусмат-

У<

 

 

\

 

ривают

на станциях

вне

зависи-

N.

 

^

 

мости от общего числа электри-

 

----------

 

фицированных путей.

 

 

 

 

 

 

^

 

При

ЭТОМ

выделяют в ОТ-

Рис.

Ібі.

Схема

установки секцион-

дельные

секции

контактные

ных

изоляторов

при

плавке гололеда

сети каждого

из

погрузочно-

 

 

 

 

 

 

разгрузочных

путей;

путей,

на

которых

производят

за­

правку

пассажирских

составов

водой

с крыш

вагонов;

пу­

тей осмотра крышевого оборудования подвижного состава, отстоя электроподвижного состава на зонных станциях и в пунктах оборо­ та; путей электродепо и таких, на которых производят экипиров­ ку электровозов. Эти секции соединяют с остальными секционными разъединителями с заземляющим ножом. К контактам, куда вхо­ дит заземляющий нож, присоединяют подвеску того пути, которую нужно заземлить. При выключении разъединителей автоматически происходит заземление отключенных секций контактной сети, что обеспечивает безопасность людей, работающих на крышах под­ вижного состава.

Обычно секционные разъединители с заземляющим ножом обо­ рудуют ручным приводом (рис. 162, а). При необходимости ди­ станционного управления подачей напряжения и заземления отклю­ чаемой секции по условиям обеспечения безопасности работ на крыше электроподвижного состава (например, при экипировке) на линиях переменного тока устанавливают два секционных разъ­ единителя, один из которых имеет заземляющий нож (рис. 162, б). При этом приводы обоих разъединителей сблокированы так, что одновременное их включение невозможно.

Контактную сеть каждого из путей, расположенных внутри здания электродепо, выделяют в отдельную секцию и соединяют с линией, находящейся под напряжением, секционным разъедини­ телем с заземляющим ножом. Этими разъединителями управляет дежурный по депо. При включении и отключении указанных разъ­ единителей загораются соответствующие световые сигналы, что способствует повышению безопасности производства работ по ос­ мотру и ремонту электроподвижного состава в депо.

В местах соединения продольных секций контактной сети, по­ лучающих питание при различных напряжениях, выполняют ней­ тральные вставки. При переменном токе нейтральные вставки пре­ дусматривают у каждой тяговой подстанции. В отдельных слу­ чаях, когда подвеска контактной сети в негабаритном искусствен-

Рис. 162. Схемы включения секционных разъединителей с заземляющим контактом

159



ном сооружении осуществляется с заземлением, по обоим концам такого сооружения также устраивают нейтральные вставки.

Для возможности соединения и разделения отдельных секций контактной сети друг с другом и с питающими линиями устанав­ ливают секционные разъединители (см. § 39).

На схемах указывают нормальное положение (включенное или отключенное) для каждого разъединителя. Продольные разъеди­ нители обозначают обычно первыми буквами русского алфавита, поперечные — буквой П, разъединители, устанавливаемые в пита­ ющих линиях, — буквой Ф, разъединители с заземляющим но­ жом — буквой 3 и прочие разъединители — буквой Р. К каждой из указанных букв в случае необходимости добавляют цифровой ин­ декс, соответствующий номерам путей и направлений.

Нумерацию разъединителей в питающих линиях принимают следующей: на двухпутных участках — номера 2 и 4 дают разъе­ динителям, подключенным к подвеске над четными путями, 1 и 5 — к подвеске над нечетными путями, 3—разъединителю, подклю­ ченному к станционным путям. На однопутных участках номера разъединителей могут быть только нечетные; разъединители ли­ ний, питающих электродепо, имеют номер, следующий за послед­ ним номером на главных путях. Возрастают номера по направле­ нию движения четных поездов.

Питающие линии переменного тока присоединяют к контакт­ ной сети с помощью линейных разъединителей с моторными приво- ■•/ дами во всех случаях, а питающие линии постоянного тока— толь­ ко при длине воздушных питающих линий более 150 м (при на­ личии разъединителей с моторными приводами у тяговых подстан­ ций). При этом линейные разъединители на линиях длиной более 750 м оборудуют моторными приводами, а на линиях длиной

750 м и менее — ручными (см. рис. 164 и 167).

Поперечные разъединители, устанавливаемые на контактной сети, могут быть оборудованы ручными приводами. Такие секци­ онные разъединители обычно устанавливают на станциях с таким расчетом, чтобы расстояние от разъединителя до наиболее удален­ ного секционного изолятора было не более 1000 м. При наличии на станциях поперечных секционных разъединителей с моторными приводами дополнительные секционные разъединители с ручными приводами не устанавливают.

На вилке станционной питающей линии устанавливают разъ­ единители с моторными приводами. Все секционные разъединителя контактной сети, участвующие в сборке схем плавки гололеда электрическим током, имеют моторный привод.

Разъединители с моторными приводами размещают возможно ближе к месту, где установлены пульты управления. Разъедини­ тели, отключение которых должно обеспечивать полную безопас­

ность производства работ на отключенных ими путях (в

депо,

на путях экипировки и осмотра подвижного состава и др.).

при­

меняют с заземляющими ножами.

 

1 60


В схемах питания и секционирования применяют следующие условные обозначения:

Электрифицированный путь. Неэлектрифицированный путь.

Изолирующее сопряжение анкерных участков.

Изолирующее сопряжение с нейтральной вставкой.

Секционный изолятор.

Секционный разъединитель с моторным приводом, нормально включенный Секционный разъединитель с моторным приводом, нормально включенный.

Секционный разъединитель, включенный в сеть диспетчерского телеуправления (нормально отключенный). Секционный разъединитель с ручным приводом (нормально включенный).

Секционный разъединитель с заземляющим ножом (нормально отключенный).

Пост параллельного соединения постоянного тока.

Пост параллельного соединения переменного тока.

§ 42. Схемы питания и секционирования на станциях

На станциях с тяговыми подстанциями при переменном токе выполняют раздел фаз, устраивая с одной стороны станции два изолирующих сопряжения анкерных участков с нейтральной встав­ кой, а с другой стороны — одно изолирующее сопряжение.

Питание и секционирование станций с тяговыми подстанциями на однопутной линии при переменном токе осуществляют по схе­ ме рис. 163, а при постоянном токе — по схеме рис. 164. Схемы рис. 163 и 164 применяют независимо от числа электрифицирован­ ных путей.

Рис. 163. Схема питания и секционирования станции на однопутной линии пере­ менного тока

6—6056

161

 

Рис. 164. Схема питания и секционирования станции на однопутной линии посто­ янного тока

Рис. 165. Схемы секционирования станций без тяговых подстанций

На станциях двухпутных линий без тяговых подстанций неза­

висимо от системы тока осуществляют

изолирующие сопряжения

с двух сторон станции (рис. 165, а).

 

Секционирование станций без тяговых подстанций на однопут­

ной линии независимо от системы тока

осуществляют по схеме

рис. 165, б. На станциях с продольной схемой расположения пу­

тей иногда устраивают секционирование в середине станции (см.

рис. 165, в).

Принципиальная схема питания и секционирования станций на двухпутной линии переменного тока с числом электрифицирован­ ных путей пять и более (кроме главных) приведена на рис. 166, а. В этом случае к каждому пути перегонов прокладывают самостоя­ тельную питающую линию. Если число электрифицированных пу­

тей менее пяти (кроме главных), один из перегонов получает

пи­

тание через контактную сеть станционных путей (рис. 166, б).

 

На станциях с тяговыми подстанциями при постоянном токе на

двухпутных линиях осуществляют изолирующие сопряжения

с

двух сторон станции и, как правило, применяют

схему с отдель­

ной питающей линией для станции (рис. 167, а).

Схемы без такой

Рис. (67. Схемы питания и секционирования контактной сети станций на двух­ путной линии постоянного тока

6*

163