Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 318

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

£)

 

 

*

6)____________

линии применяют

на станциях с

 

 

 

 

Пост

 

числом электрифицированных пу­

 

 

 

 

секционирования

тей менее пяти (кроме главных)

 

 

 

 

 

 

при расположении тяговых под­

 

 

 

 

 

 

станций

в

горловине

станции

 

 

 

 

 

(рис. 167,

б). В этом случае уста­

 

 

 

 

 

навливают поперечные

разъеди­

 

 

 

 

—iR v -

 

 

 

 

 

 

 

нители в местах подключения пи­

 

 

 

 

 

 

тающих линий и

сечение прово­

Рис.

168.

Разделение контактной

сети

дов этих линий.выбирают с учетом

у постов

секционирования двухпут­

обеспечения

возможности пита­

ной

(а)

и однопутной (б) линий

 

ния контактной сети путей одной

нении.

Аналогичную схему

 

линией при параллельном соеди­

применяют при

 

любом расположении

тяговой подстанции, если число электрифицированных путей менее трех (кроме главных.;)

Схемы питания и секционирования многопутных линий выпол­ няют аналогично схемам двухпутных линий с соответствующим увеличением числа питающих линий и разъединителей.

Питание и секционирование четырехпутной линии можно осу­ ществить так же, как для двух независимых друг от друга двух­ путных линий, в зависимости от организации движения поездов на четырехпутной линии.

При наличии на станции или перегоне постов секционирования продольное разделение контактной сети выполняют по схемам рис. 168. На трех- и четырехпутных линиях число секционных разъ­ единителей А и Б соответственно увеличивается.

§ 43. Секционирование контактной сети при стыковании линий постоянного и переменного тока

Стыкование линий, электрифицированных на постоянном и пе­ ременном токе, в СССР осуществляют в большинстве случаев на так называемых станциях стыкования. В контактной сети этих станций выделяют соответствующее число секций, в которые мож­ но подавать напряжение как постоянного, так и переменного тока.

Выбор числа и мест расположения переключаемых секций кон­ тактной сети зависит от схемы путевого развития станции, специ­ фикации путей, организации работы и т. д. При любой схеме стан­ ции обеспечивают прибытие поездов с электровозами одной си­ стемы тока и отправление этих же поездов с тех же путей элек­ тровозами другой системы тока, а также проход электровозов обе­ их систем тока из одного парка в другой и на пути отстоя.

Пункты группировки (рис. 169), на которых устанавливают специальные переключатели и секционные разъединители для подведения питания к нескольким секциям располагают так, что­ бы расстояния до^переключаемых секций, обслуживаемых с данно-

164


Рис. 169. Упрощенные схемы питания и секционирования станций стыкования линий постоянного и переменного тока

го пункта, были минимальными. Пункты группировки бывают от­ крытые и закрытые (в зданиях).

Между маршрутом, подготовленным для следования поезда, и родом напряжения, подаваемого на соответствующие секции кон­ тактной сети должна быть обеспечена автоматическая зависимость. Для этого переключатели, через которые подают питание на от­ дельные секции, блокируют с маршрутными устройствами центра­ лизации стрелок, и включение переключателей производится одно­ временно с приготовлением стрелочного маршрута и установкой в нужное положение сигналов. Кроме того, если на пути с пере­ ключаемой секцией контактной сети находится электровоз, то пере­ ключить секцию на другое напряжение нельзя до тех пор, пока данный электровоз не уйдет с этой секции. Показания сигналов, разрешающие переезд электровоза с одной секции на другую, по­ являются только при одинаковом напряжении на обеих секциях.

Станции, на которых производится стыкование, могут быть двух основных типов: с последовательным и параллельным располо­ жением приемо-отправочных парков.

В качестве примера рассмотрим возможную схему переклю­ чаемых секций контактной сети при последовательном расположе­ нии приемо-отправочных парков, приведенную на рис. 169, а.

При этой схеме осуществляется стыкование с помощью пере­ ключаемых секций ( 2 1 шт.), питание которых производится через три пункта группировки. Электровозы постоянного тока, прибы­ вающие с поездами в парк А или на главный путь I, отцепляют и они следуют в отстойный тупик 1, откуда их затем подают под составы, находящиеся в парке Б, и отправляют снова на участок постоянного тока. Электровозы переменного тока из парка Б или

165

питающие

к переключаемой

Питающие

с главного

пути //

направляют

линии по­

секции

линии пере­

для отстоя

в тупик 2 и затем

стоянного

Переключа

менного тока

тона

I

I

подают

под составы в

парке

 

тель дву*

I

tI

А для отправления

на

линию

 

систем тока I

 

Ь — 9

4

I

переменного тока.

 

 

 

 

- 1-4

На рис. 169, б представлена

 

 

 

 

примерная

упрощенная

схема

Рис. 170. Схема питания переключаемой

переключаемых секций контак­

тной сети

при

параллельном

секции контактной сети

 

 

расположении

приемо-отпра­

 

 

 

 

вочных

парков.

В данной схе­

ме стыкования предусмотрено 19 переключаемых секций, питание которых осуществляется через два пункта группировки. Электро­ возы постоянного тока, прибывающие в парк А, направляются для отстоя в тупик 2 или 2', а электровозы переменного тока, прибы­ вающие в парк Б, отстаиваются в тупике 1 или V . Обеспечена также возможность подачи электровозов соответствующих систем тока под пассажирские составы.

На рис. 169 показаны только схемы расположения переклю­ чаемых секций контактной сети, так как схемы питания и секцио­

нирования

каждой

из частей станции, находящихся

постоянно

под напряжением

одного

и того же рода,

аналогичны

рассмот­

ренным

выше.

Пункты

группировки

изображены

ус­

ловно.

Более подробная схема подключения одного из секционных разъединителей, через который осуществляется питание пере­ ключаемой секции контактной сети от той или иной системы тока, приведена на рис. 170.

Для переключений систем тока использовали малогабаритный переключатель контактной сети завода «Уралэлектроаппарат», ко­ торый располагали на открытых пунктах группировки. В зданиях закрытых пунктов группировки устанавливают выкатной переклю­ чатель, разработанный ЦНИИ МПС.

В отдельных случаях для стыкования двух систем тока исполь­ зуют электровозы двойного питания, работающие от сети как пе­ ременного, так и постоянного тока. При наличии таких электрово­ зов в контактной сети главных путей, на которых производится стыкование и где поезда могут двигаться с большими скоростями, монтируют изолирующие сопряжения с нейтральными вставками, а в контактной сети путей, на которых высокие скорости не преду­ сматриваются,— секционные изоляторы с нейтральными встав­ ками.

Станции стыкования имеют очень большую строительную стои­ мость и сложны в эксплуатации. Их целесообразно применять при стыковании участков достаточно большой протяженности, для об­ служивания которых потребовалось бы большое количество элек­ тровозов двойного питания. Если же один из стыкуемых участков имеет небольшую протяженность, то целесообразнее использовать электровозы двойного питания.

1 6 6


Глава XI

РЕЛЬСОВАЯ СЕТЬ, ЗАЗЕМЛЕНИЯ И ЗАЩИТНЫЕ ОГРАЖ ДЕНИЯ

§ 44. Рельсовая сеть

Как уже отмечалось выше (см. § 1), вредное воздействие блуж­ дающих токов тем больше, чем больше их величина. Поэтому в первую очередь принимают меры для снижения той части тяговых токов, которая уходит из рельсов в землю. Это может быть вы­ полнено путем увеличения переходного сопротивления между рель­ сами и землей и путем уменьшения сопротивления рельсовой сети. Для увеличения переходного сопротивления применяют щебеноч­ ный балласт, железобетонные шпалы, деревянные шпалы, пропи­ танные антисептическими материалами с высокими изоляционны­ ми качествами, а также укладывают рельсы таким образом, чтобы их подошвы не касались основания пути и просвет между балла­ стом и рельсами был не менее 3 см. Ни в коем случае нельзя до­ пустить даже случайного соприкосновения рельсов с какими-либо подземными металлическими сооружениями. В местах примыка­ ния к электрифицированным железным дорогам других линий, не переводимых на электротягу (рельсы которых не используют для протекания тяговых токов), устраивают изолированные стыки с большим электрическим сопротивлением.

Для уменьшения сопротивления рельсовой сети устанавливают электрические соединители трех видов: стыковые, междурельсо­ вые и междупутные.

Стыковые электрические соединители ставят в местах располо­ жения рельсовых стыков, так как переходное сопротивление стыка в несколько раз выше, чем целого рельса, и, следовательно, соз­ даются более благоприятные условия для ответвления тока в землю. Стыковой соединитель представляет собой небольшой от­ резок гибкого медного провода (сечением не менее 50 мм2 для пе­ ременного тока и не менее 70 мм2 для постоянного) с двумя нако­

нечниками,

привариваемыми

к

рельсам,

расположенным по

обе стороны

стыка,

электросваркой

или

термитным спосо­

бом.

 

электрические

соединители

устанавливают

Междурельсовые

между двумя

нитями

одного и

того же

пути,

а междупутные—

между рельсами всех путей рельсовой сети в данном месте. Таким образом осуществляют параллельное соединение всех нитей, что значительно снижает сопротивление рельсовой сети. Междурельсо­

вые и междупутные электрические соединители

выполняют из

проводов сечением не менее 70 мм2 (по меди),

присоединяемых

к шейкам рельсов (площадь контакта не менее 250 мм2).

На рис. 171,

а представлена схема расположения электрических

соединителей в

рельсовой сети, осуществляемая

в тех случаях,

167


а) Стыкодой. зл. соединитель

 

когДа рельсы не используют для

*ЙР>,

 

 

 

^cr

цепей сигнализации, централиза­

 

 

 

ции

и

автоблокировки

(СЦБ).

G\

G ±~6X -G X

ДйХ-

При этом стыковые

соединители

Междурельсодый

 

vcr

устанавливают

на

всех

стыках

Междупутный

без

исключения,

междурельсовые

зл. соединитель

зл.соединитель

S)

 

 

 

 

соединители

— через

каждые

-Ä -

 

 

--------& ----------

300 м и

междупутные

через

Одычный

 

Дроссель-транстер-

каждые 600 м на станциях

и че­

стык

 

\

 

 

 

матор

рез вдвое большие расстояния на

t i r

 

Изолиродан­ ПІ7------

 

перегонах.

 

 

 

 

 

8)

 

ный стык

 

На линиях,

оборудованных ав­

 

Кдругомупути

ре ж сцр

7ягодыйрельс

тоблокировкой или электрической

- Ä

 

 

 

 

 

^Продольныйэл.соединитель централизацией с использованием

 

 

Рельс СЦВ

I

 

іягобый

обеих рельсовых

нитей

каждого

 

 

Кдругомупути рельс

пути

(двухниточные цепи

СЦБ),

Рис. 171. Схемы электрических соеди­

для

разделения рельсов вдоль ли­

нии

на

отдельные,

электрически

нителей в рельсовой сети

 

стки (блок-участки) в нужных

изолированные друг от друга уча-

местах устраивают

изолирован-

ные стыки.

При

этом

стыковые

электрические

соединители

устанавливают на всех стыках, кроме изолированных. Для созда ния цепи тока в обход изолированных стыков без нарушения ра

боты устройств СЦБ соединяют средние

точки основных

(тяго­

вых) обмоток

дроссель-трансформаторов

(рис. 171, б), которые

устанавливают

с обеих сторон каждого

изолированного

стыка.

Основные обмотки дроссель-трансформаторов обладают большим индуктивным сопротивлением, что практически делает невозмож­ ным протекание через них переменного тока, который применяют в устройствах СЦБ. Для срабатывания аппаратуры СЦБ при двух­ ниточных цепях, необходима цепь тока из одного рельса в дру­ гой. При этом направление тока в обеих половинах обмотки дрос­ селя одинаково, что приводит к сложению магнитных потоков, на­ водимых токами, и возникновению значительного индуктивного сопротивления.

Для постоянного тока обмотки дросселей представляют весьма незначительное сопротивление и каждая пара дроссель-трансфор­ маторов у изолированных стыков на линиях постоянного тока обес­ печивает надежные стыковые и междурельсовые соединения. На линиях переменного тока тяговый ток также свободно проходит через обмотки дросселей и перемычку между их средними точка­ ми, так как тяговые токи в двух половинах каждого дросселя всегда имеют противоположные направления, вследствие чего маг­ нитные потоки, наводимые этими токами, компенсируют друг дру­ га. Пути прохождения тягового тока показаны стрелками на рис. 171, б. Для лучшей избирательности аппаратуры в устройствах СЦБ на линиях, электрифицированных по системе переменного то­ ка, применяют частоту 25 Гц, отличную от нормальной (50 Гц), на которой работает электрическая тяга.

168


Междупутные электрические соединители на линиях с двухни­ точными цепями СЦБ образуют путем соединения перемычек меж­ ду средними точками обмоток дросселей, установленных на раз­ личных путях. Эти соединения делают через два изолированных стыка на третий, что нужно для обеспечения устойчивой работы устройств СЦБ.

При однониточных цепях СЦБ, применяемых обычно на стан­ циях, для тяговых токов отводят только одну из ниток на каждом из путей. В этом случае стыковые соединители устанавливают только на стыках тягового рельса, а у каждого изолированного стыка, где для усиления изоляции между блок-участками цепи СЦБ переходят на использование другой рельсовой нити, между тяговыми рельсами устанавливают продольный электрический сое­ динитель, называемый иногда джемпером (рис. 171, в). Между­ путные соединители устанавливают в этом случае через каждые 400 м и в горловинах станций у выходных сигналов. На линиях постоянного тока для защиты от вредного влияния блуждающих токов применяют еще специальные защитные устройства на тяго­ вых подстанциях, при возможности относят подземные сооруже­ ния дальше от рельсов и принимают ряд других мер. На линиях переменного тока опасность возникновения коррозии подземных сооружений от блуждающих токов значительно меньше, что объяс­ няется как родом тока, так и существенным снижением его величины.

Отсасывающие линии на дорогах, где рельсы не используют для цепей СЦБ или эти цепи однониточные, присоединяют к бли­ жайшему от подстанции тяговому рельсу и в этом месте устраива­ ют междупутное электрическое соединение. На дорогах с двухни­ точными цепями СЦБ отсасывающие линии подключают к средним точкам основных обмоток дроссель-трансформаторов, установлен­ ных у ближайшего к тяговой подстанции изолированного стыка. В этих случаях также выполняют междупутное электрическое со­ единение (соблюдая условие, приведенное выше). Отсасывающие линии переменного тока выполняют двумя параллельными лини­ ями, используя рельсы подъездного пути, соединенные с конту­ ром заземления подстанции, и устраивая воздушную перемычку между заземленной фазой трансформаторов и рельсами станцион­ ных путей.

Отсасывающие линии бывают кабельные и воздушные. В пос­ леднее время эти линии чаще монтируют воздушными и для при­ соединения к рельсовой сети устраивают кабельные вставки. От­ сасывающие провода должны быть изолированы от земли и иметь изоляцию на 1000 В.

В местах присоединения отсасывающих линий к проводам или кабелям, идущим к рельсам, устраивают отсасывающие пункты, располагаемые в специальных шкафах или сухих закрытых колод­ цах, по возможности удаленных от мест густого размещения под­ земных сооружений.

169