Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 5
£) |
|
|
* |
6)____________ |
линии применяют |
на станциях с |
||||
|
|
|
|
Пост |
|
числом электрифицированных пу |
||||
|
|
|
|
секционирования |
тей менее пяти (кроме главных) |
|||||
|
|
|
|
|
|
при расположении тяговых под |
||||
|
|
|
|
|
|
станций |
в |
горловине |
станции |
|
|
|
|
|
'Ь |
|
(рис. 167, |
б). В этом случае уста |
|||
|
|
|
|
|
навливают поперечные |
разъеди |
||||
|
|
|
|
—iR v - |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
нители в местах подключения пи |
||||
|
|
|
|
|
|
тающих линий и |
сечение прово |
|||
Рис. |
168. |
Разделение контактной |
сети |
дов этих линий.выбирают с учетом |
||||||
у постов |
секционирования двухпут |
обеспечения |
возможности пита |
|||||||
ной |
(а) |
и однопутной (б) линий |
|
ния контактной сети путей одной |
||||||
нении. |
Аналогичную схему |
|
линией при параллельном соеди |
|||||||
применяют при |
|
любом расположении |
тяговой подстанции, если число электрифицированных путей менее трех (кроме главных.;)
Схемы питания и секционирования многопутных линий выпол няют аналогично схемам двухпутных линий с соответствующим увеличением числа питающих линий и разъединителей.
Питание и секционирование четырехпутной линии можно осу ществить так же, как для двух независимых друг от друга двух путных линий, в зависимости от организации движения поездов на четырехпутной линии.
При наличии на станции или перегоне постов секционирования продольное разделение контактной сети выполняют по схемам рис. 168. На трех- и четырехпутных линиях число секционных разъ единителей А и Б соответственно увеличивается.
§ 43. Секционирование контактной сети при стыковании линий постоянного и переменного тока
Стыкование линий, электрифицированных на постоянном и пе ременном токе, в СССР осуществляют в большинстве случаев на так называемых станциях стыкования. В контактной сети этих станций выделяют соответствующее число секций, в которые мож но подавать напряжение как постоянного, так и переменного тока.
Выбор числа и мест расположения переключаемых секций кон тактной сети зависит от схемы путевого развития станции, специ фикации путей, организации работы и т. д. При любой схеме стан ции обеспечивают прибытие поездов с электровозами одной си стемы тока и отправление этих же поездов с тех же путей элек тровозами другой системы тока, а также проход электровозов обе их систем тока из одного парка в другой и на пути отстоя.
Пункты группировки (рис. 169), на которых устанавливают специальные переключатели и секционные разъединители для подведения питания к нескольким секциям располагают так, что бы расстояния до^переключаемых секций, обслуживаемых с данно-
164
Рис. 169. Упрощенные схемы питания и секционирования станций стыкования линий постоянного и переменного тока
го пункта, были минимальными. Пункты группировки бывают от крытые и закрытые (в зданиях).
Между маршрутом, подготовленным для следования поезда, и родом напряжения, подаваемого на соответствующие секции кон тактной сети должна быть обеспечена автоматическая зависимость. Для этого переключатели, через которые подают питание на от дельные секции, блокируют с маршрутными устройствами центра лизации стрелок, и включение переключателей производится одно временно с приготовлением стрелочного маршрута и установкой в нужное положение сигналов. Кроме того, если на пути с пере ключаемой секцией контактной сети находится электровоз, то пере ключить секцию на другое напряжение нельзя до тех пор, пока данный электровоз не уйдет с этой секции. Показания сигналов, разрешающие переезд электровоза с одной секции на другую, по являются только при одинаковом напряжении на обеих секциях.
Станции, на которых производится стыкование, могут быть двух основных типов: с последовательным и параллельным располо жением приемо-отправочных парков.
В качестве примера рассмотрим возможную схему переклю чаемых секций контактной сети при последовательном расположе нии приемо-отправочных парков, приведенную на рис. 169, а.
При этой схеме осуществляется стыкование с помощью пере ключаемых секций ( 2 1 шт.), питание которых производится через три пункта группировки. Электровозы постоянного тока, прибы вающие с поездами в парк А или на главный путь I, отцепляют и они следуют в отстойный тупик 1, откуда их затем подают под составы, находящиеся в парке Б, и отправляют снова на участок постоянного тока. Электровозы переменного тока из парка Б или
165
питающие |
к переключаемой |
Питающие |
с главного |
пути // |
направляют |
||||
линии по |
секции |
линии пере |
для отстоя |
в тупик 2 и затем |
|||||
стоянного |
Переключа |
менного тока |
|||||||
тона |
I |
I |
подают |
под составы в |
парке |
||||
|
тель дву* |
I |
tI |
А для отправления |
на |
линию |
|||
|
систем тока I |
||||||||
|
Ь — 9 |
4 |
I |
переменного тока. |
|
|
|||
|
|
- 1-4 |
На рис. 169, б представлена |
||||||
|
|
|
|
примерная |
упрощенная |
схема |
|||
Рис. 170. Схема питания переключаемой |
переключаемых секций контак |
||||||||
тной сети |
при |
параллельном |
|||||||
секции контактной сети |
|
|
расположении |
приемо-отпра |
|||||
|
|
|
|
вочных |
парков. |
В данной схе |
ме стыкования предусмотрено 19 переключаемых секций, питание которых осуществляется через два пункта группировки. Электро возы постоянного тока, прибывающие в парк А, направляются для отстоя в тупик 2 или 2', а электровозы переменного тока, прибы вающие в парк Б, отстаиваются в тупике 1 или V . Обеспечена также возможность подачи электровозов соответствующих систем тока под пассажирские составы.
На рис. 169 показаны только схемы расположения переклю чаемых секций контактной сети, так как схемы питания и секцио
нирования |
каждой |
из частей станции, находящихся |
постоянно |
|||
под напряжением |
одного |
и того же рода, |
аналогичны |
рассмот |
||
ренным |
выше. |
Пункты |
группировки |
изображены |
ус |
ловно.
Более подробная схема подключения одного из секционных разъединителей, через который осуществляется питание пере ключаемой секции контактной сети от той или иной системы тока, приведена на рис. 170.
Для переключений систем тока использовали малогабаритный переключатель контактной сети завода «Уралэлектроаппарат», ко торый располагали на открытых пунктах группировки. В зданиях закрытых пунктов группировки устанавливают выкатной переклю чатель, разработанный ЦНИИ МПС.
В отдельных случаях для стыкования двух систем тока исполь зуют электровозы двойного питания, работающие от сети как пе ременного, так и постоянного тока. При наличии таких электрово зов в контактной сети главных путей, на которых производится стыкование и где поезда могут двигаться с большими скоростями, монтируют изолирующие сопряжения с нейтральными вставками, а в контактной сети путей, на которых высокие скорости не преду сматриваются,— секционные изоляторы с нейтральными встав ками.
Станции стыкования имеют очень большую строительную стои мость и сложны в эксплуатации. Их целесообразно применять при стыковании участков достаточно большой протяженности, для об служивания которых потребовалось бы большое количество элек тровозов двойного питания. Если же один из стыкуемых участков имеет небольшую протяженность, то целесообразнее использовать электровозы двойного питания.
1 6 6
Глава XI
РЕЛЬСОВАЯ СЕТЬ, ЗАЗЕМЛЕНИЯ И ЗАЩИТНЫЕ ОГРАЖ ДЕНИЯ
§ 44. Рельсовая сеть
Как уже отмечалось выше (см. § 1), вредное воздействие блуж дающих токов тем больше, чем больше их величина. Поэтому в первую очередь принимают меры для снижения той части тяговых токов, которая уходит из рельсов в землю. Это может быть вы полнено путем увеличения переходного сопротивления между рель сами и землей и путем уменьшения сопротивления рельсовой сети. Для увеличения переходного сопротивления применяют щебеноч ный балласт, железобетонные шпалы, деревянные шпалы, пропи танные антисептическими материалами с высокими изоляционны ми качествами, а также укладывают рельсы таким образом, чтобы их подошвы не касались основания пути и просвет между балла стом и рельсами был не менее 3 см. Ни в коем случае нельзя до пустить даже случайного соприкосновения рельсов с какими-либо подземными металлическими сооружениями. В местах примыка ния к электрифицированным железным дорогам других линий, не переводимых на электротягу (рельсы которых не используют для протекания тяговых токов), устраивают изолированные стыки с большим электрическим сопротивлением.
Для уменьшения сопротивления рельсовой сети устанавливают электрические соединители трех видов: стыковые, междурельсо вые и междупутные.
Стыковые электрические соединители ставят в местах располо жения рельсовых стыков, так как переходное сопротивление стыка в несколько раз выше, чем целого рельса, и, следовательно, соз даются более благоприятные условия для ответвления тока в землю. Стыковой соединитель представляет собой небольшой от резок гибкого медного провода (сечением не менее 50 мм2 для пе ременного тока и не менее 70 мм2 для постоянного) с двумя нако
нечниками, |
привариваемыми |
к |
рельсам, |
расположенным по |
|||
обе стороны |
стыка, |
электросваркой |
или |
термитным спосо |
|||
бом. |
|
электрические |
соединители |
устанавливают |
|||
Междурельсовые |
|||||||
между двумя |
нитями |
одного и |
того же |
пути, |
а междупутные— |
между рельсами всех путей рельсовой сети в данном месте. Таким образом осуществляют параллельное соединение всех нитей, что значительно снижает сопротивление рельсовой сети. Междурельсо
вые и междупутные электрические соединители |
выполняют из |
|
проводов сечением не менее 70 мм2 (по меди), |
присоединяемых |
|
к шейкам рельсов (площадь контакта не менее 250 мм2). |
||
На рис. 171, |
а представлена схема расположения электрических |
|
соединителей в |
рельсовой сети, осуществляемая |
в тех случаях, |
167
а) Стыкодой. зл. соединитель |
|
когДа рельсы не используют для |
|||||||||||
*ЙР>, |
|
|
|
^cr |
цепей сигнализации, централиза |
||||||||
|
|
|
ции |
и |
автоблокировки |
(СЦБ). |
|||||||
G\ |
G ±~6X -G X |
ДйХ- |
При этом стыковые |
соединители |
|||||||||
Междурельсодый |
|
vcr |
устанавливают |
на |
всех |
стыках |
|||||||
Междупутный |
без |
исключения, |
междурельсовые |
||||||||||
зл. соединитель |
зл.соединитель |
||||||||||||
S) |
|
|
|
|
соединители |
— через |
каждые |
||||||
-Ä - |
|
|
--------& ---------- |
300 м и |
междупутные |
— |
через |
||||||
Одычный |
|
Дроссель-транстер- |
каждые 600 м на станциях |
и че |
|||||||||
стык |
|
\ |
|||||||||||
|
|
|
матор |
рез вдвое большие расстояния на |
|||||||||
t i r |
|
Изолиродан ПІ7------ |
|||||||||||
|
перегонах. |
|
|
|
|
|
|||||||
8) |
|
ный стык |
|
На линиях, |
оборудованных ав |
||||||||
|
Кдругомупути |
ре ж сцр |
|||||||||||
7ягодыйрельс |
тоблокировкой или электрической |
||||||||||||
- Ä |
|
|
|
|
|||||||||
|
^Продольныйэл.соединитель централизацией с использованием |
||||||||||||
|
|
||||||||||||
Рельс СЦВ |
I |
|
іягобый |
обеих рельсовых |
нитей |
каждого |
|||||||
|
|
Кдругомупути рельс |
пути |
(двухниточные цепи |
СЦБ), |
||||||||
Рис. 171. Схемы электрических соеди |
для |
разделения рельсов вдоль ли |
|||||||||||
нии |
на |
отдельные, |
электрически |
||||||||||
нителей в рельсовой сети |
|
||||||||||||
стки (блок-участки) в нужных |
изолированные друг от друга уча- |
||||||||||||
местах устраивают |
изолирован- |
||||||||||||
ные стыки. |
При |
этом |
стыковые |
электрические |
соединители |
устанавливают на всех стыках, кроме изолированных. Для созда ния цепи тока в обход изолированных стыков без нарушения ра
боты устройств СЦБ соединяют средние |
точки основных |
(тяго |
|
вых) обмоток |
дроссель-трансформаторов |
(рис. 171, б), которые |
|
устанавливают |
с обеих сторон каждого |
изолированного |
стыка. |
Основные обмотки дроссель-трансформаторов обладают большим индуктивным сопротивлением, что практически делает невозмож ным протекание через них переменного тока, который применяют в устройствах СЦБ. Для срабатывания аппаратуры СЦБ при двух ниточных цепях, необходима цепь тока из одного рельса в дру гой. При этом направление тока в обеих половинах обмотки дрос селя одинаково, что приводит к сложению магнитных потоков, на водимых токами, и возникновению значительного индуктивного сопротивления.
Для постоянного тока обмотки дросселей представляют весьма незначительное сопротивление и каждая пара дроссель-трансфор маторов у изолированных стыков на линиях постоянного тока обес печивает надежные стыковые и междурельсовые соединения. На линиях переменного тока тяговый ток также свободно проходит через обмотки дросселей и перемычку между их средними точка ми, так как тяговые токи в двух половинах каждого дросселя всегда имеют противоположные направления, вследствие чего маг нитные потоки, наводимые этими токами, компенсируют друг дру га. Пути прохождения тягового тока показаны стрелками на рис. 171, б. Для лучшей избирательности аппаратуры в устройствах СЦБ на линиях, электрифицированных по системе переменного то ка, применяют частоту 25 Гц, отличную от нормальной (50 Гц), на которой работает электрическая тяга.
168
Междупутные электрические соединители на линиях с двухни точными цепями СЦБ образуют путем соединения перемычек меж ду средними точками обмоток дросселей, установленных на раз личных путях. Эти соединения делают через два изолированных стыка на третий, что нужно для обеспечения устойчивой работы устройств СЦБ.
При однониточных цепях СЦБ, применяемых обычно на стан циях, для тяговых токов отводят только одну из ниток на каждом из путей. В этом случае стыковые соединители устанавливают только на стыках тягового рельса, а у каждого изолированного стыка, где для усиления изоляции между блок-участками цепи СЦБ переходят на использование другой рельсовой нити, между тяговыми рельсами устанавливают продольный электрический сое динитель, называемый иногда джемпером (рис. 171, в). Между путные соединители устанавливают в этом случае через каждые 400 м и в горловинах станций у выходных сигналов. На линиях постоянного тока для защиты от вредного влияния блуждающих токов применяют еще специальные защитные устройства на тяго вых подстанциях, при возможности относят подземные сооруже ния дальше от рельсов и принимают ряд других мер. На линиях переменного тока опасность возникновения коррозии подземных сооружений от блуждающих токов значительно меньше, что объяс няется как родом тока, так и существенным снижением его величины.
Отсасывающие линии на дорогах, где рельсы не используют для цепей СЦБ или эти цепи однониточные, присоединяют к бли жайшему от подстанции тяговому рельсу и в этом месте устраива ют междупутное электрическое соединение. На дорогах с двухни точными цепями СЦБ отсасывающие линии подключают к средним точкам основных обмоток дроссель-трансформаторов, установлен ных у ближайшего к тяговой подстанции изолированного стыка. В этих случаях также выполняют междупутное электрическое со единение (соблюдая условие, приведенное выше). Отсасывающие линии переменного тока выполняют двумя параллельными лини ями, используя рельсы подъездного пути, соединенные с конту ром заземления подстанции, и устраивая воздушную перемычку между заземленной фазой трансформаторов и рельсами станцион ных путей.
Отсасывающие линии бывают кабельные и воздушные. В пос леднее время эти линии чаще монтируют воздушными и для при соединения к рельсовой сети устраивают кабельные вставки. От сасывающие провода должны быть изолированы от земли и иметь изоляцию на 1000 В.
В местах присоединения отсасывающих линий к проводам или кабелям, идущим к рельсам, устраивают отсасывающие пункты, располагаемые в специальных шкафах или сухих закрытых колод цах, по возможности удаленных от мест густого размещения под земных сооружений.
169