Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 315
Скачиваний: 5
§ 45. Заземления
Защита от токов короткого замыкания, как уже указывалось в главе X, обеспечивается быстродействующими аппаратами, ус тановленными на тяговых подстанциях и постах секционирования. Защитная аппаратура отключает поврежденный участок, когда ток короткого замыкания достигает определенной величины, на кото рую настроена защита. Для этого нужно, чтобы в месте поврежде ния образовалась надежная цепь без значительных сопротивлений, снижающих ток короткого замыкания. В противном случае защи та может не сработать и неотключенное замыкание вызовет серь езные повреждения.
Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала и других лиц и увеличения надежности защиты контактной сети от токов короткого замыкания осуществляют заземление ряда уст ройств, могущих оказаться под напряжением вследствие наруше ния изоляции или соприкосновения их с оборванными проводами. Заземление выполняют путем присоединения таких устройств к электротяговым рельсовым нитям. При этом не должны нару шаться надежность и устойчивость работы устройств автоблоки ровки и электрической централизации, а также не должны быть ухудшены условия защиты подземных сооружений от коррозии блуждающими токами.
Заземлениями оборудуют все металлические опоры и конструк ции, используемые для крепления проводов контактной сети, а также другие металлические конструкции, расположенные на рас стоянии менее 5 м от частей контактной сети, находящихся под напряжением. Заземляют также арматуру и все металлические конструкции крепления изоляторов контактной сети, приводы сек ционных разъединителей и компенсаторы, расположенные на же лезобетонных опорах и искусственных железобетонных или ка менных сооружениях.
На линиях постоянного тока при наличии на искусственном сооружении освещения или прохода через него проводов пере менного тока для предотвращения попадания токов промышлен ной частоты через заземляющие проводники в рельсовые цепи СЦБ (питающиеся током частотой 50 Гц) и предупреждения элек трокоррозии сооружения в проводах контактной сети устраивают так называемые «нейтральные вставки». Их заземляют на тяго: вые рельсы проводниками, изолированными от искусственного сооружения, для чего во все анкеровки проводов на сооружение врезают дополнительные изоляторы между основной изоляцией и заземленными частями; на всех обводах и отбойниках также встав ляют дополнительные изоляторы в подвесные гирлянды или изоли руют арматуру крепления этих изоляторов от сооружения, уста навливая специальные прокладки и втулки.
Все «нейтральные» элементы между основной и дополнитель ной изоляцией соединяют одним общим заземляющим проводни ком сечение не менее 50 мм2 по меди, который присоединяют на
170
Междиёроссельная перемычка
Соединительный заж им
К опоре
Рис. 172. Присоединение заземляющих проводников к двум (а) и к одному (б) дроссель-трансформаторам
глухо к рельсу. При этом на высоте 4 м к основному заземляюще му проводнику присоединяют параллельно еще один отрезок та кого же провода, что делает заземление и присоединение к рельсу двойным. Указанные проводники изолируют от сооружения.
Каждое заземление выполняют с помощью специального сталь
ного проводника диаметром не менее 1 2 |
мм для линий постоянного |
||||||||||
тока и не менее 1 0 мм для линий |
|
|
|
||||||||
переменного тока. Этот проводник |
|
|
|
||||||||
присоединяют к заземляемой кон |
|
|
|
||||||||
струкции болтами или сваркой, а |
|
|
|
||||||||
к рельсу |
|
только |
механическим |
|
|
|
|||||
способом (см. рис. |
173). |
К дрос |
|
|
|
||||||
сель-трансформаторам |
|
присое |
|
|
|
||||||
динение заземляющих |
проводни |
|
|
|
|||||||
ков |
осуществляют |
по |
схемам |
|
|
|
|||||
рис. 172. Для заземления |
комп |
|
|
|
|||||||
лектных трансформаторных под |
|
|
|
||||||||
станций |
(см. |
§ 1 ) |
применяют |
|
|
|
|||||
клемму со |
знаком |
опасности |
|
|
|
||||||
(рис. |
173), |
которую |
запрещено |
|
|
|
|||||
снимать |
путейским |
работникам. |
|
|
|
||||||
Заземляющие |
проводники |
изоли |
|
|
|
||||||
руют от земли, |
покрывая их куз |
Рис. |
173. |
Клемма заземления ком |
|||||||
басским |
лаком |
или |
прокладывая |
||||||||
плектной |
трансформаторной подстан |
||||||||||
на обрезках шпал |
(см. рис. 175). |
ции |
|
|
171
|
С целью снижения |
величины блуждаю |
||||||
|
щих токов, а также для обеспечения надеж |
|||||||
|
ной работы автоблокировки и возможности |
|||||||
|
контроля целости рельсов |
|
при |
автоблоки |
||||
|
ровке в заземления включают искровые про |
|||||||
|
межутки. Искровой промежуток |
представ |
||||||
|
ляет собой устройство, |
в котором |
имеется |
|||||
|
изолирующая прослойка между подведен |
|||||||
|
ными к нему проводами. |
Таким образом, з |
||||||
|
нормальных условиях заземляемая |
конст |
||||||
|
рукция и рельсы изолированы друг от дру |
|||||||
|
га и соединяются только в том случае, ког |
|||||||
|
да искровой промежуток |
оказывается |
под |
|||||
|
определенным напряжением и .пробивается. |
|||||||
|
Применяют искровые |
промежутки |
ИПМ- |
|||||
|
62-2 многократного действия |
(т. е. допуска |
||||||
|
ется |
несколько срабатываний |
без |
замены |
||||
|
после каждого из них) пробивным напряже |
|||||||
|
нием не свыше 800 В. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Искровой промежуток ИПМ-62-2 (рис |
|||||||
Рис. 174. Искровой про |
174) |
состоит из корпуса |
1 |
с крышкой |
3, |
|||
межуток ИПМ-62-2 |
внутри которого находится |
съемная встав |
ка с двумя контактными шайбами 2 и слю дяной прокладкой 4 между ними. Для предотвращения приварива ния съемной вставки к крышке при пробое промежутка преду смотрен экран 5 в виде карболитового кольца.
В настоящее время выпускают модернизированные искровые промежутки с тремя слюдяными прокладками (между шайбами сменной вставки), что повышает пробивное напряжение до 800— 1200 В. Это исключает случаи замыкания искрового промежутка вследствие недоброкачественности слюдяной прокладки. В поряд ке опыта в местах, где наиболее часто происходят пробои искро вых промежутков, устанавливают вместо одного модернизирован ного промежутка два обычных, соединенных последовательно.
Искровые промежутки устанавливают в зависимости от сопро тивления заземления опор, но не применяют на тех опорах, где расположены приводы секционных разъединителей, а также на опорах на пассажирских платформах и в других общедоступных местах. В этих случаях для усиления безопасности ставят двойные заземления, которые также монтируют на опорах с разрядниками, мостах, путепроводах, пешеходных и сигнальных мостиках. На ли ниях, не оборудованных автоблокировкой, провода двойных за землений обычно присоединяют к разным рельсовым нитям, а на линиях с автоблокировкой— к одной и той же рельсовой нити на расстоянии не более 200 мм друг от друга. В заземлениях опор с роговыми разрядниками (см. § 75) устанавливают два ис кровых промежутка — по одному в каждом заземлении.
Консольные опоры на перегонах заземляют на ближайшие рель совые нити. Опоры, расположенные с одной стороны путей, за
172
земляют в пределах каждого блок-участка на одну и ту же рель совую нить.
При жестких поперечинах заземляют только одну из опор или стоек. Присоединения заземлений таких опор, а также Т-образ ных консольных опор производят поочередно к одной из рельсо вых нитей главных путей. Каждую из опор, на которой установлен секционный разъединитель или разрядник, а также опоры с изо лированными гибкими поперечинами заземляют самостоятельно.
На станциях с одиночными рельсовыми цепями заземления опор присоединяют к ближайшей электротяговой нити. В случаях, когда гибкие поперечины или ригели перекрывают неэлектрифици рованные пути, к электротяговой рельсовой нити присоединяют те опоры или стойки, которые находятся ближе к этой нити.
Опоры с разрядниками на линиях с двухниточными рельсовы ми цепями заземляют на ту же рельсовую нить, к которой при соединены заземления всех опор на данном блок-участке. Зазем ления опор, на которых подвешивают провода питающих или от
сасывающих линий и которые расположены вдали от |
железнодо |
|
рожных путей, производят на отсасывающие провода |
или |
при |
их отсутствии — с помощью группового заземления. |
|
|
Групповое заземление, т. е. заземление ряда опор одним об |
||
щим заземляющим тросом, осуществляют, присоединяя этот |
трос |
к среднему выводу ближайшего существующего или дополнитель но устанавливаемого для этой цели дроссель-трансформатора.
Групповыми заземлениями оборудуют в первую очередь опо ры контактной сети, стоящие на перегонах в выемках за кюветом (с большим габаритом), опоры на пассажирских платформах или за платформами, опоры изолирующих сопряжений анкерных уча стков и в горловинах станций, в зоне которых установлены сек ционные разъединители с моторными приводами и дистанционным управлением. Последнее необходимо в целях предупреждения сое динения рельсовых нитей соседних путей через заземления про тивоположно стоящих опор и броню кабелей дистанционного уп равления.
Полная длина одной секции провода группового заземления не должна превышать 600 м на линиях постоянного тока и 400 м на линиях переменного тока. Расстояние от места присоединения группового заземления к рельсу или средней точке дроссель-тран сформатора до крайней заземленной на групповой трос опоры не должно быть больше 300 м на линиях постоянного тока и 2 0 0 м на линиях переменного тока. Трос группового заземления выпол няют из металлического провода сечением не менее 70 мм2 на ли ниях постоянного тока и не менее 60 мм2 на линиях переменного тока, где можно применить также и стальной оцинкованный трос диаметром 11 — 13 мм. Все указанные выше величины не распро страняются на групповые заземления опор питающих линий по стоянного тока, где длину и сечение троса группового заземления определяют по условиям обеспечения нормальной защиты от то ков короткого замыкания.
173