Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 315

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 45. Заземления

Защита от токов короткого замыкания, как уже указывалось в главе X, обеспечивается быстродействующими аппаратами, ус­ тановленными на тяговых подстанциях и постах секционирования. Защитная аппаратура отключает поврежденный участок, когда ток короткого замыкания достигает определенной величины, на кото­ рую настроена защита. Для этого нужно, чтобы в месте поврежде­ ния образовалась надежная цепь без значительных сопротивлений, снижающих ток короткого замыкания. В противном случае защи­ та может не сработать и неотключенное замыкание вызовет серь­ езные повреждения.

Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала и других лиц и увеличения надежности защиты контактной сети от токов короткого замыкания осуществляют заземление ряда уст­ ройств, могущих оказаться под напряжением вследствие наруше­ ния изоляции или соприкосновения их с оборванными проводами. Заземление выполняют путем присоединения таких устройств к электротяговым рельсовым нитям. При этом не должны нару­ шаться надежность и устойчивость работы устройств автоблоки­ ровки и электрической централизации, а также не должны быть ухудшены условия защиты подземных сооружений от коррозии блуждающими токами.

Заземлениями оборудуют все металлические опоры и конструк­ ции, используемые для крепления проводов контактной сети, а также другие металлические конструкции, расположенные на рас­ стоянии менее 5 м от частей контактной сети, находящихся под напряжением. Заземляют также арматуру и все металлические конструкции крепления изоляторов контактной сети, приводы сек­ ционных разъединителей и компенсаторы, расположенные на же­ лезобетонных опорах и искусственных железобетонных или ка­ менных сооружениях.

На линиях постоянного тока при наличии на искусственном сооружении освещения или прохода через него проводов пере­ менного тока для предотвращения попадания токов промышлен­ ной частоты через заземляющие проводники в рельсовые цепи СЦБ (питающиеся током частотой 50 Гц) и предупреждения элек­ трокоррозии сооружения в проводах контактной сети устраивают так называемые «нейтральные вставки». Их заземляют на тяго: вые рельсы проводниками, изолированными от искусственного сооружения, для чего во все анкеровки проводов на сооружение врезают дополнительные изоляторы между основной изоляцией и заземленными частями; на всех обводах и отбойниках также встав­ ляют дополнительные изоляторы в подвесные гирлянды или изоли­ руют арматуру крепления этих изоляторов от сооружения, уста­ навливая специальные прокладки и втулки.

Все «нейтральные» элементы между основной и дополнитель­ ной изоляцией соединяют одним общим заземляющим проводни­ ком сечение не менее 50 мм2 по меди, который присоединяют на­

170


Междиёроссельная перемычка

Соединительный заж им

К опоре

Рис. 172. Присоединение заземляющих проводников к двум (а) и к одному (б) дроссель-трансформаторам

глухо к рельсу. При этом на высоте 4 м к основному заземляюще­ му проводнику присоединяют параллельно еще один отрезок та­ кого же провода, что делает заземление и присоединение к рельсу двойным. Указанные проводники изолируют от сооружения.

Каждое заземление выполняют с помощью специального сталь­

ного проводника диаметром не менее 1 2

мм для линий постоянного

тока и не менее 1 0 мм для линий

 

 

 

переменного тока. Этот проводник

 

 

 

присоединяют к заземляемой кон­

 

 

 

струкции болтами или сваркой, а

 

 

 

к рельсу

 

только

механическим

 

 

 

способом (см. рис.

173).

К дрос­

 

 

 

сель-трансформаторам

 

присое­

 

 

 

динение заземляющих

проводни­

 

 

 

ков

осуществляют

по

схемам

 

 

 

рис. 172. Для заземления

комп­

 

 

 

лектных трансформаторных под­

 

 

 

станций

(см.

§ 1 )

применяют

 

 

 

клемму со

знаком

опасности

 

 

 

(рис.

173),

которую

запрещено

 

 

 

снимать

путейским

работникам.

 

 

 

Заземляющие

проводники

изоли­

 

 

 

руют от земли,

покрывая их куз­

Рис.

173.

Клемма заземления ком­

басским

лаком

или

прокладывая

плектной

трансформаторной подстан­

на обрезках шпал

(см. рис. 175).

ции

 

 

171


 

С целью снижения

величины блуждаю­

 

щих токов, а также для обеспечения надеж­

 

ной работы автоблокировки и возможности

 

контроля целости рельсов

 

при

автоблоки­

 

ровке в заземления включают искровые про­

 

межутки. Искровой промежуток

представ­

 

ляет собой устройство,

в котором

имеется

 

изолирующая прослойка между подведен­

 

ными к нему проводами.

Таким образом, з

 

нормальных условиях заземляемая

конст­

 

рукция и рельсы изолированы друг от дру­

 

га и соединяются только в том случае, ког­

 

да искровой промежуток

оказывается

под

 

определенным напряжением и .пробивается.

 

Применяют искровые

промежутки

ИПМ-

 

62-2 многократного действия

(т. е. допуска­

 

ется

несколько срабатываний

без

замены

 

после каждого из них) пробивным напряже­

 

нием не свыше 800 В.

 

 

 

 

 

 

 

Искровой промежуток ИПМ-62-2 (рис

Рис. 174. Искровой про­

174)

состоит из корпуса

1

с крышкой

3,

межуток ИПМ-62-2

внутри которого находится

съемная встав­

ка с двумя контактными шайбами 2 и слю­ дяной прокладкой 4 между ними. Для предотвращения приварива­ ния съемной вставки к крышке при пробое промежутка преду­ смотрен экран 5 в виде карболитового кольца.

В настоящее время выпускают модернизированные искровые промежутки с тремя слюдяными прокладками (между шайбами сменной вставки), что повышает пробивное напряжение до 800— 1200 В. Это исключает случаи замыкания искрового промежутка вследствие недоброкачественности слюдяной прокладки. В поряд­ ке опыта в местах, где наиболее часто происходят пробои искро­ вых промежутков, устанавливают вместо одного модернизирован­ ного промежутка два обычных, соединенных последовательно.

Искровые промежутки устанавливают в зависимости от сопро­ тивления заземления опор, но не применяют на тех опорах, где расположены приводы секционных разъединителей, а также на опорах на пассажирских платформах и в других общедоступных местах. В этих случаях для усиления безопасности ставят двойные заземления, которые также монтируют на опорах с разрядниками, мостах, путепроводах, пешеходных и сигнальных мостиках. На ли­ ниях, не оборудованных автоблокировкой, провода двойных за­ землений обычно присоединяют к разным рельсовым нитям, а на линиях с автоблокировкой— к одной и той же рельсовой нити на расстоянии не более 200 мм друг от друга. В заземлениях опор с роговыми разрядниками (см. § 75) устанавливают два ис­ кровых промежутка — по одному в каждом заземлении.

Консольные опоры на перегонах заземляют на ближайшие рель­ совые нити. Опоры, расположенные с одной стороны путей, за­

172


земляют в пределах каждого блок-участка на одну и ту же рель­ совую нить.

При жестких поперечинах заземляют только одну из опор или стоек. Присоединения заземлений таких опор, а также Т-образ­ ных консольных опор производят поочередно к одной из рельсо­ вых нитей главных путей. Каждую из опор, на которой установлен секционный разъединитель или разрядник, а также опоры с изо­ лированными гибкими поперечинами заземляют самостоятельно.

На станциях с одиночными рельсовыми цепями заземления опор присоединяют к ближайшей электротяговой нити. В случаях, когда гибкие поперечины или ригели перекрывают неэлектрифици­ рованные пути, к электротяговой рельсовой нити присоединяют те опоры или стойки, которые находятся ближе к этой нити.

Опоры с разрядниками на линиях с двухниточными рельсовы­ ми цепями заземляют на ту же рельсовую нить, к которой при­ соединены заземления всех опор на данном блок-участке. Зазем­ ления опор, на которых подвешивают провода питающих или от­

сасывающих линий и которые расположены вдали от

железнодо­

рожных путей, производят на отсасывающие провода

или

при

их отсутствии — с помощью группового заземления.

 

 

Групповое заземление, т. е. заземление ряда опор одним об­

щим заземляющим тросом, осуществляют, присоединяя этот

трос

к среднему выводу ближайшего существующего или дополнитель­ но устанавливаемого для этой цели дроссель-трансформатора.

Групповыми заземлениями оборудуют в первую очередь опо­ ры контактной сети, стоящие на перегонах в выемках за кюветом (с большим габаритом), опоры на пассажирских платформах или за платформами, опоры изолирующих сопряжений анкерных уча­ стков и в горловинах станций, в зоне которых установлены сек­ ционные разъединители с моторными приводами и дистанционным управлением. Последнее необходимо в целях предупреждения сое­ динения рельсовых нитей соседних путей через заземления про­ тивоположно стоящих опор и броню кабелей дистанционного уп­ равления.

Полная длина одной секции провода группового заземления не должна превышать 600 м на линиях постоянного тока и 400 м на линиях переменного тока. Расстояние от места присоединения группового заземления к рельсу или средней точке дроссель-тран­ сформатора до крайней заземленной на групповой трос опоры не должно быть больше 300 м на линиях постоянного тока и 2 0 0 м на линиях переменного тока. Трос группового заземления выпол­ няют из металлического провода сечением не менее 70 мм2 на ли­ ниях постоянного тока и не менее 60 мм2 на линиях переменного тока, где можно применить также и стальной оцинкованный трос диаметром 11 — 13 мм. Все указанные выше величины не распро­ страняются на групповые заземления опор питающих линий по­ стоянного тока, где длину и сечение троса группового заземления определяют по условиям обеспечения нормальной защиты от то­ ков короткого замыкания.

173