Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 250. Схема расположения защитных полос:

1 — защ итная полоса; 2 — орешковый изолятор

и провода, имеющего пониженный потенциал (например, из-за падения напряжения на фидерной зоне) или вообще не находяще­ гося под напряжением. При перекрытии таких проводов между ними и полозом токоприемника возникает электрическая дуга, ток которой в большинстве случаев недостаточен для срабатывания защиты на тяговых подстанциях или постах секционирования. Обычно в этих случаях происходят пережоги сходящей ветви кон­ тактного провода в зоне отрыва от него полоза токоприемника.

Помимо описанных выше дуговых пережогов, возникают и так называемые контактные пережоги. Такие пережоги возможны при перекрытии полозом токоприемника проводов воздушного проме­ жутка, один из которых находится подрабочим напряжением, а второй по каким-либо причинам заземлен. При недостаточном быстродействии защиты от коротких замыканий пережог происхо­ дит в момент соприкосновения полоза токоприемника с заземлен­ ным контактным проводом. Аналогичные процессы могут проис­ ходить и при проходах токоприемника через секционные изоляторы.

Для предотвращения пережогов контактных проводов на воз­ душных промежутках канд. техн. наук А. А. Порцеланом предло­ жено применять специальные стальные полосы, охватывающие провод сходящей ветви в зоне отрыва от нее полоза токоприемни­ ка (рис. 250). При этом в поддерживающие струны в месте уста­ новки стальных полос 1 включают орешковые изоляторы 2. Реко­ мендуется одновременно увеличить расстояние между ветвями воздушного промежутка до 600 мм (если это допустимо по усло­ виям ветровых отклонений контактных проводов). Указанные вы­ ше полосы длиной от 0 ,6 до 1 м каждая устанавливают на протя­ жении 6 м с обеих сторон контактного провода и соединяют болта­ ми. Для обеспечения одновременной работы обоих контактных проводов в зоне отрыва полоза токоприемника планки через каж­ дые 3 м соединяют специальными скобами.

Защитные полосы предохраняют контактный провод от воздей­ ствия дуги с боков выше нижнего края паза провода, оставляя нижнюю рабочую часть его свободной для скольжения токоприем­ ника. Даже в случае пережога контактного провода полосы при-

309


Рис. 251. Схема установки сигнальных указателей на двухпутной линии:

/ — указатель «Опустить токоприемник»; 2 — шкаф с датчиками напряжения; 3 — релейный шкаф

нимают его натяжение на себя, обеспечивая проход токоприем­ ника и предупреждая падение провода на землю или крыши под­ вижного состава.

Канд. техн. наук И. А. Беляев и инж. Е. И. Межевич предло­ жили для предупреждения пережогов контактных проводов в пе­ реходных пролетах использовать сигнальное устройство (рис. 251), которое показывает положение следующей (по ходу поезда) сек­ ции контактной сети: находится она под напряжением или обес­ точена. Сигнальный указатель «Опустить токоприемник» представ­ ляет собой щит с горизонтально расположенными линзами белого цвета (см. рис. 283). В случае отключения напряжения на следую­ щей по ходу поезда секции контактной сети происходит автомати­ ческое включение мигающих огней сигнального указателя. При этом машинист обязан, не снижая скорости, отключить тяговые двигатели и все вспомогательные цепи и опустить токоприемник. Если поезд обслуживается несколькими локомотивами, машинист ведущего локомотива должен подать звуковой сигнал «Опустить токоприемник» (чередующиеся два длинных и два коротких сиг­ нала). Проследовав изолирующее сопряжение с опущенными то­ коприемниками до сигнального указателя «Поднять токоприем­ ник» (см. рис. 283), машинист останавливает поезд или, если на­

пряжение появилось,

поднимает токоприемник

и следует даль­

ше. В нормальных

условиях огни сигнальных

указателей не

горят.

I

 

Для предупреждения пережогов контактных проводов на воз­ душных промежутках иногда применяют защитные экраны из уголковой стали и разгрузочные шунты (по предложениям инж. Е. А. Борзенко), специальные дугогасительные рога, устанавлива­ емые в зоне отрыва токоприемника от сходящей ветви контактного провода (по предложению инж. Б. И. Попова) и другие устрой­ ства. Все эти конструкции имеют значительный вес, что может явиться причиной ограничения скорости движения поезда в местах их установки, и не всегда работают достаточно надежно.

зю


На Московской дороге успешно эксплуатируются устройства для защиты от пережогов контактных проводов на воздушных про­ межутках, предложенные инж. В. А. Савченко. Особенностью этих устройств являются используемые в качестве изоляции проводов трубы из черного светостойкого полиэтилена, которые надевают на несущие тросы и контактные провода по схемам, приведенным на рис. 252 и 253. Схему рис. 252, применяемую для изолирующих сопряжений постоянного тока в трех пролетах, с небольшими из­ менениями можно осуществить и на линиях переменного тока. На рис. 253 показано устройство для защиты от пережогов проводов на воздушном промежутке нейтральной вставки.

Для линий переменного тока основной причиной многих пере­ жогов контактных проводов является недостаточное быстродей­ ствие защиты от токов короткого замыкания в контактной сети. Поскольку повысить быстродействие существующих масляных выключателей практически невозможно, необходимо создать но­ вую защиту на электронных элементах, которая в настоящее вре­ мя разрабатывается.

311

На линиях постоянного тока Московской дороги успешно эк­ сплуатируют схемы с мгновенным повторным включением быстро­ действующих выключателей, установленных на постах секциони­ рования и на тяговых подстанциях. Это во многих случаях может предотвратить возникновение электрической дуги при замыкании полозом токоприемника секций контактной сети с разными потен­ циалами.

Пережоги контактных проводов вне мест секционирования

часто наблюдаются в зимнее время из-за наличия на проводах контактной сети и токоприемниках гололеда и изморози (см. §72). Поэтому нужно обратить самое серьезное внимание на состояние токоприемников, особенно легкого типа, у которых уменьшение нажатия из-за гололеда может наступить скорее, чем у токопри­ емников тяжелого типа.

При медных контактных пластинах излишнее количество сухой графитовой смазки, имеющей низкую проводимость, также может привести к пережогам контактного провода при больших токовых нагрузках. Опасно также попадание песка на полозы токоприем­ ников при экипировке электровозов, особенно там, где это совме­ щается с подмазкой полозов дополнительной смазкой. На мало­ деятельных путях пережоги контактных проводов могут быть выз­ ваны образованием на этих проводах окисной пленки.

Большое число пережогов контактного провода происходит при подъеме или опускании токоприемника под нагрузкой и при подъеме его во время короткого замыкания в высоковольтных цепях подвижного состава. Для предупреждения таких случаев в схему управления локомотивов вводится блокировка, обеспечива­ ющая принудительное отключение всех силовых и вспомогатель­ ных цепей раньше, чем токоприемник оторвется от контактного провода.

Ряд мер для предупреждения пережогов контактных проводов при гололеде должны принимать и машинисты электрических ло­ комотивов. Например, трогание и разгон поезда во время голо­

леда следует производить

при двух поднятых

токоприемниках

на головном электровозе, а

после выхода из

зоны гололеда на

контактных проводах передний токоприемник опускать. При двой­ ной тяге на втором электровозе поднимают только второй по ходу поезда токоприемник. В случае длительной стоянки с поднятым токоприемником его нужно опускать и поднимать (при отключен­ ных вспомогательных машинах и отоплении) не реже одного раза в час.

Пережоги других проводов (неконтактных) происходят в пита­ ющих зажимах (см. рис. 117, б), переходных ПАМ (см. рис. 119) и в некоторых других при протекании болыпйх токов. Поэтому в настоящее время на наиболее загруженных питающих линиях постоянного тока и продольных электрических соединителях, свя­ занных с этими линиями, монтируют дополнительные перемычки, шунтирующие зажимы присоединения проводов к несущему тросу. Может быть также установлен на несущем тросе второй соедини­

3 1 2


тельный зажим на расстоянии от первого, равном 1,5 длины одно­ го зажима.

Петлевые и переходные зажимы ПАМ для соединения медных проводов с алюминиевыми в указанных выше местах также долж­ ны быть двойными, расстояние между краями зажимов должно быть равно 2 0 0 мм.

При установке и переборке всех таких зажимов нужно особен­ но строго следить за качеством очистки и смазки контактных по­ верхностей зажимов и соединяемых проводов, а также 'правиль­ ностью затяжки болтов.

§ 74. Меры защиты от коррозии

Коррозия подземных частей опор и фундаментов, а также раз­ личных металлических элементов контактной сети и подземных сооружений, не находящихся под напряжением, может быть выз­ вана различными причинами.

Почвенная коррозия — процесс разрушения цементного кам­ ня опор и фундаментов, вызванный агрессивным воздействием грунта, в котором обычно имеется большое количество воды.

Атмосферная коррозия — процесс ржавления металла при воз­ действии воды и кислорода. Объем ржавчины в 3—4 раза больше объема чистого металла, подвергшегося коррозии. Вследствие это­ го при нахождении металла в бетоне в железобетонных конструк­ циях по мере увеличения слоя ржавчины бетон начинает подвер­ гаться изнутри растягивающим усилиям, что в конце концов при­ водит к появлению трещин.

Электрическая коррозия — процесс уноса металла (разъеда­ ния) арматуры или других металлических элементов, интенсив­ ность которого зависит от плотности тока утечки с арматуры в бетон. Этот вид коррозии на линиях постоянного тока представ­ ляет основную опасность, так как вызывает наибольшие разру­ шения анкерных болтов и арматуры опор и фундаментов. На ли­ ниях переменного тока электрическая коррозия практически от­ сутствует.

Когда ток проходит по ходовым рельсам, используемым в ка­ честве обратного провода, между любыми точками рельсовой цепи создается разность потенциалов. При принятой у нас положитель­ ной полярности контактной сети в точке нахождения электриче­ ского локомотива рельсы получают положительный потенциал относительно земли. В случаях глухих заземлений металлических

опор и металлических конструкций на железобетонных

опорах

или при неисправных искровых промежутках (см. § 45)

создает­

ся электрическая цепь (рис. 254) для стенания тока с рельсов че­ рез фундаментную часть опоры в землю. При наличии оттяжек и нарушении их изоляции (см. § 17) появляется дополнительная па­ раллельная цепь стекания тока через оттяжку и анкер.

313


Рис. 254Схемы стенания токов с железобетонной опоры (а) и с фунда­ мента металлической опоры (б)

Таким образом, опора или фундамент оказываются дополни­ тельным источником стекания токов, увеличивающим утечку блу­

ждающих токов с рельсов в землю и уменьшающим

переходное

сопротивление рельсовой цепи. Величина тока стекания зависит

от разности потенциалов между рельсами

и точкой

установки

опоры и сопротивления замкнутой цепи тока

(см. рис.

254). Плот­

ность тока, стекающего с арматуры в бетон, не должна превышать 0 ,6 мА/дм2.

Основными методами защиты от почвенной коррозии являют­ ся повышение плотности бетона, увеличение его защитного слоя и нанесение на подземные части опор и фундаментов гидроизоля­ ции. Атмосферную коррозию можно существенно снизить, своевре­ менно окрашивая все металлические элементы масляной краской, а для защиты арматуры железобетонных опор при появлении тре­ щин применять специальную окраску таких опор и заделку тре­ щин защитным покрытием.

Наиболее трудно обеспечить защиту от электрической корро­ зии. Помимо периодического контроля состояния опор и фунда­ ментов, в процессе эксплуатации необходимо принимать меры по снижению потенциалов рельсовых цепей и ограничению токов, сте­ кающих с рельсов в землю через заземляющие проводники и арма­ туру опор и фундаментов.

Ограничить токи стекания можно, устанавливая изолирующие прокладки под металлические хомуты, окрашивая в несколько слоев внутреннюю поверхность хомутов, применяя изолирующие втулки и прокладки в соединениях металлических опор с фунда­ ментами и т. д. Ведутся работы по изысканию более эффективных способов борьбы с электрической коррозией на линиях постоянно­ го тока.

Кафедрой «Энергоснабжение электрических железных дорог» МИИТа разработан новый метод значительного снижения потен­

314

циалов рельсов и, как следствие

 

тх

Контактная сеть

этого,

существенного уменьшения

 

 

стекающих токов и коррозии под-

 

 

земных

сооружении

и конструк-

 

 

датчик тока

 

ций токами утечки. При этом на

 

Путевой источник

 

■ А

тока

линии

необходимо

установить

в

 

.... I

Рельсовая сеть

определенных расчетом

местах

 

~ ~ Н И --------------------------

специальные

автоматические

рис

Упрощенная принципиаль-

вольтодобавочные

устройства,

пая схема включения путевого источ-

которые

назвали

путевыми ис-

ника тока

 

точниками тока (ПИТ). В зави­

контактной сети

датчик тока

симости

от

величины

тока

в

(рис. 255) изменяет уровень сигнала на входе ПИТа, вследствие чего вырабатываемая им э. д. с. изменяется. Создаваемые ПИТом потенциалы, складываясь с потенциалами рельсов, определяют по­ тенциальное состояние рельсового пути, от которого зависит вели­ чина токов утечки.

По действию ПИТы можно рассматривать как дополнительные отсасывающие пункты (см. § 44); применение их особенно эффек­ тивно для защиты различных объектов (рельсы в тоннелях, фун­ даменты станционных опор и др.), сконцентрированных на участ­ ках протяженностью 1,5— 6 км. При меньшей длине защищаемого тоннеля может быть использован другой способ защиты — напри мер, вентильное секционирование с применением обходной пере­ мычки (по предложению ЦНИИ МПС).

Весьма перспективен метод защиты, основанный на отказе от заземлений опор. В этом случае защита от малых токов короткого замыкания в контактной сети осуществляется по схеме, которая предусматривает соединение всех ранее заземлявшихся элементов со специальным (потенциальным) проводом, подвешиваемым на опорах контактной сети. При нарушении изоляции сети на потен­ циальном проводе появляется напряжение, которое обеспечивает или соединение этого провода с рельсами (схема с диодными заземлителями, разработанная в ПКБ ЦЭ МПС, и схема, предло­ женная Донецкой дорогой) или появление тока в дополнительной катушке быстродействующего выключателя, вызывающего его

отключение (схема

МПЗ — мгновенная потенциальная

защи­

та, предложенная

Северо-Кавказской дорогой). Все эти за­

щиты в настоящее

время проходят эксплуатационные

испы­

тания.

 

 

Большое значение для предупреждения неприятных последст­ вий, вызываемых коррозией, имеет современный контроль за со­ стоянием опор и фундаментов. Для этого работники эксплуатации должны точно соблюдать предписанную Правилами содержания контактной сети периодичность осмотров, ревизии и регулировки всех устройств, обеспечивающих принятые меры защиты от корро­ зии, и производить выборочную откопку опор или фундаментов до 2/з глубины их заложения.

315