Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 5
Рис. 250. Схема расположения защитных полос:
1 — защ итная полоса; 2 — орешковый изолятор
и провода, имеющего пониженный потенциал (например, из-за падения напряжения на фидерной зоне) или вообще не находяще гося под напряжением. При перекрытии таких проводов между ними и полозом токоприемника возникает электрическая дуга, ток которой в большинстве случаев недостаточен для срабатывания защиты на тяговых подстанциях или постах секционирования. Обычно в этих случаях происходят пережоги сходящей ветви кон тактного провода в зоне отрыва от него полоза токоприемника.
Помимо описанных выше дуговых пережогов, возникают и так называемые контактные пережоги. Такие пережоги возможны при перекрытии полозом токоприемника проводов воздушного проме жутка, один из которых находится подрабочим напряжением, а второй по каким-либо причинам заземлен. При недостаточном быстродействии защиты от коротких замыканий пережог происхо дит в момент соприкосновения полоза токоприемника с заземлен ным контактным проводом. Аналогичные процессы могут проис ходить и при проходах токоприемника через секционные изоляторы.
Для предотвращения пережогов контактных проводов на воз душных промежутках канд. техн. наук А. А. Порцеланом предло жено применять специальные стальные полосы, охватывающие провод сходящей ветви в зоне отрыва от нее полоза токоприемни ка (рис. 250). При этом в поддерживающие струны в месте уста новки стальных полос 1 включают орешковые изоляторы 2. Реко мендуется одновременно увеличить расстояние между ветвями воздушного промежутка до 600 мм (если это допустимо по усло виям ветровых отклонений контактных проводов). Указанные вы ше полосы длиной от 0 ,6 до 1 м каждая устанавливают на протя жении 6 м с обеих сторон контактного провода и соединяют болта ми. Для обеспечения одновременной работы обоих контактных проводов в зоне отрыва полоза токоприемника планки через каж дые 3 м соединяют специальными скобами.
Защитные полосы предохраняют контактный провод от воздей ствия дуги с боков выше нижнего края паза провода, оставляя нижнюю рабочую часть его свободной для скольжения токоприем ника. Даже в случае пережога контактного провода полосы при-
309
Рис. 251. Схема установки сигнальных указателей на двухпутной линии:
/ — указатель «Опустить токоприемник»; 2 — шкаф с датчиками напряжения; 3 — релейный шкаф
нимают его натяжение на себя, обеспечивая проход токоприем ника и предупреждая падение провода на землю или крыши под вижного состава.
Канд. техн. наук И. А. Беляев и инж. Е. И. Межевич предло жили для предупреждения пережогов контактных проводов в пе реходных пролетах использовать сигнальное устройство (рис. 251), которое показывает положение следующей (по ходу поезда) сек ции контактной сети: находится она под напряжением или обес точена. Сигнальный указатель «Опустить токоприемник» представ ляет собой щит с горизонтально расположенными линзами белого цвета (см. рис. 283). В случае отключения напряжения на следую щей по ходу поезда секции контактной сети происходит автомати ческое включение мигающих огней сигнального указателя. При этом машинист обязан, не снижая скорости, отключить тяговые двигатели и все вспомогательные цепи и опустить токоприемник. Если поезд обслуживается несколькими локомотивами, машинист ведущего локомотива должен подать звуковой сигнал «Опустить токоприемник» (чередующиеся два длинных и два коротких сиг нала). Проследовав изолирующее сопряжение с опущенными то коприемниками до сигнального указателя «Поднять токоприем ник» (см. рис. 283), машинист останавливает поезд или, если на
пряжение появилось, |
поднимает токоприемник |
и следует даль |
ше. В нормальных |
условиях огни сигнальных |
указателей не |
горят. |
I |
|
Для предупреждения пережогов контактных проводов на воз душных промежутках иногда применяют защитные экраны из уголковой стали и разгрузочные шунты (по предложениям инж. Е. А. Борзенко), специальные дугогасительные рога, устанавлива емые в зоне отрыва токоприемника от сходящей ветви контактного провода (по предложению инж. Б. И. Попова) и другие устрой ства. Все эти конструкции имеют значительный вес, что может явиться причиной ограничения скорости движения поезда в местах их установки, и не всегда работают достаточно надежно.
зю
На Московской дороге успешно эксплуатируются устройства для защиты от пережогов контактных проводов на воздушных про межутках, предложенные инж. В. А. Савченко. Особенностью этих устройств являются используемые в качестве изоляции проводов трубы из черного светостойкого полиэтилена, которые надевают на несущие тросы и контактные провода по схемам, приведенным на рис. 252 и 253. Схему рис. 252, применяемую для изолирующих сопряжений постоянного тока в трех пролетах, с небольшими из менениями можно осуществить и на линиях переменного тока. На рис. 253 показано устройство для защиты от пережогов проводов на воздушном промежутке нейтральной вставки.
Для линий переменного тока основной причиной многих пере жогов контактных проводов является недостаточное быстродей ствие защиты от токов короткого замыкания в контактной сети. Поскольку повысить быстродействие существующих масляных выключателей практически невозможно, необходимо создать но вую защиту на электронных элементах, которая в настоящее вре мя разрабатывается.
311
На линиях постоянного тока Московской дороги успешно эк сплуатируют схемы с мгновенным повторным включением быстро действующих выключателей, установленных на постах секциони рования и на тяговых подстанциях. Это во многих случаях может предотвратить возникновение электрической дуги при замыкании полозом токоприемника секций контактной сети с разными потен циалами.
Пережоги контактных проводов вне мест секционирования
часто наблюдаются в зимнее время из-за наличия на проводах контактной сети и токоприемниках гололеда и изморози (см. §72). Поэтому нужно обратить самое серьезное внимание на состояние токоприемников, особенно легкого типа, у которых уменьшение нажатия из-за гололеда может наступить скорее, чем у токопри емников тяжелого типа.
При медных контактных пластинах излишнее количество сухой графитовой смазки, имеющей низкую проводимость, также может привести к пережогам контактного провода при больших токовых нагрузках. Опасно также попадание песка на полозы токоприем ников при экипировке электровозов, особенно там, где это совме щается с подмазкой полозов дополнительной смазкой. На мало деятельных путях пережоги контактных проводов могут быть выз ваны образованием на этих проводах окисной пленки.
Большое число пережогов контактного провода происходит при подъеме или опускании токоприемника под нагрузкой и при подъеме его во время короткого замыкания в высоковольтных цепях подвижного состава. Для предупреждения таких случаев в схему управления локомотивов вводится блокировка, обеспечива ющая принудительное отключение всех силовых и вспомогатель ных цепей раньше, чем токоприемник оторвется от контактного провода.
Ряд мер для предупреждения пережогов контактных проводов при гололеде должны принимать и машинисты электрических ло комотивов. Например, трогание и разгон поезда во время голо
леда следует производить |
при двух поднятых |
токоприемниках |
на головном электровозе, а |
после выхода из |
зоны гололеда на |
контактных проводах передний токоприемник опускать. При двой ной тяге на втором электровозе поднимают только второй по ходу поезда токоприемник. В случае длительной стоянки с поднятым токоприемником его нужно опускать и поднимать (при отключен ных вспомогательных машинах и отоплении) не реже одного раза в час.
Пережоги других проводов (неконтактных) происходят в пита ющих зажимах (см. рис. 117, б), переходных ПАМ (см. рис. 119) и в некоторых других при протекании болыпйх токов. Поэтому в настоящее время на наиболее загруженных питающих линиях постоянного тока и продольных электрических соединителях, свя занных с этими линиями, монтируют дополнительные перемычки, шунтирующие зажимы присоединения проводов к несущему тросу. Может быть также установлен на несущем тросе второй соедини
3 1 2
тельный зажим на расстоянии от первого, равном 1,5 длины одно го зажима.
Петлевые и переходные зажимы ПАМ для соединения медных проводов с алюминиевыми в указанных выше местах также долж ны быть двойными, расстояние между краями зажимов должно быть равно 2 0 0 мм.
При установке и переборке всех таких зажимов нужно особен но строго следить за качеством очистки и смазки контактных по верхностей зажимов и соединяемых проводов, а также 'правиль ностью затяжки болтов.
§ 74. Меры защиты от коррозии
Коррозия подземных частей опор и фундаментов, а также раз личных металлических элементов контактной сети и подземных сооружений, не находящихся под напряжением, может быть выз вана различными причинами.
Почвенная коррозия — процесс разрушения цементного кам ня опор и фундаментов, вызванный агрессивным воздействием грунта, в котором обычно имеется большое количество воды.
Атмосферная коррозия — процесс ржавления металла при воз действии воды и кислорода. Объем ржавчины в 3—4 раза больше объема чистого металла, подвергшегося коррозии. Вследствие это го при нахождении металла в бетоне в железобетонных конструк циях по мере увеличения слоя ржавчины бетон начинает подвер гаться изнутри растягивающим усилиям, что в конце концов при водит к появлению трещин.
Электрическая коррозия — процесс уноса металла (разъеда ния) арматуры или других металлических элементов, интенсив ность которого зависит от плотности тока утечки с арматуры в бетон. Этот вид коррозии на линиях постоянного тока представ ляет основную опасность, так как вызывает наибольшие разру шения анкерных болтов и арматуры опор и фундаментов. На ли ниях переменного тока электрическая коррозия практически от сутствует.
Когда ток проходит по ходовым рельсам, используемым в ка честве обратного провода, между любыми точками рельсовой цепи создается разность потенциалов. При принятой у нас положитель ной полярности контактной сети в точке нахождения электриче ского локомотива рельсы получают положительный потенциал относительно земли. В случаях глухих заземлений металлических
опор и металлических конструкций на железобетонных |
опорах |
или при неисправных искровых промежутках (см. § 45) |
создает |
ся электрическая цепь (рис. 254) для стенания тока с рельсов че рез фундаментную часть опоры в землю. При наличии оттяжек и нарушении их изоляции (см. § 17) появляется дополнительная па раллельная цепь стекания тока через оттяжку и анкер.
313
Рис. 254Схемы стенания токов с железобетонной опоры (а) и с фунда мента металлической опоры (б)
Таким образом, опора или фундамент оказываются дополни тельным источником стекания токов, увеличивающим утечку блу
ждающих токов с рельсов в землю и уменьшающим |
переходное |
|
сопротивление рельсовой цепи. Величина тока стекания зависит |
||
от разности потенциалов между рельсами |
и точкой |
установки |
опоры и сопротивления замкнутой цепи тока |
(см. рис. |
254). Плот |
ность тока, стекающего с арматуры в бетон, не должна превышать 0 ,6 мА/дм2.
Основными методами защиты от почвенной коррозии являют ся повышение плотности бетона, увеличение его защитного слоя и нанесение на подземные части опор и фундаментов гидроизоля ции. Атмосферную коррозию можно существенно снизить, своевре менно окрашивая все металлические элементы масляной краской, а для защиты арматуры железобетонных опор при появлении тре щин применять специальную окраску таких опор и заделку тре щин защитным покрытием.
Наиболее трудно обеспечить защиту от электрической корро зии. Помимо периодического контроля состояния опор и фунда ментов, в процессе эксплуатации необходимо принимать меры по снижению потенциалов рельсовых цепей и ограничению токов, сте кающих с рельсов в землю через заземляющие проводники и арма туру опор и фундаментов.
Ограничить токи стекания можно, устанавливая изолирующие прокладки под металлические хомуты, окрашивая в несколько слоев внутреннюю поверхность хомутов, применяя изолирующие втулки и прокладки в соединениях металлических опор с фунда ментами и т. д. Ведутся работы по изысканию более эффективных способов борьбы с электрической коррозией на линиях постоянно го тока.
Кафедрой «Энергоснабжение электрических железных дорог» МИИТа разработан новый метод значительного снижения потен
314
циалов рельсов и, как следствие |
|
тх |
Контактная сеть |
||||||
этого, |
существенного уменьшения |
|
|
||||||
стекающих токов и коррозии под- |
|
|
|||||||
земных |
сооружении |
и конструк- |
|
-Г |
|
||||
датчик тока |
|
||||||||
ций токами утечки. При этом на |
|
Путевой источник |
|||||||
|
■ А |
тока |
|||||||
линии |
необходимо |
установить |
в |
|
.... I |
Рельсовая сеть |
|||
определенных расчетом |
местах |
|
~ ~ Н И -------------------------- |
||||||
специальные |
автоматические |
рис |
Упрощенная принципиаль- |
||||||
вольтодобавочные |
устройства, |
пая схема включения путевого источ- |
|||||||
которые |
назвали |
путевыми ис- |
ника тока |
|
|||||
точниками тока (ПИТ). В зави |
контактной сети |
датчик тока |
|||||||
симости |
от |
величины |
тока |
в |
(рис. 255) изменяет уровень сигнала на входе ПИТа, вследствие чего вырабатываемая им э. д. с. изменяется. Создаваемые ПИТом потенциалы, складываясь с потенциалами рельсов, определяют по тенциальное состояние рельсового пути, от которого зависит вели чина токов утечки.
По действию ПИТы можно рассматривать как дополнительные отсасывающие пункты (см. § 44); применение их особенно эффек тивно для защиты различных объектов (рельсы в тоннелях, фун даменты станционных опор и др.), сконцентрированных на участ ках протяженностью 1,5— 6 км. При меньшей длине защищаемого тоннеля может быть использован другой способ защиты — напри мер, вентильное секционирование с применением обходной пере мычки (по предложению ЦНИИ МПС).
Весьма перспективен метод защиты, основанный на отказе от заземлений опор. В этом случае защита от малых токов короткого замыкания в контактной сети осуществляется по схеме, которая предусматривает соединение всех ранее заземлявшихся элементов со специальным (потенциальным) проводом, подвешиваемым на опорах контактной сети. При нарушении изоляции сети на потен циальном проводе появляется напряжение, которое обеспечивает или соединение этого провода с рельсами (схема с диодными заземлителями, разработанная в ПКБ ЦЭ МПС, и схема, предло женная Донецкой дорогой) или появление тока в дополнительной катушке быстродействующего выключателя, вызывающего его
отключение (схема |
МПЗ — мгновенная потенциальная |
защи |
та, предложенная |
Северо-Кавказской дорогой). Все эти за |
|
щиты в настоящее |
время проходят эксплуатационные |
испы |
тания. |
|
|
Большое значение для предупреждения неприятных последст вий, вызываемых коррозией, имеет современный контроль за со стоянием опор и фундаментов. Для этого работники эксплуатации должны точно соблюдать предписанную Правилами содержания контактной сети периодичность осмотров, ревизии и регулировки всех устройств, обеспечивающих принятые меры защиты от корро зии, и производить выборочную откопку опор или фундаментов до 2/з глубины их заложения.
315