Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мене опор, поддерживающих конструкций, несущих тросов кон­ тактных проводов и гибких поперечин.

Наибольший объем работ по текущему содержанию и текуще­ му ремонту контактной сети и воздушных линий выполняют без снятия напряжения. Работы по ревизии контактной подвески, со­ пряжений, воздушных стрелок, секционных изоляторов, изолированных гибких поперечин и специально оборудованных разъединителей и разрядников, а также замеры износа контакт­ ных проводов могут выполняться со съемных изолирующих вы­ шек. Применение дрезин ДМ или АГВ бригадой, состоящей из трех человек, требует прекращения движения поездов на время производства работ. Работа с дрезин возможна в том случае, ког­ да в графике движения поездов имеются так называемые техно­ логические «окна» продолжительностью 1—2 ч.

Работа под напряжением со съемных вышек не вызывает пе­ рерыва в графике движения поездов. Однако при этом в бригаде должно быть достаточное число электромонтеров, чтобы можно было быстро снять вышку с путей при пропуске поездов по месту работ и для ее ограждения. В условиях плохой видимости состав бригады может доходить до восьми человек, из которых непос­ редственно ревизионные работы выполняют только один-два элек­ тромонтера, а остальные осуществляют ограждение вышки и убор­ ку ее с путей. При работе со съемных вышек непроизводительно используется рабочее время электромонтеров, так как в связи с большими размерами движения приходится часто прерывать работу для пропуска поездов.

Ревизию подвески в пролете целесообразно производить

со

съемной вышки, а ревизию и регулировку

поддерживающих

и

фиксирующих конструкций — с дрезин. В

некоторых случаях

для

выполнения полной ревизии контактной сети в «окна» со снятием напряжения на перегонах целесообразно использовать одновре­ менно две дрезины и несколько съемных вышек.

На электрифицированных участках с интенсивным движени­ ем поездов, где предоставление технологических окон затрудни­ тельно, работы выполняют в межпоездные интервалы продолжи­ тельностью 15—20 мин, т. е. применяют так называемый метод работы в малые «окна». В этом случае необходимо четко выпол­ нять организационно-технические мероприятия, поддерживать связь с энергодиспетчером непосредственно с места работ. Разъе­ динители отключают при этом по системе телеуправления, а энер­ годиспетчер поддерживает связь с поездным диспетчером и де­ журным по станциям, ограничивающим место работ на перегоне или станции. Все это значительно сокращает время на отключение и последующее включение после окончания работ разъединителей, так как отпадает необходимость передавать энергодиспетчеру при­ казы по установленной форме на оперативные переключения.

В этих же условиях применяют метод ремонта контактной се­ ти с ее отключением и заземлением и пропуском поездов по мес­ ту работ с'опущенными токоприемниками. Предварительно на ос-

3 45


Рис. 266. Схема ограждения места работ (буквенные обозначения те же, что и на рис. 166 и 167)

нове тяговых расчетов и контрольных поездок определяют длину участков, на которых возможен проход электроподвижного сос­ тава с опущенными токоприемниками за счет инерции. При необ­ ходимости произіводят дополнительное секционирование контакт­ ной подвески путем перемонтажа неизолированных сопряжений в изолированные. Для 'этого вредают изоляторы в провода кон­ тактной подвески, каждую ветвь монтируют на отдельной подвес­ ной гирлянде изоляторов; увеличивают расстояние между контак­ тными проводами, устанавливают разъемное продольное электри­ ческое соединение или секционный разъединитель. При наличии усиливающих проводов производят их секционирование врезными изоляторами. Для отключения ремонтируемого участка контакт­ ной сети отсоединяют концы разъемного продольного электричес­ кого соединения, снимая соединительные зажимы, и закрепляют на несущем тросе соответствующей секции контактной сети. Эту операцию выполняют при снятом напряжении; затем подают на­ пряжение в контактную сеть до указанного на рис. 266 изолиро­ ванного сопряжения 4. Место работ ограждают комплектом сиг­ налов об опускании токоприемника (сигналы 2, 3) и о его подъеме (сигнал 6). Отключенный участок контактной сети по обоим кон­ цам заземляют штангами 5, которые не должны выходить за га­ барит приближения строений, и выставляют сигналистов 1 для предупреждения работающих о приближении поезда. К моменту подхода поезда к месту работ все электромонтеры должны пре­ кратить работу и перейти с подвески на постоянно заземленные поддерживающие конструкции, опоры или сойти на землю.

Если по каким-то причинам не опустятся токоприемники при проходе электропоезда по изолированным сопряжениям, ограни­ чивающим место работ с обеих сторон, должны автоматически отключиться быстродействующие выключатели, которые на пери­ од работ снимаются с автоматики их повторного включения.

Окончив работы, снимают заземления, подают напряжение на участок работ, шунтируют временно изолированное напряжение.

ЦЭ МПС на основе опыта работы энергоучастков разработа­ ны «Технологические карты на работы по капитальному и теку­

346

щему ремонту контактной сети», в которых указан состав бригад, квалификация электромонтеров, нормы времени, содержание и порядок выполнения работ, технические требования и допустимые отклонения, необходимый материал, инструменты, приспособле­ ния и средства механизации (см. § 95). Эти технологические кар­ ты являются основным документом, устанавливающим порядок выполнения работ.

§ 81. Текущее содержание

Объезд с осмотром контактной сети. Осмотры контактной се­ ти производят начальники дистанций или электромеханики 2 ра­ за в месяц из кабины машиниста электровоза или с передней площадки электропоезда. При этом обращают внимание на це­ лость и правильность расположения струн в пролетах контактной подвески, положение опор, наклон фиксаторов, состояние изоля­ торов, расположение грузов компенсаторов, фактическое положе­ ние секционных разъединителей и т. д. Одновременно ведут наб­ людение за работами, производимыми вблизи контактной сети. При наличии автокранов или железнодорожных кранов, ведущих разгрузку или погрузку материалов вблизи устройств контактной сети, выполнении всякого рода земляных работ вблизи фундамен­ тов опор, анкеров и оттяжек к ним, а также при рихтовке пути проверяют характер выполняемых работ и в случае необходимо­ сти вызывают с дежурного пункта электромонтеров для надзора и принятия необходимых мер безопасности.

Иногда производят внеочередные целевые осмотры контактной сети. При очень высоких температурах летом проверяют положе­ ние грузов компенсаторов относительно поверхности земли или оголовков опор, взаимное расположение блоков компенсаторов и опор, стрелы провеса усиливающих проводов и подвесок анкеровочных ветвей, взаимное расположение фиксаторов на воздушных стрелках и сопряжениях анкерных участков. При сильных моро­ зах проверяют уклон фиксаторов, расстояния от контактных про­ водов до нижних фиксирующих тросов гибких и жестких попере­ чин и от штанги с грузами до неподвижного блока компенсато­ ра, а также взаимное расположение фиксаторов на переходных опорах сопряжений анкерных участков и воздушных стрелках. Тщательно осматривают подвеску в искусственных сооружениях.

В некоторых случаях проводят объезды для осмотра разряд­ ников и изоляторов после сильных гроз. Проверяют состояние грунта вблизи фундаментов опор и анкеров после сильных ливней.

При объездах лучше просматривается соседний, параллельно идущий путь, поэтому осмотр двухпутного участка контактной подвески производят, проезжая по нему в обоих направлениях. Имея достаточный навык, во время объездов можно выявить и сравнительно мелкие отступления от норм, а именно: отколы на изоляторах, недопустимый наклон зажимов, установленных на контактном проводе, отсутствие шплинтов в заклепках фиксатор­

347


ных кронштейнов, обрывы отдельных жил па тросах, креп опор

и т. д.

Один раз в квартал начальник участка энергоснабжения или его заместитель совместно с начальником дистанции проводят ко­

миссионный осмотр. Комиссионно-контрольный

осмотр предста­

вителем службы осуществляется один раз

в

год совместно с

работником

участка

энергоснабжения

и

начальником ди­

станции.

 

 

 

 

Проверка токосъема. Проверку токосъема производят элек­ тромонтеры группы V, электромеханики и начальники дистанций контактной сети 2 раза в месяц (один раз в ночное время, дру­ гой — днем). Эту проверку на участках с электропоездами про­ изводят из специальных смотровых вышек, установленных на крышах прицепных вагонов. Для удобства наблюдения работник, проверяющий токосъем, располагается лицом по направлению движения электропоезда. На участках, где электроподвижной состав не оборудован специальными смотровыми вышками, про­ верку взаимодействия контактной сети и токоприемников на элек­

тровозах ВЛ19 и ВЛ22 производят с задних

площадок, а на

электровозах других серий, у которых

отсутствуют

открытые

площадки (ВЛ8, ВЛ23, ВЛ60, ЧС и др.),

— из окна торцовой две­

ри пассажирского вагона, следующего за электровозом. В случае двойной тяги указанный осмотр выполняют из кабины машиниста второго электровоза.

Проверку взаимодействия контактной сети и токоприемника можно производить с помощью смонтированного на изолирован­ ной площадке дрезины ДМ съемного токоприемника (см, рис. 259) или специально оборудованной дрезиной (Западно-Сибирская дорога).

Во всех случаях для более удобного обзора, проверки взаимо­ действия контактной сети и токоприемника, а также качества то­ косъема перед осмотром размечают мелом полоз токоприемника. В процессе проверки определяют также величины отклонений кон­ тактного провода и правильность чередования зигзагов, величины

выносов контактного провода в середине

пролетов

на кривых

участках пути, правильность регулировки

воздушных

стрелок и

сопряжений анкерных участков, наличие подбоев при накренив­ шихся зажимах, установленных на контактном проводе, правиль­ ность формы выгиба и наклона фиксаторов, величины расстоя­ ний от токоприемника до нижних фиксирующих тросов, зазем­ ленных элементов и конструкций и т. д.

Один раз в год проверяют взаимодействие контактной подвес­ ки с токоприемником, имеющим статическое нажатие 18—20 кгс при скорости движения 50—60 км/ч на участках с установленной скоростью движения до 120 км/ч. Там, где скорости больше 120 км/ч, нажатие токоприемника при проверке увеличивают до 22—24 кгс. Такая проверка позволяет судить о качестве токосъе­ ма при высоких скоростях движения, когда непосредственное наблюдение затруднено.

3 4 8


Проверку зигзагов, выносов, высоты контактного провода с оценкой состояния контактной сети по балльной системе осуще­ ствляют раз в квартал. При объезде участка с вагоном для испы­ тания контактной сети на ленте прибора будут зафиксированы основные параметры контактной подвески. Данные регистрирую­ щих приборов дают возможность более точно установить отступ­ ления от норм содержания контактной сети, оценить взаимодейст­ вие ее с токоприемником и наметить меры по устранению выяв­ ленных недостатков.

Обход с осмотром контактной сети. Начальники или электро­ механики дистанций ежемесячно при обходе осматривают все без исключения устройства контактной сети как на станциях, так и на перегонах. При этом с помощью бинокля можно тщательно проверить состояние отдельных узлов, проводов, арматуры и кон­ струкций. Осмотром с земли проверяют заземления всех опор и конструкции, оголовки фундаментов опор и их состояние, окраску и степень коррозии металлических опор, натяжение и коррозию оттяжек, положение фиксаторных кронштейнов, фиксаторов и консолей, состояние фиксаторных, подвесных и других изолято­ ров. Проверяют также состояние секционных изоляторов, воздуш­ ных стрелок, изолирующих и неизолирующих сопряжений анкер­ ных участков, гибких поперечин, фиксирующих оттяжек, секцион­ ных разъединителей и их приводов, подвеску в искусственных сооружениях и положение отбойников. Проверяют ра'боту компен­ саторов— отсутствие заедания в блоках и их взаимное расположе­ ние, расстояние грузов от земли и неподвижного блока, отсутствие трения троса компенсатора об арматуру, закрепленную на опоре. Осматривают все провода, изоляторы и арматуру на усиливаю­ щих, питающих, отсасывающих и других воздушных линиях, рас­ положенных на опорах контактной сети.

По результатам осмотра начальник или электромеханик ди­ станции составляет план устранения выявленных неисправностей и в зависимости от их характера намечает сроки выполнения. В случае выявления неисправностей, угрожающих безопасному движению электропоездов, меры для их устранения принимают

немедленно.

Иногда осмотр с земли не позволяет судить о состоянии от­ дельных деталей; в этих случаях при возникновении подозрения о наличии какого-либо дефекта производят внеплановый допол­ нительный осмотр узла ремонтной бригадой или дежурной сменой со съемных изолирующих вышек или с опорных конструкций. Кроме единоличного ежемесячного обхода, раз в год проводят комиссионный обход с участием представителя участка энерго­

снабжения.

Помимо осмотра контактной сети, работники дистанций произ­ водят также периодическую проверку состояния токоприемников электроподвижного состава. При этом обращают особое внима­ ние на состояние и качество стыков контактных пластин и шуру­ пов, их износ, наличие смазки на полозах, форму склонов поло­

349