Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 281
Скачиваний: 5
зов, запиловку краев контактных пластин, состояние шарниров, рам механизма подъема и других деталей, а также проверяют ак тивное и пассивное нажатия токоприемника (см. § 3). Электро возы и электропоезда, имеющие неисправности токоприемников, которые угрожают нарушению нормальной работы контактной сети, запрещается выпускать на линию.
Замер износа контактных проводов. Для постоянного контроля за состоянием контактных проводов и степенью их износа регу лярно, начиная со второго или третьего года эксплуатации, один раз в год или в два года (в зависимости от износа) весной произ водят замеры износа. В связи с тем, что чрезмерный износ кон тактного провода может привести к его обрыву, этим замерам
уделяют большое внимание.
В большинстве случаев работы по замеру износа не совмеща ют с другими видами осмотров.
Износ контактных проводов замеряют под напряжением с изо лирующих съемных вышек последовательно по каждому анкер ному участку, кроме мест расположения подвесок в искусственных сооружениях и вблизи заземленных конструкций, где не разре шается правилами безопасности производить работы под напря жением. В указанных местах замеры производят со снятием на пряжения с контактной сети и ее заземлением.
Для определения степени износа замеряют высоту оставшегося сечения контактного провода и затем по соответствующим табли цам определяют величину износа (в мм2) . В качестве измеритель ного инструмента обычно применяют универсальные микрометры или набор измерительных скоб. Наибольшую точность дают за меры, производимые универсальными ^микрометрами (до 0,01 мм), несколько меньшую точность (до 0,05 мм) — замеры скобами. Кроме этого, применяют приборы индикаторного типа.
Независимо от величины износа его замеряют у каждого за жима, установленного на контактных проводах, а также в точках заметного на глаз повышенного местного износа. У всех зажи мов, кроме струновых и соединительных, замеры производят с обеих сторон, но записывают лишь меньший результат. На от ходящих (нерабочих) анкеровочных ветвях сопряжений анкерных участков износ не замеряют.
На анкерных участках с двойным контактным проводом, под вешенным на общих струнах, замеры производят по обоим прово дам у струновых зажимов, а при шахматном расположении струн — у струновых зажимов и рядом в середине межструнового пролета соседнего контактного провода. Один из двух контактных проводов при записи обозначают «левый», а другой — «правый» относительно направления счета километров.
Замеры износа ведут по каждому пути раздельно в направле нии, обратном движению поездов (для удобства наблюдения за их приближением). Под особый контроль берут места с повышенным местным износом и замеры в этих местах производят 2—3 раза в год. Одновременно с замером износа контактных проводов про
350
изводят и проверку их состояния по всей длине. Это выполняют два электромонтера, находящиеся на изолирующей съемной выш ке. Один из них производит замеры, другой завешивает шунтиру ющие штанги. Электромонтер, находящийся внизу, записывает результаты замеров. При передвижении вышки оба электромонте ра располагаются с разных сторон площадки и тщательно осмат ривают контактные провода. По мере утомления электромонтеры сменяют друг друга.
Результаты замеров износа контактных проводов вносят в кни гу состояния контактного провода, которая является основным документом и ведется на каждой дистанции контактной сети. По результатам замеров отдельно для каждого анкерного участка подсчитывают среднеарифметическое значение высоты оставшего ся сечения контактного провода, при этом все замеры по встав кам отбрасывают. Для двойного контактного провода среднюю высоту сечения определяют отдельно для каждого провода и по ней с помощью таблиц выявляют среднюю площадь изношенной части провода по каждому анкерному участку. Результаты рас четов передают на участок энергоснабжения для проведения окон чательного анализа износа контактного провода по всему участку.
По результатам замеров намечают план устранения участков контактного провода с износом, превышающим допустимые нор мы, путем монтажа вставок или установки шунтов, чем устраняют дальнейший износ основного провода.
Шунты устанавливают в тех местах, где износ оказывается больше допустимого, указанного в § 70.
Закрепляют шунты в зависимости от их длины двумя или большим числом соединительных зажимов (рис. 267), которые струной присоединяют к несущему тросу для обеспечения плавного прохода токоприемника. Соединительный зажим состоит из двух щек 1 (одна с резьбой, другая без резьбы), вкладыша 2 и болта с гайкой 3. Указанные зажимы бывают двух типов, одними произво
д я / |
Тип Е |
Рис. 267. Соединительный зажим контактных проводов
дят закрепление контактных проводов 4 на разных уровнях (один выше другого на 4 мм), а другими — на одном уровне. Шунты, как правило, имеют длину не более 1 м. Концы провода отгибают вверх на 5 см с плавным переходом в горизонтальное положение.
В случае максимального износа врезают вставки в контактные провода с помощью стыковых зажимов, на которые также устанав ливают струны для обеспечения нормального прохода токоприем ника. При двойном контактном проводе стыковой зажим поднима ют на 3—5 см выше второго контактного провода. Стыковые зажи мы на разных контактных проводах располагают на расстоянии не менее 6 м друг от друга.
Во всех случаях контактные поверхности соединяемых проводов тщательно запиливают по горизонтальной плоскости изношенного контактного провода. Это особенно необходимо на участках, где применены угольные вставки на токоприемниках.
Замер высоты контактного провода. Высоту контактного прово
да над уровнем головок рельсов |
замеряют два электромонтера |
раз в год с помощью специальных |
изолированных штанг с кон |
трольной рейкой. Один из электромонтеров производит замеры, а другой записывает результаты в журнал. Измерительную изолиро ванную штангу крюком завешивают на контактный провод и опре деляют по шкале выдвижной рейки высоту провода над уровнем головок рельсов. Замеры производят у каждой опоры, в середине каждого пролета, на подходах и в пределах всех искусственных со оружений, где имеется снижение высоты подвески. Определять вы соту контактного провода можно также с помощью зеркальных при боров (см. § 50). В некоторых случаях замеры высоты контактного провода производят с изолирующих вышек от ограждений площад ки, высоту которых промеряют предварительно.
Наиболее прогрессивен и производителен способ замера высо ты контактного провода регистрирующими приборами, установлен ными в специальных вагонах для испытаний контактной сети. По лучаемая полная характеристика положения контактного провода во всех точках пролета и по всей длине электрифицированного участка позволяет точнее судить о качестве вертикальной регули ровки контактной подвески.
Замер зигзагов и выносов контактного провода. Эти замеры производят без снятия напряжения с контактной сети зеркальными приборами (см. § 50) или изолирующими штангами с отвесами. Два электромонтера производят промеры у каждого фиксатора, а на кривых участках пути — дополнительно в середине пролета. На сопряжениях анкерных участков осуществляют замеры выносов обе их ветвей контактного провода. На воздушных стрелках определя ют их положение относительно оси прямого и примыкающего боко вого пути. При наличии вагона для испытаний контактной сети указанные замеры производят из этого вагона. Все результаты за меров заносят в специальный журнал и на основании выявленных отступлений производят регулировку зигзагов и выносов для при ведения их к норме.
3 5 2
Балльная оценка состояния регулировки контактной подвески.
Правильная регулировка контактной подвески обеспечивает надеж ный токосъем и бесперебойную работу устройств контактной сети, а также повышение срока службы контактных проводов. Для балльной оценки состояния регулировки контактной подвески из меряют ее параметры специальным прибором (см. рис. 195), уста новленным в вагоне для испытаний контактной сети (см. § 50).
Номера опор записывают на ленту вручную в моменты просле дования измерительного вагона мимо опор. Сравнивая результаты замеров с параметрами, установленными в нормативном журнале, дают оценку содержанию контактной подвески. Отступления от нормативов оценивают штрафными баллами по следующей шкале:
Отклонение от нормальной величины зигзага контактного провода в точках фиксации и выноса в середине пролета кривых участков пути, на воздушных стрелках и сопряжениях анкерных участков:
Ог ± |
11 до |
± 15 |
с м ............................................................... |
|
|
|
|
|
10 баллов |
||
» — 16 » ■— 20 » ............................................... |
• |
|
|
• . . . |
|
50 » |
|||||
» + |
16 » |
|
+ 2 0 |
» .................... |
|
|
|
|
100 |
» |
|
Более — 20 |
см. . . |
................................................................. |
|
100 |
» |
||||||
» |
+ 20 с м |
......................................................................... |
|
|
|
|
|
200» |
|||
Зигзаг или вынос более 50 с м |
................................... |
опор на прямом |
200 баллов |
||||||||
Односторонний |
зигзаг у соседних |
|
|
||||||||
участке пути, не |
предусмотренный |
нормативным жур |
100 |
» |
|||||||
налом |
...................................................................... |
в высоте |
положения |
контактного |
, |
, |
|||||
Разность |
провода |
|
|
||||||||
под фиксаторами у соседних опор: |
|
|
|
|
10 |
» |
|||||
|
от |
11 |
до 15 с м |
.................................................................. |
|
|
|
|
|||
|
» |
16 » 20 » |
.................................................................. |
|
|
|
|
50 |
» |
||
|
более 20 с м ....................................................................... |
|
|
|
|
|
200 |
» |
|||
Уклон контактного провода при подходах к искусст |
|
|
|||||||||
венным сооружениям более предусмотренного Правилами |
|
200 |
» |
||||||||
содержания контактной с е т и ............................................. |
|
|
более или |
||||||||
Высота |
положения |
контактного провода |
|
|
|||||||
менее установленной Правилами технической эксплуата |
200 |
» |
|||||||||
ции |
железных д о р о г .............................................................. |
|
|
|
|
||||||
Неудовлетворительный проход токоприемника (каж |
|
|
|
||||||||
дый случай удара или подбоя): |
|
|
|
|
100 |
» |
|||||
|
под зажимами всех т и п о в ...................................... |
|
|
|
|||||||
|
на сопряжениях, воздушных стрелках и секцион |
200 |
» |
||||||||
|
ных и зо л я т о р а х .............................................................. |
|
|
|
|
||||||
Недостаточное возвышение контактных проводов, от |
|
|
|||||||||
ходящих на анкеровку, над рабочими проводами, реги |
200 |
» |
|||||||||
стрируемое датчиком длиной 80 м |
м |
.................................... |
|
|
|||||||
Недостаточное расстояние от рабочих контактных про |
|
|
|||||||||
водов до других элементов контактной сети, регистрируе |
200 |
» |
|||||||||
мое датчиком длиной 80 м м ..................................................... |
|
|
|
|
Общее количество штрафных баллов по дистанции контактной сети, отнесенное к 1 км длины проверенных путей, определяет оцен ку содержания. Состояние контактной подвески на дистанции счи тается отличным, если число баллов не превышает 15, хорошим — от 16 до 30, удовлетворительным — от 31 до 80 и неудовлетвори тельным при числе баллов выше 80. При наличии 5% и более пу тей, на которых оценка признана неудовлетворительной, а также трех и более отклонений с 2 0 0 штрафными баллами оценка ди
12— 6 0 5 6 |
3 5 3 |
|
|
|
|
|
станции контактной сети сни |
||||||||
|
. Подстанция А |
|
Подстанция В |
жается |
на одну ступень. Общую |
||||||||
|
|
|
|
9 |
оценку |
состояния |
контактной |
||||||
|
1 |
|
|
|
|||||||||
0 |
|
|
|
подвески по участку энергоснаб |
|||||||||
5 |
|
Знакопеременная зона |
|
жения и дороге |
в целом опреде |
||||||||
ID |
Катодная |
Катодная |
ляют таким |
же образом, как |
и |
||||||||
А н о д на я зона |
|||||||||||||
и,в |
зо н а |
зо н а |
для дистанции |
контактной |
сети. |
||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
Рис. 268. |
Примерная |
потенциальная |
Замер токов |
утечки |
с |
опор |
|||||||
диаграмма |
|
|
контактной |
сети и |
переходного |
||||||||
|
|
|
|
|
сопротивления |
«опора—грунт». |
|||||||
Эти измерения производят каждые три года в летний период. |
|
На |
|||||||||||
участках |
переменного |
тока для |
железобетонных |
опор |
опасным |
||||||||
является ток утечки более 0,25А, |
а для |
металлических |
— более |
||||||||||
4,5А. Измерения |
производят амперметром |
переменного |
тока |
со |
|||||||||
шкалой на 10А. |
Для этой цели открепляют |
заземление от опоры |
|||||||||||
и подключают к одному зажиму прибора, |
а другой зажим присо |
единяют к спуску-заземлению или непосредственно к металличе ской опоре. Средний ток утечки определяют по показаниям прибо ра, регистрируемым через каждые 1 0 с, за период прохода одного поезда по каждому главному пути.
На участках постоянного тока величину утечки находят по по тенциальным диаграммам и сопротивлению опор. Измерение по тенциалов «рельс—земля» производят тестером или высокоомным прибором М-762, включенным на шкалу не менее 20 В. Для этого зажим «+» прибора присоединяют к тяговому рельсу (место при соединения тщательно зачищают до металлического блеска), а за жим «—» соединяют со стальным электродом, забиваемым в грунт на глубину 0 ,8 м в середине пролета на расстоянии 3 м от оси пути.
Среднюю величину потенциала определяют за период пропуска
одного поезда по каждому главному |
пути. |
Указанные измерения |
производят только по одному пути |
через |
каждые 1 0 — 2 0 опор и |
строят потенциальную диаграмму (рис. 268). Если средняя величи на положительных потенциалов выше 8 В, то данная зона является
опасной |
в отношении электрокоррозии для фундаментов |
опор и по |
||
|
этому во все заземления, где это |
|||
|
разрешено, необходимо устанав |
|||
|
ливать промежутки (см. § 45). |
|||
|
В тех зонах, где положитель |
|||
|
ный потенциал рельсов менее 8 В, |
|||
|
замеряют сопротивление |
зазем |
||
|
ления каждой опоры тестером или |
|||
|
прибором МС-07, включенным в |
|||
|
рассечку между рельсом и зазем |
|||
|
ляющим проводом, |
который не |
||
|
должен соприкасаться |
с поверх |
||
|
ностью земли. |
|
оттяжек |
|
|
Проверка изоляции |
|||
Рис. 269. |
Схема проверки изоляции 0П0Р- Изоляция оттяжек |
преду- |
||
оттяжки |
преждает коррозию |
фундаментов |
354
опор и анкеров блуждающими токами. Для осуществления ее, как правило, закладывают в узел соединения оттяжек 2 (рис. 269) с ан кером 8 дубовые прокладки. Проверку надежности изолирующего элемента производят вольтметром с пределом измерения до 2 0 или 100 В постоянного или переменного тока в зависимости от рода тока в контактной сети. До начала измерений искровой промежу ток 5 в заземлении 4 опоры 3 шунтируют перемычкой 6, а при бор 1 подсоединяют параллельно изолирующему элементу 7. Если стрелка прибора хотя бы кратковременно отклонится при проходе электропоезда, то это свидетельствует об удовлетворительном со стоянии изоляции оттяжки,
§82. Текущий ремонт
Впроцессе эксплуатации устройств контактной сети появляются различные отклонения от нормального состояния отдельных эле ментов и узлов. Текущий ремонт предусматривает выявление от ступлений от норм, установленных Правилами содержания контакт ной сети, регулировку, чистку, смазку и замену отдельных изно шенных деталей и узлов. Ниже рассмотрено выполнение основных работ по текущему ремонту.
Ревизия и регулировка контактной подвески. Эти работы на цепной подвеске выполняют обычно под напряжением с изолирую щих съемных вышек. Как правило, работы осуществляют под кон тролем электромеханика или начальника дистанции контактной се ти. Для этого подбирают необходимые инструменты, запасные час ти, детали, предохранительные приспособления и сигнальные при надлежности.
В процессе осмотра цепной подвески производят тщательную проверку состояния контактного провода; степень его износа опре деляют на глаз, а при значительных величинах производят кон трольные замеры микрометром. В местах заводских спаек контакт ного провода проверяют отсутствие задиров, расслоений и попе речных трещин. В случае необходимости производят выправку рихтовочными ключами, а при наличии изгибов в вертикальной пло скости устраняют их на правйле. Электрические подгары или наплывы на нижней части поверхности контактного провода зачи щают напильником и наждачным полотном. У стыковых зажимов контактного провода проверяют вертикальность их положения, степень затяжки болтов и отсутствие коррозии, правильность поло жения контактного провода в зажиме и состояние поддерживающей струны. Правильность вертикальной регулировки контактного провода проверяют, промеряя его высоту над рабочей площадкой изолирующей съемной вышки под каждой струной.
При осмотре всех зажимов, закрепленных на контактных прово дах, проверяют правильность их установки, вертикальность поло жения, отсутствие трещин в щеках зажимов и состояние болтов. ’Прочность затяжки болтов струновых, соединительных, фиксирую щих и питающих зажимов проверяют, ударяя ключом по ним вдоль