Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 282

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 270. Крепление флажков-сигнализаторов к питающим зажимам

контактного провода. Открытую часть резьбы стальных болтов про­ мазывают антикоррозионной смазкой, техническим вазелином или окрашивают суриком. При осмотре питающих зажимов контактного провода проверяют еще прочность закрепления клина. Если он сла­ бо закреплен, его легкими ударами забивают в' паз зажима и фик­ сируют, разводя распиленные концы. Все эти зажимы тщательно затягивают во избежание пережога контактных проводов, так как в процессе эксплуатации в результате вибрации контактного прово­ да и деформации шеек щек зажима уменьшается плотность нажа­ тия и ухудшается контакт между зажимом и контактным проводом.

Во избежание чрезмерного перегрева питающих и соединитель­ ных зажимов, в результате чего возможны пережоги проводов, необходимо тщательно проверять состояние зажимов, особенно в узлах с повышенными токовыми нагрузками вблизи тяговых под­ станций. Для более удобного визуального наблюдения за степенью нагрева зажимов в последнее время применяют флажки-сигнализа­ торы 1, закрепление которых на питающих зажимах 2 контактно­ го провода и алюминиевых проводов показано на рис. 270.

Флажок-сигнализатор имеет две стальные пластины, одна из

которых прикреплена контргайкой

непосредственно к питающему

зажиму, а другая присоединена

к ней заклепкой диаметром

4—5 мм из легкоплавкого сплава

(висмут 52%; свинец 32% и оло­

во 16%)- Температура плавления сплава равна 96—100°С. Для удобства наблюдения за флажками-сигнализаторами их окрашива­ ют в красный цвет. Падение флажка свидетельствует о перегрева­ нии зажимов. В этом случае производят тщательную проверку со­ стояния зажимов и устраняют причины, вызвавшие перегрев. Фла­ жок-сигнализатор дополнительно крепят ко второй пластине прово­ локой диаметром 0 ,2 мм (на рисунке не показана) для возможно­ сти его восстановления путем установки новой заклепки.

При осмотре струн проверяют степень износа их в кольцах соч­ ленения и крепления к струновым и стыковым зажимам, к скобам на тросах рессорных струн и непосредственно к контактным прово­ дам на анкеровочных ветвях, где струновые зажимы не устанав­ ливают.

Осмотр верхних звеньев струн и всех соединительных зажимов, установленных на несущем тросе, производят с легкой трехметро­

3 5 6


вой деревянной лестницы, завешиваемой с помощью крюков на не­ сущий трос. Наклон струн не должен превышать 30°, при необходи­ мости легкими ударами по струновым зажимам их перемещают в требуемое положение. В случае значительного подгара звеньев струн, что бывает на подъемах и в местах трогания поездов, уста­ навливают дополнительные поперечные электрические соединители

(см. рис. 116).

При осмотре шунтов на контактном проводе проверяют правиль­ ность их положения (чтобы контактные пластины токоприемников соприкасались лишь с шунтом, а не с основным проводом), проч­ ность закрепления соединительных зажимов, степень износа кон­ тактного провода и шунта и форму загиба его концов.

Осмотр фиксаторов производят после замеров зигзагов и выно­ сов контактного провода с тем, чтобы можно было устранить вы­ явленные отступления от норм сдвижкой держателя по трубчатым фиксаторам или стойки по основному стержню фиксатора. При ос­ мотре проверяют состояние основных и дополнительных элементов и всех сварных швов. Наружный осмотр фиксаторных изоляторов производят, находясь не ближе 1 м от них; тщательно осматривают фиксирующие зажимы, проверяют правильность их установки на контактном проводе, особенно на кривых участках пути, где зажи­ мы воспринимают большие усилия. Проверяют рихтовочным клю­ чом вращение на штифте держателя. Непрочность закрепления дер­ жателей и различных ушков устраняют, затягивая стопорные бол­ ты. Во время осмотра обратных и сочлененных фиксаторов, кроме этого, определяют состояние поддерживающих струн и степень их износа, а также расстояние между контактным проводом и основ­ ным фиксатором и при необходимости производят регулировку.

При осмотре фиксаторов на гибких и жестких поперечинах и фиксирующих оттяжках проверяют расстояние от фиксирующего троса до контактного провода, прочность крепления зажимов к фиксирующему тросу и его состояние.

У средних анкеровок обращают внимание на их положение и прочность закрепления всех зажимов, соединяющих трос средней анкеровки с несущим и контактными проводами, определяют сте­ пень коррозии этого троса, равномерность натяжения обеих ветвей и правильность регулировки контактных проводов.

При осмотре электрических соединителей проверяют состояние проводов и зажимов, подсоединяющих их к контактным проводам

инесущему тросу, степень износа контактного провода у мест креп­ ления питающих зажимов. Ослабшие болты зажимов подтягивают

изакрепляют контргайки, а клинья забивают в паз. Осматривая шлейфы секционных разъединителей и роговых разрядников, кроме того, убеждаются в том, что шлейфы не Соприкасаются с несущим тросом при выходе из соединительных зажимов, так как это может привести к пережогу шлейфов или несущего троса.

Осмотр несущего троса заключается в проверке его состояния, отсутствия оборванных жил и прочности закрепления всех уста­ новленных на нем зажимов. В месте, где произошел обрыв одной-

357


двух жил, несущий трос бандажируют, а при обрыве шести жил устанавливают шунт. Проверяют затяжку болтов, их состояние и степень коррозии, при необходимости смазывают выступающие части болтов с резьбой. В стыках медных несущих тросов, выпол­ ненных овальными трубчатыми соединителями, определяют, нет

ли проскальзывания концов троса в соединителях. При

осмотре

стального троса обращают внимание на

его коррозию,

наличие

антикоррозионной смазки, а на стыках,

выполненных

треххому-

товыми зажимами, проверяют затяжку

хомутов и их

состояние.

У рессорной струны при осмотре определяют прочность ее за­ крепления на несущем тросе, состояние рессорного троса и отсут­ ствие изношенных мест под скобами, к которым крепят струны, поддерживающие контактный провод.

Ревизия и регулировка воздушных стрелок. Прежде всего про­ веряют правильность расположения места пересечения контактных проводов относительно стрелочного перевода, что определяют изме­ рительной штангой или зеркальным прибором. Осматривают огра­ ничительные трубки с фиксирующими зажимами, проверяют со­ стояние и взаимное расположение фиксаторов, продольного элек­

трического соединителя, наличие

и исправность

двойных струн

в местах приема токоприемником

примыкающих

к воздушной

стрелке ветвей контактной подвески, наличие зажима, соединя­ ющего несущие тросы, пересекающиеся под воздушной стрелкой, правильность регулировки контактных проводов, примыкающих к стрелке. У воздушных стрелок, фиксированных на специальных опорах, проверяют еще состояние фиксирующих оттяжек и всех закрепленных на них зажимов.

На главных путях станций, где преимущественно осуществляет­ ся безостановочный проход поездов, проверяют, находятся ли кон­ тактные провода, ответвленные на боковой путь, на 2—4 см выше, чем на главном пути при расположении воздушной стрелки против движения. На приемо-отправочных путях контактные провода воздушных стрелок располагают в одном уровне. Проверяют, нет ли каких-либо зажимов в зоне приема токоприемников воздуш­ ной стрелкой по всем направлениям. Фиксаторы на воздушной стрелке должны находиться на расстоянии 1 — 2 м от точки пере­ сечения контактных проводов в сторону остряка, а электрические соединители — на таком же расстоянии с противоположной сто­ роны.

Ревизия и регулировка сопряжений анкерных участков. Эту работу производят так же, как для цепной подвески, но дополни­ тельно проверяют правильность монтажа и регулировки обеих вет­ вей сопрягаемых анкерных участков, взаимное расположение проводов и фиксаторов, состояние продольных электрических соеди­ нителей и соединительных зажимов на несущем тросе. На анкеровочных ветвях подвесок проверяют наклон струн и взаимное распо­ ложение фиксаторов на переходных опорах.

При изолирующих сопряжениях анкерных участков дополни­ тельно проверяют расстояния между проводами подвесок, относя­

358


щихся к различным секциям, осматривают изоляторы, врезанные в эти провода и в места присоединения шлейфов секционных разъе­ динителей к контактной подвеске. В трехпролетных изолирующих сопряжениях, где установлены вертикальные коромысла у переход­ ных опор, в местах врезки секционирующих изоляторов в несущем тросе и контактном проводе (см. рис. 132) необходимо измерить расстояние по вертикали от нижнего конца коромысла до рабоче­ го контактного провода при приложении к последнему усилия 2 0 — 25 кгс, направленного вверх. Если указанное расстояние окажется менее 150 мм, то необходимо при снятом напряжении поднять коро­ мысло и закрепить его выше на регулировочной планке в несущем тросе. Одновременно нужно отрегулировать продольный наклон коромысла: при средней температуре воздуха оно должно зани­ мать строго вертикальное положение. Следует иметь в виду, что в первые два года эксплуатации происходит вытяжка контактных проводов и несущих тросов, что также может вызвать недопусти­ мые наклоны коромысел.

Одновременно с этим на изолирующих сопряжениях производят проверку состояния экранов из уголковой стали или других защит­ ных устройств. При этом определяют степень износа экрана, состояние сварных и болтовых соединений его элементов, наличие и прочность закрепления на нем всех соединительных зажимов. Тщательно проверяют состояние струн и несущего троса, которые подвержены непосредственному воздействию электрической дуги, возникающей при заходе электроподвижного состава на обесто­ ченный или заземленный участок. Состояние других защитных устройств (верхних шунтов, шунтов с дугогасящими рогами и др.) проверяют аналогично.

Ревизия и регулировка секционных изоляторов. Ревизия секци­ онного изолятора заключается в проверке состояния всех его де­ талей, изоляторов и изолирующих вставок, всех зажимов на кон­ тактном проводе и несущем тросе, а также правильности регули­ ровки. Проверяют степень износа контактных проводов, состояние несущего троса, струн и деталей крепления. Кроме того, контроли­ руют размеры между ветвями проводов секционного изолятора и расстояния от врезных изоляторов до несущего троса, равномер­ ность натяжения ветвей, наклон струн и правильность их располо­ жения. Одновременно наблюдают за плавностью прохода токо­ приемника по секционному изолятору. В необходимых случаях про­ изводят чистку изоляторов и изолирующих вставок.

Изолирующие вставки из стеклопластиков в целях повышения диэлектрических свойств и устойчивости к воздействию электри­ ческой дуги покрывают кремнийорганическим вазелином КВ-3.

При выявлении перекосов производят тщательную регулировку секционных изоляторов в горизонтальной плоскости и в продоль­ ном направлении. Изношенные элементы секционных изоляторов и поврежденные детали заменяют.

Ревизия и регулировка секционных разъединителей. В зависи­ мости от способа подключения секционных разъединителей к кон­

3 5 9