Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенностью гидромуфты с раздвижными колесами (рис. 38, б)

является то, что при работе турбина может перемещаться в осевом направлении. Конструктивно это обеспечивается удлинением за­ мыкающего кожуха на величину перемещения е. При перемеще­ нии турбины изменяется крутящий момент, но, как показали эксперименты, раздвижение колес не дает эффективного снижения крутящего момента.

Так при сдвиге турбины на е = V 3 D a действующий мо­ мент меняется незначительно, достигая 70% от первоначального.

Насос гидромуфты с лопатками переменной ширины (рис. 38, в) имеет обычную конструкцию. Турбина представляет собой две

Шибер

Рис. 38.

Гидромуфты:

а — с шиберным регулированием;

б — с раздвижными колесами; в —

с лопатками переменной ширины

цилиндрические поверхности, между которыми помещаются ло­

патки. Задняя

стенка наружного тора выполняется в виде диска

с приваренными к нему лопатками. Этот диск называют вытесни-

тельным. Он перемещается вдоль вала, изменяя

ширину лопаток

турбины, т. е. изменяет глубину наружного тора. Минимальный

момент передается, когда диск полностью выдвинет лопатки. Если

момент при полностью открытых лопатках принять за 100%, то

момент при выдвинутых лопатках составит 20%, т. е. подобные

конструкции гидромуфт также обладают значительным остаточным

моментом, а при полностью открытых турбинных лопатках ха­

рактеристика

данной гидромуфты совпадает с

характеристикой

гидромуфты, имеющей коэффициент перегрузки Кпер

= 1 5 .

Гидромуфта с поворотными полулопатками насоса

(конструк­

ция Лаборатории гидравлических машин АН УССР)

показана

на рис. 39, а, а на рис. 39, б — ее внешняя характеристика. Насос муфты состоит из поворотной и неповоротной частей.

Когда направление поворотной части насоса совпадает с на­ правлением неповоротной части, гидромуфта передает максималь­ ный момент. При повороте лопаток поворотной части закры­ ваются каналы, преграждая путь движению жидкости. Если закрыть лопатки полностью, то максимальный момент при п2 = 0

60


составит 0,75Аін о м . Для исключения утечки рабочей жидкости между лопатками применяют специальные замковые устройства, при этом остаточный момент при і — 0 можно уменьшить до 0,4МН О М . Наличие значительного остаточного момента можно объяснить тем, что при закрытых каналах остается местная цир­ куляция жидкости вокруг лопаток и имеет место дисковое трение.

Гидромуфты с механическим регулированием, обладающие вы­ сокой чистотой выключения (большой глубиной регулирования), могут быть созданы только по схемам, в которых лопатки при регулировании полностью выводятся из активной зоны действия потока.

«)

Рис. 39. Гидромуфта с поворотными полулопатками насоса:

а — конструктивная схема; б — характеристика

Рассмотрим несколько принципиальных конструктивных схем гидромуфт с большой глубиной регулирования.

В гидромуфте со складывающимися лопатками (рис. 40, а)

лопатки турбины поворачиваются относительно оси, параллельной оси муфты. Складывающиеся лопатки выполняются на турбине для того, чтобы жидкость при выключенном состоянии гидро­ муфты образовывала кольцо на периферии й освобождала цен­ тральную часть, где находится ведомый вал со сложенными ло­ патками. Величина остаточного крутящего момента обусловли­ вается только трением в подшипниках и в механизме поворота лопаток. Эта гидромуфта обеспечивает более чистое выключение, чем гидромуфты с объемным регулированием, так как остаточный момент в подобной гидромуфте составляет 0,02—0,005МН О М .

Указанные гидромуфты имеют почти мгновенное быстродей­ ствие. Недостатком их является сложность конструкции ( и осо­ бенно сложность механизма привода поворота лопаток на вра­ щающемся валу), поэтому их целесообразно применять только в специальных установках, где требуется особая чистота выклю­ чения и высокое быстродействие.

61

Гидромуфта с убирающимися лопатками конструкции ВНИИСтройдормаша показана на рис. 40, б. Конструктивно гидромуфта выполнена таким образом, что лопатки турбины могут повора­ чиваться относительно оси и одновременно смещаться вместе с этой осью вдоль оси гидромуфты. При увеличенном скольжении жидкость попадает в дополнительную камеру, уменьшая тем самым коэффициент перегрузки. Следует отметить, что для гидро­ муфт, представленных на рис. 40, а, б, лопатки турбины не имеют наружного тора, они открыты с двух сторон. В сложенном (выключенном) состоянии ведомая часть не касается жидкости,

Рис. 40. Гидромуфты:

а — со складывающимися лопатками; б — с убирающимися лопатками

что ведет, как было отмечено ранее, к более чистому выключе­ нию. Количество лопаток в подобных гидромуфтах обычно вы­ полняется меньшим оптимального. Это объясняется конструк­ тивной сложностью их изготовления, поэтому указанные гидро­ муфты менее энергоемки, чем гидромуфты обычных конструкций. Кроме того, внутренние кромки поворотных лопаток, соприка­ сающихся с торовыми поверхностями, подвержены интенсив­ ному износу и требуют термической обработки, что также увели­ чивает себестоимость изготовления подобных гидромуфт.

§ 14.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ

ГИДРОМУФТЫ

Гидромуфты,

отвечающие условиям пуска рабочей машины

при наибольшем

крутящем моменте

электродвигателя, назы­

ваются пусковыми или разгонными. Эти муфты имеют мягкую характеристику и малый коэффициент перегрузки, поэтому они одновременно защищают двигатель от перегрузки и могут быть названы также защитными или предохранительными.

Таким образом, гидромуфты, которые имеют специальные устройства для снижения момента при больших скольжениях, на­ зываются предохранительными.

62


На рис. 41 показаны внешние характеристики непредохранительной и предохранительной гидромуфт. В предохранительных гидромуфтах снижения моментов при больших скольжениях до­ биваются либо уменьшением количества жидкости в рабочей ка­ мере путем сброса ее в дополнительную камеру, либо установкой на пути потока дроссельного устройства, участвующего в работе при больших скольжениях. При этом сброс жидкости в дополни­ тельную камеру и включение в работу дроссельного устройства должны происходить автоматически в зависимости от режимов работы муфты. Поэтому подобные муфты получили название муфт с внутренним самоопоражниванием.

M

Рис. 41. Сопоставление харак-

Рис. 42. Принципиальная схема

теристик обычной

и предохра-

гидромуфты

со статическим

са-

нительной

гидромуфт:

моопоражниванием:

 

/ — обычной

гидромуфты; 2 —

1 — насос; 2

\— турбина;

3 —- до-

предохранительной

полнительная

камера;

4 — порог

Известны два основных типа таких конструкций:

 

 

а) гидромуфты

со статическим самоопоражниванием

имеют

симметричные колеса, порог на выходе из турбины и дополни­ тельную камеру на стороне турбины для сброса рабочей жидкости; б) гидромуфты с динамическим самоопоражниванием имеют несимметричные колеса и дополнительную камеру на стороне

насоса.

Рассмотрим принципиальную конструктивную схему и осо­ бенности гидромуфты со статическим самоопоражниванием (рис. 42). При номинальном режиме (s-^-0, і—м'*—>-1) в рабочей камере

возникает поток вокруг точки О.

В точке M на частицу жидко­

сти действует

центробежная сила

Р ц б

вследствие

переносного

движения. Вследствие

относительного

движения

на

ту же

ча­

стицу жидкости действует другая

центробежная сила Рпб1,

за­

висящая от скорости ст.

При больших скольжениях,

когда s—> 1

и і —> 0, центробежные силы Р ц б в дополнительной

камере умень­

шаются, так

как турбина замедляет

свое вращение,

притормажи-

63


вая жидкость. Давление со стороны рабочей камеры увеличи­ вается, а со стороны дополнительной камеры уменьшается. Под действием разности гидростатических напоров жидкость пере­ текает из рабочей камеры в дополнительную до тех пор, пока не установится равновесное состояние. При уменьшении скольжения процесс идет в обратном направлении.

Одновременно с дополнительной камерой на турбине устанав­ ливают порог. При больших скольжениях жидкость, забрасываемая насосом к порогу, уменьшает свой скоростной напор, и момент, передаваемый муфтой, уменьшается. На этих режимах работы кинетическая энергия жидкости превращается в тепловую. Как дополнительная камера, так и порог способствуют уменьшению коэффициента перегрузки Кпер до 3,5—5, так как при этом сни­ жается передаваемый гидромуфтой крутящий момент на больших скольжениях. Расчет гидромуфт со статическим самоопоражнива­ нием для номинального режима работы ведется аналогично рас­ чету гидромуфт с постоянным заполнением, так как жидкость на данном режиме не доходит до порога.

Подобные гидромуфты по своим характеристикам удовлетво­ ряют условиям применения их на транспортных машинах. Однако эти гидромуфты имеют тот недостаток, что обладают невысоким быстродействием. Процесс перетекания жидкости из рабочей

камеры в дополнительную происходит,

как

показали

расчеты,

при небольшом перепаде давления, и в

соответствии

с этим ско­

рость

перетекания невысокая.

Поэтому

эти

муфты

в

динамике

имеют

высокие коэффициенты

перегрузки,

которые

возрастают

до Кпер

= 9ч-10.

 

 

 

 

 

Гидромуфты с динамическим самоопоражниванием — это пре­ дохранительные гидромуфты с малыми коэффициентами пере­ грузки, работающие по принципу динамического самоопоражни­ вания. Слив (сброс) жидкости происходит под динамическим (ско­ ростным) напором. Благодаря этому подобные гидромуфты обла­ дают высоким быстродействием. Рассмотрим принципиальную конструктивную схему и особенности такой гидромуфты (рис. 43, а). Гидромуфты имеют обычный насос с жиклером для перетекания жидкости из рабочей камеры в дополнительную. Турбина отли­ чается от насоса тем, что на выходной кромке имеется скос в сто­ рону колеса. При работе гидромуфту заливают не полностью. До­ полнительная камера жестко связана с наружным тором насоса. При холостом ходе жидкость располагается по линии AB, а при скольжении вращается вокруг центра (точки О). Характер рабо­ чего процесса на режимах до i *(s ^ 3%) для рассматриваемой муфты не отличается от рабочего процесса гидромуфты со ста­ тическим самоопоражниванием и характеристики муфт тоже совпадают (см. рис. 43, б). При повышении нагрузки (і << і*) увеличивается скольжение и под действием скоростного напора жидкость в турбине опускается все ниже. Происходит изменение формы потока. Расход увеличивается, что приводит к увеличению

64


скорости ст. Путь, пройденный частицами жидкости, зависит от центробежных сил переносного и относительного движения. В пре­ дельном случае частица жидкости достигает скошенной части лопатки турбины и переходит в дополнительную камеру. Начи­ нается сброс жидкости. Передаточное отношение, при котором начинается сброс рабочей жидкости, называют критическим. На линии ОС энергия частицы равна нулю, поэтому ее называют линией нулевых напоров или нулевой линией.

Заметим, что поверхность лопатки турбины выше нулевой ли­ нии воспринимает давление потока и работает в режиме турбины. Поверхность лопатки ниже нулевой линии отдает энергию жидкости

/2 3

Рис. 43. Принципиальная схема и характеристики гидромуфты

сдинамическим самоопоражниванием:

а— схема: / — замыкающий кожух; 2 — турбина; 3 — насос; 4 — пред­

варительная камера; 5 — жиклеры; 6 — дополнительная

камера; б — ха­

рактеристики: / — без предварительной камеры; 2 — с

предварительной

камерой

 

и работает в режиме насоса. Таким образом, турбина имеет по­ верхности, работающие в разных режимах. Уравнение баланса удельной энергии такой гидромуфты до начала слива жидкости имеет вид

 

Ян — Hj (ТУрб) + Ну (Н а с )

2 hnor = О,

 

где H j (турб) и H г (нас)

напоры на соответствующих частях

ло­

патки

турбины.

 

 

 

 

 

В

гидромуфтах

с

динамическим

самоопоражниванием

слив

рабочей жидкости

начинается при s = 15-^20%, что сопровож­

дается

скачком

(провалом) на внешней характеристике иногда

до момента Л4Н 0 М .

Следовательно, при свободном выходе жидкости

в дополнительную камеру гидромуфта не обеспечивает устой­ чивой характеристики. Чтобы исправить характеристику (ликви­ дировать провал), приходится тормозить поток, сбрасываемый с турбины. Известны два способа получения требуемой характери­

стики гидромуфты с динамическим

самоопоражниванием.

5 С. П. Стесин

65