ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
Гидромуфта с направляющим устройством (рис. 33, а, б).
Конструктивной особенностью этой гидромуфты является разви тый тор. На рис. 33, а схематично показано наличие двух конту ров движения потока, которые одновременно существуют на пере-
|
Рис. 33. |
Гидромуфта |
с |
направляющим |
устройством: |
|
|
||||||
|
|
|
а — схема; |
б — характеристика |
|
|
|
|
|||||
ходном режиме работы, а на рис. 33, |
б — внешняя |
характери |
|||||||||||
стика |
таких муфт |
при |
различных наполнениях. |
В |
гидромуфтах |
||||||||
с направляющим устройством снижение жесткости |
характеристики |
||||||||||||
|
|
|
|
в переходном |
режиме до 5—7% |
проис |
|||||||
|
|
|
|
ходит за счет наличия двух |
контуров |
||||||||
|
|
|
|
движения. |
|
с |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Гидромуфта |
порогом |
(рис. 34). |
||||||
|
|
|
|
В |
регулируемых |
|
муфтах ê2 -—0,55. Из- |
||||||
|
|
|
|
за |
|
|
|
|
|
IJa |
радиусов |
||
|
|
|
|
|
незначительной разницы |
||||||||
|
|
|
|
>'ні |
|
и гні характеристики |
таких |
гидро |
|||||
|
|
|
|
муфт практически не имеютобласти пере |
|||||||||
|
|
|
|
ходных процессов, |
но жесткость |
харак |
|||||||
|
|
|
|
теристик у такой конструкции несколь |
|||||||||
Рис |
Гидромуфта |
с |
по |
ко больше, чем у гидромуфт, описанных |
|||||||||
|
рогом |
|
|
выше. Порог |
препятствует |
протеканию |
|||||||
|
|
|
|
колебательного процесса, так как он |
|||||||||
увеличивает радиус |
входа в |
насос г'щ. |
В |
связи |
с тем, |
что |
порог |
является более простым усовершенствованием, чем направляющее устройство, в приводе строительных машин, например, он получил преимущественное применение. Как мы увидим далее, характе ристики гидромуфт с объемным регулированием надежны и их сравнительно просто обеспечить на практике.
Разберем некоторые конструктивные схемы гидромуфт с объем ным регулированием и способы управления ими.
Гидромуфта с поворотной черпательной трубкой и вращаю щимся резервуаром показана на рис. 35, а, б. К насосу гидро-
56
муфты присоединен наружный кожух. Он образует дополнитель
ный резервуар, который всегда вращается. |
Рабочая |
жидкость |
в резервуаре располагается в виде кольца. |
На оси, |
отстоящей |
с эксцентриситетом е от оси вращения гидромуфты, расположена черпательная трубка, которая неподвижна при данном устано вившемся режиме работы муфты. Черпательная трубка может поворачиваться на 90° при помощи рычага (рис. 35, б). В замы кающем кожухе установлен жиклер (калиброванное постоянно открытое отверстие), через который непрерывно вытекает жидкость
Рис. 35. Гидромуфта с поворотной черпательной трубкой и вращающимся резервуаром:
/ — вращающийся |
резервуар; 2 — поворотная черпательная труб |
ка; 3 |
— рычаг управления; 4 — жиклер |
из рабочей камеры во вращающийся резервуар. Весь объем ра бочей жидкости такой гидромуфты можно разделить на два объема:
V = V 4- V
ѵ" р.к ! д. к»
где |
Ѵр.к — объем |
жидкости |
в |
рабочей камере; |
|
|
|
|
Уд. к — объем |
жидкости |
в |
дополнительной камере. |
|
|
|
Если Ѵр. к = 0, |
то гидромуфта отключена и V = |
Ѵл, к , |
если |
же |
|||
Уд. к = |
0> т 0 муфта |
передает максимальный момент |
и V |
= Ѵр, |
к. |
Черпательная трубка предназначена для перераспределения объ емов жидкости в рабочей и дополнительной камерах. Так, если трубка выведена из потока, то вся рабочая жидкость через жиклер вытечет в дополнительную камеру. При введении трубки в поток
и2
рабочая жидкость под действием скоростного напора — потечет в рабочую камеру. А так как диаметр трубки значительно больше диаметра жиклера, каждое фиксированное положение трубки при ее повороте однозначно определяет наполнение рабочей полости гидромуфты. Подобная конструктивная схема гидромуфты проста и надежна в работе; отсутствие специального подпиточного или отсасывающего насоса, а также специального бака для питания рабочей полости гидромуфты является ее преимуществом. Кроме
57
этого, охлаждение гидромуфты осуществляется за счет естествен ного теплообмена. Однако эта схема имеет свои недостатки: уве личенный габаритный установочный размер по диаметру и боль шая инерционность.
Гидромуфта со скользящей черпательной трубкой и вращаю щимся резервуаром показана на рис. 36. Схема и принцип дей ствия этой гидромуфты во многом напоминают описанную выше. Скользящая черпательная трубка позволяет уменьшить диаметр муфты. Установка имеет подпиточный насос и бак. Однако эта гид-
Рис. 36. |
Гидромуфта со скользя |
Рис. 37. |
Гидромуфта |
с |
непод |
|
щей черпательной трубкой и вра |
вижной |
черпательной |
трубкой: |
|||
щающимся |
резервуаром: |
/ — рабочая полость; |
2 — допол |
|||
/ — рабочая полость; 2— вращающий |
нительная камера; 3 — неподвиж |
|||||
ся резервуар; 3 — скользящая черпа |
ная черпательная трубка; 4 — кол |
|||||
тельная |
трубка; |
4 — теплообменник; |
лектор; |
5 — подпиточный |
насос; |
|
5 — подпиточный ^насос; 6 — бак |
|
6 — бак |
|
|
ромуфта также'обладает большой инерционностью, так как переход жидкости из рабочей камеры в дополнительную также осуще ствляется через жиклер диаметром 2—3 мм, и скорость опорож нения поэтому невысокая. Оценка быстроты перехода с одного наполнения на другое определяет маневренность, которая для рассмотренных гидромуфт недостаточно высокая.
Рассмотренные гидромуфты полностью выключаемые, так как после полного опорожнения они практически не имеют остаточ ного момента, нагружающего трансмиссию. Правда, подобное заключение можно делать с некоторой оговоркой: оно будет спра ведливо, если частота вращения насоса остается в пределах 1000— 3000 об/мин.
Гидромуфта с неподвижной черпательной трубкой (рис. 37) отличается простотой и удобством технического обслуживания.
58
Так как черпательная трубка неподвижна, ее приемное отверстие
все время находится |
под |
напором. |
Рабочая |
жидкость поступает |
в коллектор и затем |
в |
рабочую |
камеру. |
При установившемся |
режиме работы количество жидкости, отобранное через черпательную трубку, равно количеству рабочей жидкости, посту пившей в камеру гидромуфты. Объемное регулирование в данной схеме заключается в том, что часть жидкости отсасывается допол нительно насосом из коллектора в бак, а при наполнении гидро муфты насос нагнетает рабочую жидкость из бака в полость ра бочей камеры гидромуфты. Таким образом, насос работает только в период изменения наполнения рабочей камеры гидро муфты. При частичном наполнении и установившемся режиме работы насос не работает, т. е. маневренность гидромуфты пол ностью определяется производительностью насоса. Эта схема легко автоматизируется, так как насос может работать по любой, заранее разработанной программе.
|
Известны |
другие принципиально похожие схемы гидромуфт |
|||
с |
объемным |
регулированием [5]. |
Все эти схемы |
позволяют в |
|
общих чертах сформулировать их |
преимущества |
и |
недостатки. |
||
К |
преимуществам следует отнести |
относительно |
простую схему |
регулирования и дешевую конструкцию, а также высокую чистоту выключения, причем остаточный момент близок к нулю, так как опорожненная муфта не передает крутящего момента. Однако это справедливо для п 3000 об/мин.
Одним из основных недостатков некоторых конструкций гидро муфт с объемным регулированием является низкое быстродей ствие, которое составляет от нескольких секунд до нескольких десятков секунд. Подобные конструкции гидромуфт неприменимы там, где требуется высокое быстродействие.
Механическое регулирование гидромуфт. Помимо гидромуфт с переменным наполнением, применяются механически регули руемые гидромуфты постоянного наполнения.
Создание подобных гидромуфт обусловлено стремлением повы сить их быстродействие. Рассмотрим некоторые принципиальные конструктивные схемы.
Гидромуфтас шиберным регулированием показана на рис. 38, а.
При движении шиберного кольца в проточную полость умень шается площадь проходного сечения каналов. При полностью вдвинутом шибере (канал перекрыт полностью), крутящий мо мент М о с т , нагружающий двигатель при полностью остановленной турбине, в несколько раз превосходит Мнш. Большой остаточный момент можно объяснить образованием кольцевых вихрей, ко торые создают обмен энергиями между колесами, и как резуль тат, передачу крутящего момента. Подобные гидромуфты находят ограниченное применение, так как действующий момент сни жается незначительно. Их целесообразно применять в машинах, где требуется плавное регулирование действующего момента в не большом диапазоне.
59