Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

оси ординат, т. е. привод с гидромуфтой позволяет получить любую скорость вала трансмиссии, связанного с валом турбины, вплоть До 0.

Как видно из рис. 28, ж, при наличии гидромуфты крутящий момент на валу двигателя при малой частоте вращения п2 больше, чем без гидромуфты. Это объясняется тем, что при наличии гидро­ муфты двигатель развивает большую частоту вращения и работает на режиме большего крутящего момента. Таким образом, сдвиг влево (деформация) кривой крутящих моментов вызван работой двигателя при различной частоте вращения. Из рис. 28, ж следует

также, что двигатель может работать

при

остановленной турбине

и что момент при трогании с места (п2

=

0) на ведомом валу при­

вода мало отличается от максимального крутящего момента дви­

гателя. Однако, если

двигатель

может работать при п2

= 0,

этого еще недостаточно

для его

нормальной эксплуатации.

Не­

обходимо еще, чтобы двигатель с гидромуфтой работал устойчиво при всех изменениях нагрузки. Для рассмотрения этого вопроса воспользуемся характеристикой устойчивой работы двигателя внутреннего сгорания с гидромуфтой (см. рис. 28, з).

Из рис. 28, з видно, что если при работе двигателя с гидромуф­ той при любом і > 0 по какой-либо причине возрастет нагрузка на ведомом валу привода вплоть до его остановки, двигатель не заглохнет, а будет устойчиво работать на режиме, определяемом точкой В характеристики при частоте вращения п и соответ­ ствующей і = 0. Если при этом крутящий момент двигателя по­ чему-либо, например вследствие падения давления при всасыва­ нии, уменьшится до значения, соответствующего точке Б, то частота вращения двигателя также уменьшится и в связи с этим уменьшится момент, нагружающий двигатель до значения, опре­ деляемого точкой С.

Как следует из рис. 28, з, нагружающий момент уменьшается быстрее, чем момент двигателя, и поэтому вал двигателя снова начнет увеличивать частоту вращения, пока не установится новый равновесный режим работы.

Таким образом, работа двигателя с гидромуфтой будет устой­

чивой при условии, что тангенс угла наклона нагрузочной

кривой

моментов в точке В будет больше тангенса угла наклона

кривой

момента двигателя, т. е.

 

|tg Фі | B > | t g фд|в -

 

Требования, предъявляемые к характеристике гидромуфты, работающей совместно с двигателем внутреннего сгорания, сле­

дующие.

 

 

 

1. Д л я

передачи номинальной мощности при максимальном

к. п. д. характеристика

входа гидромуфты при і = 0,97

должна

проходить

через точку

Л, в которой момент M = Мти

(см.

рис. 28, а).

 

 

 

50

 

 

 


2. При минимально устойчивой частоте вращения вала дви­ гателя муфта должна нагружать двигатель моментом, не пре­ вышающим М д в при n l m l n . Это требование необходимо для того, чтобы при остановке транспортной машины ее не «вело» при вклю­ ченном сцеплении, т. е. момент сопротивления передвижению машины должен быть больше момента, развиваемого гидро­ муфтой.

3. Для использования максимального момента двигателя ха­

рактеристика

входа

гидромуфты

при і = 0

должна

проходить

через точку В, в^которой M =

Мтах.

 

 

запускают

Известно, что двигатели внутреннего сгорания

вспомогательным

оборудованием

(например,

стартером),

и они

не могут работать

при частоте вращения, меньшей определенной

минимальной

n m i n ,

Гидромуфты

позволяют

осуществить

разгон

ведомого вала с места под нагрузкой, не перегружая

двигатель,

и обеспечить его устойчивую работу во всем диапазоне

изменений

скоростей ведомого вала. Одновременно с этим

гидромуфта

ча­

стично предохраняет

ведомый вал привода от передачи ему кру­

тильных колебаний вала двигателя и защищает

двигатель

от

передачи толчков со

стороны ведомой части.

Гидромуфта допу­

скает совместную работу нескольких

двигателей в одной

рабочей

машине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа гидромуфты с электродвигателем переменного тока.

Асинхронные

электродвигатели

с

короткозамкнутым

 

ротором

являются наиболее надежными и дешевыми. К их недостаткам относится малый пусковой момент, что требует применения спе­ циальных устройств для пуска их под нагрузкой и узкий диа­ пазон изменения рабочей частоты вращения и крутящего момента.

Существенного улучшения характеристик привода с асин­ хронным короткозамкнутым двигателем можно достигнуть при­ менением гидромуфт. При этом, например, решается проблема привода больших инерционных масс, для разгона которых без гидромуфты требуется глубокое и длительное по времени регу­ лирование скольжения двигателя.

На рис. 29 представлены характеристика асинхронного дви­ гателя с короткозамкнутым ротором и внешняя характеристика гидромуфты.

Для работы с данным двигателем гидромуфту подбирают таким образом, чтобы ее характеристика входа при і = 0 (парабола а) пересекала характеристику двигателя в точке 1, соответствующей максимальному крутящему моменту, благодаря чему появляется возможность при пуске использовать этот момент, а не пусковой

момент двигателя

(точка 3), который значительно меньше

Мтах,

Соответствующая

сила тока при пуске (точка /') будет также

зна­

чительно меньше

пускового тока (точка 3').

Характеристика

входа

гидромуфты для

і = і* = 0,97 (парабола

б) должна пересекать

характеристики УИДВ и У в точках 2 и 2', где момент соответствует

М*.

4*

51


На рис. 29, а видно, что частота вращения вала может быстро увеличиваться, так как электродвигатель заметно нагружается уже в области сравнительно высокой частоты вращения. Бла­ годаря этому уменьшается время потребления большого пуско­ вого тока, а следовательно, уменьшается и нагрев двигателя. Кроме того, для пуска рабочей машины используется максималь­ ный крутящий момент двигателя, развиваемый при уже умень­ шившемся потреблении тока и интенсивном охлаждении из-за высокой частоты вращения. В связи с этим привод, состоящий из короткозамкнутого электродвигателя с гидромуфтой, по пусковым

M

n, 'const

2 y

a)

L-097

L

s)

 

 

 

Рис. 29. Совместная работа гидромуфты с электродвигателем переменного тока:

а — характеристика электродвигателя с короткозамкнутым ротором; б — внешняя характеристика гидромуфты

свойствам не только не уступает, но даже превосходит асинхрон­ ный электродвигатель с контактными кольцами и пусковым рео­ статом. Так как мощность электродвигателя для пуска под на­ грузкой выбирают по пусковому моменту двигателя, то гидромуф­ ты позволяют снизить установочную мощность и при самых слож­ ных условиях пуска применять короткозамкнутые электродви­ гатели. Совместная характеристика привода, содержащего элект­ родвигатель и гидромуфту, имеет такой же вид, как и на рис. 28, е.

§ 13. РЕГУЛИРОВАНИЕ ГИДРОМУФТ

Под регулированием гидромуфт следует понимать управляемое изменение скорости выходного вала или его крутящего момента. Известны следующие способы регулирования гидромуфт: измене­ нием частоты вращения вала двигателя: изменением количества

52

жидкости в рабочей полости гидромуфты — объемное регулиро­ вание; изменением формы проточной части или рабочей полости гидромуфты -— механическое регулирование. Гидромуфты, ко­ торые - регулируются только при изменении частоты вращения вала двигателя, называют нерегулируемыми, а гидромуфты, которые регулируются при постоянной частоте вращения вала двигателя, называют регулируемыми.

Таким образом, признаком регулируемости гидромуфты яв­ ляется наличие в конструкции управляемого извне устройства регулирования. Регулировочные характеристики гидромуфт, по­ лучаемые за счет изменения частоты вращения nlt представляют собой универсальную характеристику, т. е. это внешние характе­ ристики, снятые для разной частоты вращения насоса одного кон­ кретного типоразмера гидромуфты.

Важнейшим параметром гидромуфт является коэффициент глубины регулирования Кр. Этот коэффициент представляет собой отношение максимальных моментов на стоповом режиме при разной частоте вращения двигателя:

* Р = - § ^ -

(77)

max

 

Однако соотношение (77) отражает сущность работы гидро­ муфты теоретически. Фактически же коэффициент глубины регу­

лирования

следует определять по

формуле

 

 

 

is

Мном

 

 

 

А р

факт — м

> ном »

 

где Мной

и

М'ном номинальные

моменты при различной

ча­

 

 

стоте

вращения двигателя.

 

Из универсальной характеристики видно, что фактический

коэффициент

глубины регулирования имеет меньшие значения

по

сравнению

с теоретическим

Кр.

 

 

Объемное регулирование. Работа гидромуфт с частичным заполнением. При эксплуатации частично заполненных гидромуфт было обнаружено неприятное явление: муфта при определенной нагрузке начинала работать неустойчиво, наблюдался колеба­ тельный процесс, и неоднократно вся установка попадала в ре­ зонанс. Это явление оказалось тесно связанным с процессом объем­ ного регулирования.

Рассмотрим особенности рабочего процесса в гидромуфте при объемном регулировании (см. рис. 30, а, б, в, г). Заполнение гидромуфты на 50% представляет собой особенно опасный случай. Радиусы Гнг и г н і соответствуют положению средней струйки на номинальном режиме работы. При холостом ходе жидкость в ра­ бочей полости располагается на одном уровне. С увеличением скольжения до номинального и затем более номинального (s = =• 5-т-10%) траектория движения частиц жидкости изменяется,

53


и частицы приближаются к оси вращения гидромуфты. Однако радиус гН1 на этих режимах работы почти не изменяется. При дальнейшем увеличении скольжения (s = 30ч-35%) поток суще­ ственно перестраивается, и радиус гН і уменьшается до г'ц\. При скольжениях s>40-r-45% происходит скачкообразная пере­ стройка потока с резким возрастанием крутящего момента. Это явление было изучено впервые в ВУГИ [17]. Этот эксперимент позволил наблюдать малый и большой контуры движения потока.

Для участка работы гидромуфты с малым контуром можно за­ писать

^ м к = pQ и т г Н 2 си тгг Н 1 ) ,

где

— ä=< const.

Расход Q является величиной постоянной для данного пере­ даточного отношения. В случае регулирования гидромуфты при повышенном скольжении поток в турбине опускается к оси вра-

а)

 

ö>

В)

г)

Рис.

30.

Циркуляция

в гидромуфтах

при частичном

заполнении:

а — при

s =

0; б при

s = 5 -г- 10%; в — при s = 30 -h 35%; г — при

 

 

 

s > 45%

 

 

щения и при некотором передаточном отношении переходит в на­ сос. Как только частицы жидкости попадают в насос, возникает резкое увеличение крутящего момента на нем. Это происходит из-за того, что радиус гц\ изменяется на г'щ, т. е. весь поток резко переходит с малого на большой контур. Уравнение мо­ мента большого контура движения имеет вид

M Бк

= pQ и н2 Гн2 си та^нт)-

Для данного і МБк^>

^ м к і т а к

к а к гm > / " н ь

Каждый из контуров движения

(рис. 30) является устойчивым

в определенной зоне передаточных отношений и только в диапа­ зоне критических передаточных отношений начинается неустой­ чивый режим работы. Изменение момента обусловлено не измене­

нием расхода, а изменением радиуса входа потока

в насос.

На рис. 31 показана внешняя характеристика

гидромуфты,

заполненной на 50%.

 

54


В общем случае переходные процессы внешне могут прояв­ ляться:

1. Когда имеют место жесткие характеристики без колебаний скорости [при характеристике аб' (рис. 31) колебательного процесса не будет]. Обычно переходные процессы при жестких характеристиках без периодических колебаний происходят при скольжении s ^ 50% и наполнении q ^ 50% (это примерно гра­ ничные условия перехода малого контура движения в большой без колебательного процесса).

О

 

ІЧ і (s)

0

0,1

 

0,3

05

OJ

0,9 L

Рис.

31. Внешняя

характеристика

Рис.

32.

Относительная характеристика

гидромуфты при частичном запол-

гидромуфты

с

областью

переходных

 

нении

 

 

 

 

 

процессов

 

 

2.

Когда при

скольжении

s > 50%

и

наполнении

q =sg 50%

малый контур перестраивается в большой с колебательным про­ цессом. В этом случае под действием разности моментов, соответ­ ствующих точкам б и а (см. рис. 31), происходит ускорение ве­ домого вала (рис. 31, точка е), центробежные силы в турбине

увеличиваются,

и большой контур

переходит

в малый в точке à.

Но

момент

сопротивления

заставляет замедлиться

ведомый вал,

и передаточное

отношение

і

опять

становится критическим. За­

тем

процесс

повторяется

по

аналогичному

циклу.

 

 

На рис.

32

показана

внешняя

характеристика

гидромуфты

с областью переходных процессов. Очевидно, что области с коле­ бательным процессом оказывают отрицательное влияние на ха­ рактеристики гидромуфт. Известны и применяются следующие способы для борьбы с колебательными процессами в гидромуфтах:

а) работа при неизменном контуре движения. Опыт показы­ вает возможность такого способа, так как в гидромуфте всегда есть свободное пространство;

б) увеличение жесткости переходного процесса.

Рассмотрим две принципиальные конструктивные схемы гидро­ муфт, обеспечивающие их работу без колебательного процесса.

55