ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 228
Скачиваний: 1
coca. Величина утечек в лопастной системе определяется объем ным к. п. д.
1 о — ^ = 1 — ^ . |
(40) |
В гидродинамических передачах энергия утечек частично ис пользуется, поэтому формула (40) дает заниженное значение к. п. д. ц0. А. Я- Кочкарев предлагает к. п. д. т]0 определять по формуле [ 1 0 ]
, |
AQ (' |
1 Ч |
^ - Q H - + |
^ - % - |
( 4 1 ) |
Из этой формулы видно, что при і > 0, когда диски насоса и турбины вращаются в одну сторону, к. п. д. т]0 увеличивается по сравнению с тем, когда один из дисков неподвижен. При і < 0 объемный к. п. д. уменьшается по сравнению с тем, когда один диск неподвижен. Для определения объемного к. п. д. т)0 необ ходимо знать величину утечек AQ. Расчет утечек AQ в общем случае производится в зависимости от длины участков и их кон структивного оформления.
Так, для кольцевых щелевых уплотнений величина объемных утечек может быть получена по формуле
где |
F 3 |
— площадь |
зазоров; |
уплотнении (разность |
давлений |
|||||
|
Ар — перепад |
давлений на |
||||||||
|
|
|
до и после уплотнения); определяется в зависимости |
|||||||
|
|
|
от места |
утечки; |
|
|
|
|
|
|
|
Ф у т |
— коэффициент расхода |
утечек, |
зависящий |
от |
конструк |
||||
|
|
|
ции уплотнений, а также зазоров. |
|
|
|||||
|
Например, для гладких зазоров [13] |
|
|
|
||||||
|
|
|
Ф у т " |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
K s L |
1 |
l , 2 ( t t - l ) + 1 , 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 Ô3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
l |
|
|
|
|
|
где |
Х3 |
= |
0,01ч- 0,02 — коэффициент трения в зазоре; |
|
||||||
|
ô3 |
— зазор на данном |
участке; |
|
|
|
|
|||
|
L — длина щели на данном |
участке; |
|
|
|
|||||
|
п — число участков с малыми |
зазорами. |
|
|
||||||
|
Механические потери. |
При |
передаче |
энергии |
от |
двигателя |
к трансмиссии через гидродинамическую передачу часть энергии
тратится на трение в подшипниках и уплотнениях |
ведущего |
вала |
|||
А^мехі» на |
трение |
в подшипниках |
и уплотнениях ведомого |
||
вала AAfM e x 2 , |
на трение наружной |
поверхности |
рабочих |
колес |
|
о жидкость (дисковое |
трение) Nal и Л/д г . |
|
|
23
Величины АУѴ,мехі |
и ДМ,мех 2 определяются |
экспериментально |
и зависят от типа подшипников (качения и скольжения), от кон |
||
струкции наружных |
уплотнений гидропередачи (уплотнительные |
|
чугунные кольца, манжеты, лабиринты), от |
частоты вращения |
|
валов. |
|
|
Величины ДіѴд! и АЛ/д2 могут быть рассчитаны по полуэмпи рическим зависимостям для различных участков в зонах диско вого трения [15]:
(42)
где первое слагаемое определяет мощность дискового трения обеих плоских сторон дисков с наружным радиусом R, в т о р о е — ц и линдрической поверхности с длиной образующих L; сод — отно сительная скорость вращения; Cf— коэффициент дискового тре ния, который для гладких дисков можно определить по фор муле [22]
где s — ширина зазора между дисками.
Для4 * чисел Re = (2ч-3,5)106 рекомендуется коэффициент с/ принимать равным 0,0023—0,003, причем последнее значение соот
ветствует шероховатостям |
поверхностей |
V i — Ѵ З . |
|
При сон = const |
можно |
записать |
|
юнт = |
«н ( 1 — 0; Ю Н Р = <°н; |
(оТр = в)Ні. |
Если полости дискового трения имеют криволинейные очерта ния, следует применять интегрирование по участкам для опре деления мощностей дискового трения или заменить криволиней ные участки линейными, расположенными параллельно или пер пендикулярно оси вращения, и затем просуммировать мощности дискового трения на каждом участке. Результаты эксперимен тальных исследований по определению моментов дискового трения приведены, например, в работах [10], [22].
Механический к. п. д. гидропередач
Лмех — Лмех іЛмех 2> |
(43) |
|
где |
|
|
N |
гН |
|
Лмех 1 |
|
|
И
Полный к. п. д. гидродинамической передачи
Л = W W |
(44) |
|
§ 6. ЗАКОНЫ ПОДОБИЯ
Для обобщения и анализа опытных исследований при создании и доводке гидродинамических передач пользуются общей теорией подобия, которая предполагает:
а) геометрическое подобие линейных размеров, шероховатостей натуры и модели и равенство сходственных углов установки вход ных и выходных элементов лопаток;
б) кинематическое подобие, т. е. пропорциональность и оди наковое направление скоростей в сходственных точках потока жидкости для натуры и модели;
в) динамическое подобие, т. е. пропорциональность сил, дей ствующих на сходственные элементы натуры и модели.
Для соблюдения геометрического подобия необходимо, чтобы при изменении некоторого характерного линейного размера все размеры изменились во столько же раз. В качестве характерного линейного размера в гидродинамических передачах чаще всего выбирают максимальный диаметр рабочей полости Da или, как принято его называть, активный диаметр. При определении но вых геометрических размеров трудно соблюсти пропорциональ ность выступов шероховатостей натуры и модели, а также соот ношение зазоров уплотнений. Как правило, в этих случаях про порциональность нарушается. Но если абсолютные размеры на туры больше размеров модели, то такое нарушение, как правило, приводит к улучшению характеристик, так как в этом случае удается уменьшить относительные величины шероховатостей и зазоров в уплотнениях, а следовательно, уменьшить потери и утечки.
Кинематическое подобие обеспечивается при подобии треуголь ников скоростей в сходственных точках. Рассматривая модель M и натуру Я , можем написать
C mH |
ШН |
' н |
СиН |
% |
Ш Н # Н ' |
Из теории лопастных машин известны соотношения для пере счета расхода Q и напора Я модели на расход и напор натуры при изменении частоты вращения со и диаметра D [13]:
Q H |
« H D 3 H T ] O H |
|
|
Я М _ |
ш М Р м Л г М |
(46) |
|
Я н |
a2 H D2 H r,r H |
||
|
Основными силами, действующими в потоке жидкости гидро динамических передач, являются силы вязкости и инерции, по этому основной критерий подобия — число Рейнольдса, представ-
25
ляющее собой отношение сил инерции к силам вязкости в данной точке. Для соблюдения подобия необходимо, чтобы
ReH = ReM
или
Если течение жидкости в каналах передачи происходит в об ласти, автомодельности, где гидравлические потери определяются не числом Re, а относительной шероховатостью, то для полного подобия достаточно соблюдения условий геометрического и кине матического подобия.
При |
работе в области автомодельности |
и при соблюдении |
ука |
|
занных |
условий подобия |
т ] о м = т]о Н , т] г М == т]г Н формулы |
(45) |
|
и (46) |
упрощаются. |
|
|
|
Можно получить также |
соотношение |
моментов и мощностей |
вобласти автомодельности.
Всоответствии с формулой (3) запишем
M ~ pQcuR
или
(47)
мн |
РнѴ«н*н |
P H » H D H |
Мощность N ~ « M , т. е.
P M < D M |
(48) |
|
нP H W H D H
Как правило, гидродинамические передачи работают в области автомодельности и формулы (47) и (48) справедливы для пересчета.
Из уравнения (47) имеем
М |
= |
const = Я,М г , |
|
откуда |
|
|
|
|
M = Ям г р©2 £>5 , |
(49) |
|
где Я.М г — коэффициент гидравлического |
момента. |
||
Для мощности имеем |
|
|
|
p(ù3Dr° — const = XNr |
|||
N |
|
|
|
или |
|
|
|
|
N = |
^pfii'D», |
(50) |
где Ядгг — коэффициент гидравлической мощности.
26
Использование коэффициентов момента и мощности позволяет сравнивать между собой различные гидродинамические передачи по конструктивным, энергетическим и силовым показателям.
Коэффициентом быстроходности насоса гидропередачи ns назо вем частоту вращения насоса такой эталонной гидродинамической передачи, которая будучи геометрически подобна данной и имея те же гидравлический и объемный к. п. д., располагает на пором Hts — 1 м и полезной мощностью Ns = 1 вт.
Расход такой передачи определим по формуле
Qs |
Ns |
1 |
|
PsgHfs |
Psg |
||
|
где ps — плотность рабочей жидкости в эталонной гидропередаче. Выражение для коэффициента ns через подачу Q найдем, решив совместно уравнения (45) и (46), заменив со на п, а также принимая
ЛоН = Лов и Лгн = Лг."-
П>= П Ѵ ж ' 1 ? й
Подставив значение Qs, имеем
nVPsg-^. |
(51) |
Часто при расчете гидродинамических передач пользуются выражением для нахождения ns через мощность (в соответствии с определением). Поставив в уравнение (51) выражение для Q =
= " i Ä " ' П 0 Л У Ч В М
п^пѴѴ^Щ^ |
= п У і ^ - |
(52) |
Такой вид формулы позволяет по заданной при проектировании мощности N определить величину Н. Коэффициент ns выбирается на основании имеющихся опытных данных.
27
Гидромуфты могут быть как с тором, так и без него, а также различаться формами лопаток колес. Конструктивная схема гидро муфт без тора показана на рис. 14, а и е. На рис. 15 показаны ра бочие колеса гидромуфт с тором и без тора.
Насос и турбина в указанных конструкциях гидромуфт чаще всего выполнены симметричными. Но в настоящее время большое распространение получили гидромуфты с несимметричными ра бочими колесами, конструкция и принцип действия которых будут рассмотрены дальше.
§ 8. ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА
ИБАЛАНС ЭНЕРГИИ
Вкачестве объекта для изучения рабочего процесса гидромуфты выберем простейший ее тип (рис. 16) и воспользуемся струйной тео рией. Расчетные радиусы (см. рис. 16, а) относим к средней линии тока (средней струйке). Изобразим насосную и турбинную ре шетки на плоскости и построим треугольники скоростей для движения рабочей жидкости на входе и выходе (рис. 16, б).
Средняя струаШ
а)
Рис. 16. Расчетная схема и треугольники скоростей в гидромуфте
Для рассматриваемой гидромуфты имеет место равенство углов
лопаток на входе в рабочие |
колеса и выходе из |
них, т. е. |
ß H l |
= |
||||||||
= ßm |
= Рті |
— ß i 2 |
= |
90°, |
а |
также |
равенство |
радиусов |
г т |
= |
||
= ГТ2 |
и г71 |
= ГН 2 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как следствие этого,*"для данной гидромуфты будут справед |
||||||||||||
ливы |
следующие |
равенства: |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Hl |
иHli |
си |
HI — С>и Т2> |
|
|
|
||
|
|
|
СиИ2 |
— UH2> |
СшН1 — |
^ Н і ; |
|
(53) |
||||
|
|
|
Си |
T2 = |
U T 2 Î |
Cm Н2 = |
WH2' |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
— иТ1> |
bm Т1 |
Т1> |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Ст |
Т2 — |
WTZ- |
|
|
|
|
29