Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

coca. Величина утечек в лопастной системе определяется объем­ ным к. п. д.

1 о — ^ = 1 — ^ .

(40)

В гидродинамических передачах энергия утечек частично ис­ пользуется, поэтому формула (40) дает заниженное значение к. п. д. ц0. А. Я- Кочкарев предлагает к. п. д. т]0 определять по формуле [ 1 0 ]

,

AQ ('

1 Ч

^ - Q H - +

^ - % -

( 4 1 )

Из этой формулы видно, что при і > 0, когда диски насоса и турбины вращаются в одну сторону, к. п. д. т]0 увеличивается по сравнению с тем, когда один из дисков неподвижен. При і < 0 объемный к. п. д. уменьшается по сравнению с тем, когда один диск неподвижен. Для определения объемного к. п. д. т)0 необ­ ходимо знать величину утечек AQ. Расчет утечек AQ в общем случае производится в зависимости от длины участков и их кон­ структивного оформления.

Так, для кольцевых щелевых уплотнений величина объемных утечек может быть получена по формуле

где

F 3

— площадь

зазоров;

уплотнении (разность

давлений

 

Ар — перепад

давлений на

 

 

 

до и после уплотнения); определяется в зависимости

 

 

 

от места

утечки;

 

 

 

 

 

 

Ф у т

коэффициент расхода

утечек,

зависящий

от

конструк­

 

 

 

ции уплотнений, а также зазоров.

 

 

 

Например, для гладких зазоров [13]

 

 

 

 

 

 

Ф у т "

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

K s L

1

l , 2 ( t t - l ) + 1 , 5

 

 

 

 

 

 

 

2 Ô3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l

 

 

 

 

 

где

Х3

=

0,01ч- 0,02 — коэффициент трения в зазоре;

 

 

ô3

— зазор на данном

участке;

 

 

 

 

 

L — длина щели на данном

участке;

 

 

 

 

п — число участков с малыми

зазорами.

 

 

 

Механические потери.

При

передаче

энергии

от

двигателя

к трансмиссии через гидродинамическую передачу часть энергии

тратится на трение в подшипниках и уплотнениях

ведущего

вала

А^мехі» на

трение

в подшипниках

и уплотнениях ведомого

вала AAfM e x 2 ,

на трение наружной

поверхности

рабочих

колес

о жидкость (дисковое

трение) Nal и Л/д г .

 

 

23


Величины АУѴ,мехі

и ДМ,мех 2 определяются

экспериментально

и зависят от типа подшипников (качения и скольжения), от кон­

струкции наружных

уплотнений гидропередачи (уплотнительные

чугунные кольца, манжеты, лабиринты), от

частоты вращения

валов.

 

 

Величины ДіѴд! и АЛ/д2 могут быть рассчитаны по полуэмпи­ рическим зависимостям для различных участков в зонах диско­ вого трения [15]:

(42)

где первое слагаемое определяет мощность дискового трения обеих плоских сторон дисков с наружным радиусом R, в т о р о е — ц и ­ линдрической поверхности с длиной образующих L; сод — отно­ сительная скорость вращения; Cf— коэффициент дискового тре­ ния, который для гладких дисков можно определить по фор­ муле [22]

где s — ширина зазора между дисками.

Для4 * чисел Re = (2ч-3,5)106 рекомендуется коэффициент с/ принимать равным 0,0023—0,003, причем последнее значение соот­

ветствует шероховатостям

поверхностей

V i — Ѵ З .

При сон = const

можно

записать

 

юнт =

«н ( 1 0; Ю Н Р = <°н;

Тр = в)Ні.

Если полости дискового трения имеют криволинейные очерта­ ния, следует применять интегрирование по участкам для опре­ деления мощностей дискового трения или заменить криволиней­ ные участки линейными, расположенными параллельно или пер­ пендикулярно оси вращения, и затем просуммировать мощности дискового трения на каждом участке. Результаты эксперимен­ тальных исследований по определению моментов дискового трения приведены, например, в работах [10], [22].

Механический к. п. д. гидропередач

Лмех — Лмех іЛмех 2>

(43)

где

 

 

N

гН

 

Лмех 1

 

 

И

Полный к. п. д. гидродинамической передачи

Л = W W

(44)

 


§ 6. ЗАКОНЫ ПОДОБИЯ

Для обобщения и анализа опытных исследований при создании и доводке гидродинамических передач пользуются общей теорией подобия, которая предполагает:

а) геометрическое подобие линейных размеров, шероховатостей натуры и модели и равенство сходственных углов установки вход­ ных и выходных элементов лопаток;

б) кинематическое подобие, т. е. пропорциональность и оди­ наковое направление скоростей в сходственных точках потока жидкости для натуры и модели;

в) динамическое подобие, т. е. пропорциональность сил, дей­ ствующих на сходственные элементы натуры и модели.

Для соблюдения геометрического подобия необходимо, чтобы при изменении некоторого характерного линейного размера все размеры изменились во столько же раз. В качестве характерного линейного размера в гидродинамических передачах чаще всего выбирают максимальный диаметр рабочей полости Da или, как принято его называть, активный диаметр. При определении но­ вых геометрических размеров трудно соблюсти пропорциональ­ ность выступов шероховатостей натуры и модели, а также соот­ ношение зазоров уплотнений. Как правило, в этих случаях про­ порциональность нарушается. Но если абсолютные размеры на­ туры больше размеров модели, то такое нарушение, как правило, приводит к улучшению характеристик, так как в этом случае удается уменьшить относительные величины шероховатостей и зазоров в уплотнениях, а следовательно, уменьшить потери и утечки.

Кинематическое подобие обеспечивается при подобии треуголь­ ников скоростей в сходственных точках. Рассматривая модель M и натуру Я , можем написать

C mH

ШН

' н

СиН

%

Ш Н # Н '

Из теории лопастных машин известны соотношения для пере­ счета расхода Q и напора Я модели на расход и напор натуры при изменении частоты вращения со и диаметра D [13]:

Q H

« H D 3 H T ] O H

 

Я М _

ш М Р м Л г М

(46)

Я н

a2 H D2 H r,r H

 

Основными силами, действующими в потоке жидкости гидро­ динамических передач, являются силы вязкости и инерции, по­ этому основной критерий подобия — число Рейнольдса, представ-

25


ляющее собой отношение сил инерции к силам вязкости в данной точке. Для соблюдения подобия необходимо, чтобы

ReH = ReM

или

Если течение жидкости в каналах передачи происходит в об­ ласти, автомодельности, где гидравлические потери определяются не числом Re, а относительной шероховатостью, то для полного подобия достаточно соблюдения условий геометрического и кине­ матического подобия.

При

работе в области автомодельности

и при соблюдении

ука­

занных

условий подобия

т ] о м = т]о Н , т] г М == т]г Н формулы

(45)

и (46)

упрощаются.

 

 

 

Можно получить также

соотношение

моментов и мощностей

вобласти автомодельности.

Всоответствии с формулой (3) запишем

M ~ pQcuR

или

(47)

мн

РнѴ«н*н

P H » H D H

Мощность N ~ « M , т. е.

P M < D M

(48)

 

нP H W H D H

Как правило, гидродинамические передачи работают в области автомодельности и формулы (47) и (48) справедливы для пересчета.

Из уравнения (47) имеем

М

=

const = Я,М г ,

откуда

 

 

 

 

M = Ям г р©2 £>5 ,

(49)

где Я.М г — коэффициент гидравлического

момента.

Для мощности имеем

 

 

 

p(ù3Dr° — const = XNr

N

 

 

 

или

 

 

 

 

N =

^pfii'D»,

(50)

где Ядгг — коэффициент гидравлической мощности.

26


Использование коэффициентов момента и мощности позволяет сравнивать между собой различные гидродинамические передачи по конструктивным, энергетическим и силовым показателям.

Коэффициентом быстроходности насоса гидропередачи ns назо­ вем частоту вращения насоса такой эталонной гидродинамической передачи, которая будучи геометрически подобна данной и имея те же гидравлический и объемный к. п. д., располагает на­ пором Hts 1 м и полезной мощностью Ns = 1 вт.

Расход такой передачи определим по формуле

Qs

Ns

1

PsgHfs

Psg

 

где ps — плотность рабочей жидкости в эталонной гидропередаче. Выражение для коэффициента ns через подачу Q найдем, решив совместно уравнения (45) и (46), заменив со на п, а также принимая

ЛоН = Лов и Лгн = Лг."-

П>= П Ѵ ж ' 1 ? й

Подставив значение Qs, имеем

nVPsg-^.

(51)

Часто при расчете гидродинамических передач пользуются выражением для нахождения ns через мощность (в соответствии с определением). Поставив в уравнение (51) выражение для Q =

= " i Ä " ' П 0 Л У Ч В М

п^пѴѴ^Щ^

= п У і ^ -

(52)

Такой вид формулы позволяет по заданной при проектировании мощности N определить величину Н. Коэффициент ns выбирается на основании имеющихся опытных данных.

27

Гидромуфты могут быть как с тором, так и без него, а также различаться формами лопаток колес. Конструктивная схема гидро­ муфт без тора показана на рис. 14, а и е. На рис. 15 показаны ра­ бочие колеса гидромуфт с тором и без тора.

Насос и турбина в указанных конструкциях гидромуфт чаще всего выполнены симметричными. Но в настоящее время большое распространение получили гидромуфты с несимметричными ра­ бочими колесами, конструкция и принцип действия которых будут рассмотрены дальше.

§ 8. ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА

ИБАЛАНС ЭНЕРГИИ

Вкачестве объекта для изучения рабочего процесса гидромуфты выберем простейший ее тип (рис. 16) и воспользуемся струйной тео­ рией. Расчетные радиусы (см. рис. 16, а) относим к средней линии тока (средней струйке). Изобразим насосную и турбинную ре­ шетки на плоскости и построим треугольники скоростей для движения рабочей жидкости на входе и выходе (рис. 16, б).

Средняя струаШ

а)

Рис. 16. Расчетная схема и треугольники скоростей в гидромуфте

Для рассматриваемой гидромуфты имеет место равенство углов

лопаток на входе в рабочие

колеса и выходе из

них, т. е.

ß H l

=

= ßm

= Рті

ß i 2

=

90°,

а

также

равенство

радиусов

г т

=

= ГТ2

и г71

= ГН 2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как следствие этого,*"для данной гидромуфты будут справед­

ливы

следующие

равенства:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hl

иHli

си

HI — С>и Т2>

 

 

 

 

 

 

СиИ2

UH2>

СшН1

^ Н і ;

 

(53)

 

 

 

Си

T2 =

U T 2 Î

Cm Н2 =

WH2'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— иТ1>

bm Т1

Т1>

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст

Т2

WTZ-

 

 

 

 

29