Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пользуется центральный стержень. Углы лопаток колес после отливки не припиливаются; шероховатость поверхности каналов соответствует у 5 . Благодаря указанной точности (отклонение по наружному диаметру лопаток в отливке до 0,006 м; точность рас­ положения по шагу ±0,0014 м) и шероховатости в насосах и тур­ бинах обрабатываются только посадочные места.

Реактор гидротрансформатора сварной, состоит из штампован­

ных деталей. В некоторых конструкциях

применяются

подшип­

ники скольжения. Так как одноступенчатые

гидротрансформаторы

с центростремительной турбиной имеют

малые значения М2

при і > 1, для возможности использования тормозных

свойств

двигателя в некоторых конструкциях используется муфта свобод­ ного хода между насосом и турбиной (модель СО). Обычно такие модели гидротрансформаторов применяются на кранах.

Гидротрансформаторы обычно крепятся к картеру маховика дизеля, при этом корпус центрируется по картеру маховика, а ведущая часть — по коленчатому валу. Одновременно с этим в кор­ пусе имеются приливы для крепления гидротрансформатора на опорах. Для передачи мощности используется зубчатая муфта. При этом зубчатый венец, крепящийся к маховику, изготовляется из текстолита. Ведомый вал гидротрансформатора рассчитывается из условия консольного съема мощности. Рекомендуемые режимы эксплуатации приведены в табл. 11.

Таблица 11

Эксплуатационные режимы гидротрансформаторов, рекомендуемые фирмой Твин-Диск (США)

Серия

 

 

 

'масла в

° С

Давление

Система

гидро­

ш ішах

м і т а х

 

 

 

транс-

 

 

 

подпитки

охлажде­

форма -

в 1/с

в Н-м

рабо­

мини­

макси­

в Н/м 2

ния

торов

 

 

чая

маль­

маль­

 

 

 

 

 

 

ная

ная

 

 

1500

230—

586

 

 

 

 

 

 

272

 

 

 

 

(14,65—

Тепло­

 

 

 

80—

—70

— 120

1300

314

473

43,9)X

обмен­

ПО

 

 

X 10«

ник

1100

367

317

 

 

 

 

 

Производитель­ ность насоса

вма на 100 об/мин

2 , 2 - Ю - 3

0,84-10" 3

0,84- Ю - 3

Фирма Аллисон (США) изготовляет семь серий гидротранс­ форматоров: 200, 300, 400, 500, 600, 800 и 900. Серии 200 и 300 рекомендуются для работы с двигателем мощностью 29,5—ПО квт, серия 500 от ПО до 258 квт и серия 800—900 от 184 до 295 квт! Для серий 200—300; 400—600; 800—900 имеются соответствующие три размера корпуса. Обозначаются гидротрансформаторы ТС. Фирма изготовляет пять конструктивных модификаций гидро­ трансформаторов.

1. Б а з о в а я — с ведомым валом автомобильного типа (имеет на конце ведомого вала карданную полумуфту, рис. 154, а) и

272


нение из стальных пластин, которое служит для передачи мощ­ ности двигателя. Благодаря этому достигаются минимальные осе­ вые габаритные размеры гидротрансформатора.

2. Внутренний диаметр рабочей полости D0 увеличен за счет увеличения ее осевых габаритных размеров. За счет этого можно увеличить диаметры ведомого вала и подшипников, а также увели­ чить диаметры роликов в муфте свободного хода. Благодаря этому может быть достигнута необходимая долговечность деталей при стандартных материалах.

Фирма Окамура (Япония)

изготовляет

гидротрансформаторы

типа «Аллисон», но с несимметричными реакторами.

Параметры

гидротрансформатора FRM-22 (рис. 155) приведены

ниже:

Тип гидротрансформатора

 

Одноступенчатый

 

 

четырехколесный

Ко

 

3,2

 

ту*

0,86;

тт.™ = 0,9

Емкость в м3

 

0,040

 

Масса в H

 

2250

 

Активный диаметр в м

 

0,526

 

zu

 

27

 

z-i

 

28

 

zpi

 

17

 

грп

 

20

 

Фирма для некоторых модификаций устанавливает муфты сво­ бодного хода между насосом и турбиной. Подпиточный насос гидро­

трансформатора состоит

из двух

секций: большая — служит для

подпитки, м а л а я — д л я

откачки рабочей жидкости из поддона

гидротрансформатора.

Реакторы

гидротрансформатора смонти­

рованы между опорными шарикоподшипниками.

Фирма Эльба-Верке

(ФРГ) рекомендует свои гидротрансфор­

маторы для строительных и дорожных машин и тепловозов. Фирма изготовляет одноступенчатые трехколесные гидротрансформаторы с центробежной турбиной, у которых коэффициент К0 = 5,8 — 9,3 и 3-т-4,7. Кроме этого, фирма разработала параметрический ряд из пяти типоразмеров. Условное обозначение размеров: 20, 30, 40, 50 и 60. Максимальный размер 20.

Для каждого размера гидротрансформатора разработано девять модификаций колес, за счет чего при пх = const достигнуты диа­

пазоны

изменения энергоемкости от 1,8 до 2,6. Основные

пара­

метры гидротрансформаторов приведены в табл. 12.

 

Каждый гидротрансформатор обозначается шестью цифровыми

группами, отражающими тип, размер, лопастную систему

(нагру­

жающие

качества), конструкцию первичного и ведомого

валов,

а также

конструкцию корпуса.

 

Фирма изготовляет гидротрансформаторы, у которых ведомый и ведущий валы соосны и ведомый вал располагается ниже веду­ щего. В последнем случае внутри гидротрансформатора приме­ няется редуктор.

?74


Принципиальные схемы однопоточных гидромеханических при­ водов показаны на рис. 156 [3]. Гидротрансформатор устанавли­ вается за валом приводного двигателя и служит для привода сле­ дующих механизмов: подъемного и напорного (П и Н) на одномо­

торных одноковшовых экскаваторах; грузоподъемного (Г) на кранах и экскаваторах; ходового (X) (ходовой механизм на по­ грузчиках, скреперах, бульдозерах, автогрейдерах и катках используется не только для передвижения машины, но и для осу­ ществления рабочего процесса); реверсивного (РМ).

На зарубежных кранах получили распространение схемы, в ко­ торые входят два гидротрансформатора при одном двигателе

18*

275

 

 

 

 

 

 

Таблица 12

 

Параметры гидротрансформаторов

фирмы

Эльба-Верке (ФРГ)

Группа

 

^70

 

 

Прямая

 

гидро-

 

 

•Пк=і

прозрачность

Ко

транс­

'max и 'min

Г|*

Обратная

форма­

 

 

 

 

прозрачность

 

торов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

4,6

0,85

0,7

1,12

7,8

0,7

и 0,152

1,44

 

 

 

 

2

 

3

0,8

0,6

1,17

8,8—9,3

0,55 и 0,18

1,45

 

 

 

 

з

 

4,7

0,86

0,8

1,1

5,8

0,87 и 0,185

1,26

 

 

 

 

(рис. 156, в)

и два гидротрансформатора

при двух двигателях

(рис. 156, г). Для всех

самоходных

землеройных машин важным

показателем является максимальное использование сцепного веса во время резания и набора грунта. На машинах, имеющих малую базу [например, погрузчиках (рис. 156, о)], это достигается за счет механического привода обеих осей. На машинах с большой базой, у которых между осями расположен ковш (например, на скреперах), а также на тягачах с прицепами, осуществить такое решение невозможно. На таких машинах за рубежом часто при­

меняется двухдвигательный

привод (рис.

156, е).

 

ВНИИСтройдормашем

рекомендуется

электромеханический

привод,

в который входят

генератор переменного тока

и асин­

хронные

электродвигатели

с гидротрансформаторами,

встроен­

ными в колеса, гидромотор колеса (рис. 156, з). При наличии на тягаче гидромеханического привода рекомендуется активизация задней оси при помощи асинхронного электродвигателя с гидро­ трансформатором, расположенным вне оси (рис. 156, ж) [3].

Все расчеты, связанные с установкой гидротрансформаторов в приводах машин, могут быть проведены, если известны расчет­ ные или фактические значения нагрузок на исполнительные меха­ низмы во время выполнения следующих операций: разработки, резания и набора грунта; разгона и реверсирования масс; подъема и опускания грузов; передвижения машины в порожнем и груже­ ном состоянии.

В настоящее время наиболее полно исследованы нагрузки на исполнительные механизмы экскаваторов во время разработки и отсыпки грунтов, на механизмы катков статического действия во время укатки грунтов и покрытий. В значительно меньшей степени исследованы нагрузки на исполнительные механизмы погрузчиков, скреперов, автогрейдеров и других машин.

На основании проведенных исследований ВНИИСтройдор­ машем были сформулированы следующие основные технические требования к проектируемым гидроприводам [3]: максимальное

276


использование мощности двигателя и высокий к. п. д. передач при переменных нагрузках и различных режимах нагружения; огра­ ничение динамических нагрузок в узлах трансмиссии; сокраще­ ние до минимума работы буксования фрикционных муфт при раз­ гоне и реверсировании машин; получение оптимальной частоты вращения поворотной платформы экскаватора при работе с зем­ леройным оборудованием (7—9 об/мин) и минимальной при грузо­ подъемных работах (0,5 об/мин); получение минимальных ускоре-

 

мом

лн

 

 

а)

 

 

Пнг кпРМ_

 

 

г

Щ к У

4

РД

 

АД

 

 

 

 

ГТРиКП'

мом d)

(XPHZîbHZ}'

РД

кп

КП

| — L

мои

S)

Рис. 156. Кинематические схемы гидромеханических однопоточных передач строительных и дорожных машин:

а — одноковшового универсального экскаватора; б — одномоторного крана с одним гид» ротрансформатором; в — одномоторного крана с двумя гидротрансформаторами; г — крана с двумя двигателями и двумя гидротрансформаторами; d — погрузчика; е — скре­ пера с двумя двигателями; ж — скрепера с активной задней осью; з — скрепера с турбо-

моторколесами;

и — моторного

 

катка; Г — грузовой механизм;

П, H — подъемный

и напорный механизмы; МОМ

— механизм отбора мощности; РМ

— реверсивный меха­

низм; X — ходовой механизм;

Д

— двигатель;

ГТ

— гидротрансформатор; Р

— редук­

тор постоянного зацепления; РД

— двухступенчатый редуктор; РГ

— редуктор

привода

генератора;

PC

согласующий

редуктор;

КП

коробка передач;

СГ — синхронный

генератор;

АД

— асинхронный двигатель;

ГТв

гидротрансформатор

вспомогательного

 

 

привода; ГТР

— реверсируемый

гидротрансформатор

 

ний в процессе перемещения и остановки груза; обеспечение бес­ ступенчатого регулирования скоростей подъема и опускания гру­ зов, независимости скоростей грузоподъемного и поворотного

механизмов, минимальных динамических нагрузок при

переходе

с подъема на опускание грузов; обеспечение минимальных

рабочих

скоростей передвижения машины (до 0,9 км/ч) и максимальных транспортных скоростей (40—45 км/ч); обеспечение безопасного переключения передач на ходу.

В соответствии с этими требованиями были сформулированы требования к конструкции, нагружающим и преобразующим свой­ ствам гидротрансформаторов для строительных и дорожных машин: для совместной работы с дизелями тракторного типа наиболее

277


Целесообразно использовать гидротрансформаторы С малой проз­ рачностью Я ^ 1,3; характеристика гидротрансформатора должна обеспечивать наиболее широкую зону высоких значений к. п. д. на тяговом режиме работы. При этом для одномоторных одноков­ шовых экскаваторов, самоходных кранов и катков допустимо ис­

пользовать характеристики, у которых диапазон

d 7 5 5* 2,2,

коэф­

фициент ограничения

по моменту /С м «s; 2, а коэффициент ограни­

чения по скорости КІ

1,5.

 

 

Характеристика гидротрансформатора должна

обеспечить

воз­

растание момента на ведомом валу при работе на режимах противовращения < 1) до і ^ —1 (для кранов); при этом жесткость характеристики на обгонном режиме должна быть максимальной

(G

1,5 - Ю - 6 ) .

Потери в

гидротрансформаторе при

отсутствии

нагрузки

на ведомом валу

не должны превышать

25%

от номи­

нальной

мощности

дизеля

для экскаваторов, кранов

и катков,"

и не более 15%

— д л я остальных машин.

 

 

 

 

Конструкции гидротрансформаторов должны обеспечивать: для

кранов — регулирование нагрузочных характеристик

насоса при

постоянной частоте вращения, сопровождающееся

уменьшением

моментов на турбине до 20 раз и уменьшением частоты

вращения

турбины

не менее

чем в 2

раза; для катков, кранов

и экскавато­

ров — привод к устройству, стабилизирующему частоту вращения ведомого вала, и выключение, т. е. разъединение ведущей и ведомой частей гидротрансформатора.

В табл. 13 приведены технические данные основных типов гидро­ трансформаторов, применяющихся на строительных и дорожных машинах. Анализируя параметры этих гидротрансформаторов, можно сделать вывод, что они в основном отвечают требованиям, предъявляемым к их характеристикам и конструкциям.

Так, анализ гидротрансформаторов, работающих в приводе катка Д-553 статического действия с главными вальцами, устано­ вил необходимость применения центробежного регулятора или другого устройства для обеспечения постоянства частоты вращения вала турбины в процессе укатки. Наиболее целесообразным для катков статического действия следует считать трехколесный гидро­ трансформатор в комплексном исполнении.

Анализ, проведенный ВНИИСтройдормашем, показал, что, не оказывая существенного влияния на время рабочего цикла (производительность), конструкция гидротрансформатора может значительно влиять на расход топлива и максимальные нагрузки в трансмиссии. В частности, в трехступенчатых гидротрансформато­ рах типа «Твин-Диск» и в гидротрансформаторах с центробеж­ ной турбиной фирмы Эльба-Верке при работе в приводе экска­ ватора могут быть потери примерно в 2 раза большие, чем в гидро­ трансформаторах с центростремительной турбиной, что влечет за собой увеличение расхода топлива почти на 15%. Максимальные нагрузки в трансмиссии при этих гидротрансформаторах и непро­ бу ксовывающих фрикционах также увеличены на —40% [3] .

278