Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 13

 

 

Технические данные

гидротрансформаторов,

применяющихся

 

 

 

 

в приводах строительных и дорожных машин

 

Модель

гидротранс­

я

Т|*

Ко

<1,ь

 

Потери при

 

форматора

в %

 

Af, = 0 в %

Тип

Д

(фирма

1,18 8 3—89

2,9—3,1

2,07-

2—1,6

5

Гинар,

Франция)

 

 

 

2,06

 

 

 

Тип

6

(фирма

1,3

88

2,75

2,2

 

2,5

5 (20) МСХ

Твин-Диск, США)

 

 

 

 

 

 

 

TCLA-855

(фир­

1,6

87

3,5

2,25-

 

3,5

5

ма Аллисон, США)

 

 

 

2,95

 

 

 

FRM-22

(фирма

1,3

85

3,2

2,2—2,55

3,2

5

Окамура,

Япония)

 

 

 

 

 

 

 

Трехступенча­

2,5

84

5

2,9

 

9

75

тый

(фирма

Твин-

 

 

 

 

 

 

 

Диск, США)

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа

3

(фир­

1,18

85

5,8

3,6

 

2,9

75

ма

Эльба-Верке,

 

 

 

 

 

 

 

ФРГ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У358011А

(за­

1,05

85

2,5

2,1

 

2,2

30 (МСХ)

вод

им.

Кали­

 

 

 

 

 

 

 

нина, СССР)

 

 

 

 

 

 

 

 

У35808

(ВНИИ-

1,1

87

2,7

2,3

 

2,2

20 (МСХ)

Стройдормаш,

 

 

 

 

 

 

 

СССР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛГ-340-35

 

1,28

92

3,1

2,54-

 

2,3

5

(НАМИ, СССР)

 

 

 

2,9

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст

 

 

 

 

 

 

Модель

гидротранс­

ние М2

 

 

Регули­

Выключение

k-

 

форматора

на режии

для

1 > 1

рование

кі

 

 

 

 

 

і < 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип

Д

(фирма

Нет

1,2

Нет

Нет

1,45

Гинар,

Франция)

»

 

 

»

 

 

 

Тип

6

(фирма

2 (25) МСХ

Есть

фрик­

1,53

Твин-Диск, США)

 

 

 

 

ционное

(1,33) МСХ

TCLA-855

(фир­

 

 

сцепление

1,43

 

 

Нет

ма Аллисон, США)

 

 

FRM-22

(фирма

 

1,33

Окамура, Япония)

 

 

 

 

 

Трехступенча­

Есть

Нет

Есть

2,2

тый

(фирма

Твин-

 

 

 

 

 

 

 

Диск, США)

 

 

»

 

 

 

Группа

3

(фир­

 

Есть

2,1

ма

Эльба-Верке,

 

 

 

 

(удаление

 

ФРГ)

 

с

 

 

 

»

жидкости)

 

У358011А

(за­

Есть

25 (МСХ)

То же

1,38

вод

им.

Кали­

 

 

 

 

 

 

 

нина, СССР)

 

»

25 (МСХ)

Есть

 

»

1,4

У35808

(ВНИИ-

 

Стройдормаш,

 

 

 

 

 

 

 

СССР)

 

 

 

»

 

 

 

 

 

 

ЛГ-340-35

 

7,5

Нет

Нет

1,5

(НАМИ, СССР)

 

 

 

 

 

 

 


Д ля опускания грузов на режиме двигателя в приводе само­ ходного крана предпочтительнее блокируемые гидротрансфор­ маторы, обладающие тормозными свойствами, а для опускания грузов на режиме противовращения, гидротрансформатор должен иметь возрастающий момент М2 при малой прозрачности.

О

0,2 Qt

0,6

0,8

1

і

 

 

6)

 

 

 

Рис.

157. Гидротрансформатор У358015:

 

 

а — конструкция;

б — характеристика

 

 

с центробежной турбиной, имеющие Кх± «^30%

(У\І=І

0,7).

Более полно, чем зарубежные, этим условиям

удовлетворяет

гидротрансформатор

У358011А,

применяемый на

кране

К-161.

Для экскаваторов, катков статического действия и ковшовых погрузчиков ВНИИСтройдорм'аш рекомендует трехколесные гидротрансформаторы с центростремительной турбиной, имеющие симметричные насос и турбину, обладающие минимальной энер­ гоемкостью для исключения нежелательного влияния прозрач­ ности П при совместной работе с дизелями тракторного типа. Конструкция базового образца подобного гидротрансформатора и его внешняя характеристика показаны на рис. 157, а, б.

§ 45. ГИДРОТРАНСФОРМАТОРЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

В силовых передачах автомобилей различных типов широкое применение получают гидромеханические коробки передач, одним из основных элементов которых является гидротрансформатор. Введение гидротрансформатора облегчает управление автомобилем, повышает комфортабельность движения и в значительной мере защищает звенья силовой передачи от ударных нагрузок, что спо­ собствует увеличению срока службы двигателя и трансмиссии.

280



Особенно Широкое распространение гидромеханические ко­ робки передач получили в США. Так, например, в 1970 г. более 90% выпускавшихся там легковых автомобилей имели автомати­ ческие и гидромеханические коробки передач. Гидропередачами снабжается значительная часть городских автобусов. Кроме того, гидромеханические коробки передач устанавливаются на тяжелых автомобилях и самосвалах, автомобилях высокой проходимости. Главными изготовителями гидропривода в США являются фирмы Аллисон, Кларк и Твин-Диск.

В европейских странах, где выпускаются более дешевые лег­ ковые автомобили, гидромеханические коробки передач менее распространены. На наиболее дорогих машинах используются гидромеханические трансмиссии, производимые по лицензиям США. Вместе с тем в Англии, Франции, ФРГ появились гидромеханиче­ ские коробки передач, предназначенные для использования на легковых автомобилях с двигателями рабочим объемом 1,0— 2,5 л, а также на городских автобусах. В ЧССР совместно с НАМИ (СССР) разработана гидропередача «Прага 2М-70» для городского автобуса большой вместимости.

В СССР также гидромеханические передачи получили большое распространение. Так, подобные передачи применяются на легко­ вых автомобилях «ЗИЛ» и «Чайка». Для серийного производства подготовляется созданная для городского автобуса гидромеха­ ническая коробка передач ЛАЗ-НАМИ. Кроме того, разработана и выпускается гидромеханическая коробка передач для автомо­ билей особо большой грузоподъемности типа БЕЛАЗа. В НАМИ разработаны унифицированные гидротрансформаторы для гру­ зовых автомобилей и городских автобусов, предназначенные для работы с двигателями 35 до 383 кВт.

Из известных типов гидротрансформаторов особенно большое распространение в автомобилестроении получили комплексные гидротрансформаторы типа «Аллисон», которые отличаются ши­ рокой зоной высоких к. п. д., относительно большой энергоем­ костью, компактностью и минимальным весом.

Для гидротрансформаторов, применяющихся в автомобилях,

кроме

общеприменяемых

режимных

точек

характеристики

(Ко,

/*, г|*),

используют точку

і = {'м

= 1),

а также понятие

«ра­

бочий коэффициент трансформации /СР », который соответствует минимально допустимому значению к. п. д. г\р на основных ре­ жимах работы автомобиля. Передаточное число, соответствующее

•Пр, обозначим ір

[14].

 

 

В автомобилестроении обычно применяется коэффициент транс­

формации / С Р 8 0 ,

который соответствует т) =

80%

и, таким образом,

определяет силовой диапазон, в котором

к.

п. д. выше 80%.

При равных условиях наиболее целесообразно устанавливать гидротрансформаторы, у которых величина / С Р 8 0 достигает наи­ больших значений, так как при этом удается уменьшить диапазон механической коробки передач, работающей вместе с гидротранс-

281


форматором (под диапазоном механической коробки передач п о нимается отношение передаточных чисел низшей и высшей передач).

Уменьшение диапазона, как правило, значительно снижает вес коробки передач, способствует уменьшению числа передач, облегчает работу фрикционных элементов. Кроме того, увеличе­ ние Крва способствует уменьшению числа переключений, что по­ вышает надежность и долговечность трансмиссии, а также ком­ фортабельность езды. Одно из важных требований, предъявляемых

к

гидротрансформаторам, — это высокий к. п. д. в рабочей зоне

(при і — 0,4 -ь0,8) и передаточное отношение,

соответствующее

/ м ,

не менее 0,84—0,85. Этим требованиям наиболее полно отве­

чает гидротрансформатор с центростремительной

турбиной и сим­

метричным расположением насоса и турбины, что характерно для комплексных автомобильных гидротрансформаторов. В гидро­ трансформаторах с центробежными и осевыми турбинами переда­ точное отношение і м обычно не превышает 0,65—0,8, это приводит

к «провалу»

кривой к. п. д. и таким образом вынуждает блокиро­

вать насос

и турбину при сравнительно малом значении

і м =

= 0,65 ч-0,8.

 

Кроме этого, в одноступенчатых гидротрансформаторах

с цен­

тробежной и осевой турбинами трудно получить высокоэкономич­ ную работу на режиме гидромуфты. Между тем, в большинстве случаев для автомобильных гидропередач даже при наличии блокировки необходимо предусматривать возможность использо­ вания режима гидромуфты. Зона с к. п. д. 80% у гидротранс­ форматоров с центростремительной турбиной шире, чем у гидро­ трансформаторов других типов.

Одно из важных требований, предъявляемых к автомобильным гидропередачам, состоит в уменьшении их габаритов. Сравнение гидротрансформаторов различных типов показывает, что это требование наиболее легко осуществляется в комплексных гидро­ трансформаторах с центростремительной турбиной, так как в них выход из насоса находится на возможно большем диаметре рабочей полости. Поэтому коэффициент момента %,1 (при прочих равных условиях) у гидротрансформаторов с центростремительной тур­ биной значительно выше, чем у гидротрансформаторов других типов. Таким образом, гидротрансформаторы данного типа в наи­ большей степени отвечают основным требованиям, предъявляемым к автомобильным гидротрансформаторам.

Рассмотрим особенности выбора параметров одноступенчатых комплексных гидротрансформаторов для автомобилей различных типов. Для достаточно эффективной работы гидромеханической трансмиссии необходимо использовать гидротрансформатор на тех режимах работы, где к. п. д. его достаточно высок. Длительная работа гидротрансформатора на режимах с низким к. п. д. сопро­

вождается снижением топливной экономичности.

Кроме

того,

в этом случае возникают трудности с отводом тепла,

выделяюще­

гося при работе гидропередачи. По указанным причинам

пара-

282