Гидродинамические передачи тепловозов можно разделить на две основные группы: многоциркуляционные и одноциркуляционные.
Многоциркуляционная передача состоит из нескольких гид равлических машин-гидротрансформаторов и гидромуфт, объеди ненных одним общим приводным валом и работающих поочередно в определенном интервале скоростей движения тепловоза. Пе реключение ступеней скорости происходит гидравлическим путем (рис. 162).
Одноциркуляционная передача состоит из одного гидротранс форматора и механической коробки передач, ступени скорости которой переключаются при помощи специальных муфт или лен точных тормозов.
К первой группе относятся, например, передачи тепловозов ТГМ1, ТГ102 и передачи немецкой фирмы Фойт; ко второй — передачи тепловозов ТГК, ТГМЗ и передачи немецкой фирмы Майбах (рис. 163).
Основным качественным показателем многоциркуляционных передач является исключительная плавность и устойчивая надеж ность переходных процессов, обусловленная равномерным перете канием рабочей жидкости из одной рабочей полости в другую. Однако масса, а следовательно, и стоимость передачи в среднем на 30% выше,чем гидропередач второй группы. Так, лучшие образцы
многоциркуляционных передач имеют удельный вес ~21,6 |
Н/кВт, |
в то время |
как удельный вес одноциркуляционных передач не пре |
вышает |
40 |
Н/кВт [21]. Кроме того, непроизводительные |
расходы |
энергии |
на |
вращение незаполненных гидроаппаратов в среднем |
на 3—5% |
понижают тягово-экономические показатели |
теплово |
зов, оборудованных многоциркуляционными передачами. Доволь но большая величина этих потерь объясняется тем, что гидро аппараты при опоражнивании работают в режимах весьма малых значений к. п. д., и поэтому, несмотря на замену жидкой среды воздухом, энергия интенсивно расходуется на его нагревание (отсюда высокая температура в аппаратах холостого хода). При двух-трех ступенях скорости в многоциркуляционных передачах диапазон регулирования по скорости равен 6, в то время как в одноциркуляционных с коробкой передач на три-четыре ступени ско
ростной диапазон достигает высокого значения |
(10—12). |
В последние годы была создана конструкция, |
объединяющая |
достоинства обеих групп гидропередач. Целесообразное сочета
ние в одной передаче гидравлического принципа |
переключения |
ступеней скорости, |
присущего многоциркуляционной передаче, |
и компактности при |
высоких тягово-экономических |
показателях, |
свойственных одноциркуляционной передаче, позволяет получить комбинированную гидропередачу, обладающую достаточно вы сокими технико-экономическими показателями.
Впервые конкретные схемы комбинированных гидропередач для тепловозов были разработаны и испытаны в СССР. На 'рис. 164