Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

= 1,04 MN, причем для характеристик, близких к М„ — — — , (Од

целесообразность применения гидротрансформатора значительно зависит от его к. п. д. в рабочем диапазоне и значений силового диапазона D K . При остальных типах характеристик двигателей значительное улучшение тяговых качеств обеспечивается непро­ зрачным гидротрансформатором с загрузкой двигателя на режиме максимальной мощности. Прямая прозрачность обеспечивает расширение кинематического диапазона, что особенно важно,

например,

 

для

транс­

 

 

портных машин при лю­

 

 

бых

характеристиках

 

 

двигателей,

 

кроме

 

ха­

 

 

рактеристик

 

5

 

(см.

 

 

рис.

165).

 

 

 

 

 

 

 

2.

Зону

 

загрузки

 

 

двигателя

и

величину

 

 

требуемой прямой проз­

 

 

рачности

 

гидротранс­

 

 

форматора

Я э

целесо­

 

 

образно определять

по

 

 

значениям 0,96Л4Т А Х и

 

 

0,96.<ѴШАХ,

 

 

нанесенным

 

 

на характеристику

дви­

 

 

гателя. При

этом

зона

 

 

загрузки

двигателя

и

 

 

величина

П3

определя­

 

 

ются

в

основном

 

формой

характеристики

М д = / (пд ).

3. Для изменения тяговых

характеристик

в желаемом направ­

лении с учетом имеющихся ограничений могут оказаться целе­ сообразными решения, отличающиеся от приведенных выше. Например, для обеспечения Aî 2 œ const (при Мд 4= const) в не­ котором диапазоне изменения частоты вращения пт необходим гидротрансформатор, обладающий обратной прозрачностью.

4. Для схем с независимым отбором мощности выбор коэф­ фициента прозрачности гидротрансформатора зависит от типа

характеристик

двигателя

и величины отбираемой мощно­

сти.

 

 

Разгонные качества. Рассмотрим процесс разгона от началь­

ных условий и н

и Й Т = 0.

Весь процесс разгона системы с гидро­

трансформатором можно разделить на следующие основные пе­

риоды [15]:

 

 

 

 

пуск и

разгон

двигателя до момента начала вращения ведо­

мого вала;

 

 

 

 

 

разгон

двигателя до его внешней

характеристики;

разгон

ведомого

вала

до конца разгона системы, определяе­

мого условием равенства

крутящих

моментов—разгоняющего

и сопротивления

на

ведомом валу.

 

299


Особенности разгона систем с гидротрансформатором в основ­ ном заключаются в следующем:

1) начало вращения ведомого вала происходит при сравни­ тельно низкой угловой скорости ведущего вала, определяемой характеристикой нагружения Кх. Следовательно, в начале разгона

ведомого

вала не может быть использована значительная

кине­

тическая

энергия вращающихся масс ведущего вала.

 

При

отсутствии гидротрансформатора разгон двигателя

про­

исходит при выключенном сцеплении, и значит, без сопротивления. Начало разгона ведомого вала происходит при использовании значительной кинетической энергии вращающихся масс ведущего вала. Следовательно, разгон ведомого вала в начальный период при механической трансмиссии должен происходить значительно

интенсивней и менее

плавно,

чем при

гидротрансформаторе;

2) интенсивность

разгона

ведомого

вала

в

третьем

периоде

 

 

 

 

 

(с использованием

внешней

ха­

 

 

 

 

 

рактеристики

двигателя)

за­

 

 

 

 

 

висит от прозрачности

гидро­

 

 

 

 

 

трансформатора. Так, при

проз­

 

 

 

 

 

рачном

гидротрансформаторе

 

 

 

 

 

не

затрачивается

энергия

на

 

 

 

 

 

разгон

маховых масс

ведущего

Рис. 169. Расчетная схема к

опреде­

вала,

что

способствует

более

лению времени разгона

 

 

интенсивному разгону,

чем

при

 

 

 

 

 

механической

трансмиссии;

 

3) при

значительных

ускорениях

ведомого

вала,

если

расход

в рабочей

полости зависит от

i,

а также

при

значительных

уско­

рениях ведущего вала характеристики гидротрансформатора мо­

гут

отличаться от

статических.

 

 

Разгонные

характеристики

 

 

 

 

Мл,

Мс,

©н, ©т , d(0H

dcuT

(138)

 

 

~~dT fit)

 

 

 

 

dt

 

можно определять

в

следующей

последовательности.

 

1.

Система

приводится к предельной эквивалентной системе,

а при последовательном соединении гидротрансформатора с при­ водящим двигателем и трансмиссией — к двухмассовой системе (рис. 169).

2. Составляются дифференциальные уравнения равновесия для валов насоса и турбины. При этом должны быть известны

приведенные

моменты

инерции J

X и

/ 2 , а также

действующие

моменты М д

= / (СОД),

момент сопротивления МС =

/ (ют ) и харак­

теристика гидротрансформатора:

 

dco,

 

 

 

M л - M i +

 

(139)

 

 

А

dt

 

 

M,

 

dû)..

(140)

 

 

 

 

300



3.

Решая

уравнения

равновесия,

можно

найти

уравнения

движения

валов

сон

=

f (t)

и

сот

=

/ (і),

затем Мд

=

f (t)

и

Мс =

f (t),

а

также

 

=

/ (t)

и

=

f

(t).

 

 

 

4.

Определяется

время разгона Т

(при

условии

М2

=

Мс),

полное время разгона Т0,

а при разгоне поступательно движущихся

масс,

например,

автомобилей,

путь разгона

 

S.

 

 

 

5. Кроме этого, для теплового расчета можно определить количество энергии, перешедшей в тепло в гидротрансформаторе за время разгона, а определив угловые ускорения звеньев транс­ миссии и зная моменты инерции вращающихся звеньев, можно

определить динамические

нагрузки

и по

ним провести расчет

на прочность валов и шестерен.

 

 

Приведенные моменты

инерции

можно

определить из равен­

ства кинетической энергии вращающихся и поступательно-дви­ жущихся масс:

 

J

 

 

 

 

 

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( H l )

Подставляя уравнение

(139)

в выражение

(140)

и принимая

во внимание, что крутящий момент на валу турбины Мт

равен

моменту

сопротивления

Мс, приведенному

к

валу турбины, по­

лучим для вала турбины:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dco-

/ /

dwu

 

\

 

 

 

Л І Д ^ _ А І С

=

У , ^ .

А / С ^ + і

) ,

 

(142)

где J i

представляет

собой

моменты

инерции

маховика,

насоса,

рабочей

жидкости, заполняющей

насос и т.

д.; а / 2

— моменты

инерции турбины, рабочей жидкости, заполняющей турбину,

приведенные моменты

инерции

деталей,

жестко

соединенных

с

турбиной.

 

 

 

 

 

Обозначим через ô w

коэффициент инерции вращающихся масс:

тогда

 

 

 

 

 

 

da>,

 

 

 

 

 

т _ АідК —Afc

 

(143)

 

 

dt

/ 2 ° ш

 

 

 

 

 

и

время разгона системы

 

 

 

 

 

 

У » о ш

d(öT .

(144)

301


В тех случаях, когда происходит разгон поступательно движущихся масс со скоростью ѵ, при связи между ними и валом турбины# через постоянные і0 и переменные гК п передаточные числа, производится приведение не к валу турбины, а к послед­ нему звену, например, колесам автомобиля или ведущей звез­ дочке трактора.

 

Тогда

уравнение

для

определения

ускорения

 

автомобиля

(или трактора),

 

имея

в

виду,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

dt '

r K

'

dt

 

dt'

 

r K

'

 

dt

dt

'

r^

~ab^ > ^ >

получим

аналогично

уравнению

 

(143)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dv_

=

 

PK-PÇ

 

 

 

 

 

(146)

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

m

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Р к

— сила

тяги

на

колесах;

 

 

 

 

 

 

 

 

Рс —сила

сопротивления,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и время

разгона

автомобиля

(или

трактора)

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

= { т і г * 0 = ( т £ ? ъ а ° -

 

 

 

<147>

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

G — в е с

разгоняемой

массы

 

автомобиля

(или

трактора);

 

J K

— суммарный

момент

инерции

всех

колес

 

автомобиля

 

 

 

или приведенный момент инерции гусеничного дви­

 

 

 

жителя с учетом моментов инерции катков и т. д.

 

Для

 

анализа

 

можно

принять

 

[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ô m

=

1,04 +

0,03І К П Я

d < ° "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

da>r

 

 

 

 

причем

для

высшей

передачи

і к

п

=

1.

 

 

 

тем меньше,

 

Из

уравнения

(147) следует, что время разгона

чем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выше тяговые качества МАК

=

f (сот) или

Рк

=

f (и);

 

меньшая часть энергии затрачивается на разгон дополни­

тельных вращающихся масс, т. е. чем меньше

ôM

или

ô m ;

 

меньше разгоняемые массы J2

 

или

m;

 

 

 

 

 

меньше момент Мс

или

сила

Рс

сопротивления.

 

 

Для

заданной

 

системы

и известных

условий

ее работы ваданы

J 2

(или m) и Мс

(или Р с ) .

В этом случае разгонные качества опре-

302