ГЛАВА VII
РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА
§ 49. РАСЧЕТ МУФТЫ СВОБОДНОГО ХОДА
Муфта свободного хода — один из наиболее нагруженных элементов в блокируемых и комплексных гидротрансформаторах. От нее в значительной степени зависит надежность и работоспо собность гидропередачи в целом. Наряду с надежностью и высокой работоспособностью муфта должна обладать компактностью, а также иметь минимальные потери на режиме свободного хода для увеличения к. п. д. передачи. На отечественных гидротранс форматорах большее распространение получили роликовые муфты, как более надежные.
На рис. 172, а и б показаны применяющиеся на отечественных гидротрансформаторах муфты свободного хода. Муфта, показан ная на рис. 172, а, устанавливается на блокируемом гидротранс форматоре У358011А между ведущей и ведомой частями и сраба тывает при t ' = l . Ее тихоходная звездочка жестко связана со ступицей турбины, а быстроходная обойма при помощи шлицевого соединения связана с ротором, приводящим насос. Ролики раз мером 15 х25 (8 шт.) прижимаются к обойме подпружиненными толкателями. Муфта, показанная на рис. 172, б, устанавливается на комплексных гидротрансформаторах между реактором и не подвижным картером и срабатывает при К = 1. В этой муфте наружная звездочка с пазами выполнена вращающейся. Обойма механизма — неподвижная, цилиндрическая жестко связана с кор пусом. Выступы наружной звездочки опираются на внутреннюю обойму, которая является по отношению к ней подшипником. Чтобы уменьшить потери на трение и предотвратить возможность задиров, выступы наружной звездочки покрываются специаль ными антифрикционными материалами (омедняются, или зали ваются баббитом). Контактные поверхности муфты (так же, как и на рис. 172, а) и ролики имеют повышенную твердость HRC 56—62 и шероховатость Ѵ8—ѴІО.
Как показал опыт эксплуатации гидропередач, для надежной работы муфты свободного хода необходимо соблюдать отношение
е |
= -j- = 1,8-т-2,8, где |
/ — длина |
ролика, à — его диаметр. |
При больших значениях |
возникает |
опасность |
перекоса |
ролика |
в |
обойме. Стремление увеличить длину ролика |
обычно |
связано |
с желанием уменьшить контактные напряжения. Однако в этом случае правильнее применять двухрядную муфту, что и делают в отдельных случаях для сильно нагруженных гидротрансфор маторов [14].
Одним из важных конструктивных элементов муфты свободного хода является прижимное устройство, прижимающее ролик к поверхностям звездочки и обоймы. Пружины прижимают ролики
a) |
ff) |
Рис. 172. |
Муфты свободного хода: |
а — блокируемого |
гидротрансформатора; б — комп |
лексного гидротрансформатора
через толкатели или без них. Пружины могут быть цилиндриче ские или пластинчатые. Величина прижимного усилия в раз личных конструкциях муфты свободного хода колеблется в пре делах 3,9—7,8 Н.
Для увеличения долговечности муфты свободного „хода целе сообразно центрировать звездочку относительно обоймы. Лучше
это делать при помощи подшипника. При |
этом |
конструкция |
муфты для комплексного гидротрансформатора |
должна позволить |
увеличить отношение m = -^5 -, что может |
быть |
достигнуто |
L'a |
|
|
вынесением этой муфты из колес. Центрирование звездочки и обоймы позволяет значительно снизить касательные напряжения на рабочих поверхностях, так как при этом обеспечивается более равномерная нагрузка на ролики. Кроме центрирования вводят
принудительную постоянную смазку муфты, так как в |
процессе |
работы ролики не только проворачиваются, |
но и проскальзывают |
на |
рабочих поверхностях, что вызывает |
значительный |
нагрев |
в |
месте контакта и износ. |
|
|
Расчет муфты свободного хода производится на контактную прочность. Этому предшествует проверка угла заклинивания ролика а (см. рис. 172, а) по соотношению
Затем определяется минимальная, номинальная и максималь ная величина угла заклинивания с учетом допусков на размеры С,
г и R. Угол |
заклинивания |
должен находиться в пределах 5—8°. |
|
Проверка |
ролика |
на |
контактную |
прочность |
производится |
по |
выражению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
CW =0,418 j / f , |
|
|
|
(149) |
где |
Е — модуль |
упругости |
[обычно |
Е — 19,6-101 0 Н/м2 (2 х |
|
|
|
ХІО6 кгс/см2 )]; |
|
|
|
|
|
|
|
/ — длина |
ролика; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Q — усилие, |
определяемое по |
выражению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г (R — г) sin а ' |
|
|
|
|
Мр |
— расчетный |
момент; |
|
|
|
|
|
|
|
г |
— число |
роликов. |
|
|
|
|
|
|
|
Расчетный момент муфты (рис. 172, а) можно определять по |
выражению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МР |
= ( М 1 — ЛГ2 ),= 1 |
£ д и н , |
|
|
|
где |
М, |
и М2 |
— моменты |
на ведущем |
и ведомом |
валах |
гидро |
|
|
|
|
трансформатора (берутся из внешней характе |
|
|
|
|
ристики |
при |
і = 1 ) ; |
|
|
|
|
|
|
|
^дин — динамический |
коэффициент |
рекомендуется при |
|
|
|
|
нимать ~ 2 . |
|
|
|
|
|
|
Для |
муфты, показанной на рис. 172, б, расчетный |
момент |
при |
одном |
реакторе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мр = M (Ко — 1) |
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
_ |
Mi(Kp-ï) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тР |
- |
2 |
|
|
|
|
|
при |
двух |
реакторах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для муфты, показанной на рис. 172, а, рекомендуемое допу |
скаемое напряжение |
[ а ] с м |
= 19,6-108 |
Н/м2 (20 ООО кгс/см2 ), a для |
муфты, |
показанной |
на |
рис. 172, б, |
можно |
принимать |
[ а ] с м = |
= (25,5428,4) 10" Н/м2 (26 000+ 29000 кгс/см2 ) |
для гидротрансфор |
маторов |
грузовых |
автомобилей |
и городских автобусов и [ а ] с м = |
= (28,4+31,4)108 Н/м2 |
(29 000-32 000 |
кгс/см2 ) для |
гидротранс |
форматоров |
легковых |
автомобилей. |
|
|
|
|
|
С учетом реальных нагрузок, действующих на муфту свобод ного хода, можно проверить внутренний диаметр обоймы по выра жению
D = 1 6 , 6 j / ^ ,
а минимальную толщину обоймы (рис. 172, а) по выражению
где Z)x — наружный |
диаметр обоймы; |
8 — коэффициент, учитывающий влияние количества ро |
ликов на |
деформацию обоймы |
В — ширина обоймы; |
|
|
|
fc |
— коэффициент |
трения (—0,008-^0,01); |
|
kt |
— коэффициент, |
учитывающий |
влияние радиуса |
кри |
|
визны обоймы на ее деформацию ( ~ 1,05-н 1,08); |
|
[ 0 ] и з г |
— допускаемое |
напряжение |
на |
изгиб для стали |
20Х |
|
[ о ] и з г = 1,96-108 Н/м2 (20 |
кгс/мм2 ). |
|
§ 50. РАСЧЕТ ОСЕВЫХ СИЛ В ГИДРОТРАНСФОРМАТОРЕ
Осевые силы для конкретных конструкций гидротрансформа торов определяются аналитически и проверяются эксперимен тально. Они обусловливаются силами, возникающими вследствие воздействия рабочей жидкости на колесо. Если эти силы спроекти ровать на ось вращения гидротрансформатора, то их можно раз делить на силы, действующие на наружную и внутреннюю поверх ности колеса. Составляющая осевого усилия в первом случае может быть определена интегрированием по отдельным участкам:
|
|
|
|
fi |
|
|
|
|
где Ртр |
i — составляющая |
наружного усилия |
на і-м |
участке |
|
поверхности колеса; |
|
|
|
|
р — текущее |
давление, |
действующее |
на элементарную |
|
площадку df; |
|
|
|
площадке df и |
|
ос — угол |
между внешней нормалью |
к |
|
осью |
вращения |
гидротрансформатора; |
|
|
ft — площадь |
участка, |
на котором определяется |
состав |
|
ляющая |
осевой |
силы. |
|
|
|
Эта составляющая складывается из двух сил. Одна из них |
зависит |
от гидродинамического |
давления и его |
распределения: |
нарі
где R — текущий радиус.
Вторая сила этой составляющей определяется давлением пи тания рп и величиной так называемой неуравновешенной площади /о, т. е. площади, только с одной стороны омываемой рабочей жидкостью и подверженной давлению питания. Эта площадь всегда перпендикулярна оси вращения и осевая сила, обусловлен ная давлением питания
|
|
^нар 2 = |
Pnf 0 • |
|
|
Полная осевая сила, действующая на наружную поверхность |
рабочего |
колеса |
|
|
|
|
|
|
|
|
Rz |
|
|
Ртр = |
-Рнарг + S ^ а Р 1 = |
Рп^° |
+ S j |
^nRpdR. |
|
|
|
|
Ri |
|
Знак |
суммы |
перед знаком интеграла |
говорит |
о том, что необ |
ходимо суммировать значения интегралов по отдельным поверх ностям колеса.
Составляющая осевых сил, действующих на внутреннюю по верхность колеса, интегрированием не может быть получена, так как не"известен закон распределения давлений. Но при исполь
зовании закона о моменте количества |
движения величина ее |
может быть определена по формуле: |
|
^вн = |
PQ (Ста c o s а 2 — сш cos а а ) |
или |
|
|
P M |
= P Q 1 ( ^ - ^ - ) . |
|
\ * тг |
г mi I |
Угол а находится между осью вращения и направлением ме ридиональной скорости на входе в колесо и выходе из него по средней струйке (рис. 173). Тогда суммарная осевая сила, дей ствующая на колесо:
Р = PJ0 |
+ PQ2 |
|
- |
\ |
* Р |
|
Выразив давление через |
статический |
напор, получим |
|
Р = PgHJo |
- f pQ2 |
- |
+ |
2npgR\HCTR |
dR. |
(150) |
В уравнении (150) первый член pgHJ0 пропорционален ква драту линейных размеров и заданному давлению питания рп, второй и третий члены пропорциональны pgn2 D*. Следовательно, исключив составляющую осевой силы, обусловленную давлением питания, можно записать
^ди„ = / С 0 С Р £ / г 2 £ > 4 , |
( 1 5 1 ) |
где Кос — постоянный коэффициент пропорциональности.