Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА VII

РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА

§ 49. РАСЧЕТ МУФТЫ СВОБОДНОГО ХОДА

Муфта свободного хода — один из наиболее нагруженных элементов в блокируемых и комплексных гидротрансформаторах. От нее в значительной степени зависит надежность и работоспо­ собность гидропередачи в целом. Наряду с надежностью и высокой работоспособностью муфта должна обладать компактностью, а также иметь минимальные потери на режиме свободного хода для увеличения к. п. д. передачи. На отечественных гидротранс­ форматорах большее распространение получили роликовые муфты, как более надежные.

На рис. 172, а и б показаны применяющиеся на отечественных гидротрансформаторах муфты свободного хода. Муфта, показан­ ная на рис. 172, а, устанавливается на блокируемом гидротранс­ форматоре У358011А между ведущей и ведомой частями и сраба­ тывает при t ' = l . Ее тихоходная звездочка жестко связана со ступицей турбины, а быстроходная обойма при помощи шлицевого соединения связана с ротором, приводящим насос. Ролики раз­ мером 15 х25 (8 шт.) прижимаются к обойме подпружиненными толкателями. Муфта, показанная на рис. 172, б, устанавливается на комплексных гидротрансформаторах между реактором и не­ подвижным картером и срабатывает при К = 1. В этой муфте наружная звездочка с пазами выполнена вращающейся. Обойма механизма — неподвижная, цилиндрическая жестко связана с кор­ пусом. Выступы наружной звездочки опираются на внутреннюю обойму, которая является по отношению к ней подшипником. Чтобы уменьшить потери на трение и предотвратить возможность задиров, выступы наружной звездочки покрываются специаль­ ными антифрикционными материалами (омедняются, или зали­ ваются баббитом). Контактные поверхности муфты (так же, как и на рис. 172, а) и ролики имеют повышенную твердость HRC 56—62 и шероховатость Ѵ8—ѴІО.

Как показал опыт эксплуатации гидропередач, для надежной работы муфты свободного хода необходимо соблюдать отношение

312


е

= -j- = 1,8-т-2,8, где

/ — длина

ролика, à — его диаметр.

При больших значениях

возникает

опасность

перекоса

ролика

в

обойме. Стремление увеличить длину ролика

обычно

связано

с желанием уменьшить контактные напряжения. Однако в этом случае правильнее применять двухрядную муфту, что и делают в отдельных случаях для сильно нагруженных гидротрансфор­ маторов [14].

Одним из важных конструктивных элементов муфты свободного хода является прижимное устройство, прижимающее ролик к поверхностям звездочки и обоймы. Пружины прижимают ролики

a)

ff)

Рис. 172.

Муфты свободного хода:

а — блокируемого

гидротрансформатора; б — комп­

лексного гидротрансформатора

через толкатели или без них. Пружины могут быть цилиндриче­ ские или пластинчатые. Величина прижимного усилия в раз­ личных конструкциях муфты свободного хода колеблется в пре­ делах 3,9—7,8 Н.

Для увеличения долговечности муфты свободного „хода целе­ сообразно центрировать звездочку относительно обоймы. Лучше

это делать при помощи подшипника. При

этом

конструкция

муфты для комплексного гидротрансформатора

должна позволить

увеличить отношение m = -^5 -, что может

быть

достигнуто

L'a

 

 

вынесением этой муфты из колес. Центрирование звездочки и обоймы позволяет значительно снизить касательные напряжения на рабочих поверхностях, так как при этом обеспечивается более равномерная нагрузка на ролики. Кроме центрирования вводят

принудительную постоянную смазку муфты, так как в

процессе

работы ролики не только проворачиваются,

но и проскальзывают

на

рабочих поверхностях, что вызывает

значительный

нагрев

в

месте контакта и износ.

 

 

Расчет муфты свободного хода производится на контактную прочность. Этому предшествует проверка угла заклинивания ролика а (см. рис. 172, а) по соотношению

313


Затем определяется минимальная, номинальная и максималь­ ная величина угла заклинивания с учетом допусков на размеры С,

г и R. Угол

заклинивания

должен находиться в пределах 5—8°.

 

Проверка

ролика

на

контактную

прочность

производится

по

выражению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CW =0,418 j / f ,

 

 

 

(149)

где

Е — модуль

упругости

[обычно

Е — 19,6-101 0 Н/м2 (2 х

 

 

 

ХІО6 кгс/см2 )];

 

 

 

 

 

 

 

/ — длина

ролика;

 

 

 

 

 

 

 

 

Q — усилие,

определяемое по

выражению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г (R — г) sin а '

 

 

 

 

Мр

— расчетный

момент;

 

 

 

 

 

 

 

г

— число

роликов.

 

 

 

 

 

 

 

Расчетный момент муфты (рис. 172, а) можно определять по

выражению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МР

= ( М 1 — ЛГ2 ),= 1

£ д и н ,

 

 

 

где

М,

и М2

— моменты

на ведущем

и ведомом

валах

гидро­

 

 

 

 

трансформатора (берутся из внешней характе­

 

 

 

 

ристики

при

і = 1 ) ;

 

 

 

 

 

 

 

^дин динамический

коэффициент

рекомендуется при­

 

 

 

 

нимать ~ 2 .

 

 

 

 

 

 

Для

муфты, показанной на рис. 172, б, расчетный

момент

при

одном

реакторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мр = M (Ко — 1)

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

_

Mi(Kp-ï)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тР

-

2

 

 

 

 

 

при

двух

реакторах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для муфты, показанной на рис. 172, а, рекомендуемое допу­

скаемое напряжение

[ а ] с м

= 19,6-108

Н/м2 (20 ООО кгс/см2 ), a для

муфты,

показанной

на

рис. 172, б,

можно

принимать

[ а ] с м =

= (25,5428,4) 10" Н/м2 (26 000+ 29000 кгс/см2 )

для гидротрансфор­

маторов

грузовых

автомобилей

и городских автобусов и [ а ] с м =

= (28,4+31,4)108 Н/м2

(29 000-32 000

кгс/см2 ) для

гидротранс­

форматоров

легковых

автомобилей.

 

 

 

 

 

С учетом реальных нагрузок, действующих на муфту свобод­ ного хода, можно проверить внутренний диаметр обоймы по выра­ жению

D = 1 6 , 6 j / ^ ,

314


а минимальную толщину обоймы (рис. 172, а) по выражению

где Z)x наружный

диаметр обоймы;

8 — коэффициент, учитывающий влияние количества ро­

ликов на

деформацию обоймы

В — ширина обоймы;

 

 

 

fc

— коэффициент

трения (0,008-^0,01);

 

kt

— коэффициент,

учитывающий

влияние радиуса

кри­

 

визны обоймы на ее деформацию ( ~ 1,05-н 1,08);

 

[ 0 ] и з г

— допускаемое

напряжение

на

изгиб для стали

20Х

 

[ о ] и з г = 1,96-108 Н/м2 (20

кгс/мм2 ).

 

§ 50. РАСЧЕТ ОСЕВЫХ СИЛ В ГИДРОТРАНСФОРМАТОРЕ

Осевые силы для конкретных конструкций гидротрансформа­ торов определяются аналитически и проверяются эксперимен­ тально. Они обусловливаются силами, возникающими вследствие воздействия рабочей жидкости на колесо. Если эти силы спроекти­ ровать на ось вращения гидротрансформатора, то их можно раз­ делить на силы, действующие на наружную и внутреннюю поверх­ ности колеса. Составляющая осевого усилия в первом случае может быть определена интегрированием по отдельным участкам:

 

 

 

 

fi

 

 

 

 

где Ртр

i — составляющая

наружного усилия

на і-м

участке

 

поверхности колеса;

 

 

 

 

р — текущее

давление,

действующее

на элементарную

 

площадку df;

 

 

 

площадке df и

 

ос — угол

между внешней нормалью

к

 

осью

вращения

гидротрансформатора;

 

 

ft — площадь

участка,

на котором определяется

состав­

 

ляющая

осевой

силы.

 

 

 

Эта составляющая складывается из двух сил. Одна из них

зависит

от гидродинамического

давления и его

распределения:

нарі

где R — текущий радиус.

315


Вторая сила этой составляющей определяется давлением пи­ тания рп и величиной так называемой неуравновешенной площади /о, т. е. площади, только с одной стороны омываемой рабочей жидкостью и подверженной давлению питания. Эта площадь всегда перпендикулярна оси вращения и осевая сила, обусловлен­ ная давлением питания

 

 

^нар 2 =

Pnf 0 •

 

 

Полная осевая сила, действующая на наружную поверхность

рабочего

колеса

 

 

 

 

 

 

 

 

Rz

 

 

Ртр =

-Рнарг + S ^ а Р 1 =

Рп

+ S j

^nRpdR.

 

 

 

 

Ri

 

Знак

суммы

перед знаком интеграла

говорит

о том, что необ­

ходимо суммировать значения интегралов по отдельным поверх­ ностям колеса.

Составляющая осевых сил, действующих на внутреннюю по­ верхность колеса, интегрированием не может быть получена, так как не"известен закон распределения давлений. Но при исполь­

зовании закона о моменте количества

движения величина ее

может быть определена по формуле:

 

^вн =

PQ (Ста c o s а 2 сш cos а а )

или

 

 

P M

= P Q 1 ( ^ - ^ - ) .

 

\ * тг

г mi I

Угол а находится между осью вращения и направлением ме­ ридиональной скорости на входе в колесо и выходе из него по средней струйке (рис. 173). Тогда суммарная осевая сила, дей­ ствующая на колесо:

Р = PJ0

+ PQ2

 

-

\

* Р

 

Выразив давление через

статический

напор, получим

 

Р = PgHJo

- f pQ2

-

+

2npgR\HCTR

dR.

(150)

В уравнении (150) первый член pgHJ0 пропорционален ква­ драту линейных размеров и заданному давлению питания рп, второй и третий члены пропорциональны pgn2 D*. Следовательно, исключив составляющую осевой силы, обусловленную давлением питания, можно записать

^ди„ = / С 0 С Р £ / г 2 £ > 4 ,

( 1 5 1 )

где Кос — постоянный коэффициент пропорциональности.

316