Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из вышесказанного можно заключить, что осевая сила на колесах гидротрансформатора зависит от давления питания, не­ уравновешенной площади, распределения давлений в полости гидротрансформатора, площадей, на которые действуют эти давления, и расхода в рабочей полости.

Распределение давлений и расход в рабочей полости зависят от режима работы гидротрансформатора, следовательно, это же относится и к осевым силам. Пользуясь формулой (151), можно

Рис. 173. Определение осевых сил

на рабочих

колесах

гидротрансформаторов:

а — расчетная

схема для определения

сил на одном

колесе;

б — рабочая полость гидро­

трансформатора

У358011 А; в — зависимость к — f (і) для гидротрансформатора У358011 А;

г — расчетная зависимость Q — f (і) для гидротрансформатора У358011А; д — расчетные напоры на рабочих колесах; е — зависимость напора за турбиной //у = f (і)

выразить коэффициент осевого усилия, который принят по ана­ логии с другими приведенными величинами, в виде

Р = p £ ( 0 , 0 1 n 2 ) 2 D a 4 "

Рассмотрим пример определения осевых сил в гидротрансфор­ маторе типа У358011А (рис. 173, б). Расчет начинаем с определения внутренних характеристик гидротрансформатора Q = / (і) и ста­ тических напоров в зазорах между рабочими колесами и в поло­ стях I и I I гидротрансформатора.

Для расчета известны внешняя характеристика гидротранс­

форматора в виде

К — f (0 и геометрические параметры его

меридионального

сечения.

317


Расход определяем через известные параметры внешней ха­ рактеристики, пользуясь соотношением

H л = КШт.

Выразив НІТ и HtH через геометрические параметры гидро­ трансформатора, окончательно получим выражение:

Q= f(K, UH, І, ß H 2 , РТ2, ßl-2. '"нг, rT2> RF2> Fm> -^тг, Fpz)t

из которого для каждого наперед заданного і однозначно опреде­

ляем

расход Q

(см. рис. 173, г).

Напор

насоса НІН

определяем по

уравнению (13) для

определенных і (рис. 173, д), а напор турбины

HtT

по

приведенному

выше уравнению. Затем строим треуголь­

ники

скоростей

для

средней

струйки

по

трем

составляющим:

по двум

скоростям

и

и сІп

и углу

ß потока,

предварительно для

всех

t определив ст

=

-тг—;

где

Fm

— площадь сечения с учетом

стеснения. По треугольникам скоростей для насоса и турбины

определяем

скорости

с,

си,

w.

 

 

 

Далее определяем

ударные потери по уравнению (34), прини­

мая

ф у д

=

1 на всех

режимах, и

потери,

пропорциональные Q2

по

уравнению (33).

 

 

 

 

 

 

 

Полный

напор за

турбиной

 

 

 

 

 

 

# Т 2 =

Нн — H л — у д Т

ІгтрТ

 

для всех і (см. рис. 173,

е).

 

 

 

 

Кинетическая энергия жидкости на выходе из насоса опреде­

ляется

по

соотношению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F _

Т

 

 

где

с Н 2

— абсолютная

 

скорость,

взятая

из

соответствующего

 

 

треугольника

скоростей

для всех

і.

Статический напор за насосом определяется как разность

полного

напора колеса Я н

и динамического (кинетической энер­

гии £ Н 2 ) ,

т. е.

 

 

 

Я

IT

с2

 

Н2 .

 

ст. н - " н

~2g~

Полученные величины статических напоров относятся к сред­ ней струйке. Статические напоры наружного и внутреннего торов будут иными. Учитывая то, что основную долю в статическом на­ поре составляет напор от центробежной силы, вызванной враще­ нием жидкости вокруг оси гидротрансформатора, внесем поправку в выражение для статических напоров за насосом, учитывая разницу между центробежными напорами этих струек.

Поправку запишем в виде

д и-

Ас2

и

£ІЛС Т

2^ ,

318

 


где Аси

найдем,

исходя из

предположения, что поток за на­

 

сосом

потенциальный.

Для

расчета

статического давления по наружному тору

 

 

АсІ =

сит

для расчета статического давления по внутреннему тору

АС и = С- Н2

Тогда статические напоры за насосом по наружному и вну­ треннему торам:

 

Ян = Я с т . н

+ 'иН2

 

 

 

 

 

 

 

 

2£

ІѴН2

 

 

 

Я н —' Нет. H

 

ѵи\Л2

L\

г

 

 

 

 

 

2g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где г радиус выходной

кромки

насоса

по

наружному

тору;

г" — радиус

выходной

кромки

насоса

по

внутреннему

тору.

Аналогично

статический

напор

за

турбиной

 

 

Я ,

 

ЯТ 2

Е

Т2.

 

 

 

 

'ст . Т =

"

-

 

 

 

 

Определяем

статический

напор

перед насосом, учитывая то,

что полная энергия перед насосом при расчете принята равной нулю, и что статический напор будет равен динамическому напору

на входе в насос, взятому с

противоположным знаком, т. е.

откуда

 

Яні — Я с т 1 Н +

£ н і — 0>

 

 

 

 

 

 

Я,стіН

- H l

(152)

 

 

 

 

2g

где c H l

— берем

из треугольника

скоростей.

Знак

минус в

выражении

(152)

указывает на то, что на всех

режимах работы гидротрансформатора при условии отсутствия

подпитки на входе в насос будет

иметь

место

давление

ниже

атмосферного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После определения статических напоров переходим к расчету

осевых сил. При этом принимаем п1 = 1750 об/мин и р =

900 кг/м3 .

1.

Определяем осевую силу на

насосе.

 

 

 

 

а)

Осевая

сила,

действующая

на

внутреннюю поверхность

колеса,

ВНІ == PQ (Cmm cos а 2

— c m H l cos

а Д

 

 

 

 

 

 

 

 

где а х

= 25°;

а 2 =

15°,

a скорости

стН

2,

стП

х были

получены

ранее

при построении

треугольников

скоростей

(см.

рис.

174,

кривая / ) .

319


б) Осевые силы в боковых полостях насоса. Для определения осевых усилий, действующих со стороны жидкости на боковую стенку в полости / / между насосом и турбиной, необходимо знать распределение давлений по отдельным участкам поверх­ ности в полости. Известно, что на участках между вращающимися дисками, имеющими разные угловые скорости, жидкость также

Р-10 н

!

1800

МО

П0Г\^

-.2

- 1200

1000

II

600

wo 3

_

ш

200 с2

-I 10 9,8 0,6 0,<* 0,2 0 0,2 0,4 0,6 0£Ч

5

-р-ю-'н

Рис. 174. Изменение осевых сил на насосе

получает вращение. Причем ее угло­ вая скорость

с о ж

0,46 (<Йн + « т ) 0,46н (1 - f г).

 

(153)

Вследствие этого статический на­ пор в полости

 

 

 

R2),

(154)

где Я статический

напор

в бо­

 

ковой

полости на радиу­

 

се R;

 

 

 

Ян

статический

напор

в за­

 

зоре

между насосом и

 

турбиной, взятый

по ли­

 

нии тока,

примыкающей

 

к боковой

полости;

 

наружный

радиус

диска

 

в полости

насоса;

 

Rтекущий радиус.

Сучетом выражений (153) и (154) получаем

П 2 ш 2 .

Я = Я Н - -

9,5g

 

Если в боковой полости между насосом и турбиной выделить элементарное кольцо толщиной dR, осевая сила, действующая на это кольцо:

^ н а р і

= Pg H,

(1

•hi) 2 w2

 

 

2nRdR. (154a)

 

 

 

9,5g

 

Определим

осевую силу,

проинтегрировав данное

выражение

от # і до R2. После интегрирования и алгебраических

преобразо­

ваний получим выражение для определения осевой силы в общем виде:

 

 

( 1 - Ю 2 4

(Rl-RÏ)

^нарі =

Ян-

9,5g2

(Rl-R\).

320