Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Используя это выражение,

определяем

составляющую

РтрХ

(см. рис. 174, кривая 2) для

всех

 

/.

 

 

 

 

 

 

 

в)

Определяем осевую

 

силу

Ртр

 

2

в

торцевом

зазоре

между

насосом и

турбиной (см.

 

рис. 173,

б):

 

 

 

 

 

 

 

 

Рнар2

=

РёЛ

 

 

(1 +

О2

4

 

 

 

 

{RÏ-RT^ (RÏ—RÏ),

 

где

 

Я'н — статический

напор

за

 

насосом

по

внутреннему

 

 

 

 

тору;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

RI

и

R'i — соответственно

максимальный

и

 

минимальный

 

 

 

 

радиусы

поверхности

внутреннего

 

тора.

 

Зависимость

Ртр

2

=

f

(і) показана на рис. 174, кривая 3.

г) Определяем

осевую

силу,

действующую

на

внутреннюю

неуравновешенную

площадь

 

на

выходе из насоса:

 

Рв«

2 = р Н р [Ян (2R2'

-

 

RR"

- R2") +

Я'н ( i f

- f

 

RR-2R1")}.

Зависимость

Рш

2

f

(0

 

показана

на рис. 174, кривая 4.

д) Определяем

осевую

силу,

действующую

на

внутреннюю

неуравновешенную площадь на входе в насос:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лзнз =

 

HCT.Bpgn

 

(Ri" —

Ri'),

 

 

 

 

где Я с

т , н = Я'н =

Ян — статический

 

напор на

входе в

насос.

Зависимость

РВІі3

=

/

(/)

 

показана

на рис. 174, кривая 5.

Суммарная

осевая

сила

на

насосе

 

подсчитывается как алге­

браическая сумма составляющих осевых сил, действующих на

отдельные

участки

колеса:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

і=п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

H =

S ^ і Н

=

^нарі

^нар2

 

^ в н і

^внг

-^внЗ-

 

 

 

 

 

(=1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зависимость

P s

H

— / (0

показана

на

рис.

174,

кривая

6.

2. Осевые

силы

на

турбине (см. рис.

175).

 

 

 

 

а) Определяем осевую силу, Ртр3

в

боковой

полости

/ между

турбиной

и

реактором.

 

 

 

 

 

 

 

 

Так как

реактор

неподвижен,

жидкость в

полости

/

будет

вращаться

с

угловой

 

скоростью

 

 

 

 

 

 

 

<ЙТ СОцІ

йж ~ 2Л8 ~~ 2Л8*

По аналогии с выражением осевой силы насоса выражение для определения осевой силы, действующей в полости между турбиной и реактором, имеет вид

9,5g

(Rl-Ri),

 

где R2 и Rx — соответственно максимальный и минимальный радиусы турбинного диска в боковой полости.

21 С. П. Стесин

321


Зависимость

Ртр3

=

/

(і)

показана

на

рис.

175,

кривая

/ .

б) Определяем осевую силу в полости внутреннего тора между

реактором

и турбиной

Ртрі

по

уравнению

(154,

а),

заменив

в нем Я т

статическим

напором

за

турбиной

у тора

Я ' т .

 

 

Зависимость

Р н а р 4

=

/

(і)

показана

на

рис.

175,

кривая

2.

в) Определяем осевую

силу

от

давления поперек потока за

 

 

р-ю-'н

 

 

 

 

турбиной

Рші

 

(аналогично

на­

 

 

 

 

 

 

сосу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

400-

 

 

 

 

 

 

 

Рші

 

=

/ (і)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зависимость

 

по­

 

 

 

 

 

 

 

казана на рис. 175, кривая 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяем

суммарную осе­

 

 

 

 

 

 

 

вую силу

на

турбине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:

= £ Л - т

 

пн2

 

нар2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1=1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нарЗ '

вн4

 

иарі '

нарі-

 

 

 

 

 

 

 

 

Зависимость Ръ т = / (0 по­

 

 

 

 

 

 

 

казана

на

рис. 175,

кривая

4.

,10''н

 

-р-ю-'н

Р„-70'*Н/м'

Рис. 175.

Изменение осевых

Рис. 176. Изменение стати­

сил

на турбине

ческих составляющих осе­

 

 

вой силы на рабочих колесах

Таким образом, в результате вышеизложенного можно опреде­ лить динамические составляющие осевых сил на насосе и турбине. Для определения статических составляющих по рабочим чертежам определяем неуравновешенные площади для насосной и тур­ бинной частей гидротрансформатора и определяем величину ста­ тических составляющих в зависимости от давления подпитки (рис. 176). Окончательно полная осевая сила равна сумме ста­ тической и динамической составляющих для каждого из рабочих колес. Осевую силу на реакторе можно определить из условия

Рх н + Ps т + Ps P = 0 .

На рис. 177 показано изменение определенных эксперимен­ тально осевых сил для различных типов гидротрансформаторов.

322


PW'H

\p„=0

S)

Рис. 177. Экспериментально замеренные силы на рабочих ко­ лесах гидротрансформаторов:

а — для гидротрансформатора У3580ПА;

б для

гидротрансфор­

матора У358015А;

без разгрузочных

отверстий;

— — — — —

с разгрузочными отверстиями

F = 0,000226 м г

Из графика видно, что осевые силы достигают значительной величины и их необходимо учитывать при создании новых гидро­ трансформаторов. В практике применяют различные методы для снижения осевых сил. Чаще всего применяют разгрузочные от­ верстия в диске турбины или реактора. Разгрузочные отверстия вызывают перераспределение давлений в полостях рабочих колес, что приводит к снижению осевых сил. Однако влияние разгрузоч­ ных отверстий еще недостаточно изучено.

На рис. 177, б показано изменение

замеренных осевых сил

для гидротрансформаторов типа ЛГ-340,

изготовленных ВНИИ-

СТРОЙДОРМАШем, без разгрузочных отверстий и с разгрузоч­ ными отверстиями в диске турбины. Влияние разгрузочных отвер­ стий на характеристику осевых сил подробно рассмотрено в ра­ ботах [6, 10].

§51. РАСЧЕТ ВАЛОВ

Вбольшинстве конструкций современных гидротрансформа­ торов валы насоса и турбины являются полностью разгружен­ ными от радиальных усилий, так как мощность подводится и

снимается

с ведомого вала

соосно.

 

В таких

конструкциях

гидротрансформаторов

(например,

ЛГ-340) на валах действуют только крутящие моменты. Возни­ кающие при работе осевые усилия воспринимаются подшипни­ ками и передаются на корпус. Их учитывают при работе подшип­ ников. Радиальные усилия, возникающие от действия рабочей жидкости на лопатки, взаимно уравновешиваются, а силы, обус­ ловленные весом вращающихся деталей, незначительны, и ими можно пренебречь. Однако валы некоторых типов гидротрансфор­

маторов нагружены

значительными

радиальными

нагрузками

(съем мощности

с ведомого

вала

осуществляется

консольно).

К таким типам машин

относятся серийные гидротрансформаторы

ТРЭ (в том числе и У358011А), которые в основном

применяются

на строительных и дорожных машинах.

 

Расчетвалов

для

этого

случая

(вал нагружен

изгибающим

и крутящим моментами) производится по известным соотношениям.

Суммарный

момент в опасном сечении

после построения эпюр

 

сум

] / м и з г + м 2 к

Момент

сопротивления

в опасном

сечении

и напряжение

324


Предел текучести стали 40Х, которая наиболее часто при­ меняется для валов гидропередач а т = 7,85108 Н/м2 (8000 кгс/см2 ). Предел прочности а в = 9,8- 108 Н/м2 (10000 кг/см2 ); степень пластич­ ности - ^ - = 0,8 и коэффициент запаса прочности с учетом сте-

пени пластичности (полученные в результате расчета реальные напряжения делят на коэффициент пластичности) п = l,7-f-2,2.

После поверочного расчета целесообразно проделать уточнен­ ный расчет вала на усталость. В этом случае общий коэффициент запаса прочности определится из соотношения

оо 1 о "

ППІ П„

Для стали 40Х пределы прочности при расчетах на усталость:

а_х =

0,43ав =

4 , 2 Ы 0 8 Н / м 2 (43 кгс/мм2 );

т_! =

0,580,! = 2,45-108 Н/м2 (25 кгс/мм2 ).

Амплитуда нормальных

напряжений

от изгиба

 

 

 

Мизг

 

 

а = а = —

>

 

 

ut> — "шах

 

 

где wH — момент

сопротивления

сечения

нетто.

Коэффициент

запаса прочности

по нормальным напряжениям

где

 

£

=

l ; ^

=0,2;

а т = ^ ,

 

 

 

 

 

4

Р о с

— осевая

сила;

 

 

0 т

— напряжение

растяжения

(сжатия).

Полярный момент

сопротивления

кручению

 

 

 

Ш р Н

= 0,2d3.

Амплитуда и среднее значение касательных напряжений

Коэффициент запаса прочностиz

поi

касательным напряжениям

»т = - g

где

325


Общий коэффициент запаса прочности

Расчет шлицевых соединений. В большинстве конструкций современных гидротрансформаторов ступицы рабочих колес с ва­ лами и валы соединяются с валами двигателя и трансмиссии при помощи шлицевых соединений, обеспечивающих взаимозаме­ няемость, простоту демонтажа и передающих значительный по величине и знакопеременный момент. Наибольшее распростра­ нение имеют эвольвентные и прямобочные шлицы с центрирова­ нием по наружной поверхности. Причем эвольвентные шлицы с модулем 0,0035—0,005 м рекомендуется ставить на наиболее

нагруженные

детали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет

шлицев

производится

на

смятие:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

^ - ( f +

r )

] l

'

 

 

где Р — окружное

усилие на

один

шлиц;

 

 

 

 

 

 

 

 

p

 

M

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"

 

m

'

 

 

 

 

M — действующий

момент;

 

 

 

 

 

 

 

2 — число

шлицев;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D — наружный

диаметр;

 

 

 

 

 

 

 

 

d — внутренний диаметр;

 

 

 

 

 

 

 

•ф — коэффициент

неравномерности

работы

шлицев, равный

0,75;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г — радиальный

зазор

в

соединении;

 

 

 

/ — длина фаски

по внешнему

диаметру;

 

 

/ — рабочая длина

шлицев.

 

 

 

 

 

 

Для сталей

с термообработкой

[ а ] с м =

(1,275+ 1,47). 108 Н/м2

(1300-+ 1500 кгс/см2 );

для нетермообработанных

сталей

[ а ] с м =

= (0,785ч- 1,08)- 108 Н/м2

(800'-+1100

кгс/см2 ).

 

 

В гидротрансформаторах

имеются и

другие

соединения (за­

клепочные,

шпоночные,

резьбовые),

которые

также

рассчиты­

вают на прочность по общеизвестным формулам. При расчетах требуется правильно определить расчетную нагрузку, что произ­ водится после выбора схемы действующих усилий и анализа ха­ рактера нагрузки; учитывать, что в зависимости от нагрузки меняются моменты на валах и деталях гидротрансформатора, поэтому при расчете подшипников, например, более целесообразно выбирать нагрузки на расчетном режиме, а при расчетах на прочность — нагрузки на режиме противовращения (если таковые

326