Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

положно направлению, принятому на вращающейся детали. Профиль винтовых поверхностей выполняется прямоугольным, трапециевидным, внешние края канавок делаются острыми. Зазор между деталями делается минимально возможным по кон­ структивным и технологическим соображениям.

На рис. 184, б показано центробежное уплотнение, выполнен­ ное в виде радиальных лопастей на тыльной стороне наружного тора центробежного рабочего колеса. Центробежное уплотне­ ние располагается на валу таким образом, чтобы жидкость, пере­ текающая из уплотняемой полости повышенного давления в по­ лость пониженного давления, проходила через межлопастные

Рис. 184. Гидродинамические уплотнения:

а — винтовое

уплотнение; б — центробежное уплотнение

каналы уплотнения,

поступая в них снаружи. В этом уплотнении

перетеканию жидкости препятствуют центробежные силы, которые развиваются при вращении жидкости, находящейся в межлопаст­ ных каналах.

Степень герметичности центробежного уплотнения тем выше, чем больше окружная скорость на его внешнем диаметре. Центро­ бежное уплотнение эффективно используется для разгрузки от осе­ вых сил в передачах, так как осевая сила, возникающая в центро­

бежном уплотнении (рис. 184), вследствие

повышения

давления

в его межлопаточных каналах направлена

в сторону,

обратную

осевой силе, возникающей от повышенного давления в межло­ паточных каналах рабочего колеса.

Комбинированные уплотнения представляют собой комбина­ цию нескольких видов уплотнений. Чаще всего такая комбинация состоит из поршневых колец и манжет или лабиринтных уплотне­ ний и манжет и т. д. Выбор типа уплотнений в этом случае опре­ деляется требуемой герметичностью, габаритными размерами, надежностью и долговечностью в работе.

При использовании различных видов уплотнений их распо­ лагают в следующем порядке: там, где имеются большие давле­ ния, ставят уплотнение более герметичное, затем — менее герме­ тичное и т. д. Все рассмотренные типы уплотнений независимо

22 С. П. Стесин

337


от их конструкции при работе необходимо смазывать, что увели­ чивает их надежность и срок службы. Смазка уплотнений обычно производится рабочей жидкостью гидропередачи.

Уплотнения неподвижных соединений. К уплотнениям непо­ движных соединений в большинстве случаев предъявляется тре­ бование обеспечения абсолютной герметичности в широком диа­ пазоне температур и давлений уплотняемой среды. Наиболее

б)

Рис. 185. Уплотнения неподвижных соединений:

а — уплотнения эластичными кольцами; б — уплотнения плоскими прокладками

широкое распространение для уплотнения неподвижных соедине­ ний в гидродинамических передачах получило уплотнение при помощи эластичных колец круглого, а иногда и прямоугольного сечения. Уплотнительное действие эластичных колец обусловлено сжимающим усилием, создаваемым в материале колец вследствие первоначального сжатия их при монтаже. В дальнейшем проис­ ходит усиление плотности контакта в результате действия давле­

ния жидкости и в ряде случаев в результате набухания

материала

в рабочей жидкости.

 

На рис. 185, а приведены некоторые варианты конструктивных

схем применения этих уплотнений. Для размещения

уплотни-

338

тельных колец в основном применяются прямоугольные и угловые канавки. Размеры канавок и колец, чистота обработки уплотняе­ мых поверхностей, а также материалы колец в зависимости от уплотняемой среды, ее температуры и давления регламентированы отраслевыми нормалями.

В некоторых случаях, особенно для уплотнения фланцевых соединений, имеющих форму, отличающуюся от круглой, приме­ няются плоские прокладки. Материал прокладок должен быть достаточно эластичным, так как для обеспечения надежной гер­ метичности он должен заполнять неровности на контактных по­ верхностях. Прокладки должны быть достаточно прочны, чтобы выдерживать давление не только уплотняемой среды, но и уплот­ няющее давление от затяжки фланцев. Материал прокладок должен быть абсолютно герметичен по своим физико-химическим свойствам в уплотняемой среде.

На рис. 185, б показаны некоторые конструктивные схемы уплотнений при помощи плоских прокладок. Уплотняющее кон­ тактное давление во всех случаях применения плоских прокладок достигается затяжкой болтов или других крепежных деталей. Усилие затяжки обуславливает герметичность уплотнения и выра­ жается алгебраической суммой внешних и внутренних сил, дей­ ствующих на уплотняющие поверхности. Для равномерного рас­ пределения контактного давления по всей поверхности прокладки необходимо обеспечивать достаточную и равномерную жесткость фланцев, а также равномерное распределение крепежа по пери­ метру уплотнения. При недостаточной жесткости фланцевого соединения оно деформируется под действием давления уплот­ няемой среды, что приводит к изменению формы и размеров дета­ лей уплотнения и к нарушению герметичности. Следует особо отметить, что выполнение кольцевых канавок на контактной по­ верхности фланцев затрудняет перемещение эластичных прокла­ док и позволяет повысить надежность уплотнения. Для уплотне­ ния плоскими прокладками применяют паронит, фибру, фторо­ пласт, медь, алюминий и другие материалы. Изготавливают про­ кладки механической обработкой, штамповкой или специальными просечками.

Для уплотнительных деталей разрабатываются различные материалы на основе полимеров. К таким материалам относится капрон, тефлон (политетрафторэтилен), силиконовые резины и т. д. Эти материалы часто не только заменяют резину и другие мате­ риалы уплотнений, но и значительно превосходят их по износо­ устойчивости, химической стойкости и другим показателям.

22*


ГЛАВА VIII

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ

В настоящее время как в СССР, так и за рубежом накоплен значительный опыт по созданию и эксплуатации гидродинамиче­ ских передач. Применение гидромуфт и гидротрансформаторов в приводах строительных и дорожных машин, автомобилей, тепло­ возов, горных машин стало производственной необходимостью. Передачи претерпели существенные изменения, как в части их конструкции, так и в части технико-экономических показателей. Рассмотрим основные тенденции совершенствования конструкции и технической характеристики гидродинамических передач и перспективы их применения.

Основной тенденцией современного этапа развития передач является значительно возросшее число машин, в приводах кото­ рых гидромуфты и гидротрансформаторы прочно завоевали себе место. Расширение производства машин выдвигает перед отече­ ственной промышленностью важные и качественно новые задачи по созданию унифицированных (не только для одной, но и для нескольких отраслей) гидропередач, обладающих высокой долго­ вечностью, энергоемкостью, преобразующе-нагружающими пока­ зателями при сравнительно невысокой себестоимости изготовления.

Показатели промышленных образцов часто уступают (осо­ бенно по к. п. д.) опытным образцам. Это можно объяснить откло­ нениями, которые связаны с серийным изготовлением передач, и особенно — изготовлением рабочих колес, которые для боль­ шинства гидромуфт и гидротрансформаторов выполняются ли­ тыми. Таким образом, в совершенствовании технологии изготов­ ления заложен резерв повышения технико-экономических показа­ телей серийных машин.

Одновременно с увеличением количества передач упрощается их конструкция. Это связано в первую очередь с необходимостью получения долговечных агрегатов, соответствующих (или пре­ вышающих) по ресурсу машины, в приводах которых они при­ меняются.

340



Наиболее слабыми узлами гидродинамических передач яв­ ляются муфта свободного хода и уплотнения.

В перспективных гидротрансформаторах строительных и до­ рожных машин отсутствует обгонный механизм, который лимити­ рует длительную работу передачи. Отсутствие муфты свободного хода компенсируется изменением геометрических параметров ло­ пастной системы гидротрансформатора.

Однако часто невозможно изменением лопастной системы ком­ пенсировать действие муфты свободного хода. Это относится к блокируемым гидротрансформаторам автомобилей и теплово­ зов, причем указанные передачи имеют часто два и более меха­ низма (комплексные и блокируемые). Некоторые специальные передачи также имеют муфты свободного хода (реверсивные, многотурбинные и т. д.), поэтому совершенствование конструк­ ции и технологии изготовления этого механизма является также важной и актуальной задачей. Основными мероприятиями в этом направлении являются обеспечение центрирования звездочки и обоймы, совершенствование прижимных устройств, обеспечение постоянной смазки. Конструкцию муфты свободного хода можно изменить, приблизив ее к подшипнику. Тогда станет возможной централизованная его поставка в сборе. При таком подходе к из­

готовлению

МСХ последние будут так же надежны

и дешевы,

как подшипники, и даже

при

выходе

из строя замена

механизма

в условиях

эксплуатации

не

вызовет

значительных

трудностей.

Во многих передачах заменяют контактные уплотнения бескон­ тактными, что одновременно с долговечностью увеличит механи­ ческий, а следовательно, и общий к. п. д. агрегата.

Ведутся опытно-конструкторские работы по созданию более совершенных контактных уплотнений — торцевых и манжетных. При этом необходимо совершенствовать их конструкцию (форму) и материал. Манжетные уплотнения широко применяются в ка­ честве концевых на отечественных муфтах и трансформаторах. Концевые манжеты должны быть эластичными, но одновременно прочными, выдерживать температуру — 5 0 + + 140° С, не раз­ рушаться от контакта с рабочей жидкостью. Уплотнения и уплот­ няющие узлы для гидродинамических передач унифицируются во всех отраслях промышленности. При этом для гидродинамиче­

ских передач, часто работающих в трудных условиях

(вибрация,

запыленность, резкая

смена температуры и т. д.),

создаются,

в отдельных случаях,

специальные типы уплотнений.

 

Все соединения выполняются взаимозаменяемыми и более надежными в эксплуатации. Так, для гидропередач в местах сопряжений, передающих крутящий момент, применяются эволь­ вентные шлицы с центрированием по наружной поверхности. Там, где это возможно, следует применять гидротрансформаторы с наименьшим числом рабочих колес: трехколесные гидротрансфор­ маторы с центростремительной турбиной (если надо — в комплекс­ ном исполнении) вместо четырехколесных; двухступенчатые вместо

341