Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бесконтактные уплотнения применяются в качестве уплотне­ ний колес в рабочей полости во избежание утечек из полостей высокого давления в полости более низкого давления и иногда в качестве уплотнений рабочей полости гидродинамической пере­ дачи. Реже бесконтактные уплотнения применяются вместо ман­ жетных уплотнений для вращающихся валов. Бесконтактные уплотнения работают без трения деталей между собой, а следова­ тельно, и без износа.

К подобным уплотнениям относятся щелевые, лабиринтные и гидродинамические винтового и центробежного типов. Щелевые уплотнения представляют собой кольцевую щель между цилиндри­ ческими, коническими или торцевыми поверхностями неподвиж­ ной и вращающейся деталей.

Рис. 181. Щелевые уплотнения:

а — коническая и цилиндрическая щели; б

и в — коническая, торцовая

и цилиндрическая

щели

На рис. 181 показаны схемы щелевых уплотнений некоторых типов: гладкие кольцевые последовательно расположенные кони­ ческая и цилиндрическая щели (см. рис. 181, а); гладкие кольце­ вые последовательно расположенные коническая, торцевая и ци­ линдрическая щели (см. рис. 181, б). Утечки в таких уплотнениях меньше, чем в предыдущих, из-за дополнительных потерь на пере­ ходах из щели в щель. Уплотнение, показанное на рис. 181, в, создает более благоприятные условия для смешивания утечек с основным потоком при входе в рабочее колесо.

При прочих равных условиях коническая щель более эффек­ тивна, чем цилиндрическая, так как в жидкости, находящейся в конической щели, одна из составляющих центробежной силы

стремится вернуть жидкость в уплотняемую полость. Однако

во всех случаях утечки через щелевые

уплотнения значительные.

Поэтому в тех гидротрансформаторах,

в которых для уплотнения

рабочей полости используются бесконтактные уплотнения, для ограничения утечек и обеспечения необходимого давления под­ питки обычно используют длинные лабиринты с большим числом разгрузочных канавок. При этом значительно увеличиваются габаритные размеры уплотнительного узла, что нежелательно.

Гидротрансформаторы строительных и дорожных машин имеют конструктивную особенность, отличающую их, например, от гидро­ трансформаторов автомобилей, тепловозов и других машин. Они «выключаются», когда происходит нарушение гидравлической

332


связи между насосом и турбиной. Выключение гидротрансформа­ тора происходит за определенное время (-~60—90 сек) путем удаления жидкости из рабочей полости через два калиброванных отверстия (жиклера) диаметром 3 мм. При этом жиклеры устанав­ ливаются в роторе насоса. Они постоянно открыты, и, следова­ тельно, имеет место постоянная утечка рабочей жидкости в кор­ пус гидротрансформатора.

Разработанная новая конструкция системы питания указанных гидротрансформаторов, основной особенностью которой является использование в качестве уплотнения рабочей полости бескон­ тактных уплотнений, обеспечивает необходимое давление под­ питки и одновременно гаранти-

7 6 10 11 П 5 15 4

Рис. 182. Новая конструкция уплотнений рабочей полости гидротрансформаторов для строительных и дорожных машин

Принципиальная конструктивная схема новой системы пита­ ния показана на рис. 182. Рабочая жидкость из бака / от подпиточного насоса 2 поступает в теплообменник 3. Из теплообмен­

ника

3 через канал

4 в корпусе, каналы

5, б и 7 в стакане реак­

тора

она подается в

рабочую полость в

зазор между насосом 8

и реактором 9. Отвод рабочей жидкости для охлаждения осуще­ ствляется через кольцевые щели 10 и 11 на валах насоса и тур­ бины, за которыми расположена разгрузочная камера 12. В этой камере статическое давление ниже статического давления перед щелями 10 и 11 на величину потерь давления в этих щелях. Из раз­ грузочной камеры 12 большая часть рабочей жидкости через канал в корпусе 13 поступает в бак /. Утечки рабочей жидкости в корпус гидротрансформатора ограничиваются кольцевыми ще­

лями 14 и

15.

Таким

образом, бесконтактные уплотнения на валах насоса

и турбины

располагаются в виде двух последовательных ступеней

 

ззз


(двух каскадов). Причем первая ступень одновременно служит для отвода рабочей жидкости подпитки на слив, так как про­ пускает полный расход подпитки Q„, поэтому на первой ступени

срабатывается

значительный статический напор.

Это приводит

к тому, что,

во-первых, создается необходимое

давление под­

питки и, во-вторых, значительно уменьшается статическое давле­ ние в камере за первой ступенью. Следствием этого является не­ большой перепад статического давления на второй ступени уплотнительного узла и небольшие утечки в корпус гидротрансфор­ матора.

Ограничения утечек в корпус гидротрансформатора связаны с тем, что корпус соединен трубопроводом с баком системы пита­ ния, поэтому возможно пенообразование в баке, и как следствие, снижение тяговых свойств гидротрансформатора. Кроме того, при переполнении корпуса, когда ротор насоса «купается» в масле, имеют место большие дисковые потери, которые снижают к. п. д. гидротрансформатора на 2—3% и одновременно увеличивают его энергоемкость.

Влияние геометрических параметров щелей уплотнений на величину давления подпитки при определенных і можно уста­ новить из формул:

12

 

 

 

 

 

 

l - ] / ^ ß 3 ( ß 2 - l ) + ß2

 

 

 

Я

нп

нп

- f

при

ß=M;

 

 

 

 

 

 

Я „

Як

 

при ß = 1,

 

 

Н0

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Я П

=

на

 

относительный напор подпитки;

 

 

 

- напор

подпитки;

 

 

 

Я П

2 № т і / т і

(155)

(156)

Qn — расход подпитки;

[i

коэффициент расхода щели;

/ —

площадь сечения щели;

ß= ÔTiОНі

°ні. Ô T I — радиальные зазоры в щелях уплотнения первой

ступени

насоса и турбины;

 

 

Д/ір перепад

статического

напора

на реакторе;

Я К статический напор

в

полости

между

первой

и второй

ступенями

уплотнительного

узла.

334


По полученным уравнениям (155) была построена графически зависимость относительного напора подпитки На в функции от режима работы гидротрансформатора / при различных значе­ ниях ß (рис. 183). Необходимо отметить, что величина і не входит

в уравнения (155). Однако

в

эти

уравнения

входит величина

AhP,

которая

зависит от і. Из_ графика (рис.

183)

видно,

что

ß

влияет

на

 

характер

кривой

Нп

=

f

(і).

 

 

 

 

 

 

 

 

С точки зрения получения постоянного давления подпитки

желательно

выбирать большие значения ß (ß >

2). Однако

жела­

ния

иметь большие значения

ß

огра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ничиваются,

с одной стороны,

 

мини­

 

 

 

г

 

 

 

 

мально

допустимым

с технологичес­

 

 

 

1

 

 

кой и конструктивной точки зрения

 

 

 

 

 

 

 

зазором в

щели

первой

ступени

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

валу

турбины

и,

с

другой стороны,

 

 

 

 

 

 

п,'1050 об/миH

минимально

допустимой

с точки зре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

)~6сст

 

 

ния

бескавитационной работы

вели­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чиной

Нп.

 

На

величину

зазора

ô T 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

большое влияние

оказывает

 

также

 

 

 

г 2

 

 

 

требование

 

выключения

гидротранс­

 

 

 

г

 

 

форматора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

>-2

 

 

 

Как

показали

результаты

экспе­

 

 

 

JS-3

 

 

риментальных

исследований,

гидро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трансформатор

с щелевыми уплотне­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ниями, по сравнению с гидротранс­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

форматором

с

контактными

уплот-

О

 

0,2

Ofi

 

0,6

0.8

І

нительными

кольцами, может отклю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чаться

без

применения

жиклеров.

Рис.

183.

Изменение

статиче­

В этом случае при отключении

 

золот­

ского

 

напора

в

разгрузочной

ника

управления

16 (см. рис.

182)

камере

в

зависимости

от гео­

метрических параметров

уплот­

жидкость из рабочей полости уда­

 

 

няющего

 

узла:

 

 

ляется

через кольцевую щель на валу

— — — — — экспериментальные

турбины. Причем, чем больше ра­

 

 

 

данные

 

 

диальный зазор щели, тем быстрее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отключается

гидротрансформатор.

С

этой

точки

зрения

жела­

тельно, чтобы радиальный зазор Ô T 1

щели

первой

ступени

на

валу

турбины

был

больше.

В

данном случае

с

учетом

проти­

воречивых

требований к

величине зазора ô T 1

приходится

прини­

мать

компромиссное

решение,

основываясь на результатах экспе­

риментальных

исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При выборе длины щелей первой ступени необходимо принять во внимание, что кольцевая щель в отличие от обыкновенных отверстий имеет большую поверхность трения, и поэтому она более чувствительна к изменению вязкости рабочей жидкости. В связи с тем, что вязкость рабочей жидкости в процессе работы гидро­ трансформатора может изменяться в широких пределах (при изменении температуры), то сопротивления щелей первой ступени,

335


а следовательно, и давление подпитки в рабочей полости также будет изменяться в широких пределах, что нежелательно. Поэтому длина щелей первой ступени должна быть как можно короче и

иметь

вид

местного

сопротивления.

 

 

 

 

 

Исходя из вышесказанного, для серийного

гидротрансформа­

тора

были

выбраны

следующие

размеры

щелей

первой

ступени:

б Т 1 =

0,002

м; о т

= 0,004 м

= 2);

lHl = 0,004

м;

1Т1

=

= 0,010 м. Характер экспериментальной

кривой Нп

— f (і) по­

казан

пунктиром

на рис. 183.

 

 

 

 

 

 

При анализе

двухступенчатой схемы

уплотнительного

узла

гидротрансформатора был рассмотрен вопрос о соотношении расходов рабочей жидкости подпитки, сливаемого в корпус и от­ водимого из рабочей полости в бак. Это соотношение характери­ зует герметичность предложенной системы питания гидротранс­ форматора.

Установим связь статического напора в камере между

первой

и второй ступенями Я к с расходом подпитки Q„, размерами

щелей

второго каскада и отводных каналов. Запишем баланс этих

расхо­

дов

в виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qn = < ? „ , +

Q H A

+

Q T 2 ,

 

(157)

где

 

QCJI — расход рабочей

жидкости, отводимой из рабо­

 

 

 

 

чей

полости

в бак;

 

 

 

 

 

Q H 2 И

Q T 2 — расходы

рабочей

жидкости,

сливаемые

через

 

 

 

 

щели второй ступени на валах насоса и турбины.

 

Подставив значения QC J I , QH a

и QT , в

уравнение

(157), получим

 

 

 

Н

к _ 2 £ ( И н 2 / н 2 + ^ Т 2 Ь + ( Х с л / с л ) '

 

( 1 5 8 )

где

— коэффициент

расхода

соответствующего

отводного

ка­

 

 

нала;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ — площадь

отводного

канала.

 

 

 

 

 

Из уравнения (158) видно, что величина Нк

не

зависит

от

величины Нп

и размеров щелей

первой ступени,

а определяется

только

расходом

подпитки,

размерами

щелей второй

ступени ô 2

и размерами

сливного

канала

D C J I .

вращающихся

деталей

эф­

 

При

большой

частоте вращения

фективны гидродинамические уплотнения винтового и центробеж­ ного типа. Уплотнение в них достигается возвратом жидкости из уплотняемого зазора в уплотняемую полость. Эти уплотнения работают как насосы со свойственными им затратами мощности

на перемещение жидкости и на преодоление дискового

трения.

На рис. 184, а

показано

винтовое уплотнение, выполненное

в ступице насоса.

Винтовые

уплотнения выполняются

обычно

в виде многозаходных винтовых поверхностей на вращающихся деталях или на неподвижных или на тех и других. На неподвижной детали направление винтовой поверхности должно быть противо-

336