Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

имеются) или на стоповом режиме. В любом случае при расчете на прочность ведущих узлов и деталей гидротрансформатора (связанных с двигателем) необходимо учитывать динамический

фактор и

вводить коэффициент нагрузки & д и н =

1,5-^2.

§ 52.

УПЛОТНЕНИЯ В

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ

ПЕРЕДАЧАХ

Надежность и ресурс

работы

гидродинамической передачи

во многом зависят от совершенства

конструкции

уплотнительных

устройств и свойств материалов, из которых они изготавливаются. Из всего многообразия созданных уплотнений и материалов для них рассмотрим особенности только тех из них, которые нашли наиболее широкое практическое применение или пред­ ставляют интерес для гидродинамических передач. Основными требованиями, которые предъявляются к уплотнениям гидроди­ намических передач, являются:

герметичность, которая определяется конкретными условиями работы агрегата;

длительность срока службы без проведения профилактических работ, связанных с разборкой или демонтажом агрегата, включая срок хранения на складах;

стабильность работы в течение всего ресурса в широком диа­ пазоне температур рабочей жидкости;

минимальное трение и минимальный износ контактных поверх­ ностей при уплотнении вращающихся деталей;

компактность и минимальный вес; технологичность изготовления и сборки.

По назначению уплотнения гидродинамических передач можно разделить на уплотнения вращающихся деталей и уплотнения неподвижных соединений.

Уплотнения вращающихся деталей можно подразделить на контактные, бесконтактные и комбинированные. Контактные уплотнения применяют в тех случаях, когда необходимо обеспе­ чить высокую степень герметичности. Уплотнение в них дости­ гается за счет контакта поверхностей вращающейся и неподвижной деталей. Контактные уплотнения должны обеспечивать минималь­ ный износ контактных поверхностей при длительных сроках

службы и небольшие затраты мощности на трение. Степень гер­ метичности контактных уплотнений зависит от перепада давле­ ний, плотности контакта уплотняющих поверхностей, свойств и температуры рабочей жидкости, материалов уплотнения и вра­ щающейся детали, формы и чистоты поверхности уплотняемых деталей. Контактное уплотнение препятствует проникновению рабочей жидкости для смазки трущихся поверхностей. Это спо­ собствует нагреву и износу деталей уплотнения. Повышенные давления на контактной поверхности и окружные скорости при­ водят к более интенсивному износу.

Оптимальное давление на контактной поверхности опреде­ ляется экспериментально для конкретного типа уплотнения или

327


на основании экспериментальных данных удовлетворительно ра­ ботающих аналогичных конструкций контактных уплотнений. Следует отметить, что ни одна из известных конструкций контакт­ ного уплотнения не может надежно работать без смазки и охлажде­ ния, которые необходимо обеспечить в процессе эксплуатации агрегата, допуская даже утечку через уплотнение в дренаж. С целью уменьшения износа контактных поверхностей необходимо располагать их на минимально возможных диаметрах, что обеспе­ чит минимальные окружные скорости.

Наиболее широкое распространение для уплотнения валов гидродинамических передач в месте их выхода из корпуса полу­ чили манжетные уплотнения.

На рис. 178, а, б, в показаны наиболее часто применяемые манжеты и способы их установки в агрегатах. Изготавливаются манжеты в специальных пресс-формах из резины различных марок и не требуют последующей механической обработки. Для увели­ чения прочности и жесткости манжеты армируют металлическими кольцами. В тех случаях, когда демонтаж манжет из агрегата

затруднен, применяется манжета, показанная на рис.

178, а.

Такая манжета свободно, без натяга, устанавливается в

корпус

по центровочному диаметру и фиксируется в нем специальной гайкой или фланцем. При демонтаже она легко вынимается из корпуса.

В остальных случаях применяется манжета (рис. 178Д"б), которая запрессовывается в корпус или в специальную крышку и фиксируется в них, например, стопорным кольцом. При повы­ шенных давлениях (>2,94-10* Н/м2 ) целесообразно разгружать уплотнение при помощи дренажных отверстий или устанавливать на опорный корпус, который предотвращает ее выворачивание и ограничивает поверхность прилегания ее к валу. Установка ман­ жеты на вал производится с предварительным натягом, поддержа­ ние которого в процессе работы обеспечивается браслетной пру­ жиной, представляющей собой спиральную пружину, свернутую в кольцо (рис. 178, в). Недостаточный натяг по контактным поверх­ ностям приводит к негерметичности манжетного уплотнения, а чрезмерный натяг к интенсивному износу уплотняемых поверх­ ностей, перегреву и разрушению манжеты. Загрязненные рабочие жидкости увеличивают износ манжетного уплотнения. Вследствие конструктивных особенностей указанные типы манжет создают уплотнение только с одной стороны.

В гидродинамических передачах в качестве уплотнений ра­ бочей полости получили большое распространение уплотнительные кольца. Устройство уплотнительных колец вращающихся деталей аналогично устройству компрессионных колец поршней двигателя; однако в их работе имеется принципиальное различие. Компрессионное кольцо, совершая вместе с поршнем возвратнопоступательное движение, прижимается к поверхности цилиндра и к одной из стенок канавки поршня, создавая таким образом

328


уплотнение. Кольцо вращающегося вала прижимается под дей­ ствием сил упругости только к поверхности втулки (цилиндра); между боковыми плоскостями канавок и колец, как правило, имеются зазоры, величина которых часто определяется обработ­ кой. Чем больше этот зазор, тем меньше герметичность кольца.

Пру/кино, согнута ô кольцо коней А обернут ô'конец Б до упор L Место стыка опаяно

Рис. 178. Уплотнения гидродинамических передач:

а — манжета, свободно устанавливаемая в корпус; б — манжета, запрессованная в корпус; в — браслетная пружина

Таким образом, чтобы уплотнительное кольцо создавало большое сопротивление перетеканию жидкости, необходимо обес­ печить:

плавное прилегание кольца к поверхности втулки и минималь­ ный зазор между боковыми поверхностями кольца и канавки (10—15 мкм);

329

герметичность замка кольца; отсутствие заедания кольца в канавках на любых режимах

работы гидротрансформатора.

Одновременное выполнение всех этих условий связано со слож­ ной технологией изготовления кольца.

Расчет уплотнительных колец для вращающихся валов может быть произведен по формулам, применяющимся для расчета порш­ невых колец. В большинстве случаев размеры и геометрия кольца выбираются из конструктивных соображений на основании име­ ющихся стандартных конструкций. Стыки уплотнительных колец (замки) выполняются прямыми, косыми или ступенчатыми. Мате­

риалом

для

колец

чаще

всего

служит

чугун

перлитной

 

группы

(например,

СЧ 21-40).

 

 

 

 

 

 

Кольца,

как

правило,

выполняют

прямоугольного

сечения

 

(рис.

179).

Чтобы

добиться

хорошей

герметично­

сти, применяют в

одном

уплотнении

несколько

колец

 

(чаще

два). Расстоя­

ние между кольцами обычно равно ширине кольца. Опытами установлено, что выгоднее применять большое ко­ личество узких колец. Уплотнительные кольца следует применять без ограни­ чения по давлению и температуре ра­

бочей жидкости при высоких относительных скоростях вращения (14 м/сек и более). Однако следует иметь в виду, что кольца являются дорогим уплотнением.

В последнее время все более широкое применение получают торцовые уплотнения, обеспечивающие высокую степень гер­ метичности в течение длительного срока службы. Они более при­ годны для работы в широком диапазоне как низких, так и высоких температур, при больших давлениях уплотняемой среды и при высоких окружных скоростях.

Герметичность в торцовых уплотнениях достигается контак­ том противолежащих торцовых поверхностей колец, из которых одно неподвижно, а другое вращается. Конструкций торцовых уплотнений очень много, некоторые из них связаны с конструк­ цией агрегата, для которого они предназначены, а другие пред­ ставляют законченный самостоятельный конструктивный узел, который может быть применен в широком диапазоне конструктив­ ных решений агрегатов.

На рис. 180, а показана конструктивная схема торцового уплотнения, представляющего собой самостоятельный конструк­ тивный узел. Уплотнение состоит из корпуса, фигурного уплотнительного кольца, изготовляемого из антифрикционного ма­ териала, упорного кольца, уплотнительного эластичного кольца, пружины и шпонки. Весь узел уплотнения монтируется в корпус

ззо



и уплотняется в нем эластичным уплотнительным кольцом, уста­ новленным в проточке корпуса. Кольцевая торцовая поверхность фигурного диска контактирует с торцовой поверхностью вала. Плотность контакта между ними обеспечивается пружиной уплот­ нения. Фигурный диск имеет возможность осевого перемещения для обеспечения необходимой первоначальной плотности приле­ гания контактирующих поверхностей и сохранения плотности контакта по мере износа трущихся поверхностей в процессе ра­ боты. Закрепленная на корпусе уплотнения шпонка предотвра­ щает возможность проворачивания фигурного кольца. Фигурное

Рис. 180. Уплотнения гидродинамических передач:

а — торцовое уплотнение: / — неподвижная деталь; 2 — вращающаяся деталь; 3 — пру­ жина; 4 — эластичное уплотнение; б — уплотнение с мембраной: / — корпус уплотнения; 2 — мембрана; 3 — стальное кольцо; 4 — бронзовое кольцо; в — уплотнение с сильфоном:

/ — кольцо из бронзы; 2 — стальное кольцо; 3 — сильфон; 4 — пружина

кольцо установлено в корпусе уплотнения с зазорами, обеспечива­ ющими компенсацию возможных перекосов и биений деталей, благодаря чему достигается надежный контакт трущихся поверх­

ностей

по всему

периметру.

 

Для

равномерного распределения контактного

давления по

всей поверхности

контакта при больших диаметрах

уплотнения

устанавливается не одна пружина, а несколько равномерно рас­ положенных по периметру фигурного диска. Качество и долго­ вечность уплотнения зависят от правильного выбора материалов трущейся пары.

Как правило, одна из деталей трущейся пары изготовляется из антифрикционного материала, а другая — из материала с по­ вышенной поверхностной твердостью (например, бронза и сталь). Также в гидродинамических передачах некоторое распростране­ ние получили уплотнения с мембраной и сильфоном — гофриро­ ванным металлическим стаканом. Устройство этих уплотнений показано на рис. 180, б, в [2] .

331