Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теплота сгорания горючей смеси

Количество тепла, получаемое при сгорании 1 м3 горючей смеси (обычно смеси воздуха и топлива), называется теплотой сгорания го­ рючей смеси.

Теплота сгорания горючей смеси QCM определяется отношением низшей теплоты сгорания топлива, входящего в смесь, к объему горю­ чей смеси:

QCM = QpMl.

Низшая теплота сгорания жидкого топлива измеряется, как из­ вестно, в кДж/кг; газового топлива — в кДж/м3 ; объем горючей сме­ си — в м3 /кг для жидких и в м3 3 — для газовых топлив.

Используя соответствующие значения указанных величин, полу­

чаем

для дизелей

 

 

 

 

QCM =

;

(3 - 41)

 

 

8314,2

(T0/p0)aL0

 

для

карбюраторных двигателей

 

 

 

 

Qp

 

 

 

QCM =

'

;

(3-42)

для

8314,2 (T0/p0)(aL0

+ l/mT)

 

газовых двигателей

 

 

 

 

QCM

=

tf£/(aL0+l).

(3-43)

Теплота сгорания горючей смеси в двигателях внутреннего сгора­ ния имеет важное значение; она показывает количество тепла, которое может выделиться при сгорании 1 м3 рабочей смеси, т. е. характери­ зует тепловую напряженность рабочего процесса в цилиндре. Чем выше теплота сгорания горючей смеси, тем больше работы при всех одинаковых остальных условиях можно получить за цикл.

§ 3-7. Теплоемкость горючих смесей и продуктов сгорания

Средняя мольная изохорная теплоемкость смеси различных газов

определяется выражением

 

 

cv =

£ cv. Mtl ( Ш 4 ) ,

(3-44)

а средняя мольная изобарная теплоемкость

смеси различных га­

зов —

 

 

ср

= Icp.Mi/^Mi),

(3-45)

где cVi и cpi — соответственно средняя мольная изохорная и средняя

мольная изобарная теплоемкости

отдельного компонента, входящего

в смесь, кДж/(кмоль-К); Mt—число

молей этого компонента в смеси;

2 Mi — общее количество молей

всех компонентов, образующих

смесь.

 

263


При определении теплоемкости газового топлива удобнее пользо­ ваться выражением

cl = £ cv. rt

(3-46)

где rt= VJ'Z Vt —объемные доли отдельных компонентов,

получае­

мые делением объема соответствующего компонента при определен­

ном давлении и температуре на суммарный объем всех

компонентов,

т. е. объем газового топлива при том же давлении и

температуре.

Так как объем 1 моля для всех идеальных газов является одинако­ вым, то гг можно получить также из следующего соотношения:

г i = МАША.

По (3-46) можно определить как объемную, так и мольную тепло­ емкость; при этом размерность cl будет той же, что и при cvt- Средняя мольная изохорная теплоемкость горючей смеси, применяемой в кар­ бюраторных двигателях и состоящей из aL0 молей воздуха и \1т1 мо­ лей паров топлива,

c.vaL0

+ cl ( l / m T )

С г ; с =

-f- 1 Т

aL 0

Разделив числитель

и знаменатель на iLQ,

получим

 

 

 

с в

+ cl/ (mT aL0)

(3-47)

 

qY

С —_

_

 

 

 

l

+ l/(mT <xL0 )

 

Для

нефтяных топлив

при

ос = 0,84-1,0

значение l/(mr aL0) s=

« 0,02;

тогда

 

 

 

 

 

с =

(с, +

0,02 ср/1,02,

(3-48)

где cv и cl —средние мольные изохорные теплоемкости соответственно воздуха и паров топлива, кДж/(кмоль-К).

Средняя мольная изохорная теплоемкость смеси воздуха и газового топлива, т. е. горючей смеси в газовых двигателях,

 

cvaL0

+

<

 

 

аЦ

+ 1

'

 

И Л И

 

 

 

 

 

с ,aLn + сг

(3 - «)

 

с,' = ~ ^

.

где cv

и cl — средние мольные изохорные теплоемкости соответственно

воздуха и газового топлива, кДж/(кмоль-К); М0 =

a L 0 + l —коли­

чество горючей смеси, приходящейся

на

1 кмоль газового топлива,

кмоль.

 

 

 

Продукты сгорания состоят из смеси следующих

газов: С 0 2 , СО,

Н 2 0 ,

0 2 и N 2 ; их мольная изобарная

теплоемкость

продуктов сгора­

ния

 

 

 

 

264


• -

C P O O . M C O .

+ CPCQ MCO

+ C P H 2 Q MH2Q

+ cpQ2MQ,

+

C P N „ M N 2

, „

 

P

 

M C O 2

+ M C O + ^ H 2 O + M O 3 + ^ N 2

 

 

' L

'

где cpco2,

cpco, ср н2 о, cp o2 ,

C P N 2

средние

мольные

изобарные

тепло­

емкости

соответствующих

газов,

кДж/(кмоль • К) •

 

 

 

 

Если

известна

теплоемкость

продуктов

полного

сгорания

при

а = 1, то для любого другого

значения а >

1 ее можно подсчитать:

рM t + L „ ( a - 1 )

Разделив числитель и знаменатель на L0 , получим

С р ~

И0 + а - 1

где ср — средняя мольная изобарная теплоемкость продуктов полного сгорания при a = 1, кДж/(кмоль-К); cPt— средняя мольная изобарная теплоемкость воздуха, кДж/(кмоль-К); Mt — количество продуктов полного сгорания 1 кг жидкого топлива (или 1 кмоля газо­ вого топлива) при a = 1, кмоль; L 0 — теоретически необходимое ко­ личество воздуха, кмоль, щ — химический коэффициент молекуляр­ ного изменения при a = 1.

Глава 3-3

Д Е Й С Т В И Т Е Л Ь Н ЫЕ ЦИКЛЫ

Действительный рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания состоит из пяти последовательных периодически повторяющихся ра­ бочих процессов: 1) наполнение, или зарядка; 2) сжатие; 3) сгора­ ние; 4) расширение; 5) очистка цилиндра, или выпуск.

§ 3-8. Очистка и наполнение цилиндра

Наполнением, или зарядкой, двигателя называют процесс напол­ нения рабочего объема цилиндра свежим зарядом: воздухом — в дизелях и смесью воздуха с топливом — в карбюраторных и газовых двигателях. Этот процесс в четырехтактных двигателях начинается после очистки цилиндра и происходит при движении поршня от в.м.т. до н.м.т. (рис. 3-17). Принимается, что в момент нахождения поршня в в.м.т. объем камеры сжатия Vc заполнен остаточными газами с дав­ лением рг и температурой Тг. Давление рг обычно бывает выше атмо­ сферного давления р0, а возникающая при этом разность давлений Дрг используется для создания скорости выпускных газов при истече­ нии из цилиндра в выпускной трубопровод и для преодоления сопро­ тивления в клапанах, трубопроводе и глушителе. При всасывающем ходе поршня остаточные газы расширяются, давление в цилиндре уменьшается, так что в двигателях, работающих без наддува, оно

265


становится ниже атмосферного, а примерно с точки е начинается про­

цесс наполнения цилиндра воздухом или рабочей смесью.

Наполнение

кончается не в н.м.т.,

чему

на диаграмме

соответствует

точка

Д а

несколько

позже, всасывающий

клапан

закрывается

при

повороте

 

 

 

кривошипа

на 20-4-50° после

прохож­

 

 

 

дения

 

поршнем н.м.т.

 

(точка

а).

 

 

 

Давление в цилиндре

ра

в процессе

В.М.Т.

 

H.M.T.

наполнения

все

время

 

меняется.

 

В двигателях,

работающих без

над­

 

 

*s

г

 

дува,

в конце

всасывания

ра <; р0.

" ч . a

 

 

- s

Энергия

разности

давлений

Ара

при

 

 

всасывании

расходуется

 

на создание

1

 

г

 

vh

скорости

протекания

заряда и на

Is

Va

 

преодоление сопротивления

в трубо­

 

_Jk

^

проводе

и

клапанах.

Значение

ра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зависит

в основном

от

 

конструкции

Рис . 3-17.

Диаграмма

впуска

и

размеров

впускной

 

системы,

от

и выпуска четырехтактного

фаз газораспределения,

 

а в двигате­

 

двигателя

 

лях,

работающих с наддувом, — и от

 

 

 

 

 

 

давления

наддувочного

воздуха

рк.

Степень сжатия четырехтактного двигателя определяется зависи­

мостью

 

 

* = (Vh + Vc)/Vc

= Vh/Vc + l.

(3-51)

Минимальную величину степени

сжатия в дизелях

выбирают с

таким расчетом, чтобы конечная температура сжатия обеспечивала воспламенение топлива при пуске холодного двигателя в условиях низких температур всасываемого воздуха.

Увеличение степени сжатия более чем на 18-4-20 нецелесообразно, так как это сопровождается значительным повышением давления кон­ ца сжатия, в результате чего получаются слишком высокие давления и температуры сгорания, что вызывает необходимость для сохранения прочности утяжелять конструкцию двигателя и особенно деталей кривошипно-шатунного механизма. В то же время термический к.п.д. при такой высокой степени сжатия увеличивается незначительно, а механический к.п.д., наоборот, несколько уменьшается, и эффектив­

ный

к.п.д. двигателя

при е > 18 почти не повышается.

Повышение степени сжатия в

двигателях с искровым зажига­

нием

определяется

возможностями

организации бездетонационного

сгорания топлива. Величина степени сжатия в этих двигателях выби­ рается в зависимости от применяемого топлива, размеров цилиндра, конструктивного оформления камеры сжатия и материала цилиндро- во-поршневой группы деталей двигателя.

В двухтактных двигателях воздух предварительно сжимается в специальном продувочном насосе (нагнетателе), и процесс очистки и зарядки происходит за счет нагнетания сжатого воздуха в цилиндр двигателя. На рис. 3-18 приведена диаграмма очистки и зарядки двухтактного двигателя. Точка Ъ соответствует началу открытия продувочных окон, точка е — закрытию продувочных окон и точка

266


а — закрытию выпускных окон или клапанов. Соответственно в точке Ь начинается выпуск, в точке g— продувка и зарядка, т. е. одновре­ менно осуществляется выпуск и нагнетание воздуха в цилиндр, в точ­ ке е — конец зарядки и в точке а •— конец выпуска и начало сжатия заряда в цилиндре. Закрытие впускных и выпускных окон или клапа­ нов осуществляется при угле поворота кривошипа 20-4-80° после н.м.т.

Рис. 3-18. Диаграмма очистки и зарядки двух­ тактного двигателя с прямоточной продувкой

Основные параметры и их соотношения

Полезным рабочим объемом Vh двухтактного двигателя является только та часть объема, описываемого поршнем, которая соответству­ ет полезной части хода, т. е.

У и = V — V

у h

v н

п>

где Vh — полный объем, описываемый поршнем; Vn •— потерянный объем, т. е. объем, описываемый поршнем от н.м.т. до закрытия вы­ пускных органов (или продувочных, если они закрываются позже выпускных).

Соотношение потерянного объема к полному называется потерян­ ной долей хода поршня:

 

 

 

V =

VJVh

= (V/-Va)/V'h,

(3-52)

откуда

полезный

рабочий

объем

 

 

 

 

 

VH=Vh-Vn~V'h(l-1p).

 

(3-53)

 

Отношение полезного объема цилиндра к объему

камеры сжа­

тия

называют действительной степенью

сжатия:

 

* =

(Vh

+ Vc)/Vc =

[Vh (1 -

яр) +

Ve]/Vc.

= [Vk(l -Щ/Уе

+ 1. (3-54)

267