ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 2
Теплота сгорания горючей смеси
Количество тепла, получаемое при сгорании 1 м3 горючей смеси (обычно смеси воздуха и топлива), называется теплотой сгорания го рючей смеси.
Теплота сгорания горючей смеси QCM определяется отношением низшей теплоты сгорания топлива, входящего в смесь, к объему горю чей смеси:
QCM = QpMl.
Низшая теплота сгорания жидкого топлива измеряется, как из вестно, в кДж/кг; газового топлива — в кДж/м3 ; объем горючей сме си — в м3 /кг для жидких и в м3 /м3 — для газовых топлив.
Используя соответствующие значения указанных величин, полу
чаем |
для дизелей |
|
|
|
|
QCM = |
— |
; |
(3 - 41) |
|
|
8314,2 |
(T0/p0)aL0 |
|
для |
карбюраторных двигателей |
|
|
|
|
|
Qp |
|
|
|
QCM = |
' |
; |
(3-42) |
для |
8314,2 (T0/p0)(aL0 |
+ l/mT) |
|
|
газовых двигателей |
|
|
|
|
|
QCM |
= |
tf£/(aL0+l). |
(3-43) |
Теплота сгорания горючей смеси в двигателях внутреннего сгора ния имеет важное значение; она показывает количество тепла, которое может выделиться при сгорании 1 м3 рабочей смеси, т. е. характери зует тепловую напряженность рабочего процесса в цилиндре. Чем выше теплота сгорания горючей смеси, тем больше работы при всех одинаковых остальных условиях можно получить за цикл.
§ 3-7. Теплоемкость горючих смесей и продуктов сгорания
Средняя мольная изохорная теплоемкость смеси различных газов
определяется выражением |
|
|
cv = |
£ cv. Mtl ( Ш 4 ) , |
(3-44) |
а средняя мольная изобарная теплоемкость |
смеси различных га |
|
зов — |
|
|
ср |
= Icp.Mi/^Mi), |
(3-45) |
где cVi и cpi — соответственно средняя мольная изохорная и средняя
мольная изобарная теплоемкости |
отдельного компонента, входящего |
в смесь, кДж/(кмоль-К); Mt—число |
молей этого компонента в смеси; |
2 Mi — общее количество молей |
всех компонентов, образующих |
смесь. |
|
263
При определении теплоемкости газового топлива удобнее пользо ваться выражением
cl = £ cv. rt |
(3-46) |
где rt= VJ'Z Vt —объемные доли отдельных компонентов, |
получае |
мые делением объема соответствующего компонента при определен
ном давлении и температуре на суммарный объем всех |
компонентов, |
т. е. объем газового топлива при том же давлении и |
температуре. |
Так как объем 1 моля для всех идеальных газов является одинако вым, то гг можно получить также из следующего соотношения:
г i = МАША.
По (3-46) можно определить как объемную, так и мольную тепло емкость; при этом размерность cl будет той же, что и при cvt- Средняя мольная изохорная теплоемкость горючей смеси, применяемой в кар бюраторных двигателях и состоящей из aL0 молей воздуха и \1т1 мо лей паров топлива,
c.vaL0 |
+ cl ( l / m T ) |
С г ; с = |
-f- 1 /тТ |
aL 0 |
Разделив числитель |
и знаменатель на iLQ, |
получим |
|||
|
|
|
с в |
+ cl/ (mT aL0) |
(3-47) |
|
qY |
С —_ |
_ |
||
|
|
|
l |
+ l/(mT <xL0 ) |
|
Для |
нефтяных топлив |
при |
ос = 0,84-1,0 |
значение l/(mr aL0) s= |
|
« 0,02; |
тогда |
|
|
|
|
|
<£с = |
(с, + |
0,02 ср/1,02, |
(3-48) |
где cv и cl —средние мольные изохорные теплоемкости соответственно воздуха и паров топлива, кДж/(кмоль-К).
Средняя мольная изохорная теплоемкость смеси воздуха и газового топлива, т. е. горючей смеси в газовых двигателях,
|
cvaL0 |
+ |
< |
|
|
аЦ |
+ 1 |
' |
|
И Л И |
|
|
|
|
|
с ,aLn + сг„ |
(3 - «) |
||
|
с,' = ~ ^ |
. |
||
где cv |
и cl — средние мольные изохорные теплоемкости соответственно |
|||
воздуха и газового топлива, кДж/(кмоль-К); М0 = |
a L 0 + l —коли |
|||
чество горючей смеси, приходящейся |
на |
1 кмоль газового топлива, |
||
кмоль. |
|
|
|
|
Продукты сгорания состоят из смеси следующих |
газов: С 0 2 , СО, |
|||
Н 2 0 , |
0 2 и N 2 ; их мольная изобарная |
теплоемкость |
продуктов сгора |
|
ния |
|
|
|
|
264
• - |
C P O O . M C O . |
+ CPCQ MCO |
+ C P H 2 Q MH2Q |
+ cpQ2MQ, |
+ |
C P N „ M N 2 |
, „ |
|
|||
P |
|
M C O 2 |
+ M C O + ^ H 2 O + M O 3 + ^ N 2 |
|
|
' L |
' |
||||
где cpco2, |
cpco, ср н2 о, cp o2 , |
C P N 2 |
— средние |
мольные |
изобарные |
тепло |
|||||
емкости |
соответствующих |
газов, |
кДж/(кмоль • К) • |
|
|
|
|
||||
Если |
известна |
теплоемкость |
продуктов |
полного |
сгорания |
при |
|||||
а = 1, то для любого другого |
значения а > |
1 ее можно подсчитать: |
рM t + L „ ( a - 1 )
Разделив числитель и знаменатель на L0 , получим
С р ~ |
И0 + а - 1 |
где ср — средняя мольная изобарная теплоемкость продуктов полного сгорания при a = 1, кДж/(кмоль-К); cPt— средняя мольная изобарная теплоемкость воздуха, кДж/(кмоль-К); Mt — количество продуктов полного сгорания 1 кг жидкого топлива (или 1 кмоля газо вого топлива) при a = 1, кмоль; L 0 — теоретически необходимое ко личество воздуха, кмоль, щ — химический коэффициент молекуляр ного изменения при a = 1.
Глава 3-3
Д Е Й С Т В И Т Е Л Ь Н ЫЕ ЦИКЛЫ
Действительный рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания состоит из пяти последовательных периодически повторяющихся ра бочих процессов: 1) наполнение, или зарядка; 2) сжатие; 3) сгора ние; 4) расширение; 5) очистка цилиндра, или выпуск.
§ 3-8. Очистка и наполнение цилиндра
Наполнением, или зарядкой, двигателя называют процесс напол нения рабочего объема цилиндра свежим зарядом: воздухом — в дизелях и смесью воздуха с топливом — в карбюраторных и газовых двигателях. Этот процесс в четырехтактных двигателях начинается после очистки цилиндра и происходит при движении поршня от в.м.т. до н.м.т. (рис. 3-17). Принимается, что в момент нахождения поршня в в.м.т. объем камеры сжатия Vc заполнен остаточными газами с дав лением рг и температурой Тг. Давление рг обычно бывает выше атмо сферного давления р0, а возникающая при этом разность давлений Дрг используется для создания скорости выпускных газов при истече нии из цилиндра в выпускной трубопровод и для преодоления сопро тивления в клапанах, трубопроводе и глушителе. При всасывающем ходе поршня остаточные газы расширяются, давление в цилиндре уменьшается, так что в двигателях, работающих без наддува, оно
265
становится ниже атмосферного, а примерно с точки е начинается про
цесс наполнения цилиндра воздухом или рабочей смесью. |
Наполнение |
||||||||||||||
кончается не в н.м.т., |
чему |
на диаграмме |
соответствует |
точка |
Д а |
||||||||||
несколько |
позже, всасывающий |
клапан |
закрывается |
при |
повороте |
||||||||||
|
|
|
кривошипа |
на 20-4-50° после |
прохож |
||||||||||
|
|
|
дения |
|
поршнем н.м.т. |
|
(точка |
а). |
|||||||
|
|
|
Давление в цилиндре |
ра |
в процессе |
||||||||||
В.М.Т. |
|
H.M.T. |
наполнения |
все |
время |
|
меняется. |
||||||||
|
В двигателях, |
работающих без |
над |
||||||||||||
|
|
*s |
|||||||||||||
г |
|
дува, |
в конце |
всасывания |
ра <; р0. |
||||||||||
" ч . a |
|||||||||||||||
|
|
- s |
Энергия |
разности |
давлений |
Ара |
при |
||||||||
|
|
всасывании |
расходуется |
|
на создание |
||||||||||
1 |
|
г |
|
||||||||||||
vh |
скорости |
протекания |
заряда и на |
||||||||||||
Is |
|||||||||||||||
Va |
|
преодоление сопротивления |
в трубо |
||||||||||||
—— |
|
||||||||||||||
_Jk |
^ |
проводе |
и |
клапанах. |
Значение |
ра |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
зависит |
в основном |
от |
|
конструкции |
||||||||
Рис . 3-17. |
Диаграмма |
впуска |
и |
размеров |
впускной |
|
системы, |
от |
|||||||
и выпуска четырехтактного |
фаз газораспределения, |
|
а в двигате |
||||||||||||
|
двигателя |
|
лях, |
работающих с наддувом, — и от |
|||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
давления |
наддувочного |
воздуха |
рк. |
Степень сжатия четырехтактного двигателя определяется зависи
мостью |
|
|
* = (Vh + Vc)/Vc |
= Vh/Vc + l. |
(3-51) |
Минимальную величину степени |
сжатия в дизелях |
выбирают с |
таким расчетом, чтобы конечная температура сжатия обеспечивала воспламенение топлива при пуске холодного двигателя в условиях низких температур всасываемого воздуха.
Увеличение степени сжатия более чем на 18-4-20 нецелесообразно, так как это сопровождается значительным повышением давления кон ца сжатия, в результате чего получаются слишком высокие давления и температуры сгорания, что вызывает необходимость для сохранения прочности утяжелять конструкцию двигателя и особенно деталей кривошипно-шатунного механизма. В то же время термический к.п.д. при такой высокой степени сжатия увеличивается незначительно, а механический к.п.д., наоборот, несколько уменьшается, и эффектив
ный |
к.п.д. двигателя |
при е > 18 почти не повышается. |
|
Повышение степени сжатия в |
двигателях с искровым зажига |
||
нием |
определяется |
возможностями |
организации бездетонационного |
сгорания топлива. Величина степени сжатия в этих двигателях выби рается в зависимости от применяемого топлива, размеров цилиндра, конструктивного оформления камеры сжатия и материала цилиндро- во-поршневой группы деталей двигателя.
В двухтактных двигателях воздух предварительно сжимается в специальном продувочном насосе (нагнетателе), и процесс очистки и зарядки происходит за счет нагнетания сжатого воздуха в цилиндр двигателя. На рис. 3-18 приведена диаграмма очистки и зарядки двухтактного двигателя. Точка Ъ соответствует началу открытия продувочных окон, точка е — закрытию продувочных окон и точка
266
а — закрытию выпускных окон или клапанов. Соответственно в точке Ь начинается выпуск, в точке g— продувка и зарядка, т. е. одновре менно осуществляется выпуск и нагнетание воздуха в цилиндр, в точ ке е — конец зарядки и в точке а •— конец выпуска и начало сжатия заряда в цилиндре. Закрытие впускных и выпускных окон или клапа нов осуществляется при угле поворота кривошипа 20-4-80° после н.м.т.
Рис. 3-18. Диаграмма очистки и зарядки двух тактного двигателя с прямоточной продувкой
Основные параметры и их соотношения
Полезным рабочим объемом Vh двухтактного двигателя является только та часть объема, описываемого поршнем, которая соответству ет полезной части хода, т. е.
У и = V — V
у h |
v н |
п> |
где Vh — полный объем, описываемый поршнем; Vn •— потерянный объем, т. е. объем, описываемый поршнем от н.м.т. до закрытия вы пускных органов (или продувочных, если они закрываются позже выпускных).
Соотношение потерянного объема к полному называется потерян ной долей хода поршня:
|
|
|
V = |
VJVh |
= (V/-Va)/V'h, |
(3-52) |
|
откуда |
полезный |
рабочий |
объем |
|
|
||
|
|
|
VH=Vh-Vn~V'h(l-1p). |
|
(3-53) |
||
|
Отношение полезного объема цилиндра к объему |
камеры сжа |
|||||
тия |
называют действительной степенью |
сжатия: |
|
||||
* = |
(Vh |
+ Vc)/Vc = |
[Vh (1 - |
яр) + |
Ve]/Vc. |
= [Vk(l -Щ/Уе |
+ 1. (3-54) |
267