Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 269

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сжатия называют геометрической (условной) степенью сжатия:

 

 

 

e>=

(Vh+Vc)/Vc

 

= V'h/Vc+\.

 

 

 

 

(3-55)

Связь между

действительной

и

геометрической

(условной)

сте­

пенью

сжатия определяется

зависимостью

 

 

 

 

 

 

s =

( W )

( 1 - ^ ) +

1 =

( з ' - 1 )

( 1 - г р ) + 1 = г '

(1 _ яр)

+

г|;,

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е =

в' —-ф(з'1),

 

 

 

(3-56)

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е' =

(е — — - ф ) .

 

 

 

 

(3-57)

В четырехтактных двигателях различие между действительной и

геометрической степенями сжатия обычно незначительное,

поэтому

для них в расчетах, не требующих

большой

точности,

пользуются

только геометрической степенью сжатия, считая, что

действительная

степень

сжатия

равна

геометрической.

 

 

 

 

 

 

В цилиндре двигателя кроме свежего заряда содержатся еще и

остаточные газы. Отношение

выраженных в молях количества

оста­

точных

газов

Мг

к

количеству свежего заряда

М0,

поступившего в

цилиндр, называется

коэффициентом

 

остаточных

газов

у:

 

 

 

 

 

 

 

 

Т =

М,/М0.

 

 

 

 

 

 

Величина коэффициента остаточных газов у в четырехтактных

двигателях (при отсутствии продувки)

зависит

от степени сжатия е,

а также от давления рг

и температуры

Тг остаточных

газов.

 

 

В двухтактных двигателях величина коэффициента у

определяется

в основном качеством продувки, что зависит от давления и температу­ ры продувочного (наддувочного) воздуха, от противодавления при вы­ пуске, от геометрических размеров цилиндра, а также от конструкции и фаз газораспределения.

Отношение всего количества газов в цилиндре после сгорания ко всему количеству газов до сгорания называется действительным коэф­ фициентом молекулярного изменения ;х:

 

 

 

 

V. = (М + МГ)/(М0

+ Мг),

 

 

 

 

 

где

М,

М0

и Мг

— количество

соответственно

продуктов

сгорания,

горючей

смеси и остаточных газов, моль/кг.

 

 

 

 

М0, полу­

 

Разделив числитель и знаменатель этого выражения на

чим

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р- = (^о + т У (1+

Т)>

 

 

 

 

 

(3-58)

где

[

М/М0

— химический

коэффициент

молекулярного

изме­

нения.А0

 

газов в цилиндре в начале сжатия

Т

а

всегда

бывает

 

Температура

 

несколько

выше

температуры

заряда воздуха

или

 

горючей

смеси,

268


а также температуры продувочного и наддувочного воздуха. Темпера­ тура заряда повышается при смешении его с остаточными газами, имеющими более высокую температуру, а также в результате сопри­ косновения с горячими стенками цилиндра. Чтобы определить значе­ ние температуры Та, напишем уравнение баланса тепла до и после смешения заряда с остаточными газами:

 

M0cv 0 + AT) + М,с0

Тг = (М0 + Мг) с0 Та,

 

где cv,

cv и cv — теплоемкости соответственно воздуха,

остаточных

газов и смеси воздуха с остаточными газами, кДж/кг-К;

Т0 — темпе­

ратура

заряда перед цилиндром,

К; ДТ — подогрев заряда от сопри­

косновения с горячими стенками,

К-

 

Количество остаточных газов относительно невелико. Теплоемкос­ ти остаточных газов и свежего заряда незначительно отличаются друг от друга; поэтому, пренебрегая разницей между ними, можно напи­ сать

 

 

 

М0 0 + AT) + MrTr

= (М0 + Мг)

Та.

 

 

 

 

 

Разделив обе части уравнения

на М0 и заметив, что Мг0

=

=

т, получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г 0 + ДГ + Т Г Г = (1 + 7) Та.

 

 

 

 

 

 

Отсюда конечная

температура

наполнения

(или начала

сжатия)

в

двигателях без наддува

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а = (Г0 + ДГ + т Г,)/(1 + т

) ,

 

 

(3-59)

с

наддувом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

r a

= (7K + AT + T 7 V ) / ( l + T ) ,

 

 

 

 

где

Г к

— абсолютная

температура

наддувочного

воздуха

перед

вхо­

дом

в

цилиндр двигателя.

Та зависит

 

 

 

 

 

 

Из (3-59) видно, что значение

в

некоторой

степени

также и от температуры остаточных газов Тг,

 

которой

приходится

задаваться. Это показывает, что найденная таким методом Та

являет­

ся приближенной. Но необходимо указать, что Тт незначительно влияет

на величину Та,

так как входит

в

(3-59) в виде произведения

уТг.

 

Экспериментальным путем получены следующие

значения

AT, К

и

Т„

К:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

дизелей без наддува

 

 

Д Т =

10-т-ЗО;

Тт

= 700-=- 850

 

 

Для

дизелей

с наддувам

 

 

Д Т =

0-М0; Тг

=

7004-1000

 

 

Для

карбюраторных двигателей

. . . Д Т =

104-30;

Тг

=

9004-1150

 

 

Для

газовых

двигателей (при

работе

 

 

 

 

 

 

 

на

природном газе)

 

 

Д Т =

104-20; Тг

=

8504-1200

 

 

Качество заряда в двигателях внутреннего сгорания

характеризу­

ется

коэффициентом

наполнения r\ v , представляющим

собой отноше­

ние

действительного

количества

заряда,

поступившего в цилиндр,

к тому количеству, которое могло

бы поместиться в рабочем

объеме

Vh

при температуре

Т0 и давлении

р0 окружающей

среды.

 

269



В соответствии с этим определением можно написать

\= v0/v„,

откуда объем действительно поступившего свежего заряда при р0 и Т0

V0 = \ V h .

Объем свежего заряда, приведенный к температуре и давлению

начала сжатия,

 

 

V = y}vVA(Ta/T0)

(Ро/Ра),

(3-60)

где ра — давление газов в цилиндре четырехтактного двигателя после закрытия впускного клапана или в цилиндре двухтактного двигате­ ля после закрытия продувочно-наддувочных органов.

В общем объеме цилиндра находятся в начале сжатия еще остаточ­ ные газы объемом М"г при тех же Та и ра, поэтому общий объем газов

в цилиндре в начале сжатия

 

 

Va

= V + M'r =

V

[l+(M-r/V)].

Так как объемные

количества

остаточных газов Мг и заряда V

взяты при одинаковых давлении и температуре, можно записать, что

Mr/V=y,

тогда

Va =

V (1+Y).

 

 

 

 

 

 

Подставляя

значение

V из

(3-60), получаем

 

 

 

 

 

Va =

'%Уп (Та0)

(Ро/Ра)

(1 + Т)-

 

(3-61)

С

другой стороны,

объем

Va

можно

выразить

через

рабочий

объем

цилиндра

и степень сжатия. Можно записать

 

 

 

 

 

 

VJVh

= (VJVc)

 

(Vc/Vh).

 

 

 

Учитывая, что

VJVC

 

= г , a VclVh

= Vc/(Vh + VC-Ve)

=

VJ(Va-

— Vc) = l/(e — 1),

получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V„ =

H e - l ) ] Vh.

 

 

 

Подставляя

это значение

Va

в

(3-61), получаем

 

 

 

И г - 1 ) ]

V^^V^TJTo)

 

 

(pjpa)

( 1 + T ) ,

 

откуда

 

 

 

 

VJTa)

 

 

 

 

 

 

 

%

=

И *

-

1)]

 

а 0 ) [1/(1 + Т ) ] .

(3-62)

При замене величины Та

(1 +

т)

равной ей

величиной

0-\-

+ AT

+ ~\ТГ) [см. (3-59)] формула

коэффициента

наполнения

прини­

мает вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

=

[ е / ( г -

} )] (Р>о) [ТЛТо

+ АГ +

'[Тт)1

(3-63)

Формула (3-63) связывает т] у , у и Та и справедлива как для четы­ рехтактных, так и для двухтактных двигателей независимо от способа подачи заряда в цилиндр. Нужно иметь в виду, что в двухтактном

270


двигателе степень сжатия е относится не к геометрическому (полному) объему хода поршня, а к полезному, рабочему объему Vh = —ф). Отсюда коэффициент наполнения, отнесенный к полному ходу поршня,

 

 

 

V

= Tv 0

 

 

 

 

где

(|) — потерянная доля

хода поршня.

 

 

 

 

 

Принимая для четырехтактного двигателя

объем остаточных газов

при рт

и Тт равным объему

пространства

сжатия

Vc, т. е.

полагая

Vr

~

Vc и зная, что VhlVc

=

е — 1 , получаем

Vr =

Vft/(e—1).

Объем

остаточных газов при Та

и ра

определяется

 

зависимостью

 

 

 

M ; = [ v y ( e - i ) ] аг)

г / Р в ),

 

 

а объем свежего заряда, приведенный к тем же условиям темпера­

туры и

давления,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M" = \Vh

(TJT0) (p0 /pe ).

 

 

 

 

 

 

Отсюда

выражение

коэффициента остаточных

газов

для

четы­

рехтактных

двигателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т = М1М" =

7 > Д(е -

1) TrPofiv),

 

 

 

 

(3-64)

а коэффициент

наполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ = Т о Р г

/ [ ( е - 1 )

7 > о Т ] .

 

 

 

 

(3-65)

Подставляя

значение

т из (3-64) в (3-63), получаем

после

преоб­

разований следующую формулу коэффициента наполнения

для

че­

тырехтактного

двигателя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•пу =

-

рг)

тм*

-1)

Ро ( П + АТу].

 

 

(3-66)

Подставляя

данное

значение тп

в (3-64), получаем для

четырех­

тактного двигателя формулу для определения f, не зависящего от

ч\у,

 

 

 

т = [(Т0

+

АГ)/ГГ ] [рг /(гра - рг )].

 

 

 

 

(3-67)

Из (3-66) видно, что коэффициент

наполнения

четырехтактного

двигателя

увеличивается

в основном при повышении

ра,

снижении

рг и AT

и не зависит от Тг

и

Та.

 

 

 

 

 

 

 

 

Все

приведенные формулы

по определению Та,

у

и r\ v

остаются

справедливыми и для двигателя с наддувом; только при наддуве в формулы вместо Т 0 и р 0 окружающей среды следует подставлять тем­ пературу и давление наддувочного воздуха Тк и р к . Если же после нагнетателя имеется промежуточный холодильник, то под Тк следует подразумевать температуру воздуха после холодильника. Таким об­

разом, при наддуве формулы (3-66)

и (3-67) приобретают следующий

вид:

 

 

 

 

 

\ =

[ ( е р в - Р , )

ТЖ(*

-

1) Рк (7-к + АГ)];

(3-68)

7

= [(Тк +

АТ)/ТГ]

[Рг/(вра - рг )].

(3-59)

271