ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 269
Скачиваний: 2
Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сжатия называют геометрической (условной) степенью сжатия:
|
|
|
e>= |
(Vh+Vc)/Vc |
|
= V'h/Vc+\. |
|
|
|
|
(3-55) |
||||
Связь между |
действительной |
и |
геометрической |
(условной) |
сте |
||||||||||
пенью |
сжатия определяется |
зависимостью |
|
|
|
|
|
|
|||||||
s = |
( W ) |
( 1 - ^ ) + |
1 = |
( з ' - 1 ) |
( 1 - г р ) + 1 = г ' |
(1 _ яр) |
+ |
г|;, |
|||||||
откуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е = |
в' —-ф(з' — 1), |
|
• |
|
|
(3-56) |
||||
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е' = |
(е — — - ф ) . |
|
|
|
|
(3-57) |
||||
В четырехтактных двигателях различие между действительной и |
|||||||||||||||
геометрической степенями сжатия обычно незначительное, |
поэтому |
||||||||||||||
для них в расчетах, не требующих |
большой |
точности, |
пользуются |
||||||||||||
только геометрической степенью сжатия, считая, что |
действительная |
||||||||||||||
степень |
сжатия |
равна |
геометрической. |
|
|
|
|
|
|
||||||
В цилиндре двигателя кроме свежего заряда содержатся еще и |
|||||||||||||||
остаточные газы. Отношение |
выраженных в молях количества |
оста |
|||||||||||||
точных |
газов |
Мг |
к |
количеству свежего заряда |
М0, |
поступившего в |
|||||||||
цилиндр, называется |
коэффициентом |
|
остаточных |
газов |
у: |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
Т = |
М,/М0. |
|
|
|
|
|
|
||
Величина коэффициента остаточных газов у в четырехтактных |
|||||||||||||||
двигателях (при отсутствии продувки) |
зависит |
от степени сжатия е, |
|||||||||||||
а также от давления рг |
и температуры |
Тг остаточных |
газов. |
|
|
||||||||||
В двухтактных двигателях величина коэффициента у |
определяется |
в основном качеством продувки, что зависит от давления и температу ры продувочного (наддувочного) воздуха, от противодавления при вы пуске, от геометрических размеров цилиндра, а также от конструкции и фаз газораспределения.
Отношение всего количества газов в цилиндре после сгорания ко всему количеству газов до сгорания называется действительным коэф фициентом молекулярного изменения ;х:
|
|
|
|
V. = (М + МГ)/(М0 |
+ Мг), |
|
|
|
|
|
||
где |
М, |
М0 |
и Мг |
— количество |
соответственно |
продуктов |
сгорания, |
|||||
горючей |
смеси и остаточных газов, моль/кг. |
|
|
|
|
М0, полу |
||||||
|
Разделив числитель и знаменатель этого выражения на |
|||||||||||
чим |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р- = (^о + т У (1+ |
Т)> |
|
|
|
|
|
(3-58) |
||
где |
[ |
М/М0 |
— химический |
коэффициент |
молекулярного |
изме |
||||||
нения.А0 |
|
газов в цилиндре в начале сжатия |
Т |
а |
всегда |
бывает |
||||||
|
Температура |
|
||||||||||
несколько |
выше |
температуры |
заряда воздуха |
или |
|
горючей |
смеси, |
268
а также температуры продувочного и наддувочного воздуха. Темпера тура заряда повышается при смешении его с остаточными газами, имеющими более высокую температуру, а также в результате сопри косновения с горячими стенками цилиндра. Чтобы определить значе ние температуры Та, напишем уравнение баланса тепла до и после смешения заряда с остаточными газами:
|
M0cv (Т0 + AT) + М,с0 |
Тг = (М0 + Мг) с0 Та, |
|
где cv, |
cv и cv — теплоемкости соответственно воздуха, |
остаточных |
|
газов и смеси воздуха с остаточными газами, кДж/кг-К; |
Т0 — темпе |
||
ратура |
заряда перед цилиндром, |
К; ДТ — подогрев заряда от сопри |
|
косновения с горячими стенками, |
К- |
|
Количество остаточных газов относительно невелико. Теплоемкос ти остаточных газов и свежего заряда незначительно отличаются друг от друга; поэтому, пренебрегая разницей между ними, можно напи сать
|
|
|
М0 (Т0 + AT) + MrTr |
= (М0 + Мг) |
Та. |
|
|
|
||
|
|
Разделив обе части уравнения |
на М0 и заметив, что Мг/М0 |
= |
||||||
= |
т, получим |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Г 0 + ДГ + Т Г Г = (1 + 7) Та. |
|
|
|
|
|||
|
|
Отсюда конечная |
температура |
наполнения |
(или начала |
сжатия) |
||||
в |
двигателях без наддува |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Т а = (Г0 + ДГ + т Г,)/(1 + т |
) , |
|
|
(3-59) |
|||
с |
наддувом |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
r a |
= (7K + AT + T 7 V ) / ( l + T ) , |
|
|
|
|
||
где |
Г к |
— абсолютная |
температура |
наддувочного |
воздуха |
перед |
вхо |
|||
дом |
в |
цилиндр двигателя. |
Та зависит |
|
|
|
|
|
||
|
Из (3-59) видно, что значение |
в |
некоторой |
степени |
||||||
также и от температуры остаточных газов Тг, |
|
которой |
приходится |
|||||||
задаваться. Это показывает, что найденная таким методом Та |
являет |
ся приближенной. Но необходимо указать, что Тт незначительно влияет
на величину Та, |
так как входит |
в |
(3-59) в виде произведения |
уТг. |
|||||||||
|
Экспериментальным путем получены следующие |
значения |
AT, К |
||||||||||
и |
Т„ |
К: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для |
дизелей без наддува |
|
|
Д Т = |
10-т-ЗО; |
Тт |
= 700-=- 850 |
||||
|
|
Для |
дизелей |
с наддувам |
|
|
Д Т = |
0-М0; Тг |
= |
7004-1000 |
|||
|
|
Для |
карбюраторных двигателей |
. . . Д Т = |
104-30; |
Тг |
= |
9004-1150 |
|||||
|
|
Для |
газовых |
двигателей (при |
работе |
|
|
|
|
|
|||
|
|
на |
природном газе) |
|
|
Д Т = |
104-20; Тг |
= |
8504-1200 |
|
|||
|
Качество заряда в двигателях внутреннего сгорания |
характеризу |
|||||||||||
ется |
коэффициентом |
наполнения r\ v , представляющим |
собой отноше |
||||||||||
ние |
действительного |
количества |
заряда, |
поступившего в цилиндр, |
|||||||||
к тому количеству, которое могло |
бы поместиться в рабочем |
объеме |
|||||||||||
Vh |
при температуре |
Т0 и давлении |
р0 окружающей |
среды. |
|
269
В соответствии с этим определением можно написать
\= v0/v„,
откуда объем действительно поступившего свежего заряда при р0 и Т0
V0 = \ V h .
Объем свежего заряда, приведенный к температуре и давлению
начала сжатия, |
|
|
V = y}vVA(Ta/T0) |
(Ро/Ра), |
(3-60) |
где ра — давление газов в цилиндре четырехтактного двигателя после закрытия впускного клапана или в цилиндре двухтактного двигате ля после закрытия продувочно-наддувочных органов.
В общем объеме цилиндра находятся в начале сжатия еще остаточ ные газы объемом М"г при тех же Та и ра, поэтому общий объем газов
в цилиндре в начале сжатия |
|
|
|
Va |
= V + M'r = |
V |
[l+(M-r/V)]. |
Так как объемные |
количества |
остаточных газов Мг и заряда V |
взяты при одинаковых давлении и температуре, можно записать, что
Mr/V=y, |
тогда |
Va = |
V (1+Y). |
|
|
|
|
|
|
||||
Подставляя |
значение |
V из |
(3-60), получаем |
|
|
|
|||||||
|
|
Va = |
'%Уп (Та/Т0) |
(Ро/Ра) |
(1 + Т)- |
|
(3-61) |
||||||
С |
другой стороны, |
объем |
Va |
можно |
выразить |
через |
рабочий |
||||||
объем |
цилиндра |
и степень сжатия. Можно записать |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
VJVh |
= (VJVc) |
|
(Vc/Vh). |
|
|
|
|||
Учитывая, что |
VJVC |
|
= г , a VclVh |
= Vc/(Vh + VC-Ve) |
= |
VJ(Va- |
|||||||
— Vc) = l/(e — 1), |
получаем |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
V„ = |
H e - l ) ] Vh. |
|
|
|
||||
Подставляя |
это значение |
Va |
в |
(3-61), получаем |
|
|
|||||||
|
И г - 1 ) ] |
V^^V^TJTo) |
|
|
(pjpa) |
( 1 + T ) , |
|
||||||
откуда |
|
|
|
|
VJTa) |
|
|
|
|
|
|
||
|
% |
= |
И * |
- |
1)] |
|
(ра /р0 ) [1/(1 + Т ) ] . |
(3-62) |
|||||
При замене величины Та |
(1 + |
т) |
равной ей |
величиной |
(Т0-\- |
||||||||
+ AT |
+ ~\ТГ) [см. (3-59)] формула |
коэффициента |
наполнения |
прини |
|||||||||
мает вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
= |
[ е / ( г - |
} )] (Р>о) [ТЛТо |
+ АГ + |
'[Тт)1 |
(3-63) |
Формула (3-63) связывает т] у , у и Та и справедлива как для четы рехтактных, так и для двухтактных двигателей независимо от способа подачи заряда в цилиндр. Нужно иметь в виду, что в двухтактном
270
двигателе степень сжатия е относится не к геометрическому (полному) объему хода поршня, а к полезному, рабочему объему Vh = —ф). Отсюда коэффициент наполнения, отнесенный к полному ходу поршня,
|
|
|
V |
= Tv 0 |
|
|
|
|
где |
(|) — потерянная доля |
хода поршня. |
|
|
|
|
||
|
Принимая для четырехтактного двигателя |
объем остаточных газов |
||||||
при рт |
и Тт равным объему |
пространства |
сжатия |
Vc, т. е. |
полагая |
|||
Vr |
~ |
Vc и зная, что VhlVc |
= |
е — 1 , получаем |
Vr = |
Vft/(e—1). |
Объем |
|
остаточных газов при Та |
и ра |
определяется |
|
зависимостью |
|
|||
|
|
M ; = [ v y ( e - i ) ] (та/тг) |
(р г / Р в ), |
|
|
а объем свежего заряда, приведенный к тем же условиям темпера
туры и |
давления, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
M" = \Vh |
(TJT0) (p0 /pe ). |
|
|
|
|
|
|
||||
Отсюда |
выражение |
коэффициента остаточных |
газов |
для |
четы |
|||||||||
рехтактных |
двигателей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Т = М1М" = |
7 > Д(е - |
1) TrPofiv), |
|
|
|
|
(3-64) |
||||
а коэффициент |
наполнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
^ = Т о Р г |
/ [ ( е - 1 ) |
7 > о Т ] . |
|
|
|
|
(3-65) |
||||
Подставляя |
значение |
т из (3-64) в (3-63), получаем |
после |
преоб |
||||||||||
разований следующую формулу коэффициента наполнения |
для |
че |
||||||||||||
тырехтактного |
двигателя: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
•пу = |
- |
рг) |
тм* |
-1) |
Ро ( П + АТу]. |
|
|
(3-66) |
||||
Подставляя |
данное |
значение тп |
в (3-64), получаем для |
четырех |
||||||||||
тактного двигателя формулу для определения f, не зависящего от |
ч\у, |
|||||||||||||
|
|
|
т = [(Т0 |
+ |
АГ)/ГГ ] [рг /(гра - рг )]. |
|
|
|
|
(3-67) |
||||
Из (3-66) видно, что коэффициент |
наполнения |
четырехтактного |
||||||||||||
двигателя |
увеличивается |
в основном при повышении |
ра, |
снижении |
||||||||||
рг и AT |
и не зависит от Тг |
и |
Та. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Все |
приведенные формулы |
по определению Та, |
у |
и r\ v |
остаются |
справедливыми и для двигателя с наддувом; только при наддуве в формулы вместо Т 0 и р 0 окружающей среды следует подставлять тем пературу и давление наддувочного воздуха Тк и р к . Если же после нагнетателя имеется промежуточный холодильник, то под Тк следует подразумевать температуру воздуха после холодильника. Таким об
разом, при наддуве формулы (3-66) |
и (3-67) приобретают следующий |
||||
вид: |
|
|
|
|
|
\ = |
[ ( е р в - Р , ) |
ТЖ(* |
- |
1) Рк (7-к + АГ)]; |
(3-68) |
7 |
= [(Тк + |
АТ)/ТГ] |
[Рг/(вра - рг )]. |
(3-59) |
271